Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Кибрик, А. А.
Русский мультиканальный дискурс. Часть II : Разработка корпуса и направления исследований / А. А. Кибрик
// Психологический журнал. — 2018. — № 2. - С. 79 - 90 : рис. — Часть I в № 1, 2018. — Библиогр.: с. 87 - 88.
Подробнее
Авторы: Кибрик А. А.
Аннотация: Во второй части обсуждается ресурс "Рассказы и разговоры о грушах", включающий серию записей естественной коммуникации между несколькими участниками, в совокупности с вокальной и кинетической аннотацией этих записей. Ресурс сформирован в рамках комплексного теоретико-методологического подхода к изучению русского мультиканального дискурса. Записи были выполнены при помощи оригинальных технических решений, включающих высококачественную аудиозапись и видеозапись, а также регистрацию движений глаз. На этой основе формулируется программа мультиканальных исследований, включая общие понятия теории коммуникации и проблему взаимодействия между каналами. Дается обзор основных направлений актуальных исследований в области мультиканальной коммуникации. Подход, представленный в статье, предлагается со стороны лингвистики, но при этом является междисциплинарным и ориентирован на психологическую аудиторию
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: движение глаз, дискурс, дискурс мультиканальный, жестикуляция, жесты, коммуникативные каналы, мультиканальность, мультимодальный подход, просодия, психология речи, русский язык, устная речь, язык, языковая коммуникация
Индексы ББК: 88.251.32
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Журавлев, А. Л.
Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы / А. Л. Журавлев, И. А. Мироненко, А. В. Юревич
// Психологический журнал. — 2018. — № 2. - С. 58 - 71. — Библиогр.: с. 67 - 69.
Подробнее
Авторы: Журавлев А. Л., Мироненко И. А., Юревич А. В.
Аннотация: Анализируется процесс формирования глобальной науки в современном мире, предполагающий как появление новых объектов и предметов исследования, так и изменение совокупного субъекта исследовательской деятельности - научного сообщества. Показывается, что глобализация психологической науки включает не только процессы интеграции, но и процессы дифференциации мировой науки, в ходе которых подвергаются сомнению устоявшиеся в мейнстриме второй половины XX века теоретические представления о человеческой природе и методологические основания этих теорий. Рассматриваются формирование глобальной психологии как многополюсного сетевого образования не в качестве единого теоретического течения, а скорее, как дивиргентное развитие новых и переосмысленных старых психологических теорий в попытках дать объяснение современным эмпирическим реалиям, порождаемым современным миром. Предлагается глобальную психологическую науку определить как этап в ее развитии, порожденный новой реальностью, для описания которой лишь ограниченно годятся старые теории. При этом дискурс глобальной психологии направлен на становление научной дисциплины, способной адекватно ответить на вызовы времени, отразить психологию ныне живущего человека. Отмечается, что в зарубежной науке он в целом позитивно воспринимается в контексте становления новых школ, роста их разнообразия и освобождения от необходимости следовать устаревшим теориям. Представляется, что для российской науки необходим отказ от изоляционистских тенденций, активное участие в диалоге, развитие сотрудничества и интеграции на новом этапе развития мировой науки. Делается вывод о том, что в сети глобальной науки российская психология может занять достойное место, обладая серьезным теоретико-методологическим базисом и знанием психологических особенностей многмиллионного народа. В то же время, российская психология может и должна сохранить свою специфичность, потому что именно своей уникальностью она может быть интересна и полезна, а значит - востребована
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: XXI век, Азия, африканские страны, глоабльная психология, глобализация науки, дифференциация науки, Западная Европа, интеграция науки, методология психологии, психологическое сообщество, Россия
Индексы ББК: 88в, 88.1(0)
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Чуприкова, Н. И.
Перспективы решения психофизиологической пробемы: деятельность могза, психика и явления сознания / Н. И. Чуприкова
// Психологический журнал. — 2018. — № 2. - С. 120 - 133. — Библиогр.: с. 131.
Подробнее
Авторы: Чуприкова Н. И.
Аннотация: Анализируется современное состояние психофизиологической проблемы. Делается вывод о справедливости мнения Ф. Крика и Т. Нагеля, что неспособность ясно раскрыть связь между психикой и деятельностью мозга свидетельствует о неадекватности наших понятий о психике, сознании и деятельности мозга и поэтому требует кардинального пересмотра их содержания. Делается попытка показать, как могут быть выработаны такие новые понятия. В основу их выработки предлагается положить сложившееся в отечественной психологии понимание психики как отражения действительности, необходимого для регуляции поведения и деятельности, а мозга - как телесного органа, взявшего на себя в эволюции осуществление этой функции. Развивается представление о мозговом "воплощении" действительности в актах ее сенсорно-перцептивного познания и о физиологических механизмах сознания, благодаря которым их содержание открывается человеку как субъекту познания и деятельности. К обсуждению привлекаются некартезианская теория рефлекторной деятельности мозга И.М. Сеченова, монистическая теория соотношения души и тела Спинозы, теория интенциональных актов сознания Ф. Брентано, концепция Дж. Эдельмана и А.М. Иваницкого о повторном приходе возбуждений к сенсорно-перцептивным областям мозга как механизме сознания. Развиваемые общие положения конкретизируются на примере рассмотрения нейрофизиологичексих механизмов отражения пространства и его феноменальной представленности в сознании человека
Отраслевые рубрики: психология, психофизиология
Ключевые слова: деятельность мозга, интенциональность сознания, психика, сознание, теория отражения, философия психологии
Индексы ББК: 88.23в
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Кургинян, С. С.
Опросник когнитивной флексибильности (CFI): адаптация на русскоязычной выборке / С. С. Кургинян, Е. Ю. Осаволюк
// Психологический журнал. — 2018. — № 2. - С. 105 - 119 : табл., граф. — Приложение. Опросник когнитивной флексибильности. — Библиогр.: с. 117.
Подробнее
Авторы: Кургинян С. С., Осаволюк Е. Ю.
Аннотация: Проверялось предположение о соответствии оригинальной структуры опросника когнитивной флексибильности эмпирическим данным, полученным на русскоязычной выборке студентов. Опросник позволяет измерять тип когнитивной флексибильности, необходимый для актуализации и реструктурирования неадаптивных мыслей более рациональным и сбалансированным мышлением. Были получены результаты, свидетельствующие об удовлетворительных психометрических характеристиках оригинальной версии опросника, переведенной на язык адаптации. По данным конфирматорного факторного анализа исходная, задаваемая ключом структура опросника слабо согласуется с эмпирическими данными. Последующая факторизация пунктов опросника на данных русскоязычной выборки позволила уточнить число факторов и входящих в них пунктов. Была воспроизведена двухфакторная модель опросника как у авторов-разработчиков, однако с некоторыми трансформациями пунктов в шкалах измерения. Структура русскоязычной версии опросника продемонстрировала высокую внутреннюю согласованность и умеренную ретестовую надежность в промежутке 7 недель. Выявлена зависимость измеряемых шкалами опросника когнитивной флексибильности от пола испытуемых. Проведенное исследование показало, что русскоязычная версия опросника когнитивной флексибильности соответствует психометрическим требованиям, предъявляемым к исследовательским методикам, и может быть использована для исследования когнитивной флексибильности студентов. Определены перспективы для дальнейшего изучения диагностических возможностей методики как в исследовательских, так и в прикладных науках
Отраслевые рубрики: практическая психология (прикладная психология), психодиагностика, психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: когнитивная психология, методы психологических исследований, опросник когнитивной флексибильности, опросники, познавательные способности
Индексы ББК: 88.91, 88.53в686
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Голубева, Э. А.
Об изучении реактивности, силы и инертности нервной системы в школе Б. М. Теплова - В. Д. Небылицина / Э. А. Голубева
// Психологический журнал. — 2018. — № 2. - С. 72 - 78 : табл. — Библиогр.: с. 76 - 77.
Подробнее
Авторы: Голубева Э. А.
Аннотация: Представлены результаты исследований, направленных на проверку преположения Б.М. Теплова о том, что обладатели более слабой нервной системы являются не только более чувстительными, но и более реактивными, по сравнению с людьми с сильной нервной системой. Обнаружено, что школьники, обладающие более слабой нервной системой (более реактивные) имеют более высокй уровень общительности (больший опыт общения, удовлетворенность общением и большую включенность в ролевой тренинг), чем школьники с более выраженной силой нервной системой (ареактивные). При исследовании учащихся хорового училища было показано,что чем слабее и лабильнее их нервная система, тем выше их музыкальные способности (слух, ритм, музыкальная память, эмоциональность и логическое мышление). Большая лабильность и слабость нервной системы (высокая реактивность) также характерна для коммуникативно-речевого типы языковых способностей. Приведенные результаты исследований подтверждают гипотезу Б.М. Теплова о большей реактивности "слабой" нервной системы. Намечены перспективы дальнейших исследований в рамках развиваемого в школе Теплова - Небылицина положения о тесной связи свойств нервной системы с различными индивидуально-психологическими характеристиками личности
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, психофизиология
Ключевые слова: музыкальные способности, нервная система, общительность, педагогические способности, психологические школы, психология индивидуальных различий, реактивность нервной системы, свойства нервной системы, социальный интеллект, способности, школа Теплова-Небылицына, языковые способности
Индексы ББК: 88.334-3
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Данилова, А. Г.
Математическое моделирование культурно-исторических процессов по данным анализа нарративных источников / А. Г. Данилова
// Психологический журнал. — 2018. — № 2. - С. 91 - 104 : табл. — Библиогр.: с. 100 - 102.
Подробнее
Авторы: Данилова А. Г.
Аннотация: Рассмотрены возможности применения статистических методов в историко-психологических исследованиях на основании методов, разработанных в кросскультурной психологии. В качестве принципа контроля достоверности результатов предложено использовать положение Р. Кеттела о тождественности результатов исследования одного объекта по данным разного типа при высокой надежности и достоверности техник сбора данных. Проведено исследование ценностных ориентаций Древнего Рима и древней Руси по нарративным источникам с опорой на теоретические разработки Г. Хофстеде и психосемантическое исследование восприятия образа человека по произведениям искусства разных эпох. Выполнено сопоставление факторных структур путем расчета коэффициента конгруэнтности Такера и построены структурные модели. На основании сходства полученных структур сделан вывод, что анализ культурных текстов с помощью предложенных статистических методов позволяет получать достаточно объективные данные
Отраслевые рубрики: историческая психология, психология, социальная психология
Ключевые слова: Древний Рим, Древняя Русь, исторические тексты, коэффициент конгруэнтности Такера, культурно-исторические процессы, математические методы, методы психологических исследований, моделирование структурными уравнениями, произведения искусства, психосемантика, статистические методы, факторные модели, ценностные ориентации
Индексы ББК: 88.541.1в631
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
[К 85-летию со дня рождения А. В. Брушлинского] : [подборка статей] / Т. К. Мелешко, Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова [и др.]
// Психологический журнал. — 2018. — № 2. - С. 5 - 57. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Мелешко Т. К., Сергиенко Е. А., Харламенкова Н. Е., Знаков В. В., Щукина М. А.
Отраслевые рубрики: история философии, психология, психология личности, философия
Ключевые слова: XX век, детерминация психического развития, жизненный путь, жизнетворчество, картина мира, континуально-генетическая теория, культурно-историческая теория, микросемантический анализ, мышление, принцип детерминизма, процессуальность, психическое развитие, психологические исследования, психология мышления, психология субъекта, Россия, саморазвитие личности, самосознание, самоуправление, самоуправление личности, социальная поддержка, СССР, субъектно-системный подход, теория деятельности, теория психического, холистичность
Персоналии: Брушлинский Андрей Владимирович, Смирнов Андрей Вадимович
Форматированное содержание:
Андрей Владимирович Брушлинский: линия жизни/ Мелешко Т. К.
Развитие психологиии субъекта в современных исследованиях феномена социальной поддержки/ Харламенкова Н. Е.
Принцип развития в работах А.В. Брушлинского и его современное осмысление/ Сергиенко Е. А.
Теория психического как процесса и процессуальная логико-смысловая картина мира/ Знаков В. В.
Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности/ Щукина М. А.
Индексы ББК: 88.1(2)6, 88.3, 88в, 87.3(2)63
Представления: Формат MARC21