Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Куракова, О. А.
Эффект категориальности восприятия: основные подходы и психофизические модели / О. А. Куракова
// Экспериментальная психология. — 2013. — № 1. - С. 61 - 75. — Библиогр.: с. 73 - 75.
Подробнее
Авторы: Куракова О. А.
Аннотация: В рамках когнитивного подхода рассмотрены основные психофизиологические модели эффекта категориальности восприятия, особенности экспериментальной процедуры его изучения, а также роль контекстных влияний на проявления категориальных эффектов при восприятии объектов различных модальностей. Приведена критика методики изучения категориальных эффектов, выделены основные дискуссионные вопросы
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология, психофизиология
Ключевые слова: восприятие (перцепция), категориальность восприятия, категоризация, психофизические исследования, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.251.13-3
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Созинов, А. А.
Эффект интерференции в изучении психологических структур / А. А. Созинов, Ю. И. Александров, А. К. Крылов
// Экспериментальная психология. — 2013. — № 1. - С. 5 - 47 . — Библиогр.: с. 34 - 42.
Подробнее
Авторы: Созинов А. А., Александров Ю. И., Крылов А. К.
Аннотация: Эффект интерференции оценивается как снижение показателей эффективности нового поведения после выполнения дополнительной задачи. В настоящей работе проводится анализ представленных в научной литературе исследований, причин и истоков их методологического и методического расхождения, а также оценивается возможность развития исследований междисциплинарного характера. Данные проведенного исследования свидетельствуют в пользу того, что эффект интерференции отражает не только характеристики формирования нового опыта индивида, но и реорганизацию прошлого опыта (аккомодационную реконсолидацию)
Отраслевые рубрики: общая психология, психология, психофизиология
Ключевые слова: забывание, индивидуальный опыт, интерференция, научение, память, поведение, проактивная интерференция, ретроактивная интерференция, теория конкуренции ответов, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.23
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Пучкова, А. Н.
Экспериментальная модель исследования умственного утомления и адаптивной функции дневного сна для восстановления работоспособности / А. Н. Пучкова, О. Н. Ткаченко, В. Ю. Дорохов
// Экспериментальная психология. — 2013. — № 1. - С. 48 - 60 : диагр., табл. — Библиогр.: с. 58 - 59.
Подробнее
Авторы: Пучкова А. Н., Ткаченко О. Н., Дорохов В. Ю.
Аннотация: В статье представлены результаты исследования, которые продемонстрировали, что умственная работа вызывает ухудшение субъективного самочувствия и активности, а любой тип отдыха восстанавливает их до исходного уровня. Дневной сон оказывается предпочтительнее бодрствования как разновидность отдыха, поскольку обеспечивает поддержание самочувствия и активности на высоком уровне в ходе последующей работы
Отраслевые рубрики: общая психология, психология, психология труда, психофизиология
Ключевые слова: глаза, движения глаз, дневной сон, компьютерные технологии, методика психофизиологических исследований, профессиональная деятельность, психофизиологические исследования, работоспособность, сомнология, сон, умственная работа, умственное утомление, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.8-3
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Нуриахметов, А. К.
Психолингвистические корреляты успеваемости по английскому языку / А. К. Нуриахметов
// Экспериментальная психология. — 2013. — № 1. - С. 137 - 141. — Библиогр.: с. 139 - 140.
Подробнее
Авторы: Нуриахметов А. К.
Аннотация: Настоящая работа посвящена изучению психолингвистических коррелятов успеваемости по английскому языку. Результаты корреляционного анализа данных (индивидуальных отметок успеваемости и показателей ряда психологических и психолингвистических тестов) эмпирического исследования, проведенного на базе одного из учреждений начального профессионального образования, свидетельствуют о наличии связи успеваемости с такими психическими особенностями, как речедвигательная быстрота, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, потребность в освоении предметного мира, высокий уровень общительности и т.д.
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, общее языкознание, педагогическая психология, психолингвистика, психология, филологические науки, языкознание
Ключевые слова: английский язык, корреляционный анализ, обучение иностранным языкам, общительность, предметная деятельность, психолингвистика, речемыслительная деятельность, среднее профессиональное образование, успеваемость, учащиеся, школьный возраст
Индексы ББК: 81.006, 88.62
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Косова, А. Н.
Поляризующее влияние ситуационного контекста на прямую и косвенную оценки эмоционально значимых слов / А. Н. Косова
// Экспериментальная психология. — 2013. — № 1. - С. 119 - 136 : табл., диагр. — Библиогр.: с. 135.
Подробнее
Авторы: Косова А. Н.
Аннотация: В статье изложены результаты экспериментальной работы, цель которой состояла в изучении методов прямой и косвенной оценок стимульного материала в разных вариантах ситуационного контекста, изменяющих личностную значимость семантических стимулов. Исследование было проведено с участием четырех групп испытуемых: беременных женщин с патологией, здоровых беременных женщин, небеременных женщин и мужчин. Стимульный материал состоял из тематически и контекстуально значимых слов (положительной и отрицательной смысловой нагрузки), касающихся здоровья, рождения детей и т.д. В качестве основных исследовательских методов использовались методы прямого и непрямого шкалирования. Анализ полученных данных проводился не только с точки зрения оценки валидности каждого из методов, но также и, в первую очередь, с точки зрения влияния ситуационного контекста на изменения оценок личностно значимых семантических стимулов. Результаты исследования свидетельствует о наличии поляризации в оценках стимульного материала как позитивного, так и негативного содержания, однако более информативными в этом смысле оказались данные, полученные при применении метода прямого шкалирования (прямой оценки слов-стимулов)
Отраслевые рубрики: общее языкознание, психолингвистика, психология, филологические науки, языкознание
Ключевые слова: беременные женщины, восприятие информации, женщины, методы шкалирования, мужчины, оценка слов, психосемантика, психосемантические исследования, ситуационный контекст, цветовой тест отношений, эмоциональная оценка, эмоционально значимые слова
Индексы ББК: 81.006, 88
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Неврюев, А. Н.
Особенности стратегий конфликтного поведения студентов (психологических и непсихологических специальностей) / А. Н. Неврюев, С. Б. Мохова
// Экспериментальная психология. — 2013. — № 1. - С. 87 - 97 : табл., диагр., рис. — Библиогр.: с. 95 - 96.
Подробнее
Авторы: Неврюев А. Н., Мохова С. Б.
Аннотация: Настоящая работа посвящена исследованию преобладающих стратегий поведения в конфликтных ситуациях, умение разрешить которые представляется нам одним из профессионально важных качеств психологов. Исследование основывается на материале сравнения двух групп студентов - студентов психологических и непсихологических специальностей - в отношении их поведения в конфликтной ситуации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в группе студентов-психологов преобладает избегание как основная поведенческая стратегия в конфликте, в то время как в группе студентов-непсихологов основной стратегией является направленность на сотрудничество. Основываясь на сравнительном анализ показателей стиля конфликтного поведения студентов психологических специальностей и студентов-непсихологов, можно выдвинуть предположение о такой направленности личностного развития студентов-психологов, которая приближает их к развитию профессионально важных качеств и уже на начальном этапе профессионализации отличает их от студентов непсихологических специальностей
Отраслевые рубрики: психология, психология профессий, психология труда
Ключевые слова: конфликтное поведение, конфликты, личностные особенности, поведение, профессиональные качества, психологические исследования, стратегия поведения, студенты, студенты-психологи, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.809
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Грошев, И. В.
Индивидуально-личностные и гендерно-половые особенности детерминации голосования избирателей в условиях дефицита информации о кандидатах / И. В. Грошев
// Экспериментальная психология. — 2013. — № 1. - С. 98 - 118 : схем., диагр., табл. — Библиогр.: с. 118.
Подробнее
Авторы: Грошев И. В.
Аннотация: Настоящее исследование посвящено проблеме выявления и структурирования факторов, детерминирующих голосовательное (или электоральное) поведение избирателей и результаты их политического выбора, которые можно разделить на две большие группы: индивидуально-личностные и социально-демографические характеристики (половозрастной состав избирателей, уровень их дохода, характеристики социального статуса и уровень образования) субъекта электоральной активности. Основным результатом проведенного исследования является построение шкалы оценки значимости и влияния различных факторов на голосовательный процесс избирателей, однако при построении предвыборной кампании и прогноза результатов голосования избирателей необходимо учитывать весь спектр составляющих, детерминирующих политический выбор электората
Отраслевые рубрики: политическая психология, психология, социальная психология
Ключевые слова: возрастные периоды, гендерные особенности, женщины-избирательницы, избирательные кампании, кандидаты, личностные особенности, молодежь, мужчины-избиратели, образование, экспериментальная психология, электорат (избиратели)
Индексы ББК: 88.572
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Мурашева, О. В.
Иерархия мотивов и полимотивированность деятельности: сочетанное применение опросниковых и контент-аналитических методик / О. В. Мурашева, Н. А. Алмаев
// Экспериментальная психология. — 2013. — № 1. - С. 76 - 86 : табл. — Библиогр.: с. 85.
Подробнее
Авторы: Мурашева О. В., Алмаев Н. А.
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования иерархии мотивов и полимотивированности деятельности с применением опросникового и контент-аналитического методов на примере трудовой мотивации. На основе факторного анализа Ш. Ричи показано, что иерархически более высокие мотивы группируются по следующим четырем факторам: 1 - приоритет долговременных или же сиюминутных выгод; 2 - приоритет общения; 3 - регламент или свобода: 4 - участие в управлении на текущей позиции. Полимотивированность изучалась с помощью контент-анализа рассказов, полученных по картинкам, содержательно приближенным к шкалам теста Ричи. Применение правил "если, то" позволило выделить ряд мотивационных комплексов, сопровождающих иерархически высокие мотивы
Отраслевые рубрики: общая психология, психология, психология деятельности
Ключевые слова: деятельность, иерархия мотивов, контент-анализ, методика психологического исследования, мотивация деятельности, мотивация поведения, опрос, поведение, полимотивированность деятельности, профессиональная деятельность, психологические исследования, психология личности, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.26в686
Представления: Формат MARC21