Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Смирнов, Л. М.
Типология базовых ценностей на основе неосознаваемого сравнения / Л. М. Смирнов
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 120 - 131 : рис., табл. — Приложения на с. 132-133. — Библиогр.: 34 назв.
Подробнее
Авторы: Смирнов Л. М.
Аннотация: Описывается созданная автором проективная методика анализа данных о неосознаваемых блоках ценностей, изложены результаты исследования, позволившего выявить некоторые новые пути изучения оснований выбора людьми базовых ценностей. При этом, как отмечает автор, была продемонстрирована плодотворность поиска общепсихологических универсалий, позволяющих выйти на уровни эмоциональных оценок, бессознательного, в том числе коллективного бессознательного. Статья содержит также анализ исследований структуры и типологии ценностей Ш. Шварца и М. Рокича
Отраслевые рубрики: психология, психология личности
Ключевые слова: базовые ценности, методика психологического исследования, неосознаваемые основания выбора, ценности, ценностный выбор
Индексы ББК: 88.351.2
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Чудновский, В. Э.
Судьба трех научных идей Б. М. Теплова / В. Э. Чудновский
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 112 - 119. — Библиогр.: 12 назв.
Подробнее
Авторы: Чудновский В. Э.
Аннотация: Статья посвящена анализу роли Б. М. Теплова в развитии психологии, ее методологии и разработке проблемы способностей. Автор прослеживает основные вехи в отечественных исследованиях способностей, развитие идей ученого современными психологами
Отраслевые рубрики: история психологии, психические свойства личности, психология, психология личности
Ключевые слова: XX век, индивидуальность, личностный подход, личность, одаренность, природные задатки, Россия, способности
Персоналии: Теплов Борис Михайлович
Индексы ББК: 88.1(2)6, 88.334в
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Селенина, Е. В.
Социально-трудовая адаптация детей группы риска / Е. В. Селенина
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 48 - 58. — Библиогр.: 7 назв.
Подробнее
Авторы: Селенина Е. В.
Аннотация: В статье анализируются причины социально-психологических трудностей, которые испытывают дети группы риска. Излагаются примеры работы экспериментальных площадок (в Томске, Томской области и в Магадане) по социальной адаптации таких детей, анализируются основные принципы этой работы
Отраслевые рубрики: педагогика, психология, социальная педагогика, социальная психология, возрастная психология, детская психология
Ключевые слова: дети, подростки, профессиональное самоопределение, сироты, социальная адаптация, социальная компетентность, социально-трудовая адаптация, социальные сироты
Индексы ББК: 88.5, 88.41-99, 74.66
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Гуриева, С. Д.
Социально-психологические особенности миграционного поведения : (на примере ингерманладских финнов) / С. Д. Гуриева, Т. А. Кинунен
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 97 - 20 : рис. — Библиогр.: 20 назв.
Подробнее
Авторы: Гуриева С. Д., Кинунен Т. А.
Аннотация: В статье описывается методика и результаты исследования социально-психологических особенностей мигрантов, находящихся на разных этапах миграции: на этапе принятия решения о миграции, ожидания миграции, эмиграции и реэмиграции. Исследование позволило проследить трансформацию отвергаемых и предпочитаемых ценностей мигрантов, прогнозировать успешность их адаптации к новым социокультурным условиям.
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология
Ключевые слова: адаптация, адаптация мигрантов, мигранты, миграционное поведение, реэмигранты, социально-психологическая адаптация, социокультурная среда, социокультурные ценности, трансформация ценностей, эмигранты, этнотенденция
Индексы ББК: 88.531в6
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Веракса, А. Н.
Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии / А. Н. Веракса
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 14 - 23. — Библиогр.: 27 назв.
Подробнее
Авторы: Веракса А. Н.
Аннотация: Статья посвящена проблеме развития символического отражения в детском возрасте. Автор анализирует отечественную и зарубежную литературу по данному вопросу и в заключении делает выводы. Уделяется внимание специфике символического опосредствования в сравнении со знаковым
Отраслевые рубрики: детская психология, познавательные процессы, психология, возрастная психология
Ключевые слова: знаки, знаковое опосредствование, психическая деятельность, психические процессы, символ, символизация, символическое опосредствование, символическое отражение действительности
Индексы ББК: 88.41-51
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Суханова, Н. С.
Психотерапия последствий эмоционального стресса у моряков / Н. С. Суханова, Е. В. Казакевич
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 155 - 159 : табл. — Библиогр.: 15 назв.
Подробнее
Авторы: Суханова Н. С., Казакевич Е. В.
Аннотация: Факт тесного взаимодействия психического и соматического в генезе и проявлениях гипертонической болезни позволяет многим современным исследователям отнести ее к психосоматическим заболеваниям, говорится в статье. Поскольку связь между артериальным давлением (АД) и психоэмоциональным состоянием пациента очевидна, возникает необходимость коррекции психоэмоционального фона больного, отмечает автор. Представлено исследование, доказавшее эффективность лечения моряков с артериальной гипертонией методом телесно-ориентированной психотерапии. В результате лечения снижалось и стабилизировалось АД, а также показатели психологической тревожности
Отраслевые рубрики: психология, психотерапия, практическая психология (прикладная психология), общая психология, психические состояния
Ключевые слова: артериальная гипертония, гипертония, методы психологических исследований, психосоматические заболевания, стрессовые расстройства, телесно-ориентированная психотерапия, тревожность, эмоциональный стресс
Индексы ББК: 88.945, 88.283-8
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Кабачек, О. Л.
Психологические условия становления субъектности в совместной литературно-творческой деятельности дошкольников / О. Л. Кабачек
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 31 - 39. — Библиогр.: 19 назв.
Подробнее
Авторы: Кабачек О. Л.
Аннотация: Описана организация и результаты исследования становления субъекта в совместной литературно-творческой деятельности дошкольников в рамках общности "рассказчик-слушатель". Исследование показало влияние этой деятельности на развитие интеллектуальных, коммуникативных и специальных - литературных способностей дошкольников.
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, возрастная психология, познавательные процессы, психология личности
Ключевые слова: диалог, дошкольники, дошкольный возраст, литературная деятельность, литературные способности, педагогическая психология, психическое развитие ребенка, развитие способностей, совместная творческая деятельность, способности, субъектность, творческая деятельность
Индексы ББК: 88.413-724, 88.621.3-52
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Саенко, Ю. В.
Психологические аспекты изучения суеверий / Ю. В. Саенко
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 85 - 96. — Библиогр.: 46 назв.
Подробнее
Авторы: Саенко Ю. В.
Аннотация: Статья посвящена суеверию как психологическому феномену. Автор выделяет в нем как установке три компонента: когнитивный, аффективно-мотивационный и поведенческий, а в психологических исследованиях суеверий - соответствующие подходы. Он проводит анализ исследований различных авторов и описывает собственное исследование, подтверждающее приоритетность аффективно-мотивационного компонента суеверий. Эта сторона суеверий, по мнению автора, наиболее тесно связана с исследованиями личности
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: логическое мышление, мифологическое мышление, мышление, понятийное мышление, суеверия, суеверность, психология культуры
Индексы ББК: 88.251-7, 88.3
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Бовина, И. Б.
Представления студентов о науке и об ученом / И. Б. Бовина, Л. Ю. Драгульская
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 73 - 85 : табл. — Библиогр.: 31 назв.
Подробнее
Авторы: Бовина И. Б., Драгульская Л. Ю.
Аннотация: В статье описано исследование, проведенное среди студентов-гуманитариев и студентов-естественников с целью проанализировать и сравнить их социальные представления о науке и об ученом. В русле структурного подхода теории социальных представлений, предложенного Ж.-К. Абриком, изучаются и сравниваются структуры представлений о науке и об ученом в группах студентов, обучающихся естественным и гуманитарным специальностям. Проверяется предположение о существовании прототипа науки на уровне представлений о науке
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология, психология личности
Ключевые слова: представления, представления о науке, представления об ученом, социальные представления, студенты
Индексы ББК: 88.531, 88.332.0-2
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
bookCover
Якиманская, И. С.
Предмет и методы современной педагогической психологии / И. С. Якиманская
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 3 - 13. — Библиогр.: 20 назв.
Подробнее
Авторы: Якиманская И. С.
Аннотация: В статье рассматриваются основания построения отечественной педагогической психологии, заложенные в 30 - 40-е гг. XX века. За последнее время существенно изменилось представление о содержании и характере соотношения обучения и психического развития: обучение рассматривается не как цель, а как средство развития, отмечает автор. Он выделяет наиболее значимые, по его мнению, концептуальные положения для проектирования и построения современного образования, опираясь на которые современная педагогическая психология должна обосновать пути и средства обучения каждого ребенка, признавая в нем его индивидуальность. Анализируется эволюция методов педагогической психологии. Высказывается представление о предмете педагогической психологии, которая не может по-прежнему оставаться экспериментальной педагогикой, считаться наукой о педагогическом процессе, рассматриваемом с психологической точки зрения, а должна изучать закономерности становления и развития личности ученика в специально организованном образовательном процессе
Отраслевые рубрики: педагогическая психология, психология
Ключевые слова: индивидуальность, когнитивная структура, когнитивные структуры, обучение, психическое развитие, психодидактика, учение
Индексы ББК: 88.6в
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
bookCover
Шляпников, В. Н.
Понятие воли в рамках модели практической занятости человека / В. Н. Шляпников
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 147 - 154. — Библиогр.: 14 назв.
Подробнее
Авторы: Шляпников В. Н.
Аннотация: В фокусе нашего внимания находится роль волевой регуляции в процессе профессиональной адаптации в различных социальных и профессиональных группах. В данной статье приводится описание психотерапевтической модели, специально разработанной Г. Киельхофнером с целью содействия профессиональной адаптации различных групп пациентов с ограниченной трудоспособностью, поясняет автор. Это теоретико-практическая модель человеческой занятости (model of human occupation - MOHO), служащая для объяснения разнообразных феноменов человеческой деятельности, а также разработки и внедрения новых методов и средств трудотерапии. В статье также приводятся примеры методик, направленных на оценку развития волевой регуляции у здоровых людей и пациентов с различными формами психопатологии. Описываются представления о волевой регуляции, которые содержатся в модели MOHO
Отраслевые рубрики: общая психология, психология, психические процессы, психология труда, практическая психология (прикладная психология), психодиагностика
Ключевые слова: model of human occupation (MOHO), волевая регуляция, воля, деятельность человека, исполнительная способность, модель человеческой занятости, образ жизни, практическая деятельность, профессиональная адаптация, психодиагностические методики, психологическая диагностика, трудотерапия
Персоналии: Киельхофнер Гари
Индексы ББК: 88.252.2-8, 88.91в, 88.8-5
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
bookCover
Колосова, С. Л.
Особенности дезадаптивных проявлений у детей с агрессивным поведением при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному / С. Л. Колосова
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 24 - 30 : табл.
Подробнее
Авторы: Колосова С. Л.
Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования социальных отношений и динамика психологического самочувствия детей с агрессивным поведением в период кризиса 7 лет. Описываются результаты экспериментального исследования дезадаптивных проявлений в поведении и специфики социальной ситуации развития детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, возрастная психология
Ключевые слова: агрессивное поведение, возрастные кризисы, детская агрессия, дошкольный возраст, младший школьный возраст, психологическая адаптация, психологическая дезадаптация, эмоциональная напряженность
Индексы ББК: 88.413-8, 88.414-8, 88.41-99
Представления: Формат MARC21
13. Статья из журнала
bookCover
Зинченко, В. П.
Опыт анимации метафор смысла / В. П. Зинченко
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 59 - 63. — Библиогр.: 7 назв.
Подробнее
Авторы: Зинченко В. П.
Аннотация: Автор создает своего рода киносценарий или монтаж из некоторых метафор-образов смысла (принадлежащих Э. Гуссерлю, Л. Выготскому, А. Белому и другим) фильма о порождении нового смысла. Если представить, что каждая из привлеченных к монтажу метафор есть капля смысла, то так или иначе организованное их движение должно приближать нас к пониманию драмы Целого смысла, говорит автор в "оправдание" своей "игры с метафорами". Хотелось бы надеяться, что обращение психологии к проблематике смысла повлечет за собой возвращение в нее проблематики души. И то и другое - необходимое условие интеграции психологического знания, - высказывается автор
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: душа, когнитивный процесс, метафоры, метафоры смысла, порождение смысла, смысл, творческий акт, философия психологии
Индексы ББК: 88в, 88.1(0)
Представления: Формат MARC21
14. Статья из журнала
bookCover
Мироненко, И. А.
Континуум или разрыв? / И. А. Мироненко
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 105 - 111. — Библиогр.: 12 назв.
Подробнее
Авторы: Мироненко И. А.
Аннотация: Статья является откликом на публикацию А. В. Юревича "Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, или Раскачанный маятник" (Вопросы психологии, 2005, № 2, с. 147 - 151), в которой поднимается вопрос о взаимоотношениях естественнонаучной и гуманитарной парадигм в современной российской психологии. Автор анализирует причины возникновения противостояния этих парадигм в кризисные для психологической науки периоды, высказывая мысль, что ярлык естественнонаучности или гуманитарности используется лишь условно - для обозначения и объединения под общим знаменем неких вступивших в борьбу на территории психологии сил, которые в данный исторический момент в большей степени сосредоточены в области либо гуманитарного направления, либо естественнонаучного. Автор рассуждает по поводу научности и критериев демаркации науки и ненауки применительно к психологическому знанию
Отраслевые рубрики: психология
Ключевые слова: гуманитарная парадигма, естественно-научная парадигма, кризис психологии, критерии научности, методология психологии, научность
Персоналии: Выготский Лев Семенович, Юревич Андрей Владиславович
Индексы ББК: 88в0
Представления: Формат MARC21
15. Статья из журнала
bookCover
Лившиц, В. М.
К истории изучения волн обучения / В. М. Лившиц
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 160 - 162. — Библиогр.
Подробнее
Авторы: Лившиц В. М.
Аннотация: В статье описывается эксперимент по проверке способности человека к самообучению и выбору оптимальных алгоритмов, точно дозированных по количеству информации и сложности. Приводится сформулированный А. Н. Колмогоровым гносеологический принцип, его взгляд на мышление и творчество
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психология
Ключевые слова: волны обучения, гносеологический принцип А.Н.Колмогорова, когнитивная психология, самообучение, экспериментальная психология
Персоналии: Колмогоров Андрей Николаевич
Индексы ББК: 88.251в
Представления: Формат MARC21
16. Статья из журнала
bookCover
Алексеенкова, Е. Г.
Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции / Е. Г. Алексеенкова, В. Н. Андреева
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 39 - 47 : рис., табл.
Подробнее
Авторы: Алексеенкова Е. Г., Андреева В. Н.
Аннотация: Описана организация и результаты исследования одного из аспектов влияния народной волшебной сказки на формирование этических эталонов у дошкольников
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, возрастная психология, психология личности
Ключевые слова: волшебные сказки, дошкольники, дошкольный возраст, композиция сказки, нравственное развитие, педагогическая психология, половые различия, сказки, старший дошкольный возраст, эмоциональное отношение, этические представления
Индексы ББК: 88.413-7, 88.413-52
Представления: Формат MARC21
17. Статья из журнала
bookCover
Еременко, В. И.
Воспоминание и знание как функционально независимые мнемические явления / В. И. Еременко
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 64 - 73. — Библиогр.: 18 назв.
Подробнее
Авторы: Еременко В. И.
Аннотация: В статье рассматриваются основные исследования работы памяти, варианты теоретического объяснения (Э. Тулвингом, С. Райарам, Л. Якоби и Э. Йонелинасом, Г. Боднером и Д. С. Линдсеем и др.) феноменов воспоминания и знания как независимых субъективных переживаний
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психология
Ключевые слова: воспоминания, знание, когнитивная психология, мнемические явления, мнемический опыт, память, переживания, семантическая память, субъективное отражение, эпизодическая память
Персоналии: Тулвинг Эндель
Индексы ББК: 88.251.0в
Представления: Формат MARC21
18. Статья из журнала
bookCover
Обухова, Е. Ю.
Возрастная динамика регуляции зрительно-пространственного внимания детей дошкольного возраста / Е. Ю. Обухова, Т. А. Строганова
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 134 - 142 : рис. — Библиогр.: 16 назв.
Подробнее
Авторы: Обухова Е. Ю., Строганова Т. А.
Аннотация: В статье описывается компьютерная версия "Теста произвольного внимания" - методики исследования, разработанной в лаборатории возрастной психогенетики ПИ РАО. Изложен анализ результатов исследования контроля зрительно-пространственного внимания, проведенного по этой методике, сделаны основные выводы
Отраслевые рубрики: детская психология, общая психология, познавательные процессы, психология, возрастная психология
Ключевые слова: внимание, дошкольники, дошкольный возраст, зрительно-пространственное внимание, методика психологического исследования, произвольное внимание, психологические тесты
Индексы ББК: 88.251.5, 88.413-515в6
Представления: Формат MARC21
19. Статья из журнала
bookCover
Одинцова, В. В.
Анализ ситуационных различий в тестовых нормах : (на примере тест-опросника "Большая пятерка") / В. В. Одинцова, А. Г. Шмелев
// Вопросы психологии. — 2006. — № 6. - С. 143 - 146 : рис. — Библиогр.
Подробнее
Авторы: Одинцова В. В., Шмелев А. Г.
Аннотация: В статье представлена методика и результаты эмпирического исследования, проведенного с использованием тест-опросника "Большая пятерка" и доказывающего необходимость использования различных тестовых норм для тестирования в ситуации клиента и в ситуации экспертизы
Отраслевые рубрики: психология
Ключевые слова: достоверность тестирования, методика психологического исследования, опросник "Большая пятерка", психодиагностика, ситуационные различия, ситуационные тесты, тестирование, тестовые нормы
Индексы ББК: 88в6
Представления: Формат MARC21