Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Фомин, А. Е.
Формирование навыков метакогнитивного мониторинга в процессе промежуточного и итогового контроля знаний студентов / А. Е. Фомин
// Вопросы психологии. — 2016. — № 6. - С. 130-140. — Библиогр.: 22 назв.
Подробнее
Авторы: Фомин А. Е.
Аннотация: Рассматриваются психологические механизмы вынесения метакогнитивных суждений, некоторые существующие подходы к их изучению. Представлено проведенное среди студентов вуза исследование с целью проверки гипотезы о том, может ли возникать в условиях специально организованного обучения эффект дискредитации доступности извлечения решения как показателя успешности выполнения задания. Результаты опровергли выдвинутую гипотезу, но обнаружили различные источники оценок студентами собственных знаний (имплицитные и эксплицитные механизмы умозаключений) и позитивное влияние обучающих процедур на улучшение точности метакогнитивных суждений участников
Отраслевые рубрики: психология, психология деятельности, педагогическая психология, познавательные процессы, методы научного исследования
Ключевые слова: доступность извлечения решения, калибровка уверенности в решении, контроль знаний, метакогнитивный мониторинг, реализм уверенности, решение учебных задач, точность метакогнитивных суждений, уверенность в решении, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.62-51, 88.26-8, 88.62-2в64
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Социальная тревога в подростковом возрасте в контексте психологической безопасности / О. А. Сагалакова, О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев [и др.]
// Вопросы психологии. — 2016. — № 6. - С. 63 - 75. — Библиогр.: 30 назв.
Подробнее
Авторы: Сагалакова О. А., Сагалакова О. А., Труевцев Д. В., Стоянова И. Я., Терехина О. В., Шухлова Ю. А.
Аннотация: Целью исследования являлось изучение психологических механизмов, усиливающих проявления социальной тревоги в контексте субъективного переживания психологической безопасности в возрасте 16-17 и 18-19 лет. В результате была подтверждена гипотеза исследования: избыточная социальная тревога, определяющаяся несформированностью и незрелостью механизмов компенсации самооценки в условиях социального оценивания, способствует снижению субъективной психологической безопасности подростков и может провоцировать формирование дезадаптивных проявлений
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, социальная психология, возрастная психология, психология поведения
Ключевые слова: Алтайский край, аутоагрессия, безопасность личности, возрастные особенности, жизнестойкость, копинг-стратегии, паттерны реагирования, подростковый возраст, психическая саморегуляция, психологическая безопасность, регионы России, социальная тревога, социальные потребности личности, страх оценивания, субъективная психологическая безопасность, факторный анализ, юношеский возраст
Индексы ББК: 88.42-8, 88.532в6
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Марциновская, Т. Д.
Синтез науки и искусства : (время в творчестве Л.С. Выготского и Б.М. Теплова) / Т. Д. Марциновская
// Вопросы психологии. — 2016. — № 6. - С. 86-95. — Библиогр.: 12 назв.
Подробнее
Авторы: Марциновская Т. Д.
Аннотация: Рассматриваются общие идеи и различие концепций Л.С. Выготского и Б.М. Теплова как отражение времени порубежья XIX-XX вв. и значение их творчества для развития психологической науки, ее новой методологии
Отраслевые рубрики: психология, история психологии, психология личности
Ключевые слова: XIX век, XX век, знак, искусство, культура, личность, методология психологии, Россия, символ, эстетические переживания
Персоналии: Выготский Лев Семенович, Теплов Борис Михайлович
Индексы ББК: 88.1(2)61-7, 88.3в
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Связь гражданской идентичности с социокультурным ресурсом среды и умственным развитием / М. К. Акимова, Е. И. Горбачева, А. В. Рожкова [и др.]
// Вопросы психологии. — 2016. — № 6. - С. 76-85. — Библиогр.: 19 назв.
Подробнее
Авторы: Акимова М. К., Горбачева Е. И., Рожкова А. В., Ярошевская С. В., Сысоева Т. А.
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология, психология личности
Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданские ценности, интеллект, права человека, социокультурная среда, умственное развитие, уровень гражданской идентичности, уровень умственного развития, цивилизационная идентичность
Индексы ББК: 88.53-72в6
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Нечаев, Н. Н.
Речевая коммуникация и предметная деятельность: взаимосвязь и взаимозависимость / Н. Н. Нечаев, Г. И. Резницкая
// Вопросы психологии. — 2016. — № 6. - С. 19 - 37. — Библиогр.: 25 назв.
Подробнее
Авторы: Нечаев Н. Н., Резницкая Г. И.
Отраслевые рубрики: психология, общая психология, познавательные процессы, языкознание, психолингвистика, общее языкознание
Ключевые слова: двойственность совместной деятельности, иностранные языки, коммуникативное сознание, коммуникативные задачи, коммуникации, лексика, межличностное общение, модели коммуникации, ориентировка, переосознание, предметная деятельность, психолингвистические исследования, речевая коммуникации, речевое действие, словообразование, совместная деятельность, языковые средства коммуникации
Персоналии: Леонтьев Алексей Алексеевич, Гальперин Петр Яковлевич
Индексы ББК: 88.251.32-2, 81.006
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Веракса, А. Н.
Развитие произвольности регуляторных функций в дошкольном возрасте: обзор современных зарубежных исследований / А. Н. Веракса, М. Д. Васильева, Т. О. Арчакова
// Вопросы психологии. — 2016. — № 6. - С. 150-166. — Библиогр.: 70 назв.
Подробнее
Авторы: Веракса А. Н., Васильева М. Д., Арчакова Т. О.
Аннотация: Когнитивные процессы, которые обеспечивают целенаправленное решение задач и адаптивное поведение в новых ситуациях, в англоязычных исследованиях принято обобщенно называть регуляторными функциями (executive functions). Они обеспечивают мониторинг и контроль мышления и деятельности через смещение процессов в сторону стимула, связанного с выполнением задания, несмотря на отвлекающие задания и помехи. Старший дошкольный возраст характеризуется быстрым развитием этих процессов. В обзоре обозначены ключевые аспекты исследований процесса развития регуляторных функций - рабочей памяти, гибкости внимания и сдерживающего контроля - и путей оптимизации этого процесса у нормативно развивающихся дошкольников на материале англоязычных публикаций за 2001-2016 гг. Описаны основные методы изучения регуляторных функций и механизмы их развития, в т.ч. в разных социальных контекстах. Разделы обзора: 1. Методы изучения регуляторных функций. 2. Связь уровня развития регуляторных функций с успехами в учебе. 3. Проблема переноса навыков, связанных с регуляторными функциями. 4. Механизмы развития регуляторных функций и сопутствующие факторы. 5. Развитие регуляторных функций в образовательном контексте. 6. Развитие регуляторных функций в процессе детско-родительского взаимодействия. 7. Развитие регуляторных функций в процессе взаимодействия со сверстниками. 8. Использование игровой деятельности для развития регуляторных функций. 9. Выводы
Отраслевые рубрики: психология, общая психология, познавательные процессы, возрастная психология, детская психология
Ключевые слова: внимание, гибкость внимания, детско-родительские отношения, дошкольное образование, дошкольный возраст, зарубежные исследования, когнитивные процессы, образовательные программы, общение со сверстниками, произвольность, рабочая память, регуляторные функции, рефлексия, сдерживающий контроль, сюжетно-ролевая игра, эмоциональный контроль
Индексы ББК: 88.413-51в6, 88.413-8в6, 88.251в6, 88.252.1-8в6
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Гусельцева, М. С.
Психологические воззрения М. Фуко и его вклад в социогуманитарную методологию : (К 90-летию со дня рождения М.Фуко) / М. С. Гусельцева
// Вопросы психологии. — 2016. — № 6. - С. 38 - 48. — Библиогр.: 26 назв.
Подробнее
Авторы: Гусельцева М. С.
Отраслевые рубрики: психология, история психологии, социальная философия, история философии
Ключевые слова: археология знания, генеалогия знания, методология социального познания, познание, социогуманитарное познание
Персоналии: Фуко Мишель Поль
Индексы ББК: 60.011, 60.001, 88.1(4Фра)-2, 88в
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Шадриков, В. Д.
Продуктивность порождения мысли у лиц с разным уровнем интеллектуального развития / В. Д. Шадриков, С. С. Кургинян
// Вопросы психологии. — 2016. — № 6. - С. 114-129. — Библиогр.: 14 назв.
Подробнее
Авторы: Шадриков В. Д., Кургинян С. С.
Аннотация: Представлено экспериментальное исследование процесса порождения (продуцирования) мысли в зависимости от уровня интеллектуального развития. В качестве предмета исследования избрана продуктивность порождения мысли. На основе концептуальных авторских представлений о психологической сущности и содержании мысли человека высказывается предположение, что способность порождать мысли и устанавливать отношения между образами воспринимаемых предметов (явлений, событий) и их признаками характеризует интеллект человека. Использовалась оригинальная экспериментальная методика "Работа с мыслями". Полученные результаты открывают перспективы для исследования умственных действий субъекта в его мыслительной деятельности и условий их актуализации в учебных целях
Отраслевые рубрики: психология, общая психология, познавательные процессы
Ключевые слова: интеллект, мыслительная способность, мысль, мыслящий субъект, мышление, продуктивность мышления, процесс продуцирования мысли
Индексы ББК: 88.251.31-2в643
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Проба на реципрокную координацию рук: апробация количественной модификации методики / Н. А. Хохлов, М. С. Ковязина, А. Н. Черкасова, Н. Р. Салихьянова
// Вопросы психологии. — 2016. — № 6. - С. 141-149: табл., рис. — Библиогр.: 9 назв.
Подробнее
Авторы: Хохлов Н. А., Ковязина М. С., Черкасова А. Н., Салихьянова Н. Р.
Аннотация: Предложена новая апробированная количественная модификация пробы на реципрокную координацию рук, которая может быть использована при решении диагностических и реабилитационных задач в клинической нейропсихологии, для количественной оценки функциональной асимметрии в нейропсихологии индивидуальных различий и в психологии труда и спорта
Отраслевые рубрики: психология, клиническая психология (медицинская психология), нейропсихология
Ключевые слова: диагностические методики, количественная оценка, нейропсихологическая диагностика, реципрокная координация
Индексы ББК: 88.756в6
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
bookCover
Асмолов, А. Г.
От "Разума в обществе" Л. С. Выготского - к "Деятельному уму" А. А. Леонтьева: эссе о культурном герое / А. Г. Асмолов
// Вопросы психологии. — 2016. — № 6. - С. 95-98. — Библиогр.: 7 назв.
Подробнее
Авторы: Асмолов А. Г.
Отраслевые рубрики: психология, история психологии
Ключевые слова: XX век, деятельность, культурно-деятельностная психология, культурно-деятельностный подход, общение, познание, разум, Россия, сознание, эволюция
Персоналии: Леонтьев Алексей Алексеевич
Индексы ББК: 88в, 88.1(2)6
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
bookCover
Юревич, А. В.
Нравственное состояние современного российского общества: эмпирические оценки / А. В. Юревич
// Вопросы психологии. — 2016. — № 6. - С. 49 - 62. — Библиогр.: 33 назв.
Подробнее
Авторы: Юревич А. В.
Отраслевые рубрики: общество, социология, социология культуры, психология, социальная психология, социология групп, общественное мнение, психология личности
Ключевые слова: жизненный успех, зарубежные исследования, молодежь, мораль, моральные нормы, нравственная направленность личности, нравственность, нравственные ценности, общественная нравственность, общественное самосознание, патриотизм, российское общество, современное общество, элита, эмпирические исследования
Индексы ББК: 60.563.01, 88.521.3, 60.523(2Рос), 60.542.15(2Рос)-7, 60.542.15(2Рос)-26, 60.527(2Рос), 88.532
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
bookCover
Чуприкова, Н. И.
Монизм Спинозы как основа материалистического решения психофизиологической проблемы / Н. И. Чуприкова
// Вопросы психологии. — 2016. — № 6. - С. 3-19. — Библиогр.: 36 наим.
Подробнее
Авторы: Чуприкова Н. И.
Аннотация: Статья является откликом на публикацию А.Г. Асмолова с соавторами (Вопросы психологии. 2016. № 2) Автор излагает основные аргументы, ведущие к спинозианскому решению психофизиологической проблемы, переводя ее обсуждение из философской в конкретно-научную область. Разделы статьи: Фактическая и логическая несостоятельность теории тождества психики и деятельности мозга; Логические тупики параллестического решения психофизиологической проблемы; Психика как отражение действительности, необходимое для регуляции поведения и деятельности; Сущность деятельности мозга. Качественное отличие материальных процессов мозга от всех других телесных материальных процессов; Решение психофизиологической проблемы в рамках монистической теории Б. Спинозы. Принцип дополнительности; О возможном качественном многообразии процессов отражательной и регулирующей поведение деятельности мозга; Сознательные (осознаваемые) и бессознательные (неосознаваемые) психические процессы. Физиологические механизмы сознания; Заключение
Отраслевые рубрики: психология, общая психология, развитие психики (филогенез психики)
Ключевые слова: деятельность мозга, методология психологии, монизм, принцип дополнительности, психика, психические процессы, психическое, психофизиологическая проблема, психофизическая проблема, развитие психики (филогенез психики), сознание, теория отражения
Персоналии: Спиноза Бенедикт
Индексы ББК: 88.211, 88в
Представления: Формат MARC21
13. Статья из журнала
bookCover
Степанова, М. А.
Лингвистика и педагогика здравого смысла: идеи, психологические основания, перспективы / М. А. Степанова
// Вопросы психологии. — 2016. — № 6. - С. 99-113. — Библиогр.: 37 назв.
Подробнее
Авторы: Степанова М. А.
Отраслевые рубрики: психология, история психологии, педагогическая психология, педагогика, образование, воспитание, дидактика, педагогика школы, общее образование (школьное образование), методика преподавания
Ключевые слова: XX век, гуманистическая философия образования, лингвистика, личностно-деятельностный подход, методы обучения, педагогика здравого смысла, педагогический процесс, преподавание лингвистики, психическое развитие, Россия, умственное развитие, школьное образование
Персоналии: Леонтьев Алексей Алексеевич
Индексы ББК: 88.62в0, 88.1(2)6, 74.200в0, 74.268.1
Представления: Формат MARC21