Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Факторы успешности в обучении на начальной ступени общего образования: половые различия / Т. Н. Тихомирова, С. Б. Малых, Н. М. Леонова, А. Д. Модяев
// Психологический журнал. — 2015. — № 5. - С. 43 - 54 : табл. — Библиогр.: с. 52 - 54.
Подробнее
Авторы: Тихомирова Т. Н., Малых С. Б., Леонова Н. М., Модяев А. Д.
Аннотация: Представлены результаты анализа роли когнитивных и некогнитивных факторов успешности в обучении математики и русскому языку на выборках мальчиков и девочек, обучающихся на начальной ступени образования. В фокусе внимания оказываются когнитивные показатели: пространственная память, скорость переработки информации, чувство числа - и мотивационный показатель: ценность учебной деятельности. Обнаружены половые различия в показателях пространственной памяти, скорости переработки информации, ценности учебной деятельности и успешности в обучении русскому языку. Для показателя успешности в математике у мальчиков и девочек обнаруживается сходная структура взаимосвязей анализируемых характеристик, тогда как для успешности в русском языке структура взаимосвязей различается (у мальчиков отсутствуют вазимосвязи с пространственной памятью). Выявлены различные паттерны факторов успешности в обучении математике и русскому языку у девочек и мальчиков младшего школьного возраста. Подчеркивается значение ценности учебной деятельности как фактора успешности в обучении у младших школьников обоих полов
Отраслевые рубрики: педагогическая психология, психология
Ключевые слова: визуальная память, гендерные различия, девочки, когнитивная психология, мальчики, математика, начальная школа, обучение математике, обучение русскому языку, общее образование (школьное образование), память, переработка информации, половые различия, русский язык, скорость переработки информации, успешность обучения, учебная деятельность
Индексы ББК: 88.62-5
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Моросанова, В. И.
Факторы позитивной адаптации мигрантов: анализ теоретических подходов / В. И. Моросанова, Т. Ф. Суслова, А. А. Нестерова
// Психологический журнал. — 2015. — № 5. - С. 104 - 116. — Библиогр.: с. 102 - 103.
Подробнее
Авторы: Моросанова В. И., Суслова Т. Ф., Нестерова А. А.
Аннотация: Рассматриваются условия психологической адаптации и особенности интеграции мигрантов в новую социокультурную среду. В результате теоретических подходов к адаптации мигрантов и экспериментальных зарубежных и отечественных исследований раскрыто понятие "позитивная адаптация" применительно к миграционным процессам. Выделены внешние (социальные) и внутренние (психологические) факторы, влияющие на позитивную адаптацию к новым условиям проживания. Обоснована эффективность различных теоретических подходов к исследованию позитивной адаптации, определена ведущая роль в успешности адаптации таких психологических ресурсов как жизнеспособность, осознанная саморегуляция, ментальные конструкции. Обозначены перспективы использования психологических технологий в рамках конструктивистского подхода для помощи мигрантам
Отраслевые рубрики: психология, психология групп, социальная психология, этническая психология (этнопсихология)
Ключевые слова: адаптация мигрантов, жизнеспособность, конструктивизм, конструктивистский подход, мигранты, миграционные процессы, модели адаптации, позитивная адаптация, психическая саморегуляция, психологическая адаптация, психологические исследования
Индексы ББК: 88.542.54
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Безденежных, Б. Н.
Системная эквивалентность мозговых потенциалов Р300 и Р600 в задачах сенсомоторного выбора и категоризации слов / Б. Н. Безденежных
// Психологический журнал. — 2015. — № 5. - С. 64 - 74 : граф., схем. — Библиогр.: с. 72 - 73.
Подробнее
Авторы: Безденежных Б. Н.
Аннотация: В статье решается актуальная для психофизиологии проблема выявления эквивалентных по содержанию электрических потенциалов мозга путем их сопоставления с системными процессами (по П.К. Анохину), которые инвариантны для разных действий. Выявлялись компоненты связанных с событием потенциалов, соответствующие процессам афферентного синтеза. Предполагалось, что процессу афферентного синтенза соответствует тот компонент вызванных потенциалов, который имеет устойчивую связь с количеством одновременно активных систем. Описываются два эмпирических исследования с регистрацией ЭЭГ. В первом исследовании ставилась задача сенсомоторного выбора: предъявлялисть два равновероятных зрительных сигнала, появление которых участники исследования прогнозировали с разной вероятностью. Во втором исследовании участники выполняли категоризацию слов-мишеней, обозначающих конкретный предмет или живой объект, с применением семантической преднастройки. В качестве преднастройки выступали 2 слова-прайма ("организмы" и "предметы"). В статье представлены результаты исследования
Отраслевые рубрики: общая психология, психология, психофизиология
Ключевые слова: активность мозга, афферентный синтез, головной мозг, категоризация слов, мозговые потенциалы, психофизиологические исследования, связанные с событием потенциалы, сенсомоторный выбор, электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электроэнцефалография
Индексы ББК: 88.23
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Сабадош, П. А.
Ресурсная функция эстетических переживаний: анализ и систематизация подходов / П. А. Сабадош
// Психологический журнал. — 2015. — № 5. - С. 21 - 31. — Библиогр.: с. 29-31.
Подробнее
Авторы: Сабадош П. А.
Аннотация: Расхождения в трактовке предмета психологической эстетики, препятствующие интеграции данной научной области, проанализированы с точки зрения функции эстетических переживаний. Выделены пять основных подходов к пониманию этой функции: (1) в эволюционном подходе эстетические переживания считаются ресурсом видовой адаптации; (2) в психофизическом - ресурсом психического отражения сенсорных стимулов; (3) в интуитивистском - частью особых познавательных ресурсов психики, альтернативных понятийно-логическому мышлению; (4) в психодинамическом - ресурсом интеграции конфликтующих психических импульсов; (5) в экзистенциальном - ресурсом полноты человеческого бытия, а также жизненной связи субъекта с миром. Перечисленные подходы предлагается интегрировать в модель иерархической системы эстетических ресурсов психики
Отраслевые рубрики: психология, философские науки, этика
Ключевые слова: междисциплинарное взаимодействие, психодинамический подход, психологическая эстетика, психофизический подход, эволюционный подход, экзистенциальный подход, эстетическое переживание
Индексы ББК: 88, 87.8
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Артемьева, О. А.
Научное сообщество как субъект научной деятельности / О. А. Артемьева
// Психологический журнал. — 2015. — № 5. - С. 95 - 103. — Библиогр.: с. 102 - 103.
Подробнее
Авторы: Артемьева О. А.
Аннотация: Обозначена проблема социальной ответственности науки. Предлагается субъектный подход к ее решению, теоретические и методологические основы его реализации. На основе анализа работ по философии и психологии науки, общей и социальной психологии выделяются критерии субъектности. На материале истории отечественной психологии первой половины XX столетия дается характеристика стадий предсубъектности, становящегося и развитого коллективного субъекта научной деятельности. Обосновывается возможность решения проблемы социальной ответственности науки при достижении научным сообществом стадии развитого субъекта
Отраслевые рубрики: психология, психология профессий, психология труда, философия, философия науки
Ключевые слова: история психологии, коллективный субъект, научная деятельность, научное сообщество, научные работники, психология науки, социальная ответственность, субъект научной деятельности, субъектность, субъектный подход, ученые
Индексы ББК: 87.25, 88.853
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Русалов, В. М.
Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности / В. М. Русалов, Е. В. Волкова
// Психологический журнал. — 2015. — № 5. - С. 32 - 42 : табл. — Библиогр.: с. 40 - 42.
Подробнее
Авторы: Русалов В. М., Волкова Е. В.
Аннотация: Анализируются результаты сопоставления показателей когнитивных стилей с показателями темперамента и характера. Показано, что раннем юношеском возрасте стилевая структура может быть представлена тремя когнитивно-стилевыми комплексами: социально-вербальным, эмоционально-моторным и интеллектуальным. Получены данные, подтверждающие, что данные когнитивно-стилевые комплексы сопряжены с разными видами модально-специфической активности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной). Обнаружено, что когнитивные стили, имея ряд общих связей с показателями модально-специфической активности (темперамента), дифференцированы на уровне черт характера
Отраслевые рубрики: возрастная психология, психические свойства личности, психология, психология личности
Ключевые слова: когнитивные стили, личностные особенности, подростки, подростковый возраст, поленезависимость, психологические исследования, старший школьный возраст, темперамент, характер, юношеский возраст
Индексы ББК: 88.42-51, 88.33
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Юревич, А. В.
Либералы и псевдолибералы: психологические портреты / А. В. Юревич
// Психологический журнал. — 2015. — № 5. - С. 84 - 94 : табл. — Библиогр.: с. 93 - 94.
Подробнее
Авторы: Юревич А. В.
Аннотация: Константируется непопулярность либерализма в современной России. Причиной этого, по мнению автора, является не истинный либерализм, а его псевдолиберальная "мутация". Рассматриваются основные различия между либералами и псевдолибералами, которые состоят в понимании свободы, отношении к патриотизму и нравственности, базовых идеологемах, стиле мышления, образе жизни, соотношении принципов и интересов и др. Формулируются основные задачи восстановления положительного отношения к либерализму в нашей стране, а также прогноз о том, что одной из важных арен идеологической борьбы в ближайшие годы может стать противостояние истинного либерализма и псевдолиберализма
Отраслевые рубрики: политическая психология, психология, социальная психология
Ключевые слова: государство, коррупция, либерализм, либералы, нравственность, общественное доверие, патриотизм, псевдолибералы, психологический портрет, российское общество, Россия, свобода
Индексы ББК: 88.572
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Сушков, И. Р.
Интернет-активность как проявление потребности личности в коллективном субъекте / И. Р. Сушков, Н. С. Козлова
// Психологический журнал. — 2015. — № 5. - С. 75 - 83. — Библиогр.: с. 81 - 82.
Подробнее
Авторы: Сушков И. Р., Козлова Н. С.
Аннотация: Представлен анализ влияния интернет-среды на личность: раскрываются как негативные, так и позитивные влияния Интернета на человека. Целью проведенного теоретического исследования стало выявление возможности существования в сознании личности виртуального коллективного субъекта. Рассматриваются такие процессы, как социальная идентичность, стремление к публичности и самопрезентация, реализуемые человеком в виртуальном мире. Сделано заключение о том, что указанные аспекты интернет-активности, взаимопроникая и взаимообуславливая друг друга, имеют свою специфику, определяя интернет-среду как особую сферу жизнедеятельности человека, а также выступают психологическими механизмами реализации личностью индивидуальной потребности в коллективном субъекте. В случае, когда реальная ситуация порождает страх утраты коллективного субъекта как страх потери собственной индивидуальности и собственной субъектности, вызывая чувство отчуждения и утраты смысла жизнедеятельности, личность может создавать собственный виртуальный коллективный субъект. Выдвигается ранее не привлекавшая внимания социальной психологии идея проявления в интернет-активности такой потребности личности, как потребность в становлении себя виртуальным коллективным субъектом
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: виртуальная среда, виртуальное пространство, Интернет, интернет-активность, интернет-пользователи, интернет-среда, информационные технологии, коллективный субъект, публичность, самопрезентация, социальная идентичность, социальное влияние, социально-психологические отношения
Индексы ББК: 88.312, 88.53
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Валуева, Е. А.
Диссинхрония когнитивного развития у интеллектуально одаренных детей: структурно-динамический подход / Е. А. Валуева, А. А. Григорьев, Д. В. Ушаков
// Психологический журнал. — 2015. — № 5. - С. 55 - 63 : граф., табл., диагр. — Библиогр.: с. 62 - 63.
Подробнее
Авторы: Валуева Е. А., Григорьев А. А., Ушаков Д. В.
Аннотация: Понятие "диссинхрония" когнитивного развития означает своеобразие структуры интеллектуальных способностей одаренных детей. В статье обсуждается объяснение феномена диссинхронии, предложенное в рамках структурно-динамической теории интеллекта. Вводятся понятия хроногенных (зависящих от возраста) и персогенных (зависящих от индивидуальных особенностей) когнитивных функций. Описано исследование, проведенное на материале теста WISC Д. Векслера. В нем показано, что, в соответствии с предсказаниями структурно-динамической теории, коэффициент хроногенности (скорость роста показателей субтеста с возрастом) положительно коррелирует с востребованностью способностей в среде, нагрузкой по генеральному фактору и наследуемостью субтестов Векслера. Делается вывод о том, что различия в структуре интеллектуальных функций (в т.ч. диссинхрония) возникают в результате взаимодействия трех начал: интеллектуального потенциала ребенка, среды и времени онтогенеза. Малая востребованность способности средой, ведущая к увеличению персоногенности способности, в советании с большими вложениями когнитивного потенциала со стороны индивида приводят к ситуации диссинхронизации когнитивного развития
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, возрастная психология
Ключевые слова: детское развитие, интеллект, интеллектуальная одаренность, интеллектуальные способности, когнитивная диссинхронизия, когнитивная психология, когнитивные способности, одаренность, одаренные дети, психологические исследования, психология развития, структурно-динамический подход
Индексы ББК: 88.41-724
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
bookCover
Журавлёв, А. Л.
Вклад Б. Д. Парыгина в возрождение отечественной социальной психологии : (К 85-летию со дная рождения) / А. Л. Журавлёв, И. А. Мироненко
// Психологический журнал. — 2015. — № 5. - С. 117 - 124. — Библиогр.: с. 122 - 124.
Подробнее
Авторы: Журавлёв А. Л., Мироненко И. А.
Аннотация: Анализируется вклад Б.Д. Парыгина в становление методологии российской социальной психологии в 1960 - 70-х гг. и особенности его методологических взглядгов, их дузовно-философская ориентированность. На примере разработки социально-психологических концепций личности и общения, которым Парыгин отводил центральное место в предметной области социальной психологии, рассмотрены особенности структурно-динамического подхода как общего используемого им метода анализа и отношение ученого к деятельностному подходу в психологии. Раскрываются разработанное Парыгиным целостное представление о социальной психологии как системе знания и развитие оригинальной системы его взглядов, позволяющих с единых позиций изучить общие и частные вопросы методологии, теории и практики
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: XX век, методология социальное психологии, общение, психология личности, Россия, социальная психология, СССР, структурно-динамический подход, теория деятельности
Персоналии: Парыгин Борис Дмитриевич
Индексы ББК: 88.1(2)63
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
bookCover
[К 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина] : [подборка статей] / М. А. Холодная, В. А. Кольцова, Н. Г. Немировская
// Психологический журнал. — 2015. — № 5. - С. 5 - 20. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Холодная М. А., Кольцова В. А., Немировская Н. Г.
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: XX век, интеллект, когнитивные способности, когнитивный ресурс, креативность, обучаемость, познавательные способности, психологи, психометрический подход, ресурсный подход, Россия, ситуационный подход, СССР, творчество
Персоналии: Дружинин Владимир Николаевич
Форматированное содержание:
Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход. (О развитии идей В. Н. Дружинина)/ Холодная М. А.
В. Н. Дружинин как личность, ученый, организатор/ Кольцова В. А., Немировская Н. Г.
Индексы ББК: 88.1(2)63
Представления: Формат MARC21