Сортировать по:
1. Статья из журнала
Романов, С. Г.
Эффекты категоральности восприятия цвета в центральных и периферических полях зрения / С. Г. Романов, О. А. Гончарова
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 5 - 26 : табл., диагр. — Библиогр.: с. 21 - 23.
Эффекты категоральности восприятия цвета в центральных и периферических полях зрения / С. Г. Романов, О. А. Гончарова
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 5 - 26 : табл., диагр. — Библиогр.: с. 21 - 23.
Подробнее
Авторы: Романов С. Г., Гончарова О. А.
Аннотация: В рамках общей проблемы лингвистической детерминации восприятия цвета изучаются особенности категориального восприятия цвета у детей в различных участках зрительного поля. Основная гипотеза сформулирована в рамках прототипического подхода и состоит в том, что изменение угла зрения при восприятии цветового стимула оказывает влияние на категориальные эффекты восприятия цвета. В исследовании принимали участие 60 детей. Основная экспериментальная процедура проводилась по методике зрительного поиска в компьютерном варианте на основе сравнения времени межкатегориального и внутрикатегориального различения цветов при различных значениях зрительного угла в 5, 15 и 25 градусов в трех цветовых диапазонах. Результаты показали, что категориальные эффекты восприятия цвета проявляются при нахождении стимула в области ясного видения (5 градусов), а уже при значении отклонения в 15 градусов категориальные эффекты исчезают, т.е. не проявляется временных различий при сравнении меж- и внутрикатегориального восприятия. Отмечается общее уменьшение времени реакции при увеличении значения зрительного угла, т.е. при восприятии цветовых стмулов периферическим зрением. Дополнительно изучался вопрос о наличии категориальных эффектов на пограничных и фокальных цветах. Исследование показало, что категориальные эффекты проявляются только на пограничных цветах в области ясного видения. На фокальных цветах категориальный эффект отсутствует вне зависимости от зрительного угла
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: восприятие цвета, дети, зрительный поиск, категориальное различение цветов, прототипический подход, психологические исследования, психология восприятия, цветообозначение, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.251.131в686
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
Хватов, И. А.
Учет границ собственного тела сцинками Tiliqua Gigas / И. А. Хватов, А. Ю. Соколов, А. Н. Харитонов
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 54 - 71 : диагр., рис., граф., табл. — Библиогр.: с. 66 - 68.
Учет границ собственного тела сцинками Tiliqua Gigas / И. А. Хватов, А. Ю. Соколов, А. Н. Харитонов
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 54 - 71 : диагр., рис., граф., табл. — Библиогр.: с. 66 - 68.
Подробнее
Авторы: Хватов И. А., Соколов А. Ю., Харитонов А. Н.
Аннотация: Схема собственного тела у гигантских синеязыких сцинков Tiliqua gigas изучалась с помощью методики, в которой животным было необходимо учитывать увеличенные границы собственного тела при нахождении пути движения через отверстие различных диаметров в экпериментальной установке. Было установлено, что сцинки способны научиться учитывать естественные границы собственного тела при взаимодействии с объектами окружающей среды. Полученные результаты свидетельствую также, что при увеличении границ тела сцинки способны модифицировать схему тела - учитывать объективные изменения габаритов собственного тела при ориентации в окружающей среде. В эксперименте это выражалось в снижении количества неуспешных попыток проникновения, совершенных сцинками с увеличением границ их головы, в отверстия, через которые ранее их неизменное тело могло проникнуть. При изменении расположения отверстий в экспериментальной установке сцинки оказались способны переность ранее сформированный навык в новую ситуацию
Отраслевые рубрики: зоопсихология, общая психология, психология, развитие психики (филогенез психики), сравнительная психология
Ключевые слова: крысы, пресмыкающиеся (рептилии), психологические исследования, размеры тела, самоотражение, схема тела, сцинки, филогенез психики, членистоногие, экспериментальная психология, экспериментальные установки, ящерицы
Индексы ББК: 88.212.3в686
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
Герсамия, А. Г.
Стресс в детском возрасте и психологические особенности личности при аффективных расстройствах / А. Г. Герсамия, А. А. Меньшикова, А. А. Яковлев
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 103 - 117 : диагр., граф. — Библиогр.: с. 113 - 114.
Стресс в детском возрасте и психологические особенности личности при аффективных расстройствах / А. Г. Герсамия, А. А. Меньшикова, А. А. Яковлев
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 103 - 117 : диагр., граф. — Библиогр.: с. 113 - 114.
Подробнее
Авторы: Герсамия А. Г., Меньшикова А. А., Яковлев А. А.
Аннотация: В статье представлены данные об уровне стресса в детском возрасте и психологических особенностях личности у пациентов с аффективными расстройствами. Целью данного исследования было выявление связи детских травматических переживаний с развитием ряда личностных особенностей и копинг-стратегий, а также симптомов депрессии и тревоги во взрослом возрасте. В исследовании приняли участие 164 пациента психиатрического стационара. В результате авторы показали, что во взрослом возрасте высокий уровень перенесенного детского стресса связан с высоким уровнем депрессии и тревожности, повышением нейротизма и снижением соглаися, а также использованием копинг-стратегий избегания и конфронтации
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), патопсихология, психология
Ключевые слова: аффективные расстройства, депрессия, детские травмы, детский возраст, копинг-стратегии, насилие над детьми, психические расстройства, психические травмы, психологические особенности, стресс, тревожность, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.74в686
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
Психологические особенности адаптации сирийских подростков в экстремальных ситуациях социогенного характера / Н. Б. Карабущенко, А. В. Иващенко, Н. Л. Сунгурова, М.И. Аль
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 81 - 90 : табл., рис., диагр. — Библиогр.: с. 88.
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 81 - 90 : табл., рис., диагр. — Библиогр.: с. 88.
Подробнее
Авторы: Карабущенко Н. Б., Иващенко А. В., Сунгурова Н. Л., Аль Масри И.
Аннотация: В данной статье раскрыты особенности адаптации сирийских подростков, находящихся в лагерях беженцев, к экстремальной социогенной ситуации. В работе представлен обзор исследований по проблеме адаптации как психологического являения; дан анализ современной арабской психологической литературы по этой проблеме; раскрыта суть понятия "экстремальная ситуация"; отражены результаты исследований особенностей адаптации сирийских подростков в условяих военного кризиса; определено перспективное направление психоконсультативной работы с подростками, пережившими кризисные ситуации
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: беженцы, копинг-стратегии, подростки, подростковый возраст, посттравматические стрессовые расстройства, психологическая адаптация, психологические исследования, Сирия, социальная адаптация, тревожность, чрезвычайные ситуации социального характера, экспериментальная психология, экстремальные ситуации
Индексы ББК: 88.531в686, 88.415в686
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
Сергеева, А. С.
Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности / А. С. Сергеева, Б. А. Кириллов, А. Ф. Джумагулова
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 138 - 154 : табл., рис. — Приложение. Русская версия опросника TIPI (TIPI-RU). — Библиогр.: с. 149 - 150.
Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности / А. С. Сергеева, Б. А. Кириллов, А. Ф. Джумагулова
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 138 - 154 : табл., рис. — Приложение. Русская версия опросника TIPI (TIPI-RU). — Библиогр.: с. 149 - 150.
Подробнее
Авторы: Сергеева А. С., Кириллов Б. А., Джумагулова А. Ф.
Аннотация: Данная работа посвящена переводу на русский язык, адаптации и валидизации методики TIPI (10-вопросный опросник черт личности, разработанный С. Гослингом, П. Рентфру и В. Свонном). Основное исследование было проведено на выборке из 218 человек - студентов технических дисциплин одного из вузов Санкт-Петербурга (основная выборка), исследование ретестовой надежности было проведено на выборке из 51 человека - студентов и добровольбцев, набранных методом "снежного кома". Опросник показал хорошие результаты пр оценке внутренней согласованности шкал (кроме шкалы "открытость", которая, как в оригитнальном TIPI, показала наиболее слабые результаты. Используя опросник 5PFQ для оценки конвергентной валидности, мы получили хорошие результаты для всех шкал методики. Проверка тест-ретестовой надежности показала стабильность и повторяемость результатов методики на хорошем уровне. В данной работе опробованы новые математические подходы к уменьшению размерности данных и к определению степени зависимости случайных векторов для оценки внутренней согласованности, конвергентной валидности и ретестовой надежности. Все результаты имеют статистическую значимость р<0,001
Отраслевые рубрики: практическая психология (прикладная психология), психодиагностика, психология
Ключевые слова: валидность теста, личностные черты, методика психологического исследования, опросник "Большая пятерка", опросники, психодиагностические методики, психологические исследования, психология личности, психометрия, ретестовая надежность, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.91в686
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
Ковязина, М. С.
Нейропсихологический потенциал метода "фиксированной установки" Д. Н. Узнадзе / М. С. Ковязина, К. А. Фомина
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 91 - 102. — Библиогр.: с. 99 - 100.
Нейропсихологический потенциал метода "фиксированной установки" Д. Н. Узнадзе / М. С. Ковязина, К. А. Фомина
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 91 - 102. — Библиогр.: с. 99 - 100.
Подробнее
Авторы: Ковязина М. С., Фомина К. А.
Аннотация: Представлены отечественные нейропсихологические исследования с использованием методики фиксированной установки в гаптической сфере Д.Н. Узнадзе, демонстрирующие гибкость экспериментальной процедуры и возможности метода "фиксированной установки" в решении нейропсихологических проблем. Показано, что модификация экспериментальной процедуры методики фиксированной установки в гаптической сфере позволяет использовать ее в анализе как минимум двух составляющих психической деятельности человека - мнестической и регуляторной. Описаны общие результаты экспериментов, показывающие возможности метода в исследованиях проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия у здоровых людей и пациентов с патологией головного мозга. Подчеркивается большой потенциал метода "фиксированной установки" в изучении нейропсихологических синдромов патологии белого вещества головного мозга
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), нейропсихология, психология
Ключевые слова: гаптическая сфера, деятельность человека, межполушарная асимметрия, межполушарное взаимодействие, методика фиксированной установки, мнестическая деятельность, нейропсихологические исследования, нейропсихологический подход, психическая деятельность, регуляторная деятельность, экспериментальная психология
Персоналии: Узнадзе Дмитрий Николаевич
Индексы ББК: 88.75в686
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста / П. Н. Ермаков, Е. В. Воробьева, И. А. Кайдановская, Е. О. Стрельникова
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 72 - 80 : табл., рис. — Библиогр.: с. 78.
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 72 - 80 : табл., рис. — Библиогр.: с. 78.
Подробнее
Авторы: Ермаков П. Н., Воробьева Е. В., Кайдановская И. А., Стрельникова Е. О.
Аннотация: В работе проведено сравниетельное психодиагностическое исследование сформированности модели психического (с использованием задачи на понимание ложных убеждений других людей) и уровня развития мышления у детей дошкольного возраста по Ж. Пиаже. В исследовании участвовали 56 детей. В работе использовались методики для диагностики сформированности модели психического, а также для оценки развития мышления у детей. В результате получено, что показатели становления модели психического и показатели развития мышления, по Ж. Пиаже, в высокой степения согласованы. Дети, хорошо понимающие наличие у другого человека ложных убеждений, способны также предвосхищать результаты предметных действий, понимать закономерности сохранения вещества и способы к децентрации мышления
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, психология
Ключевые слова: детское мышление, дошкольная педагогика, дошкольный возраст, модель психического, познавательные процессы, психические процессы, психологические исследования, психология мышления, психология развития, развитие мышления, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.413-512в686
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
Бондарко, В. М.
Зависимость иллюзии Оппель - Кундта от конфингурации составляющих линий / В. М. Бондарко, Д. В. Бондарко, В. Н. Чихман
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 27 - 40 : граф., рис. — Библиогр.: с. 38.
Зависимость иллюзии Оппель - Кундта от конфингурации составляющих линий / В. М. Бондарко, Д. В. Бондарко, В. Н. Чихман
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 27 - 40 : граф., рис. — Библиогр.: с. 38.
Подробнее
Авторы: Бондарко В. М., Бондарко Д. В., Чихман В. Н.
Аннотация: Исследовали различение размеров пространственных интервалов, ограниченных двумя прямыми или изогнутыми линиями. Размеры интервалов варьировали от 2, 56 до 3,12 угл рад. Задача наблюдателя заключалась в оценке расстояния между линиями. Проведено 3 эксперимента. В первом эксперименте дополнительные прямые линии разделяли интервал на равные промежутки; таким образом, авторы исследовали иллюзию Оппель - Кундта. Была получена инвариантная по отношению к размеру интервала зависимость величины иллюзии от числа линий. Во втором эксперименте размер пространственного интервала оценивался в случае присутствия двух дополнительных линий, расположенных внутри интервала на различных расстояниях. Максимальная по величине иллюзия возникала при одинаковом расстоянии между линиями. В третьем эксперименте между двумя изогнутыми параллельными линиями на равном расстоянии могли находиться еще две такие же линии. Полученная здесь иллюзия была по величине больше иллюзии для интервалов, ограниченных отрезками прямых линий. Модель модулей дала хорошую аппроксимацию данных по изучению иллюзии Оппеля - Кундта
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: восприятие размеров, геометрические иллюзии, зрительное восприятие, зрительные иллюзии, иллюзии восприятия, Оппель-Кундта иллюзия, психологические исследования, психология восприятия, размеры изображения, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.251.131в686
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
Диагностика лётного состава по результатам работы на авиационных тренажерах / Л. С. Куравский, П. А. Мармалюк, Г. А. Юрьев [и др.]
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 118 - 137 : фот., рис., табл., диагр. — Библиогр.: с. 133 - 134.
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 118 - 137 : фот., рис., табл., диагр. — Библиогр.: с. 133 - 134.
Подробнее
Авторы: Куравский Л. С., Мармалюк П. А., Юрьев Г. А., Беляева О. Б., Прокопьева О. Ю.
Аннотация: В работе представлено описание новой концепции диагностики лётного состава по результатам работы на авиационных тренажерах. Применяемый подход основан на представлении движения взора пилота с помощью марковского процесса с непрерывным временем. Рассматриваются процедуры идентификации прогнозирующей модели, оценки степени адекватности модели наблюдениям и способы построения классификатора, позволяющего количественно оценивать близость испытуемых к эталонам, относящимся к различным диагностируемым группам. Итоговый критерий для оценки лётной классификации по тсерии контрольных упражнений формируется на основании интегральных диагностических показателей, которые определяются с помощью параметров идентифицированных моделей. В статье приводится описание эксперимента, иллюстрации и результаты проведенных исследований, направленных на оценку надежности разработанных моделей и критериев, а также формулируются выводы о применимости разработанного подхода в прикладной области, его преимуществах и недостатках
Отраслевые рубрики: инженерная психология, психология, психология профессий, психология труда
Ключевые слова: авиационная психология, авиационные тренажеры, вероятностные модели, видеоокулография, диагностика летчиков, летчики, марковские модели, математические методы, подготовка летчиков, психометрия, факторный анализ, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.81в686в631
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
Лаптева, Е. М.
Движения глаз как индикатор знания ответа при решении анаграмм / Е. М. Лаптева
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 41 - 53. — Приложение. Стимулы и их характеристики. — Библиогр.: с. 51.
Движения глаз как индикатор знания ответа при решении анаграмм / Е. М. Лаптева
// Экспериментальная психология. — 2016. — № 3. - С. 41 - 53. — Приложение. Стимулы и их характеристики. — Библиогр.: с. 51.
Подробнее
Авторы: Лаптева Е. М.
Аннотация: В настоящей работе была предпринята попытка расширенной репликации эксперимента Эллис и др., где по динамике времени на лишнюю букву (дистрактор) при решении анаграмм было показано постепенное приближение испытуемых к ответу. Причем одинаковая динамика наблюдалась как при решении перебором, так и при инсайтном решении. Автор ввел два дополнительных параметра анаграмм: частотность слова - ответа и частотность сочетаний дистрактора с буквами ответа. Редкие слова и/или стимулы с дистрактором, образующим частотные сочетания отгадывались реже/дольше, чем остальные. Причем тип дистрактора, оказывал влияние на вероятность решения только для редких слов-ответов. По результатам анализа движений глаз, как в инсайтных, так и в неинсайтных пробах, в первой половине решения дистрактор не выделялся, а во второй половине решения имел меньшее время взгляда, чем буквы решения. В более сложных стимулах (по частоте слова и по типу дистрактора) дистраткор выделялся позже, чем в более простых стимулах, либо не выделялся вообще. Результаты анализа движения глаз согласуются с результатами Эллис идр по инсайтным и неинсайтным решениям, а также с действием факторов, затрудняющих решение анаграмм
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: анаграмма, движение глаз, инсайт, мышление, поиск решений, психология мышления, решение задач, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.251.31в686
Представления: Формат MARC21