Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Тихомирова, Т. Н.
Чувство числа и успешность в обучении математике в младшем школьном возрасте: перекрестно-лонгитюдный анализ / Т. Н. Тихомирова, С. Б. Малых
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 47 - 58 : рис., табл. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Тихомирова Т. Н., Малых С. Б.
Аннотация: Приведены результаты лонгитюдного исследования связи чувства числа и успешности обучения математике в младшем школьном возрасте. Анализировались данные 133 школьников по двум аспектам чувства числа, связанным с умением сравнивать несимволически и символически выраженные количества, и успешности в изучении математики на третьем и четвертом году школьного обучения. Результаты лонгитюдного анализа различия во взаимосвязях успешности обучения математике с двумя аспектами чувства числа. Так, академическая успешность учеников 3 класса является предиктором при обучении в 4 классе только для показателя чувства числа, связанного с оценкой символически выраженных количеств. Напротив, для аспекта чувства числа, связанного с оперированием несимволически выраженными количествами, успешность обучения математике, измеренная годом ранее, не играет значимой роли. Выявлены различия и в возрастной динамике двух аспектов чувства числа в ходе начального обучения: наиболее стабильным во времени является показатель чувства числа, связанный с оперированием несимволически выраженными количествами. Результаты интерпретируются в контексте проблемы соотношения когнитивного развития и обучения
Отраслевые рубрики: психология, возрастная психология, детская психология
Ключевые слова: математика, младшие школьники, младший школьный возраст, невербальный интеллект, обучение математике, психология обучения, успешность обучения, чувство числа
Индексы ББК: 88.411-51
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Мазилов, В. А.
Психология в эпоху глобализации: поиски собственного пути / В. А. Мазилов
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 114 - 118. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Мазилов В. А.
Аннотация: Анализируется опубликованная в “Психологическом журнале” статья А. Л. Журавлева, И. А. Мироненко и А. В. Юревича “Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы”. Развивается мысль, что психология, несомненно, должна быть современной и отвечать на вызовы времени. Подчеркивается, что реакция на вызовы должна быть обоснованной, в первую очередь психологически, поэтому определение вектора “ответов” на “вызовы” должно производиться, исходя из самоидентификации отечественной психологии. Вскрываются проблемы, имеющие методологический характер и требующие своего решения для определения стратегии развития научной психологии в XXI столетии, в частности, в ответах на актуальные вызовы. Обосновывается необходимость определения места психологии в системе научного знания, ее идеал и предмет. Идеал психологической науки – это порождение отечественной философской психологии конца XIX–начала XX в., подвергавшей критике психологию того времени и определявшей то, чем она должна заниматься, оправдывая свое название. Философия науки в XXI столетии фактически устранилась от обсуждения этих вопросов, психологи в подавляющем большинстве дистанцируются от их решения. Как следствие, происходит замещение идеала психологии неким универсальным представлением, напоминающим типовой “американский стандарт”. Утверждается, что психология не должна утрачивать идеалов, прослеживаются условия, необходимые для становления психологии фундаментальной наукой. Утверждается, что отечественная психология должна сохранить свое неповторимое своеобразие, которое определяется, в частности, представлениями об идеалах науки
Отраслевые рубрики: психология
Ключевые слова: XXI век, глобализация, методология психологии, предмет психологии, развитие психологии, философия науки, философия психологии
Индексы ББК: 88в
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Неверов, А. Н.
Психологическая наука и глобальный мир: вызовы в эпоху турбулентности / А. Н. Неверов
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 119 - 122. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Неверов А. Н.
Аннотация: Рассматривается предлагаемое в статье А. Л. Журавлева, И. А. Мироненко и А. В. Юревича “Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы” понимание вызовов и перспектив психологической науки в условиях становления глобального общества. Формулируется задача осмысления и оценки предлагаемых авторами подходов и технологий с позиции наддисциплинарного экономико-психологического подхода. Проведенный с этой позиции критический анализ, приводит к заключению о том, что ключевым общенаучным вызовом в условиях формирования глобального общества выступает обеспечение способности нового поколения в науке обеспечивать общечеловеческие позитивные изменения. По мнению автора, глобализация науки носит не только социально-психологический, но и когнитивно-интеллектуальный характер, что детерминирует постановку перед психологами задачи выработки такой исследовательской программы, которая была бы способна обеспечить устойчивое развитие человечества. Делается вывод о том, что отечественная психология имеет целый ряд конкурентных преимуществ для наиболее качественного и эффективного ответа на вызовы, стоящие перед мировой наукой в настоящее время
Отраслевые рубрики: психология
Ключевые слова: XXI век, глобализация, глобализация науки, глобализация общества, развитие психологии, экономика, экономико-психологический подход
Индексы ББК: 88в
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Юревич, А. В.
Психологическая многогранность патриотизма / А. В. Юревич
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 86 - 94. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Юревич А. В.
Аннотация: Анализируются результаты эмпирических исследований патриотизма, выполненных как в психологии, так и в смежных дисциплинах, в первую очередь, в социологии. Показано, что по результатам социально-психологических опросов, с начала 2014 г. в России наблюдается ренессанс патриотических настроений. Описано, что выражение патриотических чувств у большинства россиян носит “умеренный” характер. Отчетливо проявляется “бытовая привязка” патриотизма – к формам деятельности, идущим на пользу нашему обществу, и их приоритет перед “символическими” формами патриотизма. Среди россиян достаточно распространен “критический патриотизм”, основанный на сочетании любви к Родине с негативным отношением к власти и ее политике, прежде всего, внутренней, государственным и общественным институтам. Определено, что патриотизм может принимать различные формы, и, хотя в его основе, по мнению наших сограждан, лежит любовь к Родине, выведение единой “формулы патриотизма” едва ли представляется возможной. Эмпирические исследования подтверждают сложную, многомерную структуру патриотизма. “Деятельный” вариант патриотизма менее распространен в нашей стране, чем его “абстрактно-созерцательный” вариант. Наблюдается расщепление объектов патриотических чувств – к нашей стране и к нашему государству в его нынешнем виде – при существенно лучшем отношении к первому. Продемонстрировано, что в современной России существуют два полюса консолидации общества на патриотических основаниях. На одном полюсе консолидация носит “негативный” характер, представляя собой “охранительную” консолидацию против внешней угрозы. На другом полюсе – консолидация “по ценностным” основаниям – осуществляется на основе видения рисков внутри России, а не за ее пределами. Рассмотрены факторы, влияющие на выраженность патриотических настроений среди населения
Отраслевые рубрики: психология, политическая психология, социальная психология, социология, политическая социология
Ключевые слова: критический патриотизм, манипулирование патриотизмом, массовое сознание, патриотизм, патриотическое чувство, Россия
Индексы ББК: 89.572, 60.561.3
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Галкина, Т. В.
Представления Я. А. Пономарева о психологическом механизме коллективного творчества и их развитие / Т. В. Галкина, А. Л. Журавлев
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 5 - 15. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Галкина Т. В., Журавлев А. Л.
Аннотация: Рассмотрены основные причины обращения Я. А. Пономарева к исследованиям проблемы коллективного творчества. Показано, что в соответствии с основными положениями философско-психологической теории Пономарева, изучение психологического механизма коллективного творчества возможно только через выделение его ядра, т.е. того главного, что должен осуществлять коллектив для успешного решения творческой задачи, а именно: нахождение и преобразование неосознаваемого побочного продукта в прямой, осознаваемый. Раскрывается, что данный механизм лежит в основе как индивидуального, так и коллективного творчества, но в последнем случае складывается качественно иная - коллективная - форма преобразования побочного продукта. Делается вывод о том, что представления Пономарева о психологическом механизме коллективного творчества и основной стратегии его комплексного системного изучения получили свою реализацию во многих современных исследованиях, вносящих вклад в общую теорию психологии и имеющих выраженное практическое значение
Отраслевые рубрики: психология, история психологии, психология творчества
Ключевые слова: XX век, групповое решение, коллективное творчество, научное творчество, психологические механизмы, Россия, СССР, творческие задачи
Персоналии: Пономарев Яков Александрович
Индексы ББК: 88.1(2)6, 88.853
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Свенцицкий, А. Л.
Оказание помощи в сфере организационного гражданственного поведения / А. Л. Свенцицкий
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 95 - 101. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Свенцицкий А. Л.
Аннотация: Представлен информационно-аналитический обзор западных (американских) исследований оказания помощи в сфере организационного гражданственного поведения (ОГП). Оно определяется как поведение, которое выходит за пределы ролевых предписаний работника и представляет собой акты альтруизма или помощи, направленные на поддержку его коллег и, таким образом, организации в целом. Традиционно ОГП рассматривается либо как совокупность различных видов реактивной помощи, либо проактивной помощи. Реактивная помощь является альтруистическим откликом на воспринимаемую потребность коллеги или организации. Проактивная помощь мотивируется собственными потребностями индивида (субъекта помощи). Обсуждается новый подход к изучению помогающего поведения. Он основан на степени, в какой два типа помогающего поведения варьируются между собой у одного и того же индивида. Таким образом, большая часть помощи обычно представляет собой сочетание реактивных и проактивных мотивов. Наряду с позитивными следствиями реактивной и проактивной помощи обсуждается более дифференцированный взгляд на ОГП относительно “темной” стороны гражданственного поведения. Ряд исследователей старались прояснить условия, при которых ОГП “приносит больше вреда, чем пользы”. Хотя рассмотрение упомянутых работ не оспаривает мнения о том, что ОГП имеет много позитивных особенностей, необходимо признавать более сбалансированный взгляд на такое поведение, включая “темную” сторону ОГП
Отраслевые рубрики: психология, организационная психология, социальная психология, история психологии
Ключевые слова: гражданское поведение, организационное гражданское поведение, организационное поведение, помогающее поведение, социальное поведение, США
Индексы ББК: 88.56, 88.1(7США)
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Шаболтас, А. В.
О становлении психологической науки в Санкт-Петербургском университете / А. В. Шаболтас, Н. В. Гришина
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 76 - 85. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Шаболтас А. В., Гришина Н. В.
Аннотация: Статья посвящена истории становления психологической науки в Санкт-Петербургском университете, истоки которой были заложены работами российских философов XIX века. Начало организационного оформления психологического направления в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете связано с открытием кафедры психологии, на основе которой в дальнейшем и был создан факультет психологии, в 2016 году отметивший 50-летний юбилей. Ведущими направлениями его работы стали проводившиеся под руководством Б. Г. Ананьева комплексные исследования проблем человека, которые заложили основу многолетней традиции развития возрастной, дифференциальной и других областей в психологической школе университета. Большое значение для становления отечественной психологической науки имели работы ученых СПбГУ в области инженерной психологии и эргономики. На факультете психологии СПбГУ (ЛГУ) впервые в стране были созданы кафедры социальной и политической психологии, специализации по спортивной психологии и юридической психологии, заложены основы развития многих инновационных направлений психологической науки и практики. Факультет психологии СПбГУ сегодня – это коллектив профессионалов, работающий в современных научных и образовательных областях психологии
Отраслевые рубрики: психология, история психологии, образование, история образования
Ключевые слова: XX век, Ленинградский Университет, развитие психологии, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), СССР, Факультет психологии СПбГУ
Индексы ББК: 88.1(2)6, 74.03(2)6
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Единая теория психических процессов Л. М. Веккера в современной психологии : (к 100-летию со дня рождения) / Н. А. Логинова, М. В. Осорина, М. А. Холодная, Т. В. Чередникова
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 102 - 113. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Логинова Н. А., Осорина М. В., Холодная М. А., Чередникова Т. В.
Аннотация: Статья посвящена столетию со дня рождения профессора Льва Марковича Веккера (1918–2001), одного из самых крупных и глубоких российских психологов-теоретиков второй половины ХХ века. Л. М. Веккер был учеником Б. Г. Ананьева, продолжившим лучшие традиции петербургской-ленинградской психологической школы. Его отличали широкая образованность и научное мужество, позволившие ему поставить и решить грандиозную задачу обоснования единой теории психических процессов. В рамках этой теории были сформулированы базовые принципы организации психических процессов разных ступеней развития и уровней сложности. При этом выявление общих закономерностей, которым они подчиняются, дополнялось последовательным анализом специфики этих процессов. Веккер считал, что только таким образом в психологии может быть систематизировано лавинообразное нарастание массива эмпирического материала. Авторы статьи считают, что недооценка теоретического наследия Веккера может иметь драматические последствия для развития современной психологии. В статье показано, каким объяснительным ресурсом и прогностической силой обладают положения теории Веккера для решения как важнейших теоретических задач психологической науки, включая проблемы природы психики, феномена локализации ментальных образов, структуры и механизмов формирования интеллекта, психического времени как основы памяти и внимания, так и практических дифференциально-диагностических задач в клинической психологии
Отраслевые рубрики: психология, история психологии, психические процессы
Ключевые слова: XX век, внимание, единая теория психических процессов, интеллект, локализация психического образа, память, петербургская психологическая школа, понятийное мышление, психический образ, психическое время, Россия, СССР, теория психических процессов
Персоналии: Веккер Лев Маркович
Индексы ББК: 88.1(2)6, 88.25в
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Дифференциальная диагностика когнитивного и психомоторного развития детей четырех лет / А. Д. Наследов, С. А. Мирошников, О. В. Защиринская, Л. О. Ткачева
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 59 - 75 : табл., рис. — Приложение. Тестовые нормы шкал развития для выборки 4-летних детей выборки Норма (N=575) и проценты для стенов в выборках "Норма" и и ЗПР (N=53) . — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Наследов А. Д., Мирошников С. А., Защиринская О. В., Ткачева Л. О.
Аннотация: Исследование посвящено определению критериев когнитивного и психомоторного развития 4-летних детей для выявления потенциальной зоны риска возможной задержки психического развития (ЗПР). Для сбора данных использовались тестовые задания (123 дихотомических пункта) из методики “Многофакторное исследование развития” в составе компьютерного программного комплекса “Лонгитюд”, по направлениям: моторика, когнитивные способности, социальное развитие. На основе результатов исследования разработана структурная математическая модель, позволяющая оценивать вероятность принадлежности ребенка к группе с нормативным развитием или к группе детей с задержкой психического развития. Определено, что наибольший вклад в дифференциальную диагностику нормативного развития от задержки психического развития вносят (в порядке убывания значимости) четыре фактора (шкалы): психомоторная координация, вербально-понятийное мышление, общая осведомленность и кратковременная память. Продемонстрирована высокая точность прогноза особенностей развития ребенка с помощью представленной методики, как для всей выборки 4-леток, так и для младшей и старшей их подгрупп (не ниже 95%). Показано, что основным предиктором принадлежности ребенка к группе нормативно-развивающихся детей или к группе детей с ЗПР является фактор общих способностей G, индикаторами которого выступают выделенные четыре шкалы. Подтверждено предположение о косвенном влиянии возраста на предсказание диагноза: возраст непосредственно влияет на выделенные способности, которые, в свою очередь, являются индикаторами фактора общих способностей. При этом влияние возраста выявлено только в отношении группы нормативно-развивающихся детей, и в большей степени – в отношении ее младшей подгрупппы. Разработаны тестовые нормы развития для общей (суммарной) шкалы развития и для четырех выделенных шкал, адекватные во всем возрастном диапазоне 4-летних детей, обоснованы валидность и надежность этих шкал.
Отраслевые рубрики: психология, возрастная психология, детская психология, познавательные процессы
Ключевые слова: вербально-понятийное мышление, дети, детское развитие, задержка психического развития (ЗПР), когнитивное развитие, кратковременная память, психическое развитие, психомоторная координация, психомоторное развитие, ранний возраст, способности
Индексы ББК: 88.412-51
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
bookCover
Павлова, Н. Д.
Дискурс: актуальные направления и перспективы психолингвистических исследований / Н. Д. Павлова
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 16 - 26. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Павлова Н. Д.
Аннотация: В статье обсуждаются перспективы психолингвистических исследований дискурса на современном этапе развития науки и практики. Дается характеристика дискурсивного подхода, рассматриваются актуальные направления исследований, связанные с различным аспектами дискурса и его функционирования в социуме. Показано, что тенденция развития данной научной области определяются: усиливающимся вниманием к многообразию контекстов и коммуникативных ситуаций, обращением к психологическим характеристикам субъектов общения, интересом к процессу взаимодействия и дискурсивного воздействия, а также влиянием глобализации и технологических изменений. Прогнозируется развитие исследований видов дискурса, возникающих в связи с новым информационными технологиями (СМС-дискурс, постсобытийный интернет-дискурс и пр.), персонологических и этнолингвистических разработок в области дискурсивных индикаторов личностных свойств, дискурсивных способностей, этнокультурной спецификидискурса, межкультурного взаимопонимания и др. Вместе с тем стремительно возрастающая роль коммуникации выводит на первый план исследования конверсативных стратегий и тактик, с описанием которых связаны перспективы изучения непосредственного и онлайн взаимодействия в разных сферах жизни и оптимизации управления разговором. Делается вывод о перспективности и практической востребованности подходов к изучению эффектов воздействия дискурса и способов концептуализации в нем окружающей действительности, а также разработок в области овлаедения иностранным языком, совершенствования дискурсивных навыков, речевого взаимодействия "человек-компьютер", обеспечения информационно-психологической безопасности. ПОдчеркивается интегрирующая роль когнитивных исследований, сближающих психолингвистику с нейронауками
Отраслевые рубрики: психология, история психологии, психолингвистика
Ключевые слова: XXI век, групповое решение, дискурс, дискурсивная персонология, коллективное творчество, научное творчество, общение, психолингвистические исследования, психологические механизмы, Россия, СССР, тактика ведения разговора, творческие задачи
Индексы ББК: 81.006, 88.1(0)6
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
bookCover
Бочавер, А. А.
Внедомашнее пространство как источник удовлетворения базовых и высших потребностей / А. А. Бочавер, С. И. Резниченко
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 27 - 36 : табл., рис. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Бочавер А. А., Резниченко С. И.
Аннотация: Анализируются субъективные представления о внешних и внутренних причинах повседневного выхода из дома и связи этих представлений с показателям привязанности к дома, а также функциональности и релевантности домашней среды. Рассматриваются символические и обыденное пересечение границы "дом-не дом". Идентифицируются основные внутренние и внешние причины повседневного выхода из дома у современных молодых людей. Опрос 245 респондентов показал, что внутренние и внешние причины выхода из дома с тем, насколько домашняя среда удовлетворяет базовые и высшие потребности обитателей, функциональна и релевантна их запросам, а также имеют гендерные особенности. Показана полимодальность взаимоотношений человека со своим домом: дом видится средой, в которой можно удовлетворить базовые потребности, и если это происходит, то основными причинами выхода из дома служат аттракторы, сулящие удовлетворение высших потребностей. Если базовые потребности в домашней среде фрустрированы, человек ищет альтернативных пространств для их удовлетворения. Аргументируется теоретическая позиция о том, что дом не универсален в качестве ресурса для удовлетворения всех потребностей: для поддержания баланса человеку помимо дома требуется доступ к другим средам
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: базовые потребности, высшие потребности, выход из дома, дом, домашняя среда, отчужденность от дома, потребности личности, привязанность к дому, психология дома
Индексы ББК: 88.53
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
bookCover
Ушакова, Т. Н.
Вербальная семантика и ее истоки у ребенка первого года жизни / Т. Н. Ушакова
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 37 - 46 : диагр. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Ушакова Т. Н.
Аннотация: Теоретический анализ проведенного эмпирического исследования и данных литературы посвящен проблеме происхождения и роли осмысления переживаний в жизни маленького ребенка. Показано, что с опорой на врожденные способности младенца (к чувствительности, действиям и научению) осмысленность исходно формируется у ребенка на основе производимых им действий, отражающих объективно действующие законы окружающей среды. Выявлен пошаговый ход развития поведения младенца, приводящий его к переживанию осмысленности и приобретению смысловой лини его концептуальной сферы. Рассмотрен путь, по которому ребенок научается понимать слышимую речь и порождать речь, понимаемую окружающими. Обсуждается вопрос о "взаимодействии" субъективного и объективного в раннем онтогенезе ребенка. Показано, что взаимодействия как формы прямого действия одной сущности на другую не обнаруживается. Есть обеспеченны рядом поведенческих реакций переход от воздействия внешних впечатлений к семантическим переживаниям субъекта. Представленные данные понимаются как шаг в разработке так называемой "малой психофизической проблемы" в области языка
Отраслевые рубрики: психология, возрастная психология, детская психология, познавательные процессы
Ключевые слова: вербальная семантика, детское развитие, младенцы, понимание речи, психологическое развитие, развитие ребенка, развитие речи, речь, семантика реальная, семантические процессы
Индексы ББК: 88.411-51
Представления: Формат MARC21