Выбор БД
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Визгина, А. В.
Эмпирическое изучение спонтанных внутренних диалогов / А. В. Визгина
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 101 - 110. — Библиогр.: 18 назв.
Аннотация: Рассматривая психотерапевтическое значение внутреннего диалога, автор отмечает, что "единственная проблема состоит в том, что внутренние диалоги, выявляемые в ходе психотерапевтической сессии, актуализируются и развертываются при непосредственном участии психотерапевта". Для исследования внутренней диалогичности самосознания проводился анализ текстов свободного самоописания испытуемых. В ходе исследования выявлены основные типы внутреннего диалога, те его формы, которые в наибольшей степени способствуют разрешению внутреннего конфликта, изменениям в осознании себя. Автором ставилась также задача наметить и апробировать подход к внутридиалогическому анализу текстов.
Подробнее
Авторы: Визгина А. В.
Отраслевые рубрики: психология, психология личности
Ключевые слова: внутренний диалог, внутридиалогический анализ, диалогичность самосознания, психотерапия, самосознание
Индексы ББК: 88.351.3-82в
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Стереотипы функционирования психики и тенденции личностного развития воспитанников колонии для несовершеннолетних / А. Г. Зайцев, Г. К. Зайцев, М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 117 - 125 : табл.
Аннотация: Описано исследование, целью которого было изучение особенностей личностного развития несовершеннолетних правонарушителей с позиции основных уровней функционирования их психики: личностно-смыслового, индивидуально-исполнительского и психофизиологического. Анализировалась факторная структура акцентуаций характера, что позволило выявить стратегии защитного поведения, а также симптомокомплексы переживаний, типичные для испытуемых; выявлены стереотипы функционирования психики людей, отбывающих наказание в исправительном учреждении.
Подробнее
Авторы: Зайцев А. Г., Зайцев Г. К., Дмитриев М. Г., Белов В. Г.
Отраслевые рубрики: психология, юридическая психология, детская психология, возрастная психология
Ключевые слова: акцентуация характера, девиантные подростки, защитное поведение, личностное развитие, несовершеннолетние правонарушители, подростки, психологическая защита, психология личности, ценностные ориентации
Индексы ББК: 88.41-99, 88.573.4
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Марютина, Т. М.
Системный подход или эклектика? : (Анализ диссертационных исследований, выполненных группой Э. Г. Аминева) / Т. М. Марютина
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 126 - 135. — Библиогр.: 20 назв.
Аннотация: Обсуждаются варианты использования системного подхода применительно к междисциплинарным исследованиям проблемы личности
Подробнее
Авторы: Марютина Т. М.
Отраслевые рубрики: психология, психология личности
Ключевые слова: индивидуальность, междисциплинарные исследования, междисциплинарный подход, психологические исследования, психофизиологические исследования, системный подход
Индексы ББК: 88.3в
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Жильцова, О. А.
Реализация принципов психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школьников / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 136 - 144 : рис. — См. также рецензию Г. А. Цукермана и ответ авторов на рецензию на с. 144 - 147. — Библиогр.: 8 назв.
Аннотация: Статья представляет результаты исследований, проводимых на протяжении последних 20 лет на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по совершенствованию естественнонаучного образования и развитию школьников, в частности итоги применения экспериментальной модели обучения, построенной в соответствии с базовыми принципами психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева: предметностью, опосредованностью и субъектностью деятельности.
Подробнее
Авторы: Жильцова О. А., Самоненко Ю. А.
Отраслевые рубрики: детская психология, педагогика, образование, дидактика, методика преподавания, педагогическая психология, психология, общее образование (школьное образование), педагогика школы
Ключевые слова: естественно-научное образование, модели обучения, обучение, развивающее образование, теория деятельности, экспериментальное обучение
Индексы ББК: 74.262.0-2в, 74.022, 88.62-2
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Линде, Н. Д.
Работа с Внутренним Ребенком в эмоционально-образной терапии / Н. Д. Линде
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 159 - 169. — Библиогр.: 15 назв.
Аннотация: Автор раскрывает понятие Внутреннего Ребенка ("Внутренний Ребенок - это то, каким ребенком человек является для самого себя. Он не виден окружающим, но выражает важнейшие проблемы самоотношения личности"), а также содержание метода эмоционально-образной терапии. В статье приводятся примеры из практики и конкретные приемы, с помощью которых достигается быстрый и устойчивый результат при коррекции проблем, связанных с нарушениями эмоционального состояния Внутреннего Ребенка
Подробнее
Авторы: Линде Н. Д.
Отраслевые рубрики: психология, психотерапия, практическая психология (прикладная психология)
Ключевые слова: внутренний ребенок, психотерапевтические методы, эмоционально-образная терапия
Индексы ББК: 88.944.9
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Юревич, А. В.
Поп-психология / А. В. Юревич
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 3 - 14. — Подстроч. примеч. - Библиогр.: 18 назв.
Аннотация: Феномен поп-культуры оказал влияние на науку, породив поп-науку, в том числе такую, как поп-психология, говорится во вступительной части статьи. Автор исследует явление поп-психологии - сложное и неоднозначное, обусловленное как внутренней логикой развития науки, так и сложными закономерностями ее взаимодействия с массовым сознанием (и бессознательным), важного феномена, в том числе и психологического, современной цивилизации, из изучения которого психологическая наука может почерпнуть немало полезного. Он анализирует социальную нишу поп-психологии, в частности в России, соотносит с академической и практической психологией, выделяет слагаемые поп-психологии. Используя понятие социодигмы, которое позволяет анализировать более глобальные модели познания, выходящие за пределы самой науки, автор определяет поп-психологию как самостоятельную (наряду с академической и практической) отрасль психологии
Подробнее
Авторы: Юревич А. В.
Отраслевые рубрики: психология, социология, социология знания, социология культуры, социология науки
Ключевые слова: "поп-психология", массовое сознание, наука, научное знание, поп-наука, психологическая культура, психологическая практика, психологическая социодигма, психологическое знание, Россия, социодигма
Индексы ББК: 88в04, 88в05, 60.523(2Рос), 60.561.8(2Рос)
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Кузьмишина, Т. Л.
Поведение дошкольников в ситуации детско-родительского конфликта / Т. Л. Кузьмишина
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 38 - 45 : табл. — Библиогр.: 13 назв.
Аннотация: Во вступительной части описаны выводы некоторых исследований детско-родительских отношений, особенностей и форм поведения в ситуации фрустрации (запрета или наказания). Однако, как отмечает автор статьи, существующие исследования не дают ответа на вопрос о том, как взаимосвязаны действия детей и родителей в конфликтной ситуации. Не ставились вопросы о степени осознания родителями действий ребенка, о том, в какой мере совпадают или, напротив, расходятся представления детей и родителей о возможных формах поведения в конфликтных ситуациях. В статье изложена методика, ход и результаты экспериментального исследования, в котором авторы исходили из представления о том, что в детско-родительских отношениях действия ребенка и родителей взаимно ориентированы друг на друга. Особый интерес представляли для нас манипулятивные формы поведения детей в конфликте, поскольку в них наиболее ярко проявляется собственная активность ребенка, поясняет автор
Подробнее
Авторы: Кузьмишина Т. Л.
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, психология семьи, возрастная психология, социальная психология
Ключевые слова: детско-родительские отношения, детско-родительский конфликт, детско-родительское взаимодействие, дошкольники, запреты, конфликтные ситуации, манипулятивное поведение, манипуляция, межличностное взаимодействие, методика психологического исследования, наказание, поведение детей, семейные конфликты, фрустрационные реакции
Индексы ББК: 88.576.5, 88.41-99
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Ениколопов, С. Н.
Направления исследования предубежденности в западной психологии межгрупповых отношений / С. Н. Ениколопов, Н. В. Мешкова
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 148 - 158. — Библиогр.: 72 назв.
Аннотация: Разделы статьи: Понятие предубежденности; Индивидуально-психологические характеристики [личности, проявляющей предубежденность: основные подходы]; Методы исследования предубежденности
Подробнее
Авторы: Ениколопов С. Н., Мешкова Н. В.
Отраслевые рубрики: история психологии, психология, психология личности, социальная психология, психология групп
Ключевые слова: XX век, враждебность, история социальной психологии, межгрупповые отношения, предубежденность, психологические исследования
Индексы ББК: 88.533, 88.1(0), 88.546
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Венгер, А. Л.
Культурно-исторический подход к коррекции посттравматической регрессии : На материале психологической работы в Беслане (2004 - 2006 гг.) / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 62 - 69. — Примеч. - Библиогр.
Аннотация: В статье возрастная регрессия рассматривается в связи с проблемой распада системы отношений ребенка с обществом, составляющих социальную ситуацию развития. Описывается практика психокоррекции, основанная на создании серии замещающих ситуаций, позволяющих ребенку заново выстроить систему отношений, соответствующую возрасту. Регрессия проявляется также в распаде отдельных действий, которыми ребенок овладел ранее. Рассматривается психокоррекция, построенная с учетом процесса формирования действий, в частности пример с использованием психологического средства (знака), предлагаемого взрослым и в дальнейшем интериоризируемым ребенком.
Подробнее
Авторы: Венгер А. Л., Морозова Е. И.
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, практическая психология (прикладная психология), психокоррекция, психология, психотерапия
Ключевые слова: Беслан, возрастная регрессия, дети, пережившие террористические акты, зона ближайшего развития, интериоризация, коррекционно-реабилитационная работа, культурно-исторический подход, посттравматическая регрессия, психическая травма, психологическая реабилитация, регрессия, социальная реабилитация, социальная ситуация развития
Индексы ББК: 88.9в, 88.41-8
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
bookCover
Дорохов, М. Б.
Коррекция детских психоневротических расстройств с помощью игровой интерактивной изотерапии / М. Б. Дорохов
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 110 - 116. — Библиогр.: 15 назв.
Подробнее
Авторы: Дорохов М. Б.
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), патопсихология, психология
Ключевые слова: дети, игровая психотерапия, игровое взаимодействие, изобразительная деятельность, изотерапия, практическая психология (прикладная психология), психокоррекционные методики, психокоррекция, психоневротические расстройства, психотерапия
Индексы ББК: 88.745.8в6
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
bookCover
Ященко, Е. Ф.
Исследование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации студентов / Е. Ф. Ященко
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 80 - 90. — Библиогр.: 24 назв.
Аннотация: В статье описана методика и результаты эмпирического исследования, проведенного с целью определить структуру личности студентов экономических и технических факультетов университета в процессе их самоактуализации, а также социально-психологические факторы и критерии самоактуализации, характерные для студентов разной профессиональной ориентации
Подробнее
Авторы: Ященко Е. Ф.
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, возрастная психология
Ключевые слова: интеллектуальное развитие, самоактуализация, смысложизненные ориентации, студенты, ценностные ориентации
Индексы ББК: 88.352в6, 88.42-72
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
bookCover
Смирнова, Е. О.
Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников / Е. О. Смирнова, В. А. Бутенко
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 27 - 37 : рис., табл. — Библиогр.
Аннотация: Представлено экспериментальное исследование отношений детей в разновозрастных группах детского сада по сравнению с одновозрастными. При анализе отношений авторы опирались на представление о единстве межличностных отношений и самосознания, которые включают два противоположных начала - предметное и личностное. В ходе качественного анализа результатов исследования ими выделены типы отношений между детьми, сопоставлены их особенности в различных группах, выявлен главный фактор, воздействующий на детские взаимоотношения - стиль педагогического общения воспитателя. Рассмотрены различные варианты педагогического стиля и их влияние на характер отношений детей в разновозрастной группе
Подробнее
Авторы: Смирнова Е. О., Бутенко В. А.
Отраслевые рубрики: детская психология, педагогическая психология, психология, психология общения, социальная психология, возрастная психология
Ключевые слова: дети, дошкольники, дошкольный возраст, межличностные отношения, общение, педагогическое общение, разновозрастная группа, стиль педагогического общения
Индексы ББК: 88.50в6, 88.413-99, 88.61-99в6
Представления: Формат MARC21
13. Статья из журнала
bookCover
Буякас, Т. М.
Инициальная терапия как практика феноменологического подхода к человеку / Т. М. Буякас
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 70 - 80. — Библиогр.: 16 назв.
Аннотация: В статье раскрывается понятие инициального опыта человека - его "бытийного начала", в разных направлениях гуманистической психологии и психотерапии именуемого по-разному: "Self" у К. Юнга, "ядро сущности" у К. Дюркхайма, "Person" у В. Франкла и А. Лэнгле, "имманентная трансцендентность" у К. Роджерса, "другой в себе" у М. К. Мамардашвили и т. д. "Задача инициального терапевта состоит в том, чтобы открыть человеку возможность воссоединения со своим бытийным началом", - говорит автор. "Вопрос, который ставит данная работа, - как извлечь, как сделать присутствующим инициальный опыт в нашей жизни? Как выйти за рамки обыденного горизонта? ...увидеть реальность, понять истинный смысл происходящего". Он обращается к опыту М. Пруста, "весьма поучительного" для психотерапевтической практики; приводит примеры раскрывающего сопровождения терапевтом инициального опыта клиента; особое внимание уделяет психотехнике "Ведомое рисование"
Подробнее
Авторы: Буякас Т. М.
Отраслевые рубрики: история психологии, психология, психология личности, практическая психология (прикладная психология), психотерапия
Ключевые слова: XX век, душевная жизнь, имманентная целесообразность душевной жизни, инициальная психотерапия, инициальный опыт, психотерапевтические методы, психотехника, смысл, событие осмысления, философия психологии
Персоналии: Пруст Марсель, Мамардашвили Мераб Константинович
Индексы ББК: 88.3в0, 88.1(4Фра)6, 88.1(2)6, 88.94в
Представления: Формат MARC21
14. Статья из журнала
bookCover
Бадьина, Н. П.
Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов / Н. П. Бадьина
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 53 - 61. — Библиогр.
Аннотация: В статье анализируются результаты лонгитюдного исследования показателей адаптации часто болеющих учащихся I - III начальных классов, выявившего более частые нарушения адаптационного процесса у этих детей по сравнению со здоровыми, а также специфику процесса их адаптации, которая определяется особенностями семейной ситуации и отношения родителей к ребенку. Исследование показало также, что у часто болеющих учащихся формируются компенсаторные механизмы
Подробнее
Авторы: Бадьина Н. П.
Отраслевые рубрики: детская психология, педагогическая психология, психология, психология семьи, социальная психология, возрастная психология, психология личности
Ключевые слова: адаптация к школе, дети, детско-родительские отношения, заболеваемость детей, компенсаторные механизмы, младший школьный возраст, психологическая адаптация, психологическая помощь, социальная адаптация, учебная деятельность, физиологическая адаптация, школьники
Индексы ББК: 88.414-8, 88.53в6, 88.576.5, 88.62-8
Представления: Формат MARC21
15. Статья из журнала
bookCover
Гончаров, О. А.
Восприятие перспективы и пространственные представления у коренных жителей Крайнего Севера / О. А. Гончаров, Ю. Н. Тяповкин
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 91 - 100 : рис. — Библиогр.: 14 назв.
Аннотация: Работа является составной частью серии исследований, посвященной проблеме восприятия и изображения третьего измерения на плоскости. Исследовались особенности перспективных построений и пространственных представлений оленеводов. Описаны применявшиеся методики, проанализированы результаты, которые демонстрируют определяющее влияние двух факторов на уровень развития проекционных и координационных представлений - экологического и образовательного. В начальной части статьи изложены основные результаты других исследований в данной области
Подробнее
Авторы: Гончаров О. А., Тяповкин Ю. Н.
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психология
Ключевые слова: восприятие, восприятие перспективы, зрительно-пространственное восприятие, иллюзии, кросс-культурные исследования, межкультурные различия, методика психологического исследования, обратная перспектива, оленеводы, оптические иллюзии, перспектива, пространственные представления, экологические факторы восприятия
Индексы ББК: 88.251.137в6
Представления: Формат MARC21
16. Статья из журнала
bookCover
Калина, О. Г.
Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков / О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 15 - 26 : табл. — Библиогр.: 31 назв.
Аннотация: В статье содержится краткий обзор исследований, посвященным роли отца в развитии ребенка. Авторы отмечают, что количество эмпирических исследований образа отца непосредственно у детей и подростков (а не через призму воспоминаний взрослых) невелико, обычно в них не учитывается пол и возраст детей. Предпринятое авторами исследование имело целью выяснить влияние наличия отца в семье и качества его образа у подростков различных половозрастных групп на их эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность. В статье охарактеризованы исследовательские методики, проанализированы полученные результаты
Подробнее
Авторы: Калина О. Г., Холмогорова А. Б.
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, психология семьи, возрастная психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: детско-родительские отношения, образ отца, подростки, полоролевая идентичность, эмоциональное благополучие
Индексы ББК: 88.576.5в6, 88.415-73в6
Представления: Формат MARC21
17. Статья из журнала
bookCover
"Круглый стол" на тему "Интернет и сознание" / материал подготовила П. Л. Хасина
// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. - С. 179 - 182.
Аннотация: Обзор выступлений участников "круглого стола", прошедшего 22 ноября 2006 г.: Зинченко Ю.П., Асмолова А. Г., Засурского Я.Н., Солдатова А.А., Барабашева А.Г., Гуриева М.А., Кавтарадзе Д.Н., Войскунского А.Е., Белинской Е.П., Ениколопова С.Н., др.
Подробнее
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология
Ключевые слова: Интернет, интернет-пространство, информация, мышление, сознание
Индексы ББК: 88.521.5в
Представления: Формат MARC21