Найдено документов - 8 | Статьи из номера журнала: Психологический журнал. №4/2017. Т.38 / учредители: РАН, Ин-т психологии РАН; гл. ред. А. Л. Журавлев. — М. : Наука, 2017. — 128 с. — Журнал. — ISSN 0205-9592. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Щукина, М. А.
Рождение и смерть как элементы экзистенциального опыта личности / М. А. Щукина
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 41 - 52. — Библиогр.: с. 50 - 51.
Рождение и смерть как элементы экзистенциального опыта личности / М. А. Щукина
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 41 - 52. — Библиогр.: с. 50 - 51.
Подробнее
Авторы: Щукина М. А.
Аннотация: Статья посвящена анализу места представлений о рождении и смерти в субъективной картине жизненного пути и их роли в экзистенциальном развитии личности. Отмечена важность рассмотрения рождения и смерти не только как социокультурных, но и экзистенциальных событий в истории личностию На материале событийных жизнеописаний респондентов выделены эффекты переживания и осмысления рождения и смерти как элементов экзистенциального опыта: эффект присвоения чужого опыта рождения и смерти, эффект дополнения типового жизненного сценария и эффект многократности упоминания событий рождения и смерти. Обнаружено, что респонденты, отмечающие в номенклатуре значимых жизненных событий опыт рождений и утрат значимых других, отличаются большей зрелостью как по биологическому возрасту, так и по ряду личностных характеристик, среди которых целостность и положительная оценка себя, осмысленность целей и субъектность жизненной позиции. Описаны функции событий рождения и смерти в экзистенциальном развитии личности: снятие жизненной неопределенности, актуализация рефлексии и поиска смыслов жизни, становление идентичности, порождение ценностного и ответственного отношения к жизни, демаркация экзистенциального пространства через определение его границ: временных, эмоциональных, субъектных, ментальных
Отраслевые рубрики: психология, психология личности
Ключевые слова: жизненный путь, жизненный сценарий, методика психологического исследования, отношение к жизни, психологические исследования, рождение, смерть
Индексы ББК: 88.3
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
Нестерова, А. А.
Разработка и валидизация методики "Жизнеспособность личности" / А. А. Нестерова
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 93 - 108 : табл. — Приложение 1. Бланк методики "Жизнеспособность личности"; Ключ "Обработка методики "Жизнеспособность личности". — Библиогр.: с. 102 - 104.
Разработка и валидизация методики "Жизнеспособность личности" / А. А. Нестерова
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 93 - 108 : табл. — Приложение 1. Бланк методики "Жизнеспособность личности"; Ключ "Обработка методики "Жизнеспособность личности". — Библиогр.: с. 102 - 104.
Подробнее
Авторы: Нестерова А. А.
Аннотация: Приведены сведения об этапах разработки, валидизации и улучшения психометрических показателей авторской методики "Жизнеспособность личности". Методика предназначена для исследования жизнеспособности взрослых людей, состоит из 96 вопросов и включает в себя 8 шкал. Каждая из шкал характеризует структурный компонент жизнеспособности, общее количество баллов, набранное по восьми шкалам методики, свидетельствует об уровне жизнеспособности личности. Методика была стандартизирована, валидность и надежность методики проверена с помощью различных методов и процедур на совокупный выборке более чем 2,5 тыс. человек. Был получен высокий показатель ретестовый надежности, а также обнаружены высокие показатели дискриминативности вопросов и внутренней согласованности шкал опросника, что говорит о его четкой структуре. Сделан вывод о том, что разработанная методика может быть включена в диагностический инструментарий для оценки и изучения жизнеспособности взрослого человека
Отраслевые рубрики: практическая психология (прикладная психология), психодиагностика, психология
Ключевые слова: "Жизнеспособность личности" (опросник), жизнеспособность, методика психологического исследования, опросники, психологические исследования, психометрия
Индексы ББК: 88.91
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
Гостев, А. А.
Психологические аспекты изучения глобальной манипуляции / А. А. Гостев
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 17 - 28. — Библиогр.: с. 25 - 26.
Психологические аспекты изучения глобальной манипуляции / А. А. Гостев
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 17 - 28. — Библиогр.: с. 25 - 26.
Подробнее
Авторы: Гостев А. А.
Аннотация: Рассматривается проблема изучения информационно-психологических воздействий на современного человека. Формулируется и акцентируется круг вопросов, связанных с психологическими манипуляциями в этой области. Данная тематика представлена как междисциплинарная проблема гуманитарного знания с особой интегративной ролью психологической науки. Расширено предметное поле исследования проблемы, не ограничиваясь рамками изучения масс-медиа, рекламы-маркетинга, технологий политического выбора. Это дает более целостное понимание содержания и закономерностей психоманипуляции людьми. Привлечено внимание к изучению "информационно-психологического оружия", информационных войн, непубличных аспектов мировой политики и экономики и др. Стержневым в изучении темы глобальной психоманипуляции предстает духовно-нравственный фактор, являющийся как каналом психоманипулятивных воздействий, так и ресурсом противодействия им
Отраслевые рубрики: политическая психология, психология, психология общения, социальная психология
Ключевые слова: выборы, глобализация, духовность, информационная война, информационно-психологическое воздействие, информационно-психологическое оружие, массмедиа, нравственность, политические технологии, психологическая манипуляция, реклама
Индексы ББК: 88.503, 88.572
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
Журавлев, А. Л.
Принцип развития в психологии: разработка и перспективы / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 29 - 40. — Библиогр.: с. 38 - 39.
Принцип развития в психологии: разработка и перспективы / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 29 - 40. — Библиогр.: с. 38 - 39.
Подробнее
Авторы: Журавлев А. Л., Сергиенко Е. А.
Аннотация: Выполнен анализ разработки принципа развития в психологии. Проведено сравнение основных проблемных моментов и их решения, представленных в книге под редакцией Л.И. Анцыферовой "Принцип развития в психологии", и современного представления проблемы, представленного в коллективном труде "Принцип развития в современной психологии" (2016 г.). Показано, что за почти 40 лет, разделяющих данные работы, произошли значительные изменения. Детерминация психического развития в настоящее время представляется как мультидетерминированный процесс, который означает множество пересечений биологических, генетических, социальных, исторических и культурных направляющих, где в центре системы - человек как саморазвивающаяся система. Мультипарадигмальность, междисциплинарность и трансдисциплинарность современной науки диктуют переход к обобщающим моделям развития и поиску ее категорий, отражающих взаимовлияние, взаимодействие, взаимоперенос не только внутри разных областей психологии, но и с другими науками. Обсуждаются перспективные направления дальнейшей разработки принципа развития как общеметодологического для психологии
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: методология психологии, принцип развития, психическое развитие, развитие психологии
Индексы ББК: 88.1(2), 88В
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
Исполнительные функции у детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка и семьях / М. Ю. Васильева, Ю. Д. Коршина, Е. В. Курохтина [и др.]
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 62 - 75 : табл., диагр. — Библиогр.: с. 71 - 72.
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 62 - 75 : табл., диагр. — Библиогр.: с. 71 - 72.
Подробнее
Авторы: Васильева М. Ю., Коршина Ю. Д., Курохтина Е. В., Вершинина Е. А., Корнилов С. А., Мухамедрахимов Р. Ж., Григоренко Е. Л.
Аннотация: Представлены результаты сравнительного исследования исполнительских функций у детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка и биологических семьях. Полученные данные свидетельствуют, что дети с опытом институализации демонстрируют более низкий уровень исполнительного функционирования по сравнению со сверстниками, воспитывыающимися в семьях. Среднее значение суммарного показателя выполнения тестов на исполнительные функции в группе детей из учреждений значимо ниже такового в группе семейных детей. Наиболее выраженные межгрупповые различия получены по тесту на оценку произвольного контроля поведения с вовлечением аффективных компонентов исполнительного функционирования. В целом, анализ данных показывает, что дети, находящиеся в условиях депривации, демонстрируют парциальный дефицит уровневых характеристик исполнительных функций по сравнению со сверстниками, проживающими в более благоприятном семейном окружении
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, психология
Ключевые слова: детский возраст, Дом ребенка, исполнительные функции, когнитивное развитие, психология развития, ранний возраст, семейное воспитание
Индексы ББК: 88.415-72
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
Махнач, А. В.
Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке / А. В. Махнач
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 5 - 16 : рис. — Библиогр.: с. 13 - 14.
Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке / А. В. Махнач
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 5 - 16 : рис. — Библиогр.: с. 13 - 14.
Подробнее
Авторы: Махнач А. В.
Аннотация: Представлены теоретические основания исследования концепта "жизнеспособность человека" и обосновано выделение нового этапа - пятой волны изучения этого феномена. Показано, что в настоящее время операционализация понятия сопровождается существенным расширением интереса к изучению социального и природного контекстов жизнеспособности. Обоснована важность определения места понятия жизнеспособности человека среди онтологически близких терминов. Представлен авторский компонентный подход к исследованию жизнеспособности человека: выделены пять внутренних (самоэффективность, настойчивость, совладание и адаптация, внутренний локус контроля, духовность) и один внешний (семейные / социальные взаимоотношения) компонент жизнеспособности человека. Описаны исследования сотрудников Института психологии РАН, посвященные некоторым аспектам жизнеспособности человека. Делается вывод о необъодимости определения направлений дальнейших исследований жизнеспособности человека,семьи, коллектива, общества и разработке теоретических оснований и методического инструментария для измерения этого качества
Отраслевые рубрики: психология, психология личности
Ключевые слова: жизнеспособность, жизнеспособность человека, междисциплинарное взаимодействие, психологические исследования, социальная психология, философия психологии
Индексы ББК: 88.3
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
Каминский, И. В.
Взаимосвязь ракурса образов с освоенностью и спецификой представляемых движений / И. В. Каминский, О. В. Алмазова, А. Н. Веракса
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 76 - 92 : диагр., табл., граф. — Приложение 1. Пример варианта дополнительного задания с соответствующим ему ключом в уменьшенном масштабе. Приложение 2. Образец анкеты, использованной для выявления особенностей мысленных образов, связанные с их ракурсом. — Библиогр.: с. 88 - 89.
Взаимосвязь ракурса образов с освоенностью и спецификой представляемых движений / И. В. Каминский, О. В. Алмазова, А. Н. Веракса
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 76 - 92 : диагр., табл., граф. — Приложение 1. Пример варианта дополнительного задания с соответствующим ему ключом в уменьшенном масштабе. Приложение 2. Образец анкеты, использованной для выявления особенностей мысленных образов, связанные с их ракурсом. — Библиогр.: с. 88 - 89.
Подробнее
Авторы: Каминский И. В., Алмазова О. В., Веракса А. Н.
Аннотация: Исследованы особенности мысленной проработки - систематического и целенаправленного умозрительного повторения спортсменами двигательных элементов с целью улучшения координированности выполняемых таким образом движение и повышения общего уровня технической подготовленности. Предположено, что работая над движениями, в зависимости от освоенности и специфики представляемых движений, спортсмены будут их представлять от 1-го, либо от 3-го лица. Особенности образов движения, связанные с его ракурсом, изучены на выборке из 54 лыжников. Оценка спортивного мастерства осуществлялась с помощью кластерного анализа, в который включались результаты экспертной оценки и посчета двигательных циклов спортсмена в двух лыжероллерных забегах, из которых второй проводился в режиме совмещения двух задач. В оценке характера используемых мусленных образов были применены методики; "Опросник использования образов в спорте", авторская анкета для выявления особенностей мысленных образов, связанных с их ракурсом. При работе с последней спортсмены мысленно представляли 11 элементов лыжной техники, отмечая наиболее привычный раскукрс представления каждого их них. Для того чтобы при интерпретации исследования можно было исключить влияние тревожности, перед вторым забегом каждый спортсмент заполняя Шкалу оценки уровня реактивной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Далее проводилось сравнение спортсменов различного уровня мастерства и различных возрастных групп по ракурсу используемых ими мысленных образов. В итоге исследования выявлен ряд достоверных различий, которые указывают на значимость в определении ракурса скоростно-силовых характеристик движения и возможности визуального контроля за ним
Отраслевые рубрики: психология, психофизиология
Ключевые слова: двигательные навыки, лыжная подготовка, лыжники, образы движения, психология спорта, спортивное мастерство, спортсмены, физиология движения
Индексы ББК: 88.84-3
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
Тилиндене, И.
Взаимосвязь личностных характеристик подростков и пережитого ими опыта участия в издевательствах / И. Тилиндене, Б. Швагждене, С. Шукис
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 53 - 61 : табл.,. — Библиогр.: с. 58 - 59.
Взаимосвязь личностных характеристик подростков и пережитого ими опыта участия в издевательствах / И. Тилиндене, Б. Швагждене, С. Шукис
// Психологический журнал. — 2017. — № 4. - С. 53 - 61 : табл.,. — Библиогр.: с. 58 - 59.
Подробнее
Авторы: Тилиндене И., Швагждене Б., Шукис С.
Аннотация: Представлены результаты исследования связи личностных характеристик подростков с пережитым ими опытом издевательств со стороны сверстников и по отношению к другим. Опрошено 802 подростка из разных городов Литвы. Определена взаимосвязь таких личностных характеристик, как экстраверсия - интроверсия, нейротизм подросток с их опытом издевательств. Установлено, что нейротизм подростков связан с переживаниями ими издевательств со стороны сверстников, а участие в издевательствах над другими в большей степени коррелирует с экстраверсией молодых людей. Выявлена взаимосвязь изучаемых личностных характеристик и опыта издевательств у подростков разного пола. С участием девушек и юношей в издевательствах над другими значимо взаимосвязаны их экстраверсия и интроверсия, а уровень нейротизма - с переживанием издевательств со стороны сверстников только у подростков женского пола. Показаны достоверные различия между юношами и девушками по изучаемым показателям, при этом у подростков-девушек в обследованной выборке преобладают интроверсия и нейротизм. В целом, подростки, описывая свой опыт издевательств, отмечали, что иногда издевались над другими и также иногда подвергаются издевательствам сами, но значимых различий по данным показателям между подростками разного пола не обнаружено
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, психология
Ключевые слова: гендерные различия, девушки, интроверсия, Литва, личностные характеристики, насилие, нейротизм, переживание издевательств, подростки, подростковый возраст, психология личности, участие в издевательствах, экстраверсия, юноши
Индексы ББК: 88.415-72
Представления: Формат MARC21