Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Сапего, Е. И.
Шестая конференция по когнитивной науке: "Калининград 2014" / Е. И. Сапего
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 4. - С. 134 - 142.
Подробнее
Авторы: Сапего Е. И.
Аннотация: Интенсивное развитие когнитивной науки, которое происходит в последнее время, позволяет заложить прочный теоретический фундамент для решения многочисленных прикладных задач, а созданные в рамках данной междисциплинарной научной области методы обеспечивают исследователей надежной инструментальной базой, предоставляющей возможность фиксирования и изучения широкого круга когнтивных феноменов, начиная от письменности как классической когнитивной технологии, позволяющей передавать мысли при помощи знаков, заканчивая созданием современных планшетных устройств в сенсорными экранами
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: XXI век, Калининград, когнитивная наука, междисциплинарное взаимодействие, международное сотрудничество, международные конференции, Россия
Индексы ББК: 88.1(0)6, 88л0
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Орехова, А. Н.
Создание теста ценности собственной жизни / А. Н. Орехова, И. Ю. Паламонов
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 4. - С. 123 - 133 : табл. — Библиогр.: с. 131 - 132.
Подробнее
Авторы: Орехова А. Н., Паламонов И. Ю.
Аннотация: Целью предствленного исследования является разработка психодиагностического инструмента для измерения ценности собственной жизни у несовершеннолетних. Указанный инструмент (тест) может быть использован в разных областях прикладной психологии. В частности, авторы намерены использовать этот тест для оценки эффективности образовательных программ, направленных на профилактику асоциального и суицидального поведения. Базой для исследования послужили теоретические и практические исследования в области смысла жизни, математизированная теория психических процессов и компьютерная система АлНикОр А.Н. Орехова, опыт практической работы с подростками по программе "Моя тема - моя жизнь" и результаты опросов несовершеннолетних, в которых участвовали в общей сложности 232 подростка. На основе полученных данных были сформированы 36 первичных шкал и выдвинута гипотеза о шести вторичных шкалах, отображающих в совокупности ценность собственной жизни. Было проведено пилотное тестирование, в котором участвовали подростки в возрасте от 13 до 17 лет, из них 43 юноши и 61 девушка. Первичный факторный анализ результатов позволил сконструировать 4 другие, вторичные шкалы теста. Внутренняя валидность (синхронная надежность) теста оказалась достаточно высокой
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, практическая психология (прикладная психология), психология
Ключевые слова: асоциальное поведение, валидность теста, компьютерная система АлНикОр, математизированная теория психических процессов, математизированные теории, методика психодиагностики, надежность теста, несовершеннолетние, подростки, подростковый возраст, прикладная психология, профилактика самоубийств, психодиагностика, психологические исследования, смысл жизни, суицидальное поведение, тест ценности собственной жизни, ценность жизни, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.911, 88.415-8
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Ключарев, В. А.
Нейробиологические механизмы социального влияния / В. А. Ключарев, И. П. Зубарев, А. Н. Шестакова
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 4. - С. 20 - 36 : рис. — Библиогр.: с. 30 - 32.
Подробнее
Авторы: Ключарев В. А., Зубарев И. П., Шестакова А. Н.
Аннотация: В последние годы развитие неинвазивных методов исследования активности головного мозга человека позволило пролить свет на нейробиологические механизмы социального влияния на принятие решений. В данном обзоре представлены современные нейробиологические исследования социального влияния и обсуждаются ключевые теоретические модели возможных нейробиологичексих механизмов, лежащих в основе социального влияния. Ряд исследований демонстрирует тесную связь социального влияния с нейрофизиологической системой обучения с подкреплением и контроля деятельности. Вероятно, отклонение от поведения (мнения) группы интерпретируется нервной системой как поведенческая ошибка или "ошибка предсказания вознаграждения", что запускает процесс изменения поведения на основе дофаминергического механизма обучения с подкреплением
Отраслевые рубрики: психология, психофизиология, социальная психология
Ключевые слова: когнитивный диссонанс, конформное поведение, неинвазивная нейровизуализация, неинвазивные методы, нейробиологический подход, нейробиология, нейроэкономика, нонконформизм, принятие решений, психологические исследования, социальное влияние, социальное поведение, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.53-231-3
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Строганова, Т. А.
Монотропизм внимания у детей с аутизмом / Т. А. Строганова, Е. В. Орехова, И. А. Галюта
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 4. - С. 66 - 82. — Библиогр.: с. 76 - 78.
Подробнее
Авторы: Строганова Т. А., Орехова Е. В., Галюта И. А.
Аннотация: Расстройства аутического спектра (РАС) традиционно рассматривают как нарушение взаимодействия с другими людьми. Расстройства внимания у людей с РАС, если и отмечались, то до последнего времени не входили в число основных критериев в диагностике аутизма. Сейчас все больше исследователей приходят к выводу о том, что затруднения с переключением внимания, которые испытывают многие люди с РАС, могут быть узловым дефицитом, определяющим многие характерные для аутизма паттерны поведения. Проблема крайнего монотропизма внимания у детей с РАС представляет собой важнейшую точку пересечения между исследованиями формирования "низкоуровневых" механизмов мозга и исследованиями когнитивного развития ребенка. Данный обзор литературы посвящен лишь одному аспекту этой проблемы - ориентировке внимания на новое событие. Авторы рассматривают данные о нарушениях ориентировки внимания на неожиданный стимул и показывают, что игнорирование новых событий входит в единый симптомокомплекс с симптомами аномальной регуляции уровня возбуждения (эраузал) и необычной сенсорной чувствительностью у детей с РАС
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), нейропсихология, психология, специальная психология
Ключевые слова: аутизм, внимание, возбуждение, детская психология, детский аутизм, нарушения внимания, познавательные процессы, психические процессы, психология внимания, расстройства внимания, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.729-515, 88.752.5
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Коровкин, С. Ю.
Когнитивные и аффективные механизмы юмористической фасилитации решения творческих задач / С. Ю. Коровкин, О. С. Никифорова
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 4. - С. 37 - 51 : рис., табл. — Приложения. Задачи, использованные в эксперименте 1. Задачи, использованные в эксперименте 2. — Библиогр.: с. 46 - 48.
Подробнее
Авторы: Коровкин С. Ю., Никифорова О. С.
Аннотация: Проведена серия экспериментальных исследований, в которых изучаются механизмы, лежащие в основе феномена юмористической фасилитации малых творческих (инсайтных) задач. В работе получено подтверждение наличия феномена юмористической фасилитации решения инсайтных задач. Предложена теоретическая модель и проанализирована роль когнитивных и аффективных механизмов в феномене фасилитации. Подтверждена роль аффективного компонента юмора в фасилитации решения инсайтных задач. Выявлена роль противоречий и смещения когнитивных схем в усилении аффективных механизмов фасилитации
Отраслевые рубрики: познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: инсайт, когнитивная психология, когнитивные механизмы, мыслительный процесс, мышление, положительные эмоции, психологические исследования, психология мышления, решение творческих задач, творческие задачи, фасилитация юмористическая, экспериментальная психология, эмоции, юмор
Индексы ББК: 88.251.31-2-52
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Гончаров, О. А.
Категориальное восприятие цвета у детей с различными профилями межполушарной асимметрии / О. А. Гончаров, С. Г. Романов
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 4. - С. 5 - 19 : табл., рис. — Библиогр.: с. 15 - 16.
Подробнее
Авторы: Гончаров О. А., Романов С. Г.
Аннотация: В рамках общей проблемы лингвистической детерминации восприятия цвета изучаются особенности категориального восприятия цвета у детей с различными профилями межполушарной асимметрии. Основная гипотеза состоит в том, что левшество оказывает влияние на эффекты межкатегориального различения цветов. В исследованни приняли участие две группы детей - экспериментальная группа, состоявшая из 93 леворуких детей, и контрольная группа, состоявшая из 104 праворуких детй. Основная экспериментальная процедура проводилась по методике зрительного поиска на основе сравнения времени межкатегориального и внутрикатегориального различения цветов одновременно в трех цветовых диапазонах (компьютерный вариант). Результаты исследования свидетельствуют о меньшей выраженности категориальных эффектов восприятия цвета у левшей по сравнению с правшами, что вероятно, связано с меньшей латерилизацией речевых функций у левшей. Кроме того, были установлены следующие закономерности: тенденция к уменьшению различий в меж- и внутрикатегориальной дифференциации цветов по мере увеличения возраста испытуемых; отсутствие различий в выраженности категориальных эффектов при предъявлении стимулов в правое и левое полуполе зрения, т.е. в обработке категориальной цветовой информации структурами левого и правого полушарий мозга
Отраслевые рубрики: познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: асимметрия мозга, возрастные изменения, восприятие (перцепция), восприятие цвета, детская психология, зрительное восприятие, зрительный поиск, категориальное различение цветов, левшество, межполушарная асимметрия, психологические исследования, различение цветов, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.251.131в686
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Леонтьева, Е. М.
Использование методики "Классификация ценностей" как инструмента изучения ценностного мышления больных шизофренией / Е. М. Леонтьева, А. А. Корнеев
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 4. - С. 100 - 109 : табл., схем. — Библиогр.: с. 107 - 108.
Подробнее
Авторы: Леонтьева Е. М., Корнеев А. А.
Аннотация: Изучение механизмов работы ценностного мышления больных шизофренией является актуальным направлением исследований, результаты которых могут быть внедрены в практику реабилитации и ресоциализации различных групп пациентов. В статье представлено описание, методологическое обоснование и первые результаты применения методики "Классификация ценностей". Сравнительный анализ содержания и динамики ценностных ориентаций двух групп испытуемых - экспериментальной группы из 96 человек, имевших диагноз шизофренического расстройства, и контрольной группы из 92 условно здоровых человек - позволил обнаружить существенные различия в ценностных потребностях и ориентациях в норме и патологии, а также описать специфику ценностных ориентаций у лиц с психическими расстройствами шизофренического круга, возникающую в силу личностных особенностей и жизненного опыта такого рода пациентов, выделить их характерные особенности, взаимосвязи, содержательное наполнение ценностных категорий у больных шизофренией, также показать существенные различия в возрастной динамике ценностных ориентаций у больных шизофренией по сравнению с условно здоровыми людми
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), патопсихология, психология
Ключевые слова: "Классификация ценностей" (методика), возрастная динамика, классификация ценностей, медико-психологическая реабилитация, мышление, патопсихологическая диагностика, патопсихологические исследования, психологические исследования, ценностное мышление, ценностные ориентации, шизофренические расстройства, шизофрения, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.745.5
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Самойленко, Е. С.
Индивидуальные различия в процессах предметно-ориентированного сравнения / Е. С. Самойленко, Т. А. Мелкумян
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 4. - С. 83 - 99 : диагр. — Библиогр.: с. 96 - 97.
Подробнее
Авторы: Самойленко Е. С., Мелкумян Т. А.
Аннотация: Рассматриваются теоретические и эмпирические аспекты проблемы индивидуальных различий, проявляющихся в процессах сравнения объектов и понятий. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором выявлены индивидуальные различия в плане субъективного оценивания величины сходства двух минимально различающихся между собой объектов. Показано, что данные различия связаны с особенностями вербализаций: с соотношением описаний сходства и различия объектов, а также параметров их сравнения. Полученные результаты свидетельствуют о конструктивистской природе процесса сравнения в целом и субъективного оценивания величины сходства, в частности
Отраслевые рубрики: познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: вербализация сравнений, восприятие (перцепция), индивидуальные особенности, индивидуальные различия, мышление, оценивание субъективное, предметно-ориентированное сравнение, психологические исследования, сравнение объектов, сходство, сходство объектов, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.251.31-2
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Валявко, С. М.
Возможности использования проективных методик для диагностики особенностей личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи / С. М. Валявко, К. Е. Князев
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 4. - С. 110 - 122 : табл., рис. — Библиогр.: с. 117 - 119.
Подробнее
Авторы: Валявко С. М., Князев К. Е.
Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования проективных тестов для диагностики особенностей личностного развития, а также современные средства их стандартизации, валидизации и интепретации
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, психология
Ключевые слова: валидность теста, дошкольники, дошкольный возраст, личностные особенности, методика психодиагностики, общее недоразвитие речи, особенности развития, проективные методики, психодиагностика, психологические исследования, развитие личности, развитие речи, рисуночное тестирование, рисуночные тесты, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.413-72в686
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
bookCover
Взаимосвязь контроля поведения и субъективности благополучия людей различных профессий / Н. С. Терехина, Е. А. Сергиенко, А. А. Лекалов, П. В. Звенигородский
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 4. - С. 52 - 65 : рис., табл., граф. — Библиогр.: с. 63.
Подробнее
Авторы: Терехина Н. С., Сергиенко Е. А., Лекалов А. А., Звенигородский П. В.
Аннотация: Изучались особенности субъектного благополучия (эмоциональный и когнитивный компоненты), а также его взаимосвязи с субъектным возрастом и контролем поведения (волевой, эмоциональный и когнитивный компоненты). Исследование проводилось с участием двух групп испытуемых: первая группа - экспериментальная - состояла из профессионалов, специфика работы которых предполагает осуществление деятельности в условиях строгой внешней временной регламентации (на примере летного состава военно-воздушных сил РФ); вторая группа - контрольная - респонденты, чья профессиональная деятельность не связана с работой в условиях жесткой регламентации (фрилансеры, ученые, люди творческих профессий и др.) Показано, что респонденты обеих групп удовлетворены своей жизнью. У представителей нерегламентированных профессий субъективное благополучие взаимосвязано с субъективным возрастом, эмоциональной регуляцией и гибкостью как регуляторно-личностным свойством саморегуляции. В группе военных летчиков субъективное благополучие является обособленным конструктом и не связано с оценкой собственного возраста и контролем поведения
Отраслевые рубрики: психология, психология труда
Ключевые слова: благополучие субъективное, военные летчики, контроль поведения, профессиональная деятельность, психологические исследования, регуляция поведения, самовосприятие, самоотношение, свободные профессии, системно-субъектный подход, субъективный возраст, фрилансер, экспериментальная психология, эмоциональный интеллект
Индексы ББК: 88.8в686
Представления: Формат MARC21