Сортировать по:
1. Статья из журнала
Хабриева, Т. Я.
Циклические нормативные массивы в праве / Т. Я. Хабриева
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 5 - 18: рис. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.1.
Циклические нормативные массивы в праве / Т. Я. Хабриева
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 5 - 18: рис. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.1.
Подробнее
Авторы: Хабриева Т. Я.
Аннотация: В настоящее время система права под воздействием множества факторов претерпевает определенные трансформации. В связи с этим доктрина стремится осмыслить происходящие изменения и тенденции, новые вопросы теории системы права, положения которой подвергаются проверке на прочность с позиций современной науки и практики. Исследования динамики системы права зафиксировали переход к ее новой структурной организации. Особое место в ней занимают нетипичные нормативные массивы, которые не могут быть идентифицированы в прежней категориальной матрице и отнесены к числу известных элементов системы права (отраслей, подотраслей, институтов). В то же время «традиционный» подход к категорированию правовых массивов не позволяет раскрыть природу этого явления и адекватно отразить его роль в системе права. Такие правовые массивы были названы «циклическими» по причине схожести их визуализированной модели с химическими соединениями, образованными в результате реакции циклизации. Первичным элементом этих массивов являются «кросс-отраслевые» юридические нормы, которые нестандартно ведут себя внутри системы права, создают специфические связи и занимают в ней особое место. В своем развитии они не проявляют тенденции к обособлению подобно отраслям или институтам права, а наоборот, демонстрируют способность проникать в большинство элементов системы права, взаимодействовать с ними, определять их содержание, функционирование, а также векторы и темпы преобразований. Происходит перенастройка права на достижение определенных социально и государственно значимых целей, решение соответствующих им задач и удовлетворение общественных потребностей, вызвавших к жизни циклические соединения в праве. Автор статьи развивает идею о циклических нормативных массивах в праве, их роли в интеграции и дифференциации содержания и элементного состава права, предлагает новый взгляд на систему права, обосновывает теоретические положения, раскрывающие закономерности формирования рассматриваемых нетипичных нормативных массивов, отстаивает свою точку зрения на систему права и перспективы ее развития
Отраслевые рубрики: право, теория права
Ключевые слова: законодательство, правовое регулирование, правовой массив, система законодательства, система права, структура права
Индексы ББК: 67.022.15
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
Момотов, В. В.
Судебная реформа 2018 года в Российской Федерации: концепция, цели, содержание (часть II) / В. В. Момотов
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 68 - 89. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.6. — Продолжение. Начало в № 10, 2018.
Судебная реформа 2018 года в Российской Федерации: концепция, цели, содержание (часть II) / В. В. Момотов
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 68 - 89. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.6. — Продолжение. Начало в № 10, 2018.
Подробнее
Авторы: Момотов В. В.
Аннотация: Верховным Судом Российской Федерации инициирована масштабная судебная реформа, призванная модернизировать существующую модель правосудия в соответствии с новыми запросами гражданского общества и современными стандартами правового развития. Эта реформа представляет собой комплексную систему мер, затрагивающих судоустройство, судопроизводство, а также правовой статус судей. Цель исследования — теоретико-правовое и практическое обоснование предложений высшей судебной инстанции по модернизации процессуально-правовых институтов. Задачи исследования — анализ сравнительно-правового и исторического контекста предлагаемых изменений, оценка причин подготовки поправок к процессуальному законодательству, их содержания и последствий реализации. Методы исследования: системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический. Меры по реформированию судопроизводства соответствуют актуальной общемировой тенденции рационализации и прагматизации права. Правовой прагматизм в сфере правосудия предполагает, что основная цель развития процессуального законодательства состоит в обеспечении качественного рассмотрения споров в разумные сроки с минимальными издержками для сторон. Из этой базовой идеи проистекают предложения по ограничению перечня случаев, когда суд обязан составить мотивированное решение, по расширению сферы применения упрощенного судопроизводства, внедрению профессионального судебного представительства, активизации использования электронных технологий в судебном процессе, закреплению процессуально-правового статуса помощника судьи. Реализация предложений экспертного сообщества о постепенном повышении государственной пошлины по ряду категорий дел, легализации гонораров успеха, развитии института возмещения судебных издержек и судебного инвестирования способна существенно повысить эффективность и качество правосудия. Однако некоторые предложения (например, о внедрении в судебную систему «электорального элемента» и введении обязательного требования о наличии у кандидата на судейскую должность опыта работы в нескольких сферах юридической профессии) являются «ложными рецептами» и могут причинить ущерб уровню правовой защищенности граждан
Отраслевые рубрики: право, судебная система
Ключевые слова: Верховный суд РФ, Россия, судебная деятельность, судебная реформа, судейский корпус, судоустройство, эффективность правосудия
Индексы ББК: 67.71(2Рос)
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
Мельник, Т. Е.
Роль Конституционного Суда Российской Федерации в развитии правовых основ государственной контрольно-надзорной функции в отношении общественных объединений / Т. Е. Мельник
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 59 - 67. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.5.
Роль Конституционного Суда Российской Федерации в развитии правовых основ государственной контрольно-надзорной функции в отношении общественных объединений / Т. Е. Мельник
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 59 - 67. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.5.
Подробнее
Авторы: Мельник Т. Е.
Аннотация: Взаимодействие государства и институтов гражданского общества, среди которых основную роль играют общественные объединения, является разносторонним и многогранным. Это может быть государственная поддержка, привлечение потенциала гражданских структур к решению общественно значимых проблем, участие представителей общественности в консультативных и совещательных советах при органах государственной власти и т. д. Особое место занимает в этом ряду государственный контроль (надзор) за деятельностью общественных объединений. Его осуществление, предусматривающее, в том числе, применение мер принуждения, может привести к нарушению или ограничению конституционного права на объединение. В связи с этим актуальность приобретает вопрос выяснения пределов такого контроля (надзора). Значительную роль в этом играет Конституционный Суд Российской Федерации, оценивающий конституционность законодательных положений, регламентирующих государственный контроль (надзор) за деятельностью общественных объединений. В частности, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 2-П обозначены основы государственного контроля (надзора) за деятельностью общественных объединений. Автор статьи дает оценку позиции органа конституционного правосудия. Основу исследования составляет формально-юридический анализ практики Конституционного Суда Российской Федерации, связанной с оценкой конституционности законодательных положений, регламентирующих государственный контроль (надзор) за деятельностью общественных объединений. Действующая в Российской Федерации модель такого контроля (надзора) рассматривается в исторической ретроспективе, а также в сравнении с зарубежным опытом. Конституционно-правовые основы составляют ядро правовой институционализации государственного контроля (надзора) за деятельностью общественных объединений. Впервые они системно были исследованы Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17 февраля 2015 г. № 2-П, который, признавая широкую дискрецию законодателя, тем не менее указал, что контрольно-надзорная деятельность государства в отношении общественных объединений, ее регулирование должны подчиняться определенным конституционным требованиям
Отраслевые рубрики: право, конституционное право (государственное право)
Ключевые слова: государственный контроль, конституционно-правовые основы, конституционные основы, Конституционный Суд РФ, общественные объединения, органы конституционного контроля, право на объединение, правовые основы, прокурорский надзор, Россия
Индексы ББК: 67.400.12(2Рос)
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
Вешняков, Д. Ю.
Проблемы применения уголовного законодательства об обеспечении недискриминационного трудоустройства / Д. Ю. Вешняков
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 150 - 157. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.12.
Проблемы применения уголовного законодательства об обеспечении недискриминационного трудоустройства / Д. Ю. Вешняков
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 150 - 157. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.12.
Подробнее
Авторы: Вешняков Д. Ю.
Аннотация: Рассматриваются проблемы квалификации составов преступлений, предусматривающих наказание за необоснованный отказ в приеме на работе и необоснованное увольнение (ст. 1441, 145 УК РФ). Особенность квалификации этих преступлений заключается в том, что она включает идентификацию и использование элементов правовых предписаний трудового законодательства. При этом в свете неопределенности правовых предписаний или их отсутствия в трудовом законодательстве квалификация соответствующих преступлений значительно осложнена, использование предписаний других отраслей права также связано с неточностью формулировок уголовного закона. Автор показывает зависимость, существующую между эффективностью применения на практике соответствующих составов преступлений и детальностью регламентации аналогичных запретов в трудовом законодательстве. Самостоятельной проблемой применения составов преступлений, предусмотренных ст. 1441, 145 УК РФ, является установление дискриминационных мотивов на практике, поскольку работодатели, как правило, ссылаются на несоответствие деловых качеств кандидатов, отсутствие необходимых навыков. Система уголовно-правовых норм, призванных обеспечить недискриминационное трудоустройство и осуществление трудовых прав граждан, включает совокупность предписаний, которые не могут самостоятельно вне общеправового контекста решить поставленные задачи. Поэтому необходимо в полной мере использовать подходы, сформулированные в трудовом праве применительно к соответствующим проблемам. При квалификации преступлений, предусмотренных ст. 1441, 145 УК РФ, следует сначала установить незаконность отказа в приеме на работу либо незаконность увольнения в соответствии с требованиями трудового законодательства, и только после этого возможно установление иных признаков преступлений и их квалификация
Отраслевые рубрики: право, уголовное право
Ключевые слова: дискриминация в сфере труда, защита конституционных прав, защита трудовых прав, квалификация преступлений, необоснованное увольнение, необоснованный отказ, отказ в приеме на работу, правовое регулирование, преступления против конституционных прав, Россия, состав преступления, увольнение, уголовное законодательство, уголовные преступления, Уголовный кодекс РФ
Индексы ББК: 67.408.114(2Рос)
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
Гамбарян, А. С.
Правовые режимы молчания и фиктивных выводов, вытекающих из него / А. С. Гамбарян
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 19 - 29. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.2.
Правовые режимы молчания и фиктивных выводов, вытекающих из него / А. С. Гамбарян
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 19 - 29. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.2.
Подробнее
Авторы: Гамбарян А. С.
Аннотация: Различные отрасли правовой науки изучали вопросы, касающиеся молчания в праве, однако проблемы правовых режимов молчания и вытекающих из них выводов комплексному анализу не подвергались. Молчание — это правомерное или неправомерное бездействие субъекта правоотношения, из которого вытекает условное содержание воли субъекта по правовому вопросу (условное согласие или несогласие) и (или) с чем позитивное право (сделка) непосредственно связывает возникновение правовых последствий. Основной задачей данной статьи является выявление правовых режимов молчания и вытекающих из него фиктивных выводов путем комплексного изучения молчания в праве. Молчание проявляется в следующих правовых режимах: молчание как способ отказа от субъективного права; хранение молчания как конституционное право; хранение молчания как юридическая обязанность; хранение молчания как элемент наказания; молчание правотворческих органов как законодательный пробел; квалифицированное молчание правотворческих органов; молчание как противоправное бездействие. Вытекающие из молчания фиктивные выводы могут проявляться в следующих правовых режимах: 1) молчание государства→фиктивный вывод о санкционировании обычаев; 2) молчание→фиктивный вывод о заключении сделки; 3) молчание административных органов→фиктивный вывод о принятии административного акта; 4) молчание государственного органа→фиктивный вывод о санкционировании правовых действий. Методы исследования: общенаучные, историко-правовой, сравнительно-правовой. Вывод: юридическое значение той или иной формы молчания может быть разным. В праве молчание может трансформироваться из социальной ценности, нуждающейся в защите государства, в социальную опасность, требующую государственного противодействия
Отраслевые рубрики: право, теория права
Ключевые слова: административное молчание, бездействие, квалифицированное молчание, молчание, отказ от права, правовая система, правовое регулирование, правовой режим, правовые фикции
Индексы ББК: 67.081
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
Громов, В. Г.
О правовых основах применения медиации в исправительных учреждениях / В. Г. Громов, Д. К. Сарсеналиева
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 140 - 149. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.11.
О правовых основах применения медиации в исправительных учреждениях / В. Г. Громов, Д. К. Сарсеналиева
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 140 - 149. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.11.
Подробнее
Авторы: Громов В. Г., Сарсеналиева Д. К.
Аннотация: Рассматривается возможность и необходимость внедрения медиации в деятельность исправительных учреждений. Небольшое количество научных работ о пенитенциарной медиации объясняется тем, что российская уголовно-исполнительная система по-прежнему остается консервативной и закрытой для исследователей, а также тем, что проведение медиативных процедур в исправительных учреждениях не урегулировано правом. С одной стороны, пенитенциарная медиация рассматривается как средство исправления осужденных, а с другой — как инструмент профилактики конфликтов между осужденными в местах лишения свободы и предупреждения рецидивной преступности в целом. Поэтому отмечается вполне закономерное стремление персонала многих исправительных учреждений ФСИН России овладеть техниками пенитенциарной медиации. Цели исследования — дать определение и описать примерную процедуру пенитенциарной медиации, а также внести изменения в ряд нормативных актов, регулирующих процедуру медиации, и процесс исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Методы исследования: диалектический, системно-структурный, логический формальноюридический, анализ, обобщение. Авторы полагают, что после легитимизации пенитенциарной медиации будет возможен запуск пилотного проекта по ее внедрению в работу уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Проект возможно начать в 3—5 российских субъектах, вначале в исправительных учреждениях для женщин и несовершеннолетних, которые имеют меньшую степень криминогенной зараженности. При положительном результате опыт может быть распространен повсеместно
Отраслевые рубрики: право, уголовно-исполнительное право
Ключевые слова: исправительные учреждения, конфликты, лишение свободы, медиация, нормативные акты, осужденные, пенитенциарная медиация, пенитенциарное право, правовое положение осужденных, правовое регулирование, рецидивная преступность, Россия, уголовно-исполнительная система
Индексы ББК: 67.409.01(2Рос)
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
Ломакина, Л. А.
Некоторые проблемы правового регулирования ответственности государственных гражданских служащих за утрату доверия / Л. А. Ломакина
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 168 - 173. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.14.
Некоторые проблемы правового регулирования ответственности государственных гражданских служащих за утрату доверия / Л. А. Ломакина
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 168 - 173. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.14.
Подробнее
Авторы: Ломакина Л. А.
Аннотация: Рассмотрены положения правового регулирования ответственности государственных гражданских служащих в случае нарушения ими законодательства о противодействии коррупции. Выделены вопросы, связанные с привлечением государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения, а также проблемы наложения на государственных гражданских служащих взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия. Проанализированы правовые нормы Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеющие антикоррупционный характер. Проведен анализ новаций законодательства и рассмотрены сложности применения на практике введенных в действие в 2018 г. правовых норм, регламентирующих увольнение государственных гражданских служащих на основании ст. 592 указанного Закона. Исследованы и изложены основные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по вопросам привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности. Комплексное исследование юридических норм, регламентирующих привлечение государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности, и сложившейся правоприменительной практики позволило выявить недостатки действующего законодательства в части регламентации такого взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия. Сформулированы предложения по совершенствованию как законодательства, регулирующего привлечение государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения, так и правовых норм по применению взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия
Отраслевые рубрики: административное право, криминология, право
Ключевые слова: административная ответственность, борьба с коррупцией, воздействие на преступность, государственные служащие, дисциплинарные взыскания, коррупционная преступность, коррупция, корыстная преступность, ответственность государственных служащих, правовая ответственность, правовое регулирование, противодействие коррупции, Россия, служебное право, увольнение, утрата доверия
Индексы ББК: 67.515(2Рос), 67.518.1(2Рос), 67.401.02(2Рос), 67.401.04(2Рос)
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
Егошина, Л. А.
Независимая оценка квалификации работников и лиц, ищущих работу: проблемы правового регулирования / Л. А. Егошина
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 158 - 167. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.13.
Независимая оценка квалификации работников и лиц, ищущих работу: проблемы правового регулирования / Л. А. Егошина
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 158 - 167. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.13.
Подробнее
Авторы: Егошина Л. А.
Аннотация: В соответствии с программами развития кадрового потенциала страны одной из приоритетных задач является создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации. Это обусловило необходимость внесения в российское законодательство нового способа оценки квалификации работников и других лиц, ищущих работу (соискателей). Независимая оценка квалификации проводится в соответствующих центрах в форме профессионального экзамена. Проведение независимой оценки квалификации призвано определить, насколько полученные соискателем знания, умения, навыки и опыт работы соответствуют профессиональным стандартам в соответствующей сфере труда. На основании такой оценки соискатель может претендовать на предоставление ему работы, соответствующей уровню его квалификации. Однако, как свидетельствует анализ законодательства и практики, успешное прохождение независимой оценки квалификации не всегда гарантирует предоставление соискателю преимущественного права при поступлении на работу, проведении в организации соответствующих организационно-штатных мероприятий и проч. В связи с этим автором проведено исследование по выявлению наиболее значимых проблем проведения независимой оценки квалификации, а также выявлены отрицательные и положительные ее стороны. В статье поставлен ряд вопросов, решение которых требует дальнейшего исследования данной проблемы, в том числе с учетом опыта зарубежных стран. Методы исследования: диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, анализ, синтез, индукция, дедукция. Дан прогноз дальнейшего развития независимой оценки квалификации и ее влияния на различные сферы трудовой жизни граждан
Отраслевые рубрики: право, трудовое право
Ключевые слова: квалификация работников, независимая оценка квалификации, правовое регулирование, профессиональный стандарт, работник, работодатели, Россия, соискатель, Трудовой кодекс РФ, трудоустройство
Индексы ББК: 67.405.100(2Рос)
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
Кванина, В. В.
Механизм саморегулирования в строительстве и меры гражданско-правовой ответственности: вопросы соотношения / В. В. Кванина
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 90 - 101. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.7.
Механизм саморегулирования в строительстве и меры гражданско-правовой ответственности: вопросы соотношения / В. В. Кванина
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 90 - 101. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.7.
Подробнее
Авторы: Кванина В. В.
Аннотация: Анализ обеспечительной функции саморегулирования в сфере строительства, которая нашла отражение в положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации, свидетельствует о востребованности в данной сфере следующих видов гражданско-правовой ответственности: договорной, внедоговорной, внедоговорной солидарной, внедоговорной субсидиарной и ответственности в порядке регресса. Цель статьи — выявление специфики данных видов ответственности при перенесении их на сферу саморегулирования в строительстве. Задачи статьи — анализ общих положений Гражданского кодекса, посвященных ответственности, положений Градостроительного кодекса, а также доктринальных источников. Методы исследования: анализ, синтез, системный. Выводы: обязанность саморегулируемой организации по осуществлению выплат потерпевшим из компенсационного фонда выступает в качестве законного механизма защиты потерпевших, а не ответственности саморегулируемой организации; солидарная ответственность саморегулируемой организации применительно к ее членам имеет номинальный характер, так как восполнение компенсационного фонда саморегулируемой организации в случае осуществления из него выплат потерпевшим осуществляется без учета доли, приходящейся на саморегулируемую организацию; вопрос о выборе солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации для ее членов существенного значения не имеет — это для них лишь вопрос времени возмещения выплаченных потерпевшим убытков и восполнения компенсационного фонда
Отраслевые рубрики: право, гражданское право, договорное право, обязательственное право
Ключевые слова: внедоговорные обязательства, Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, гражданско-правовая ответственность, договорные отношения, доктриальные источники, Россия, саморегулирование, саморегулирующиеся организации, солидарная ответственность, строительство, субсидиарная ответственность
Индексы ББК: 67.404.213.41(2Рос)
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
Шаханов, В. В.
Метафеномены в праве: предназначение, критерии выделения, риски использования / В. В. Шаханов
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 30 - 37. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.3.
Метафеномены в праве: предназначение, критерии выделения, риски использования / В. В. Шаханов
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 30 - 37. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.3.
Подробнее
Авторы: Шаханов В. В.
Аннотация: Полемика о соотношении философии права и теории права в юридической науке обостряется. Звучат обвинения в некомпетентности «чистых» теоретиков права в вопросах философии. Автор предлагает перевести эту дискуссию в новые терминологические рамки, опосредованные теорией метафеноменов в праве. Предлагаются концептуальные основы данной теории (включая авторскую дефиницию метафеноменов в праве, анализ их предназначения, критерии выделения и риски использования) с применением двухуровневой «системы координат»: метафеноменов философского уровня и метафеноменов теоретического уровня. Цель исследования — обосновать необходимость продолжения структурирования правовой системы для гармонизации ее философской и теоретической (юридико-догматической) составляющих. В настоящее время в юридической науке отсутствуют общепризнанные наименования правовых явлений с приставной «мета-». Эксплуатируемый в некоторых исследованиях термин «метаюридические феномены» не охватывает весь спектр используемой в юридической науке «металексики». Для устранения неопределенности понятийного объема термина «метаюридический феномен» предлагается использовать термин «метафеномены в праве» (или «правовые метафеномены»). Метафеномены теоретического уровня необходимы для его упорядочения, противодействия засорению случайными, внесистемными, конъюнктурными явлениями. Метафеномены философского уровня отражают переход от дискуссионности к мультипарадигмальности, разнице в стиле мышления. Проблема соотношения философии права и теории права будет менее острой, если признать существование двух направлений философского воздействия в структуре теоретического уровня научного знания: «по вертикали» и «по горизонтали». «Горизонтальное» философское воздействие осуществляется имманентно в отношении любого теоретического объекта. Это могут быть «элементарные» вопросы соотношения формы и содержания, цели и средства и др. «Вертикальное» философское воздействие проявляется в исследовании объектного явления сквозь призму диалектических законов, его аксиологических, гносеологических и онтологических характеристик, традиционных вопросов философии права и др.
Отраслевые рубрики: право, философия права, теория права
Ключевые слова: граница смысла, метатеория, метафеномен, метаюридический феномен, правовая система, правовой метафеномен, правовые теории, структурирование права
Индексы ББК: 67.00
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
Истомин, В. Г.
Интеллектуальные права и антимонопольное регулирование: оценка допустимости и пределов антимонопольных иммунитетов в контексте обеспечения баланса интересов / В. Г. Истомин
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 102 - 112. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.8.
Интеллектуальные права и антимонопольное регулирование: оценка допустимости и пределов антимонопольных иммунитетов в контексте обеспечения баланса интересов / В. Г. Истомин
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 102 - 112. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.8.
Подробнее
Авторы: Истомин В. Г.
Аннотация: Современное российское антимонопольное законодательство содержит положения, согласно которым нормы о недопустимости монополистической деятельности в форме злоупотребления доминирующим положением и заключения ограничивающих конкуренцию соглашений не применяются к действиям и соглашениям по осуществлению и распоряжению интеллектуальными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Наличие в законодательстве таких норм объясняется необходимостью защиты интересов правообладателей. Между тем в науке и на практике имеет место различная трактовка содержания и необходимости существования данных положений, получивших название антимонопольных иммунитетов. На основе комплексного анализа научной доктрины, российской и зарубежной правоприменительной практики автором предпринята попытка рассмотрения проблемы обоснованности указанных иммунитетов. Цель статьи — исследовать положения юридической науки, российской и зарубежной правоприменительной практики в контексте трактовки необходимости антимонопольных иммунитетов и выработать предложения по законодательному регулированию отношений, связанных с защитой конкуренции в сфере осуществления интеллектуальных прав. Задачи исследования: характеристика норм законодательства о защите конкуренции, устанавливающих изъятия из антимонопольного регулирования; рассмотрение и оценка положений научной доктрины, российской и зарубежной правоприменительной практики, касающихся антимонопольных иммунитетов. Методы исследования: формально-логическое толкование, системный и сравнительный анализ. Вывод: следует ограничить существующие в современном российском законодательстве антимонопольные иммунитеты с позиции необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов. Автором даны рекомендации в части законодательного ограничения монополии обладателей исключительных прав
Отраслевые рубрики: право, административное право, гражданское право, охрана интеллектуальной собственности
Ключевые слова: антимонопольная политика, антимонопольное регулирование, антимонопольные иммунитеты, баланс интересов, интеллектуальные права, исключительные права, монополистическая деятельность, публичные интересы, Россия, частные интересы
Индексы ББК: 67.401.142(2Рос)-32, 67.404.3(2Рос)
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
Кабытов, П. П.
Административные решения: понятие, виды, формы / П. П. Кабытов
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 129 - 139. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.10.
Административные решения: понятие, виды, формы / П. П. Кабытов
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 129 - 139. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.10.
Подробнее
Авторы: Кабытов П. П.
Аннотация: Используемые в административном праве понятия требуют точного и ясного изложения, исключающего возможность расхождений в толковании и обеспечивающего однозначное правопонимание и единообразное правоприменение. Цели и задачи исследования состоят в выявлении содержания понятия административного решения, определении его соотношения с иными категориями административно-правовой науки. Методы исследования: системно-структурный, формально-юридический, формально-логический, толкование права. Анализируется соотношение категории «административное решение» с понятиями «правоприменительное решение», «правотворческое решение». Определены признаки административных решений. Выявлен родовой характер административного решения по отношению к таким категориям, как административный акт, административное соглашение, административное действие, которые выступают в качестве его формы. Выявлена тенденция эволюции форм административных решений, которая заключается в становлении административных соглашений, административных актов в электронной форме в качестве самостоятельных видов административных актов. Происходит постепенное обособление их правового режима. Вывод: необходимо обеспечить единые принципы и подходы к разработке и принятию административных решений; общие требования к административным решениям целесообразно установить в федеральном законе об административных процедурах
Отраслевые рубрики: право, административное право
Ключевые слова: административно-правовые методы, административные акты, административные процедуры, административные решения, административные соглашения, правопонимание, правоприменение, Россия
Индексы ББК: 67.401.032(2Рос)
Представления: Формат MARC21
13. Статья из журнала
Селезнев, В. А.
Административная ответственность за нарушение требований в области обращения с отходами / В. А. Селезнев
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 113 - 128. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.9.
Административная ответственность за нарушение требований в области обращения с отходами / В. А. Селезнев
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 113 - 128. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.9.
Подробнее
Авторы: Селезнев В. А.
Аннотация: Рассмотрены вопросы совершенствования административной ответственности за отдельные виды правонарушений в экологической сфере. Нарушения требований в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе их несанкционированное размещение, наносят существенный ущерб экологии и вред здоровью людей. Актуальность проблемы противодействия данным правонарушениям обусловлена необходимостью обеспечения защиты окружающей среды и улучшения экологической ситуации в стране. Цель статьи — выявить состояние, тенденции развития института административной ответственности за нарушение законодательства об обращении с отходами производства и потребления, перспективы его совершенствования. Задачи исследования: рассмотрение особенностей норм об административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц за нарушение законодательства об обращении с отходами производства и потребления; определение направлений совершенствования указанных норм. Выводы: целесообразно установить дифференцированную административную ответственность за различные виды правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления с учетом требований принципов соразмерности и индивидуализации административной ответственности; исключить возможность назначения административных наказаний за каждое однородное административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена одной нормой Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также возможность одновременного привлечения к административной ответственности юридического лица и его работника за аналогичное правонарушение
Отраслевые рубрики: право, природоохранительное право, экологическое право, административное право
Ключевые слова: административная ответственность, административное наказание, административные правонарушения, бытовые отходы, Кодекс РФ об административных правонарушениях, обращение с отходами, обращение с отходами, правовое регулирование, правонарушения, промышленные отходы, Россия, экологические правонарушения, юридическое лицо
Индексы ББК: 67.407.07(2Рос), 67.401.041(2Рос)
Представления: Формат MARC21
14. Статья из журнала
Кравец, И. А.
"Господство права" и "благое управление" как конституционные ценности в публичной сфере и государственном управлении / И. А. Кравец
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 38 - 58. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.4.
"Господство права" и "благое управление" как конституционные ценности в публичной сфере и государственном управлении / И. А. Кравец
// Журнал российского права. — 2019. — № 12. - С. 38 - 58. — DOI: 10.12737/jrl.2019.12.4.
Подробнее
Авторы: Кравец И. А.
Аннотация: В статье рассматриваются господство права как универсальная ценность, благое и эффективное управление как российский аналог концепции “good institutions”, перспективы формализации и конституционализации права на благое и эффективное управление, взаимосвязь и взаимозависимость господства права и эффективного государства, проблемные зоны реализации концепции “good institutions” в современном мире с учетом классификации государств, российские проблемы обеспечения господства права в контексте реализации благого и эффективного управления, онтологические и эпистемологические возможности построения в России благого и демократического конституционализма, роль исламского принципа Иксан для обоснования возможности перехода к добродетельному управлению. Цель работы — раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость господства права и благого и эффективного управления как конституционных ценностей в публичной сфере и государственном управлении, а также перспективы конституционализации и юридические параметры права на благое и эффективное управление. Использованы дискурсивный подход с применением формально-юридического, компаративного, конкретно-исторического и герменевтического методов анализа, методы конституционной инженерии и проектирования конституционных прав. Выводы: право на благое и эффективное управление имеет многоуровневую комплексную природу и конституционный и учредительный статус; для его реализации необходимо взаимодействие различных отраслей права, публичного и частного секторов, активное вовлечение граждан и некоммерческих организаций в оценку деятельности государства. Благое и эффективное управление может рассматриваться и как правовой институт, в структуре которого имеются две фундаментальные части, одна из которых связана с функционированием института, т. е. администрации и органов государственной и муниципальной власти в материальном смысле, а другая — обеспечивает демократические, информационные и коммуникационные основы процессов принятия управленческих решений
Отраслевые рубрики: право, конституционное право (государственное право)
Ключевые слова: благое управление, господство права, государственное управление, демократический конституционализм, добродетельное управление, исламский принцип Иксан, конституционализм, конституционные ценности, муниципальное право, общественное благо, правовые концепции, публичные ценности, Россия, терминология права, универсальная ценность, эффективное управление, юридическая семантика
Индексы ББК: 67.400.7(2Рос), 67.400.531(2Рос)
Представления: Формат MARC21