Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Мещеряков, Б. Г.
Сравнительный анализ трех проекций национальных характеров русских, мокшан и эрзян / Б. Г. Мещеряков, Е. А. Шаманина, Ю. Аллик
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 1. - С. 33 - 44 : табл., рис., граф. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Мещеряков Б. Г., Шаманина Е. А., Аллик Ю.
Аннотация: Респонденты трех этнических групп (русские, мокша, эрзя - студенты мордовского университета, 140 чел.) оценивали с помощью опросника национального характера личностные черты "объектов оценки": 1) русский вообще; 2) русский, живущий в Мордовии; 3) мордвин; 4) эрзянин; 5) мокшанин; 6) сам лично. При отсутствии заметных характерологических различий между тремя этногруппами респондентов обнаруживаются большие различия в их авто- и гетеростереотипах. Показана общая закономерность перехода от позитивно воспринимаемых значений в самописаниях к менее позитивным в авто- и гетеростереотипах. Сделан вывод, что этнокультурная близость и знакомость народов не гарантируют более точные представления о национальных характерах друг друга.
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология, этническая психология (этнопсихология), психология групп
Ключевые слова: автостереотипы, гетеростереотипы, кросс-культурные исследования, мокша, мордва, Мордовия, национальный характер, опросник национального характера, региональный русский, русские, характерологические особенности, эрзяне, этническая культура, этнические стереотипы, культурно-историческая психология
Индексы ББК: 88.542.5
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Зинченко, В. П.
Психология действия. Вклад Харьковской психологической школы / В. П. Зинченко
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 1. - С. 92 - 107.
Подробнее
Авторы: Зинченко В. П.
Аннотация: Статья написана на основе доклада, сделанного на Международной конференции, посвященной 80-летию Харьковской психологической школы (Харьков, октябрь 2012). Вниманию предлагаются как личные впечатления и воспоминания автора о событиях и людях, так и почерпнутые из рассказов представителей старших поколений психологов, причастных к этим событиям.
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: XX век, культурно-историческая психология, научная школа, научное наследие, научное сообщество, психология действия, Россия, Харьковская психологическая школа
Персоналии: Аснин В. И., Выготский Лев Семенович, Гальперин Петр Яковлевич, Запорожец Александр Владимирович, Зинченко Петр Иванович, Леонтьев Алексей Николаевич, Лурия Александр Романович, Рубинштейн Сергей Леонидович, Челпанов Георгий Иванович
Индексы ББК: 88.1(2)6
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Лукаш, О. С.
Психологические представления о позитивных альтернативах отчуждения человека / О. С. Лукаш
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 1. - С. 62 - 70. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Лукаш О. С.
Аннотация: Рассматривается интерпретации отчуждения как негативного психологического состояния, консервация которого означает отказ человека от развития личности. Показываются трактовки в двух его вариантах: отчуждение от реального "я" и переживание отчужденности, отмечаются соотношения этих вариантов. Анализируются альтернативные отчуждению позитивные состояния и способы выхода из отчуждения в эти альтернативы. Выделяются варианты рассмотрения позитивных альтернатив отчуждения. Основные паттерны, которые приводят к установлению этих состояний, объединяются в группы, и на основании этого предлагается уровневая структура формирования позитивных для отчуждения альтернатив.
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: культурно-историческая психология, мотивация поведения, отчуждение, отчуждение от реального "я", переживание отчужденности, поведение личности, психологическое благополучие, развитие личности, реальное "я"
Индексы ББК: 88.53
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Ветошкина, Л. П.
Основные идеи деятельностной концепции экспансивного обучения и развития Ю. Энгестрёма / Л. П. Ветошкина, Л. Н. Горюнова
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 1. - С. 13 - 21 : рис. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Ветошкина Л. П., Горюнова Л. Н.
Аннотация: Представлены основные идеи деятельностной концепции экспансивного обучения, развиваемой Ю. Энгестрёмом. Описаны концептуальные перспективы прикладных психологических исследований в различных сферах профессиональной деятельности человека. Изложены предпосылки и этапы развития концепции экспансивного обучения, методологические принципы концепции, дано описание ключевых методов. Описываются характеристики нового типа обучения - экспансивного обучения.
Отраслевые рубрики: психология, педагогическая психология
Ключевые слова: действие, деятельностный подход, культурно-историческая психология, моделирование деятельности, мотивация поведения, поведение личности, психология обучения, субъектно-деятельностный подход, теория деятельности, теория экспансивного обучения, типы обучения, экспансивное обучение
Персоналии: Энгестрём Юрьё
Индексы ББК: 88.62-5
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Василевская, Е. Ю.
Ообенности проживания периода юности: возраст и социально-исторический контекст / Е. Ю. Василевская, О. Н. Молчанова
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 1. - С. 52 - 61 : 12 табл. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Василевская Е. Ю., Молчанова О. Н.
Аннотация: Проводится сравнительный анализ переживаний личности на этапе юности в двух выборках: 1925 - 1927 гг. и 2011 - 2012 гг. Используется метод "автобиографических записей", представляющий собой анкету для определения ретроспективных переживаний юности, который применял М. М. Рубинштейн для своей выборки 1925 - 1927 гг. Выявлены как сходные характеристики респондентов (интерес к своему внутреннему миру, стремление к самостоятельности, протест против взрослых, романтические устремления и др.), так и различные: меняются интересы, модели для подражания, личностные проявления. Делается вывод о константности ключевых характеристик юности, не зависящих от смены исторических эпох и социального контекста, и в то же время подчеркивается качественная специфика выявленных особенностей, отражающая изменение "культурного содержания среды".
Отраслевые рубрики: психология, возрастная психология
Ключевые слова: автобиографический метод, анкетирование, аффилиация, внутренний мир человека, детство, доминанты поведения, интересы, историческая среда, культурно-историческая психология, личность, модели поведения, мотивация поведения, нравственные ценности, отношение к чтению, отрочество, переживания юности, поведение личности, протестное поведение, рефлексия, романтичность, социальная среда, сравнительная психология, целеустремленность, эстетические наклонности, юность
Персоналии: Рубинштейн Моисей Матвеевич
Индексы ББК: 88.42-52
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Леонтьев, Д. А.
О некоторых аспектах проблемы "культура и личность" / Д. А. Леонтьев
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 1. - С. 22 - 32. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Леонтьев Д. А.
Аннотация: Дан теоретический анализ проблемы влияния социокультурной среды на формирование и развитие личности. Рассмотрены основные подходы к проблеме: культурно-историческая психология, теория социального характера, культурная антропология, кросс-культурные исследования и культурная психология. Выделены различные слои социокультурного окружения. Проанализировано соотношение социального и культурного. Рассмотрены аспекты, в которых социокультурная среда влияет на развитие личности. Основной вывод заключается в различении двух аспектов формирующего влияния социокультурной среды: культивирования инвариантных, культурно неспецифических механизмов социальной регуляции жизнедеятельности личности (цивилизованности) и усвоения конкретных культурно-специфических знаково-символических и ценностно-смысловых регуляторов (культурной идентичности).
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: культура, культурная идентичность, культурно-историческая психология, личность, общество, поведение личности, развитие личности, саморегуляция личности, социализация личности, социальное поведение, социокультурная среда, цивилизованность
Индексы ББК: 88.532
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Титов, Р. С.
Концепция индивидуальной религиозности Г. Олпорта: понятие религиозных ориентаций / Р. С. Титов
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 1. - С. 2 - 12. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Титов Р. С.
Аннотация: Рассматривается созданная Гордоном Олпортом концепция религиозных ориентаций - внутренней и внешней религиозности, т.е. отношений к религии как цели или средству. Проблема концепции - почему на религиозности могут основываться как самые положительные, так и самые отрицательные явления. Прослеживается история концепции, ее переосмысление и критика. Показывается ход мысли Г. Олпорта, неоднозначность дополнения Д. Бэтсона, выявляются примеры использования концепции в современной психологии. Приводится попытка сторонников современной мотивационной теории принять эстафету и продолжить исследования на новом уровне.
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, психология религии, социальная психология
Ключевые слова: индивидуальная религиозность, концепция индивидуальной религиозности, культурно-историческая психология, мотивация поведения, поведение личности, психологическое благополучие, религиозность, религиозные ориентации, теория самодетерминации
Персоналии: Олпорт Гордон, Бэтсон Дэниэл
Индексы ББК: 88.522, 88.53
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Пергаменщик, Л. А.
"Психологическая лаборатория" А. И. Солженицына / Л. А. Пергаменщик
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 1. - С. 45 - 51. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Пергаменщик Л. А.
Аннотация: Представлен опыт анализа процесса переживания и преодоления кризисных событий жизненного пути. Процесс преодоления изучен посредством вхождения в психологическую экспериментальную лабораторию А. И. Солженицына, записанного автором в повести "Один день Ивана Денисовича".
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология, психология личности, психические процессы
Ключевые слова: "Один день Ивана Денисовича", жизненный кризис, кризис личности, культурно-историческая психология, литературный герой, личностный поступок, личность автора, нарратив, нравственность, переживания, поведение, психология культуры, психология литературы, рефлексия, художественная литература, эмоции
Персоналии: Солженицын Александр Исаевич
Индексы ББК: 88.53-52
Представления: Формат MARC21