Сортировать по:
1. Статья из журнала
Лубовский, Д. В.
Флоренский об искусстве - послесловие к несостоявшемуся диалогу с Выготским / Д. В. Лубовский
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 82 - 92. — Лит. в примеч. в конце статьи.
Флоренский об искусстве - послесловие к несостоявшемуся диалогу с Выготским / Д. В. Лубовский
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 82 - 92. — Лит. в примеч. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Лубовский Д. В.
Аннотация: Отмечено соотнесение культурно-исторической психологии с антропологической концепцией П. А. Флоренского. Показана общность методологических принципов П. А. Флоренского и Л. С. Выготского. Автор соотносит представления о композиции и конструкции художественного произведения в работах П. А. Флоренского с принципом "развоплощения содержания формой" в "Психологии искусства" Л. С. Выготского. Возможности совмещения теоретических принципов, сформулированных ими, показаны на примере анализа памятника архитектуры.
Отраслевые рубрики: психология, психология деятельности, психология искусства, психология творчества
Ключевые слова: анализ пространственности, архитектура, восприятие искусства, искусство, композиция, личностные особенности, неклассическая методология, потребности личности, пространственный образ, психология личности, психология развития, психофизиологическое пространство, развитие личности, саморазвитие, эстетические переживания
Персоналии: Флоренский Павел Александрович, Выготский Лев Семенович
Индексы ББК: 88.8, 88.854
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
Арон, И. С.
Структурно-содержательный анализ понятия "социальная ситуация развития" в контексте профессионального самоопределения личности / И. С. Арон
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 53 - 57. — Лит. в конце статьи.
Структурно-содержательный анализ понятия "социальная ситуация развития" в контексте профессионального самоопределения личности / И. С. Арон
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 53 - 57. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Арон И. С.
Аннотация: Обосновывая необходимость индивидуализации и субъективизации социальной ситуации развития, автор предлагает изучать специфику профессионального самоопределения в особой социальной ситуации развития, а именно - профессиональное самоопределение детей, оставшихся без попечения родителей, подростков с девиантным поведением и детей с признаками одаренности. Это позволит разработать эффективные технологии психологического сопровождения профессионального самоопределения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей социальной ситуации развития самоопределяющейся личности.
Отраслевые рубрики: методология науки, психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: возрастная психология, возрастные особенности, дети, оставшиеся без попечения родителей, индивидуальные особенности, культурно-историческая психология, одаренные дети, профессиональное самоопределение, психологическая готовность, психологическое сопровождение, психология действия, психология развития, самоопределение личности, социальная адаптация, социальная ситуация развития, трудные подростки
Индексы ББК: 88.53в
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
Зинченко, В. П.
Сергей Леонидович Рубинштейн: превратности судьбы ученого / В. П. Зинченко
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 93 - 100.
Сергей Леонидович Рубинштейн: превратности судьбы ученого / В. П. Зинченко
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 93 - 100.
Подробнее
Авторы: Зинченко В. П.
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: XX век, культурно-историческая психология, научная школа, научное наследие, научное сообщество, Россия
Персоналии: Рубинштейн Сергей Леонидович
Индексы ББК: 88.1(2)6
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
Степанова, М. А.
Проблема личности в научном наследии П. Я. Гальперина / М. А. Степанова
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 101 - 109. — Лит. в конце статьи.
Проблема личности в научном наследии П. Я. Гальперина / М. А. Степанова
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 101 - 109. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Степанова М. А.
Аннотация: Показано, какие изменения претерпели общие представления о личности в разные периоды научного творчества П. Я. Гальперина. Подчеркивая ведущую роль психологии в комплексном изучении личности, П. Я. Гальперин сформулировал общие положения, касающиеся свободы и формирования личности. П. Я. Гальпериным поставлены вопросы, имеющие принципиальное значение для науки и смежных областей знания, обозначены важные аспекты проблемы психологии личности.
Отраслевые рубрики: история психологии, общая психология, психология, психология личности
Ключевые слова: XX век, выбор, культурно-историческая психология, личность, научное наследие, научное сообщество, необходимость, ответственность, предмет психологии, Россия, свобода, теория П. Гальперина, формирование личности
Персоналии: Гальперин Петр Яковлевич
Индексы ББК: 88.1(2)6, 88.2-7
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
Кулагина, И. Ю.
Отношение к смерти: возрастные, региональные и гендерные различия / И. Ю. Кулагина, Л. В. Сенкевич
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 58 - 64 : табл. — Лит. в конце статьи.
Отношение к смерти: возрастные, региональные и гендерные различия / И. Ю. Кулагина, Л. В. Сенкевич
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 58 - 64 : табл. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Кулагина И. Ю., Сенкевич Л. В.
Аннотация: Представлены данные об отношении к смерти студентов и преподавателей гуманитарных вузов Москвы, Еревана и Рима. Степень оптимизма / пессимизма в отношении к смерти определялась с помощью опросника, приведенного в статье. Показаны региональные различия в отношении к смерти, объясняемые культурно-историческими и социально-экономическими условиями. Возрастные и гендерные различия связаны с региональными.
Отраслевые рубрики: возрастная психология, психология, психология личности
Ключевые слова: Армения, возрастные изменения, гендерные особенности, Ереван, зрелый возраст, интеллигенция, Италия, культурно-историческая психология, Москва, отношение к смерти, региональные особенности, Рим, Россия, социально-экономические условия, юность
Индексы ББК: 88.4-7
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
Моргунов, Е. Б.
Непрерывное образование в научающейся организации / Е. Б. Моргунов
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 44 - 52 : табл. — Лит. в конце статьи.
Непрерывное образование в научающейся организации / Е. Б. Моргунов
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 44 - 52 : табл. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Моргунов Е. Б.
Аннотация: Рассмотрены перспективы концепции непрерывного образования работников в контексте организационной психологии. Важными аспектами внедрения системы непрерывного образования в жизнь организации являются ее оценка с помощью контрольного перечня ее обучаемости, а также программы преодоления эмоциональной дезадаптации сотрудников.
Отраслевые рубрики: организационная психология, психология, социальная психология
Ключевые слова: адаптация сотрудников, безработица, групповые процессы, зона актуального развития, зона ближайшего развития, культурно-историческая психология, научающиеся организации, непрерывное образование, обучение сотрудников, организационная культура, организационное развитие, организационный профессионализм, оценка профессиональнализма, повышение квалификации, профессиональная компетентность, профессиональная мобильность, психология действия, психология развития, скаффолдинг (метод метапрограммирования), управление образованием, управление процессами, эмоциональная дезадаптация
Индексы ББК: 88.563, 88.566.3
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
Поддьяков, А. Н.
Копируем ли разум: полемика с трансгуманизмом : [дискуссионная статья] / А. Н. Поддьяков
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 110 - 113. — Лит. в конце статьи.
Копируем ли разум: полемика с трансгуманизмом : [дискуссионная статья] / А. Н. Поддьяков
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 110 - 113. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Поддьяков А. Н.
Аннотация: Обсуждается тезис трансгуманизма о возможности копирования содержания психики на искусственный носитель и многократной его перезаписи (цифровое бессмертие). Анализируются технические и гуманитарные аспекты проблемы. Обосновывается тезис: сущность психики такова, что для ее поддерживания даже в записанном состоянии нужно ее функционирование (цифровая жизнь), которая будет вести к расхождению копии и оригинала. Предлагается аргументация в пользу того, что сама такая запись невозможна в силу фундаментальных физических ограничений мира, а также в силу действия закономерной тенденции: развитие технологий будет идти не в направлении копируемости сознания, а в противоположном - в направлении нарастания невозможностей копирования все усложняющегося разума (сложность растет быстрее возможностей ее точного копирования).
Отраслевые рубрики: психология, философия науки
Ключевые слова: искусственный интеллект, копирование психики, копирование разума, копирование сложности, копирования сознания, реальная смерть, технологии копирования, трансгуманизм, философия психологии, функционирование психики, цифровая жизнь, цифровое бессмертие, этические проблемы
Индексы ББК: 88в
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
Леонтьев, А. Н.
Интервью с Алексеем Николаевичем Леонтьевым : (из неопубликованного) / А. Н. Леонтьев ; запись интервью М. Г. Ярошевского; вступление и комментарии Е. Е. Соколовой
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 2 - 24. — Примеч. (коммент.) к интервью: с. 25 - 28.
Интервью с Алексеем Николаевичем Леонтьевым : (из неопубликованного) / А. Н. Леонтьев ; запись интервью М. Г. Ярошевского; вступление и комментарии Е. Е. Соколовой
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 2 - 24. — Примеч. (коммент.) к интервью: с. 25 - 28.
Подробнее
Авторы: Леонтьев А. Н.
Аннотация: Интервью было проведено в конце 1972 года. Оно содержит материал, уже находивший свое отражение в книгах, посвященных историко-психологическому анализу творчества Л. С. Выготского. Интервью содержит много подробностей, отражающих дух времени, в котором довелось жить и творить Л. С. Выготскому и его коллеге и ученику А. Н. Леонтьеву...
Отраслевые рубрики: история психологии, общая психология, познавательные процессы, психология
Ключевые слова: XX век, Институт психологии РАН, когнитивное научение, культурно-историческая психология, ленинградская психологическая школа, московская психологическая школа, педагогическая психология, предметное действие, психика, психические процессы, психология действия, психология развития, Россия, советский период, сознание, СССР, теория деятельности, теория поэтапного формирования умственных действий, харьковская психологическая школа, эволюционное развитие
Персоналии: Выготский Лев Семенович, Леонтьев Алексей Николаевич
Индексы ББК: 88.251, 88.1(2)6
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
Иванников, В. А.
Идеи А. Н. Леонтьева и их значение для современной психологии / В. А. Иванников
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 29 - 34. — Лит.: с 34.
Идеи А. Н. Леонтьева и их значение для современной психологии / В. А. Иванников
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 29 - 34. — Лит.: с 34.
Подробнее
Авторы: Иванников В. А.
Аннотация: Анализируются идеи А. Н. Леонтьева для развития общей психологии, для понимания поведения живых существ черех понятие деятельности, процессов восприятия и мотивации, волевой регуляции. Подчеркивается идея понимания психики как субъективной составляющей деятельности. Анализируется понятие "чувственное понимание" и роль деятельности в преобразовании переживаний в ощущение. Анализируется вклад А. Н. Леонтьева в понимание процесса мотивации через введение понятия предмета потребности и новое понимание мотива деятельности, а также роль понятия смысла в создании временной производной побудительности цели и в волевой саморегуляции. Показана связь идей Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева и взаимосвязь основных положений культурно-исторической психологии и теории деятельности А. Н. Леонтьева.
Отраслевые рубрики: история психологии, общая психология, познавательные процессы, психология
Ключевые слова: волевая саморегуляция, воля, восприятие (перцепция), высшие психические функции, деятельность, культурно-историческая психология, мотив, мотивация, поведение, предмет потребности, психика, психические процессы, психология действия, психология развития, смысл, субъективное переживание (чувствование), теория деятельности, чувственное переживание
Персоналии: Выготский Лев Семенович, Леонтьев Алексей Николаевич
Индексы ББК: 88.251, 88.1(2)6
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
Ахметова, О. А.
Возрастные изменения личностных черт у подростков: обзор литературы / О. А. Ахметова, Е. Р. Слободская
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 36 - 43. — Лит. в конце статьи.
Возрастные изменения личностных черт у подростков: обзор литературы / О. А. Ахметова, Е. Р. Слободская
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 36 - 43. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Ахметова О. А., Слободская Е. Р.
Аннотация: Пятифакторная модель личности, или Большая пятерка структурирует психологические черты личности. В обзоре обобщены результаты исследований о том, как меняется средний уровень личностных черт Большой пятерки на протяжении подросткового возраста. Большинство данных указывает, что открытость, сознательность, уступчивость и экстраверсия растут, а нейротизм - снижается. Нормативные изменения уровня личностных черт отражают возрастание психологической зрелости и приспособленности и связаны с решением основных задач развития в этот период
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, психология, психология личности
Ключевые слова: Большая пятерка, возрастные изменения, доброжелательность, добросовестность, культурно-историческая психология, личностное развитие, личностные черты, модель личности, невротизм, нормативные изменения, открытость опыту, поведение, подростки, психика, психические процессы, психология развития, уступчивость, экстраверсия
Индексы ББК: 88.4-7ю, 88.41ю
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
Молчанова, О. Н.
Адаптация методики Дж. Крокер, направленной на исследование базовых оснований самооценки / О. Н. Молчанова, Т. Ю. Некрасова
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 65 - 73 : табл. — Лит. в конце статьи.
Адаптация методики Дж. Крокер, направленной на исследование базовых оснований самооценки / О. Н. Молчанова, Т. Ю. Некрасова
// Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. - С. 65 - 73 : табл. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Молчанова О. Н., Некрасова Т. Ю.
Аннотация: Статья является результатом исследлвания, задача которого состояла в создании русскоязычной версии шкалы, названной авторами "Базовые основания самооценки", и ее адаптации на русской выборке...
Отраслевые рубрики: методы научного исследования, практическая психология (прикладная психология), психология, психология личности
Ключевые слова: "Базовые основания самооценки" (шкала), внутренняя согласованность, дискриминативность, культурно-историческая психология, опрос, основания самооценки, ретестовая надежность, самооценка, самоуважение, самоэффективность
Индексы ББК: 88.3-72в682, 88.9
Представления: Формат MARC21