Сортировать по:
1. Статья из журнала
Помазанский, А. Е.
Соотношение традиционных и новых форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления / А. Е. Помазанский
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 58 - 68. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.4.
Соотношение традиционных и новых форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления / А. Е. Помазанский
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 58 - 68. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.4.
Подробнее
Авторы: Помазанский А. Е.
Аннотация: Демократические институты традиционных и новых форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления призваны обеспечить реализацию одной из главных задач муниципальной реформы — приближение населения к муниципальной власти. Анализируется предметное содержание различных форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Анализ современной практики правового обеспечения участия граждан в осуществлении местного самоуправления и его правоприменения показал отсутствие последовательного применения демократических основ местного самоуправления, которые были провозглашены в качестве самостоятельной конституционной ценности. Основной проблемой текущего правового регулирования является отстранение местного населения от участия в решении вопросов местной жизни. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в отношении вопросов, связанных с изменением территориальной организации местного самоуправления. Основной потенциал для развития новых форм участия населения в осуществлении местного самоуправления заложен в ст. 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», позволяющей субъектам Российской Федерации посредством собственного правового регулирования обеспечивать учет особенностей, условий, а также сложившихся традиций осуществления местного самоуправления на определенных территориях. Новые формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления первоначально возникают и получают распространение на региональном и местном уровнях, подвергаясь в случае отклонения от заданных принципов организации местного самоуправления необходимой корректировке на федеральном уровне
Отраслевые рубрики: право, конституционное право (государственное право)
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, конституционно-правовые основы, местное самоуправление, муниципальная власть, муниципальное право, народовластие, органы местного самоуправления, партисипаторная демократия, правовое регулирование, Россия
Индексы ББК: 67.400.7(2Рос)
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
Ибрагимова, Ю. Э.
Роль судебных доктрин в установлении и устранении пробелов в законодательстве / Ю. Э. Ибрагимова
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 80 - 95. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.6.
Роль судебных доктрин в установлении и устранении пробелов в законодательстве / Ю. Э. Ибрагимова
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 80 - 95. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.6.
Подробнее
Авторы: Ибрагимова Ю. Э.
Аннотация: В процессе правоприменения суды сталкиваются с наличием пробелов в законодательстве и по характеру своей деятельности не способны ждать их устранения законодателем. В подобных случаях суду приходится вырабатывать метод, базирующийся на достижениях теории права, имеющих отношение к применяемой норме, на основании установленных фактов посредством судебной интерпретации. Осуществляя данную деятельность, суд формирует судебную доктрину. Это сложное правовое явление, границы применения которого постоянно изменяются, а содержание обогащается. В процесс становления судебной доктрины включены многообразные факторы, одним из которых выступают доктринальные положения, а также идеи, содержащиеся в судебной практике. Автор отграничивает понятия судебной доктрины и правовой, отмечая, что правовая доктрина безусловно влияет на правоприменительный процесс, но вырабатывается вне стен суда научным сообществом. В свою очередь, судебная доктрина — это аргументированный подход суда к разрешению сложного дела, основанный в том числе на правовой доктрине. То есть судебная доктрина может обогащать правовую, и наоборот. Также проанализирована роль созданных при судах научно-консультативных советов, способствующих формированию судебной доктрины. Таким образом, формирование судебных доктрин — это деятельность судебных органов, направленная на применение норм законодательства в соответствии с целями его принятия и согласно принципам права обеспечивающая единообразие толкования и применения норм права, восполнение пробелов в законодательстве и осуществляемая с учетом авторитетного мнения научно-консультативных советов
Отраслевые рубрики: право, судебная система, теория права
Ключевые слова: нормы права, правовое регулирование, правовые доктрины, правоприменение, пробелы в законодательстве, пробелы в праве, судебная практика, судебные доктрины
Индексы ББК: 67.71, 67.022.11
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
Овчинников, А. И.
Противодействие коррупции в условиях цифровизации: возможности, перспективы, риски / А. И. Овчинников
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 158 - 170. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.12.
Противодействие коррупции в условиях цифровизации: возможности, перспективы, риски / А. И. Овчинников
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 158 - 170. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.12.
Подробнее
Авторы: Овчинников А. И.
Аннотация: В статье рассматривается влияние цифровых технологий на коррупцию и противодействие ей в различных сферах общественной и государственной жизни. Проанализированы концептуальные модели, направления и перспективы использования цифровых средств противодействия коррупции, выявляются риски и новые угрозы коррупциогенного характера в связи с цифровизацией государственного управления, распространением смарт-вещей, созданием «умных» городов, хранением больших данных, цифровых валют. Посредством обобщения опыта современных государств по использованию цифровых технологий в противодействии коррупции, а также прогнозирования и моделирования антикоррупционной правовой политики в России приводятся аргументы в пользу активной разработки новых направлений борьбы с коррупцией. По мнению автора, цифровизация способна существенно повысить открытость, публичность и прозрачность государственного управления, выявить коррупциогенные связи, схемы и отношения, оптимизировать антикоррупционную деятельность правоохранительных органов и ограничить возможности коррупционеров, но она же способна породить новые сферы коррупции, облегчить финансовую теневизацию коррупции
Отраслевые рубрики: право, административное право
Ключевые слова: борьба с коррупцией, государственное управление, информационные технологии, коррупционная преступность, коррупция, правовое регулирование, противодействие коррупции, Россия, служебное право, цифровая экономика, цифровизация государства, цифровизация общества
Индексы ББК: 67.401.02(2Рос)
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
Ковтков, Д. И.
Правовые проблемы формирования резерва кадров на государственной гражданской службе / Д. И. Ковтков, В. И. Кузнецов
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 121 - 130. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.9.
Правовые проблемы формирования резерва кадров на государственной гражданской службе / Д. И. Ковтков, В. И. Кузнецов
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 121 - 130. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.9.
Подробнее
Авторы: Ковтков Д. И., Кузнецов В. И.
Аннотация: В статье рассматривается правовое содержание возникших из потребности практики проблем формирования кадрового состава государственной службы Российской Федерации с учетом накопленного опыта создания и накопления кадровых запасов в некоторых видах государственной службы. Цель исследования и поставленные задачи состоят в анализе правовых, организационных основ названного института, его целей, принципов и условий использования. Применение общенаучных методов (анализа и синтеза) познания правовых явлений отражает специфику возникающих в кадровом обеспечении государственного управления процессов. Авторами исследованы причины возникновения института резерва управленческих кадров, вытекающие из необходимости более широкого доступа граждан к поступлению на государственную гражданскую службу. Идея образования групп кандидатов из числа государственных служащих для выдвижения на более высокие должности, получившая закрепление в 1995 г. в нормах Федерального закона «Об основах государственной службы», на современном этапе реализуется путем формирования кадровых резервов из гражданских служащих и граждан, не состоящих на гражданской службе. Целью резервов является поиск и подбор наиболее достойных и квалифицированных специалистов для замещения должностей государственной гражданской службы. Развитие кадровых резервов происходит в направлении облегчения доступа граждан к государственной службе и образования нового вида кадрового резерва — резерва управленческих кадров. В статье обозначаются актуальные направления создания правовых условий в области кадровых резервов, включая: укрепление статуса резервистов; создание правовых условий практического их привлечения к исполнению функций по предполагаемым для замещения должностям; индивидуальное профессиональное развитие лиц, включенных в резерв кадров федерального уровня; участие лиц, включенных в резерв, в мероприятиях, обеспечивающих приобретение ими необходимых теоретических и практических знаний и навыков
Отраслевые рубрики: право, административное право
Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственная служба, государственные служащие, кадровый резерв, органы государственного управления, подготовка кадров, правовое регулирование, правовые основы, резерв управленческих кадров, Россия, служебное право, управление кадрами, управленческие кадры
Индексы ББК: 67.401.02(2Рос)
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
Алимов, Э. В.
Правовые основы проведения геномных исследований в Российской Федерации и странах англосаксонской правовой семьи / Э. В. Алимов, Ф. А. Лещенков
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 43 - 57. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.3.
Правовые основы проведения геномных исследований в Российской Федерации и странах англосаксонской правовой семьи / Э. В. Алимов, Ф. А. Лещенков
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 43 - 57. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.3.
Подробнее
Авторы: Алимов Э. В., Лещенков Ф. А.
Аннотация: В статье рассматривается правовое регулирование порядка осуществления геномных исследований в Российской Федерации, а также в ведущих странах англосаксонской правовой семьи — США, Великобритании и Канаде, где сформулированы схожие подходы к пониманию генома живого организма и осуществлению геномных исследований. Большое значение придается саморегулированию данных отношений соответствующими медицинскими и научными учреждениями, и такая информация, как правило, имеет открытый характер. Вместе с тем для каждого государства свойственна специфика правового регулирования данных отношений. Зарубежные государства активно разрабатывают систему нормативных правовых актов, регулирующих осуществление геномных исследований. Вопросы регулирования геномных исследований в странах общего права обычно не объединены в какой-либо единый национальный консолидированный акт, что не умаляет их значимости. Во всех отмеченных государствах приняты этические кодексы и кодексы поведения исследователей в области генома: в Канаде и Великобритании действуют кодексы этики для генетических консультантов, в США в 2006 г. Американским обществом человеческой генетики принят Кодекс этики. Анализ основ правового регулирования геномных исследований в странах общего права позволил понять специфику регулирования данных вопросов в англосаксонской правовой системе. Положительный опыт нормативного правового регулирования проведения геномных исследований в США, Канаде и Великобритании может быть использован в целях совершенствования нормативной правовой базы Российской Федерации в отмеченной области
Отраслевые рубрики: право, административное право
Ключевые слова: Великобритания, генетика, генная инженерия, геном человека, геномные исследования, геномные технологии, Канада, медицинское право, права человека, правовое регулирование, правовые основы, Россия, страны общего права, США, управление здравоохранением
Индексы ББК: 67.401.124
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
Лукьянова, В. Ю.
Правовой мониторинг в Евразийском экономическом союзе / В. Ю. Лукьянова, А. В. Павлушкин
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 144 - 157: рис., табл. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.11.
Правовой мониторинг в Евразийском экономическом союзе / В. Ю. Лукьянова, А. В. Павлушкин
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 144 - 157: рис., табл. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.11.
Подробнее
Авторы: Лукьянова В. Ю., Павлушкин А. В.
Аннотация: В статье изучаются юридические технологии, направленные на оценку эффективности нормативного регулирования в Евразийском экономическом союзе: правовые мониторинговые исследования и оценка регулирующего воздействия. Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, обобщение, диалектический), специальные научные (сравнительное правоведение, формально-логический, юридико-технический анализ). Авторами исследованы положения нормативных правовых актов, закрепляющие порядок проведения правовых мониторинговых исследований, а также полномочия субъектов данного направления в государственном управлении. Раскрыты теоретические и нормативные основы организации правовых мониторинговых исследований. Деятельность по оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов и их проектов рассматривается как составляющая правовых мониторинговых исследований. Подвергнуты всестороннему анализу основные направления правовых мониторинговых исследований, проводимых соответствующими должностными лицами в Евразийском экономическом союзе. Подчеркивается значимость мониторинговой деятельности для совершенствования правовой системы в Евразийском экономическом союзе. Резюмируется, что при проведении оценки регулирующего воздействия необходимо использовать правовой мониторинг. Правовые мониторинговые исследования позволяют оценить соответствие последствий нормативного регулирования его целям, заложенным при принятии правового предписания, а также качество процедур оценки регулирующего воздействия, проведенных на стадии разработки и принятия правовых актов. Авторы формулируют рекомендации и предложения по оптимизации механизма осуществления правовых мониторинговых исследований и оценки регулирующего воздействия в Евразийском экономическом союзе
Отраслевые рубрики: право, международное право, международное публичное право
Ключевые слова: государственное управление, Евразийский Экономический Союз, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), мониторинговые исследования, нормативное регулирование, оценка регулирующего воздействия, правовое регулирование, правовой мониторинг, экономическая интеграция
Индексы ББК: 67.910.621(051)
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
Бухвальд, Е. М.
Правовое регулирование стратегического пространственного и территориального планирования / Е. М. Бухвальд
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 131 - 143. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.10.
Правовое регулирование стратегического пространственного и территориального планирования / Е. М. Бухвальд
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 131 - 143. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.10.
Подробнее
Авторы: Бухвальд Е. М.
Аннотация: Становление системы стратегического планирования в Российской Федерации означает, в частности, усиление значимости пространственного или территориального «среза» управления социально-экономическими процессами. Однако действующим правовым регулированием особые задачи территориального и пространственного стратегирования четко не разграничены, что заметно осложняет практику государственного и муниципального управления. Особо негативный смысл это имеет для регионального звена государственного управления, где нет определенности в позиционировании пространственного «среза» в стратегиях социально-экономического развития субъектов Федерации. Подобная ситуация препятствует формированию эффективно действующей «вертикали» стратегического планирования, построенной на единой, непротиворечивой правовой и методологической основе. Целью исследования является обоснование возможностей четкого разделения функций территориального и пространственного регулирования как особых направлений практики стратегического планирования, а также путей решения этой задачи в законодательной практике. Акцентируется внимание на необходимости формирования механизмов согласования национальных проектов со стратегированием пространственного развития и (или) схемами территориального планирования. Методы исследования базируются на анализе имеющейся нормативно-правовой базы по вопросам стратегического и территориального планирования в сопоставлении с практикой подготовки документов стратегического планирования, прежде всего на уровне субъектов Российской Федерации. Автором обосновываются пути разграничения функций территориального и пространственного планирования, выделяются специфические задачи, которые должны быть решены в практике стратегирования социально-экономического развития. Особое внимание обращено на необходимость усиления институционального аспекта пространственного стратегирования и территориального управления. Отмечается целесообразность сосредоточения правового регулирования этих управленческих процедур в одном законодательном акте — федеральном законе о стратегическом планировании
Отраслевые рубрики: право, природоресурсное право, экологическое право, земельное право
Ключевые слова: правовое регулирование, региональные стратегии, Россия, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, субъекты РФ, территориальное планирование
Индексы ББК: 67.407.14(2Рос)
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
Дорская, А. А.
Правовое регулирование миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в XVII - начале XX в. (на примере народов Сибири) / А. А. Дорская
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 69 - 79. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.5.
Правовое регулирование миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в XVII - начале XX в. (на примере народов Сибири) / А. А. Дорская
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 69 - 79. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.5.
Подробнее
Авторы: Дорская А. А.
Аннотация: В рамках реализации Концепции миссионерской деятельности 2007 г., опирающейся на дореволюционный государственный и церковный опыт, автор статьи рассматривает значение миссионерской деятельности для решения государственно-политических, правовых и культурных вопросов. Целью исследования является применение теории конверсии Р. Хортона для оценки плюсов и минусов правовых последствий присоединения представителей коренных народов Сибири к православию в имперский период. В статье при помощи хронологического метода установлена последовательность принятия нормативных правовых актов, регулировавших миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви в Сибири. Дескриптивный метод позволил описать позиции народов и народностей Сибири по отношению к миссионерской деятельности. Формально-юридический метод был применен при анализе содержания российских нормативных правовых актов конца XVII — начала XX в., на основании которых создавались миссионерские экспедиции, организации и т. д. Сравнительно-правовой метод использовался для того, чтобы проследить эволюцию государственно-правовых подходов к миссионерской деятельности. Вывод о возможностях применения опыта дореволюционной России в современном правотворческом процессе по вопросам свободы совести сделан на основе метода правового моделирования. В результате применения к историко-правовому материалу теории конверсии Р. Хортона, согласно которой для сибирских народов православие представляло собой способ перехода к более высокому порядку, был сделан вывод, что, с одной стороны, это было действительно так и использовалось прежде всего знатью «инородцев» для дальнейшего развития и укрепления своего положения, но с другой — постоянно вызывало недовольство местного населения, которое, даже приняв крещение, продолжало исполнять языческие обряды
Отраслевые рубрики: право, история государства и права, теория права, религиоведение, христианство, православие, русская православная церковь
Ключевые слова: XIX век, XVII век, XVIII век, XX век, инородцы, миссионерская деятельность, правовое регулирование, православная миссия, православная церковь, Россия, Русская православная церковь, Святейший Синод, Сибирь, указы, церковное право
Индексы ББК: 67.3(2)52, 67.022.155, 86.372.24
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
Мельник, Т. Е.
Права граждан старшего возраста в области массового спорта / Т. Е. Мельник
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 96 - 105. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.7.
Права граждан старшего возраста в области массового спорта / Т. Е. Мельник
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 96 - 105. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.7.
Подробнее
Авторы: Мельник Т. Е.
Аннотация: Одной из главных задач государственной политики в области физической культуры и спорта провозглашается увеличение числа граждан, включая лиц старшего возраста, систематически вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность. Целью исследования является разработка предложений законодательного характера, направленных на поддержку массового спорта среди пожилых граждан. Выявляется наличие законодательных возможностей в данном направлении, определяется роль органов государственной власти и местного самоуправления как организаторов массового спорта. Исследуются различные направления вовлечения пожилых граждан в массовый спорт. Анализируется федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте в части закрепления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по развитию массового спорта. Анализируются положения законодательства в целях выявления инструментов привлечения некоммерческих организаций к развитию массового спорта среди пожилых граждан. Выводы. Органы государственной власти и местного самоуправления играют первостепенную роль в увеличении числа пожилых граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, что отвечает концепции социального государства. Для этого имеются необходимые законодательные предпосылки, однако требуется корректировка законодательства, направленная на выделение категорий пожилых граждан как получателей публичных услуг в области физической культуры и спорта. Возможно также и законодательное оформление ветеранского спорта. В программных документах субъектов Российской Федерации необходимо, кроме обеспечения проведения спортивных соревнований, также предусматривать ресурсную поддержку систематических занятий физической культурой и спортом лиц старшего поколения. С помощью государственной аккредитации предлагается ориентировать спортивные федерации на развитие массового спорта, в том числе спорта пожилых граждан
Отраслевые рубрики: право, административное право, трудовое право, право социального обеспечения
Ключевые слова: государственная власть, государственная политика, государственное регулирование, законодательство о физической культуре и спорте, массовый спорт, некоммерческие организации (НКО), органы местного самоуправления, пенсионеры, пожилые люди, права граждан, правовое регулирование, Россия, социально ориентированные организации, спорт, спортивные федерации, управление социально-культурной сферой, физическая культура, физкультурно-спортивная деятельность
Индексы ББК: 67.401.12(2Рос), 67.405.2(2Рос)
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
Плюгина, И. В.
Локальное регулирование вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов в образовательных организациях / И. В. Плюгина, Ж. А. Гаунова
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 171 - 181. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.13.
Локальное регулирование вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов в образовательных организациях / И. В. Плюгина, Ж. А. Гаунова
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 171 - 181. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.13.
Подробнее
Авторы: Плюгина И. В., Гаунова Ж. А.
Аннотация: Сфера образования традиционно признается приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Органы государственной власти на постоянной основе реализуют меры, направленные на совершенствование порядка предоставления образовательных услуг и повышение их качества и доступности. Соответствующие задачи и направления их реализации нашли отражение в документах стратегического планирования, в том числе в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», национальных и приоритетных проектах. Однако выполнение практически любой из поставленных стратегических задач требует прозрачных и четких правил регулирования, исключающих проявления коррупции и минимизирующих риски возникновения ситуаций, связанных с конфликтом интересов. Сегодня сфера образования остается в числе наиболее коррумпированных, а вопросы предотвращения и урегулирования конфликтов интересов в сфере образования на федеральном уровне регулируются весьма ограниченно. В связи с этим представляет интерес исследование практики локального регулирования, выявление имеющихся проблем и противоречий, обусловливающих недостаточную эффективность предотвращения и урегулирования конфликтов интересов в образовательных организациях. Анализ локальных актов показал, что нередко образовательные организации подходят к разработке актов, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов, весьма формально, не уделяя внимания рискам, характерным для соответствующих направлений образовательной деятельности, а иногда просто дублируя нормы федерального законодательства и перечисляя типовые ситуации, связанные с конфликтом интересов. При регламентации вопросов, связанных с конфликтом интересов, на локальном уровне применяются различные подходы в определении понятийно-категориального аппарата, установлении круга лиц, на которых распространяется обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, определении типовых ситуаций, содержащих конфликт интересов, выборе инструментария, используемого в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов
Отраслевые рубрики: право, административное право
Ключевые слова: борьба с коррупцией, государственная служба, государственное управление, конфликт интересов, коррупционная преступность, коррупция, муниципальная служба, образование, образовательные организации, педагогические работники, правовое регулирование, противодействие коррупции, Россия, служебное право, сфера образования, управление в области образования и науки
Индексы ББК: 67.401.02(2Рос), 67.401.121(2Рос)
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
Бондарь, Н. С.
Информационно-цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации / Н. С. Бондарь
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 25 - 42. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.2.
Информационно-цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации / Н. С. Бондарь
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 25 - 42. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.2.
Подробнее
Авторы: Бондарь Н. С.
Аннотация: Современный век новых информационно-цифровых технологий принципиальным образом меняет правовую жизнь личности, общества и государства, порождает не только новые возможности, но и угрозы для демократии и прав человека, затрагивает сами основы человеческого бытия в обществе. Формирующееся информационно-цифровое пространство объективно становится качественно новой сферой правового, в том числе конституционно-правового, влияния. С учетом самой природы соответствующих отношений, имеющих предельно сложный, комплексный характер, сочетающих публичные и частные начала и затрагивающих основополагающие ценности общества и государства, права и свободы человека и гражданина, конституционному праву отводится особая роль в их урегулировании, а Конституционному Суду Российской Федерации — в разрешении новых по своей природе противоречий и коллизий в информационно-цифровой сфере. Автор статьи анализирует доктринальные и практико-прикладные проблемы конституционализации информационно-цифрового пространства с позиций правового воздействия на эти отношения как самой Конституции Российской Федерации, текущего законодательства, так и решений Конституционного Суда. Особое внимание уделено цифровой идентификации личности, формированию информационно-цифрового статуса человека и гражданина, конституционному обоснованию права на забвение как института гарантирования тайны частной жизни и личной свободы в современных информационных условиях. На этой основе становится возможным достижение баланса конституционных ценностей в формирующейся информационно-цифровой среде, минимизация негативных последствий влияния новых технологий на демократические институты современного конституционализма
Отраслевые рубрики: право, конституционное право (государственное право), административное право
Ключевые слова: информационное пространство, информационные права и свободы, конституционные основы, конституционные права, Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, личная жизнь, права и свободы граждан, правовое регулирование, Россия, тайна частной жизни, управление в области информации, цифровые технологии
Индексы ББК: 67.400.2(2Рос), 67.401.114(2Рос)
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
Омелёхина, Н. В.
Достоинство личности в системе финансово-правовых ценностей / Н. В. Омелёхина
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 106 - 120. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.8.
Достоинство личности в системе финансово-правовых ценностей / Н. В. Омелёхина
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 106 - 120. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.8.
Подробнее
Авторы: Омелёхина Н. В.
Аннотация: Отраслевые правовые доктрины остро нуждаются в формировании устойчивой конституционно-правовой позиции как метаюридической, ценностной основы, позволяющей сгенерировать императивы отраслевого правотворчества и правореализации. В науке финансового права актуальными являются такие проблемы, как определение предметно-методологической составляющей отрасли, формирование ее системы и др. В поиске решений обозначенных проблем автор статьи предлагает обратиться к исследованию метаюридической сущности финансового права, используя категорию достоинства личности как экзистенциальной ценности, проникающей в национальное право и претендующей на статус принципа права, комплексного межотраслевого института и субъективного права. В этих целях рассмотрено развитие легитимации и легализации данной категории, ее влияние на финансово-правовое регулирование, выделены особенности финансового права и его роль в формировании комплексного межотраслевого института достоинства личности в национальном законодательстве. Методы исследования: формально-юридический, конкретно-исторический, структурно-функциональный и др. Исследуя конституционную категорию достоинства личности в системе финансово-правового регулирования, автор приходит к выводу, что достоинство личности есть метаюридическая основа формирования финансового права, правовой концепт, определяющий целевую сущность финансовой деятельности публично-правового образования, критерий оценки ее эффективности и результативности. Обеспечение достоинства личности во многом зависит от деятельности самой личности. Это касается не только негативного регулирования, обращенного как к самой личности, так и к публичному субъекту (воздержание от умаления, нарушения достоинства других людей), но и позитивного регулирования, выражающегося в обязывании личности формировать публичные фонды денежных средств и обязывании публичного субъекта расходовать эти фонды на создание условий, обеспечивающих каждому достойную жизнь. Основным правовым способом обеспечения достоинства личности в нормах финансового права является позитивное обязывание личности по отношению к государству и самообязывание последнего по обеспечению достойного уровня жизни, гарантирующего ценность каждой личности
Отраслевые рубрики: право, административное право, финансовое право, конституционное право (государственное право)
Ключевые слова: достоинство личности, конституционные права, Конституция РФ, позитивные обязывания, права и свободы граждан, принципы права, публичные обязательства, Россия, финансовая деятельность, финансово-правовое регулирование, финансово-правовые отношения, финансовые обязательства
Индексы ББК: 67.401.141(2Рос), 67.402(2Рос), 67.400.32(2Рос)
Представления: Формат MARC21
13. Статья из журнала
Лебедев, В. М.
Гарантии независимости судебной власти в Российской Федерации: концепция, история становления и современное состояние / В. М. Лебедев
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 5 - 24. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.1.
Гарантии независимости судебной власти в Российской Федерации: концепция, история становления и современное состояние / В. М. Лебедев
// Журнал российского права. — 2019. — № 11. - С. 5 - 24. — DOI: 10.12737/jrl.2019.11.1.
Подробнее
Авторы: Лебедев В. М.
Аннотация: В статье рассматриваются принцип независимости судебной власти и гарантии его реализации. Укрепление судейской независимости выступает важным направлением совершенствования законодательства о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей, в связи с чем особую актуальность приобретает доктринальное изучение этого правового института. Цели исследования включают теоретико-правовое обоснование принципа независимости судей, выявление различных аспектов судейской независимости и условий, необходимых для ее практической реализации. Задачами исследования выступают изучение содержания и исторической эволюции независимости судебной власти, анализ современных гарантий независимости судей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и перспектив дальнейшего их развития. Методы исследования: системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и статистический. Результаты исследования свидетельствуют, что принцип независимости судей обеспечивает самостоятельность судебной власти в системе разделения властей, отправление правосудия в соответствии с законом и в отсутствие какого-либо внешнего давления. Независимость судей является конституционным принципом в Российской Федерации, а право на рассмотрение дела независимым судом получило международно-правовое признание. Проведенное исследование демонстрирует яркий контраст между современным положением судебной власти в государстве и обществе и той ролью, которая отводилась судам до 1990‑х гг. Закрепленная в законодательстве система процессуальных, организационных, финансовых и социальных гарантий судейской независимости, последовательная и системная работа Верховного Суда Российской Федерации по расширению и укреплению этих гарантий позволяют констатировать, что в России обеспечена как институциональная независимость судебной власти, так и личная независимость каждого судьи
Отраслевые рубрики: право, судебная система
Ключевые слова: Верховный суд РФ, гарантии независимости судей, независимость судей, правовые гарантии, разделение властей, Россия, судебная власть, судебная реформа
Индексы ББК: 67.71(2Рос)
Представления: Формат MARC21