Найдено документов - 10 | Статьи из номера журнала: Психологический журнал. №3/2015. Т. 36 / учредители: РАН, Ин-т психологии РАН; гл. ред. А. Л. Журавлев. — М. : Наука, 2015. — 144 с. — Журнал. — ISSN 0205-9592. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Величковский, Б. Б.
Структура рабочей памяти: эффекты увеличения, количества информации, усложнения обработки интерференции / Б. Б. Величковский, М. А. Румянцев, Е. Ю. Никонова
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 38 - 48 : табл. — Библиогр.: с. 47 - 48.
Структура рабочей памяти: эффекты увеличения, количества информации, усложнения обработки интерференции / Б. Б. Величковский, М. А. Румянцев, Е. Ю. Никонова
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 38 - 48 : табл. — Библиогр.: с. 47 - 48.
URL биб.описания: https://lib.uni-dubna.ru/MegaPro_new/UserEntry?Action=FindDocs&ids=156121&idb=ec_110
Подробнее
Авторы: Величковский Б. Б., Румянцев М. А., Никонова Е. Ю.
Аннотация: Исследовалось влияние количества удерживаемой в рабочей памяти информации, сложности когнитивной обработки и интерференции на объем рабочей памяти. Предполагалось, что в структуре рабочей памяти возможно выделение независимых, функционально различных компонентов, связанных с хранением и обработкой информации. Результаты свидетельствуют о возможности выделения в структуре рабочей памяти высоконадежной системы хранения ограниченного объема (регион прямого доступа), двух компонентов, по-разному чувствительных к действию интерференции (регион прямого доступа и активированная часть долговременной памяти), и независимого компонента, связанного с обработкой активной когнитивной репрезентации (фокус внимания)
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: долговременная память, когнитивная психология, обработка информации, объем памяти, память, рабочая память, структура памяти, хранение информации
Индексы ББК: 88.251.2
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
Мазилов, В. А.
Психология академическая и практическая: актуальное сосуществование и перспективы / В. А. Мазилов
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 81 - 90. — Библиогр.: с. 89 - 90.
Психология академическая и практическая: актуальное сосуществование и перспективы / В. А. Мазилов
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 81 - 90. — Библиогр.: с. 89 - 90.
URL биб.описания: https://lib.uni-dubna.ru/MegaPro_new/UserEntry?Action=FindDocs&ids=156133&idb=ec_110
Подробнее
Авторы: Мазилов В. А.
Аннотация: Прослеживается история взаимоотношений между академической и практической психологией. Доказывается, что исторически они имеют различные корни. Показано, что разрыв между ними, зафиксированный Л.С. Выготским, существовал и имеет место до сих пор, однако это не кризис, а нормальное состояние науки. В научной психологии происходит соперничество между естественно-научной и герменевтической парадигмами. Академическая и практическая психология не являеются конкурентами, поскольку каждая занимет свою нишу и решает разные задачи. Доказываетося, что парадигмального противостояния между академической и практической психологией в современной психологической науке нет: это замаскированное "классическое" соперничество между естественно-научной и герменевтической парадигмами
Отраслевые рубрики: психология
Ключевые слова: академическая психология, гуманитарная парадигма, естественно-научная парадигма, история психологии, методология психологии, практическая психология (прикладная психология)
Индексы ББК: 88
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
Николаева, Е. И.
Психологические и психофизиологические механизмы влияния качества ухода за ребенком на его здоровье / Е. И. Николаева, В. С. Меренкова
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 49 - 56 : табл. — Библиогр.: с. 55 - 56.
Психологические и психофизиологические механизмы влияния качества ухода за ребенком на его здоровье / Е. И. Николаева, В. С. Меренкова
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 49 - 56 : табл. — Библиогр.: с. 55 - 56.
URL биб.описания: https://lib.uni-dubna.ru/MegaPro_new/UserEntry?Action=FindDocs&ids=156123&idb=ec_110
Подробнее
Авторы: Николаева Е. И., Меренкова В. С.
Аннотация: Оцениваются психологические и психофизиологические параметры ребенка первых лет жизни, предопределяющие вероятность снятия диагнозов, полученных им при рождении. Показано, что вероятность снятия диагноза у ребенка связана с уровнем принятия матерью ребенка и особенностью реагирования симпатической нервной системы в эмоциональной ситуации разной окраски. Параметр привязанности "поддержка" связан с характером вариабельности ее кардиоритма при воспоминании как положительных, так и отрицательных эмоциональных ситуаций. Параметр "оперативность" связан только с реагированием в положительной ситуации. Обсуждается психофизиологический механизм, обеспечивающий связь привязанности с более эффективным выздоровлением ребенка
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, психология
Ключевые слова: вариабельность кардиоритма, здоровье детей, кардиоритм, материнско-детские отношения, младенцы, младенчество, новорожденный ребенок, привязанность к матери, психология развития, психофизиология, ребенок, уход за ребенком, эмоциональный интеллект
Индексы ББК: 88.411
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
Дымова, Е. Н.
Психологическая безопасность и травматический опыт как модуляторы поиска социальной поддержки в трудной жизненной ситуации / Е. Н. Дымова, Н. Е. Харламенкова, Н. В. Тарабрина
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 15 - 27 : табл. — Библиогр.: с. 26.
Психологическая безопасность и травматический опыт как модуляторы поиска социальной поддержки в трудной жизненной ситуации / Е. Н. Дымова, Н. Е. Харламенкова, Н. В. Тарабрина
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 15 - 27 : табл. — Библиогр.: с. 26.
URL биб.описания: https://lib.uni-dubna.ru/MegaPro_new/UserEntry?Action=FindDocs&ids=155905&idb=ec_110
Подробнее
Авторы: Дымова Е. Н., Харламенкова Н. Е., Тарабрина Н. В.
Аннотация: Представлены результаты исследования, направленного на определение различий в представлениях молодых людей с разным травматическим опытом психологической безопасности и особенностей принятия ими социальной поддержки в трудных жизненных обстоятельствах. Показано, что психологическая безопасность как маркер трудности актуальной ситуации и травматический опыт как характеристика индивидуальной истории человека являются модуляторами поиска социальной поддержки. Обнаружено, что при высоком индексе травматизации круг значимых людей, от которых ожидается помощь, существенно сужается. Проанализированы жизненные ситуации, способные привести к развитию посттравматического стресса
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, общая психология
Ключевые слова: молодежь, посттравматический стресс, психологическая безопасность, психотравмирующие ситуации, солдаты, социальная поддержка, студенты, травматический опыт, трудная жизненная ситуация
Индексы ББК: 88.32, 88.283
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
Неверов, А. Н.
О перспективах психологии в решении задач российского общества: взгляд экономиста-психолога / А. Н. Неверов
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 73 - 80. — Библиогр.: с. 79 - 80.
О перспективах психологии в решении задач российского общества: взгляд экономиста-психолога / А. Н. Неверов
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 73 - 80. — Библиогр.: с. 79 - 80.
URL биб.описания: https://lib.uni-dubna.ru/MegaPro_new/UserEntry?Action=FindDocs&ids=156132&idb=ec_110
Подробнее
Авторы: Неверов А. Н.
Аннотация: Обсуждается подход к пониманию перспектив психологической науки в решении проблем российского общества, предложенный А.Л. Журавлевым, Д.В. Ушаковым и А.В. Юревичем. Ставится задача его осмысления и оценки с позиции целевых функций и возможностей экономической психологии, а также поведенческой экономической теории. Проведенный критический анализ позволяет заключить, что менталитет и модель психосоциального человека являются недостаточным для эффективного ответа психологии на запросы, формируемые обществом. По мнению автора, российская психология может поставить перед собой более серьезную задачу: обеспечить одно из методологических оснований современной системы социогуманитарных наук. делается вывод о целесообразности привлечения психологического знания в качестве научного фундамента для оценки процесса и результата проектирования общественных институтов, а также организации научного мониторинга изменения психологического состояния российского общества в зависимости от проводимой социально-экономической политики в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология
Ключевые слова: междисциплинарный подход, менталитет, ноосфера, общественное развитие, поведенческая экономика, психосоциальный подход, российское общество, Россия, экономика, экономическая психология
Индексы ББК: 88.5
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
Вербицкий, А. А.
Контекстный подход в психологии / А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 5 - 14. — Библиогр.: с. 12 - 13.
Контекстный подход в психологии / А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 5 - 14. — Библиогр.: с. 12 - 13.
URL биб.описания: https://lib.uni-dubna.ru/MegaPro_new/UserEntry?Action=FindDocs&ids=155901&idb=ec_110
Подробнее
Авторы: Вербицкий А. А., Калашников В. Г.
Аннотация: В статье раскрыты сущность и методологический инструментарий контекстного подхода в психологии. Основной отличительной характеристикой данного подхода выступает возможность упорядоченного описания изучаемого объекта в различных внутрипсихических и теоретических контекстах. Раскрыты принципы контекстного подхода - это принципы расширения, взаимосвязи и вариативности контекста, принцип контекстной обусловленности, системности и дополнительности, дана классификация контекстов по различным основаниям, в пространстве которых может быть задана матрица контекстов по различным овнованиям, в пространстве которых может быть задана матрица контекстов, описан метод контекстного анализа. Контекст рассматривается как семантический психический механизм, а контекстный подход - как одно из направлений развития системного подхода, позволяющее задать общую систему координат для упорядочения имеющихся сведений о природе и закономерностях психического и отрефлексировать методологические основы знания, полученного в рамках различных моделей и концепций
Отраслевые рубрики: психология
Ключевые слова: контекст, контекстный анализ, контекстный подход, методология психологии, психологический контекст, системный подход
Индексы ББК: 88в
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
Корнилова, Т. В.
Интернациональность психологии versus "национальные психологии" / Т. В. Корнилова
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 91 - 99. — Библиогр.: с. 98 - 99.
Интернациональность психологии versus "национальные психологии" / Т. В. Корнилова
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 91 - 99. — Библиогр.: с. 98 - 99.
URL биб.описания: https://lib.uni-dubna.ru/MegaPro_new/UserEntry?Action=FindDocs&ids=156134&idb=ec_110
Подробнее
Авторы: Корнилова Т. В.
Аннотация: В статье обсуждаются основания понимания психологической науки как единого образования, в становление которого включены множественные процессы социокультурной детерминации. История психологии позволяет продемонстрировать как специфику становления психологии в рамках разных стран и культурных регионов, так и гетерохронность сходных процессов социально-экономического развития психологической науки в них. "Мейнстримы" демонстрируют процессы глобализации в науке. За ними может скрываться не мода, а сущностные изменения в методологии и теории психологии
Отраслевые рубрики: психология
Ключевые слова: "Логика и рост научного знания", интернационализация науки, история психологии, культура, культурно-историческая психология, национальная культура, национальная психология, развитие психологии, философия науки, философия психологии, экспериментальный метод
Персоналии: Поппер Карл Раймунд
Индексы ББК: 88
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
Закономерности актуализации элементов индивидуального опыта разной степени дифференцированности в процессе организации поведения / А. В. Рождествин, Ю. В. Гринченко, Ю. И. Александров, О. Е. Сварник
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 67 - 72 : рис. — Библиогр.: с. 70 - 71.
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 67 - 72 : рис. — Библиогр.: с. 70 - 71.
URL биб.описания: https://lib.uni-dubna.ru/MegaPro_new/UserEntry?Action=FindDocs&ids=156131&idb=ec_110
Подробнее
Авторы: Рождествин А. В., Гринченко Ю. В., Александров Ю. И., Сварник О. Е.
Аннотация: Процесс организации поведения, предшествующий "внешней" реализации последнего, может быть интерпретирован как актуализация "во внутреннем плане" ("проигрывание в уме"; mental rehearsal) функциональных систем (элементов индивидуального опыта), вовлекающихся во "внешнюю" реализацию данного поведения. Задачей исследования было выявить, связано ли вовлечение нейронов в процесс организации инструментального поведения животных с их специализацией в отношении элементов индивидуального опыта, и если да, то как. Показано, что наборы активирующихся нейронов при актуализации систем "во внутреннем плане" и реализации "внешнего" поведения хотя и перекрываются, но не идентичны. Вероятность вовлечения нейрона в обеспечение процесса организации поведения связана с тем, специализирован ли нейрон относительно систем реализуемого "внешнего" поведения, а также с тем, как соотносится его специализация с параметром дифференцированности индивидуального опыта
Отраслевые рубрики: общая психология, психология, психофизиология
Ключевые слова: активность нейронов, зоопсихология, индивидуальный опыт, кролики, нейроны, нейропсихология, организация поведения, принятие решений, психологические исследования
Индексы ББК: 88.23-33
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
Шейнов, В. П.
Детерминанты ассертивного поведения / В. П. Шейнов
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 28 - 37. — Библиогр.: с. 35 - 37.
Детерминанты ассертивного поведения / В. П. Шейнов
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 28 - 37. — Библиогр.: с. 35 - 37.
URL биб.описания: https://lib.uni-dubna.ru/MegaPro_new/UserEntry?Action=FindDocs&ids=156120&idb=ec_110
Подробнее
Авторы: Шейнов В. П.
Аннотация: Представлен информационно-аналитический обзор результатов зарубежных исследований ассертивности личности и ассертивного поведения. Ассертивность - это способность человека уверено и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивное поведение - это прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям. Показано, что ассертивность поведения индивида зависит от ситуации. На ассертивность поведения влияют: этнические и культурные факторы, семейное положение, воспитание, обучение, уровень образования и культуры индивида, прохождение им тренингов и ряд других факторов. Представлена информация о сконструированном автором надежном и валидном тесте ассертивности. С его помощью показано наличие ментальных различий в признании поведения ассертивности
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: ассертивное поведение, ассертивность, межличностные отношения, поведенческие факторы, психологические исследования
Индексы ББК: 88.3, 88.532
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
Логинова, Н. А.
Антропологический принцип в методологии Б. Г. Ананьева / Н. А. Логинова
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 57 - 66. — Библиогр.: с. 65 - 66.
Антропологический принцип в методологии Б. Г. Ананьева / Н. А. Логинова
// Психологический журнал. — 2015. — № 3. - С. 57 - 66. — Библиогр.: с. 65 - 66.
URL биб.описания: https://lib.uni-dubna.ru/MegaPro_new/UserEntry?Action=FindDocs&ids=156124&idb=ec_110
Подробнее
Авторы: Логинова Н. А.
Аннотация: Борис Герасимович Ананьев как крупный методолог психологии выдвигал на первое место в своих исследованиях антропологический принцип и следовал ему, особенно в комплексных исследованиях человека-индивидуальности. Он разработал модель структуры человека, выделив три подсистемы: индивид, личность, субъект, которые интегрированы в полисистему индивидуальности. Именно индивидуальность - биопсихосоциальная целостность человека с его внутренним миром - является конечной целью антропологической психологии Б.Г. Ананьева. Практическим приложениепм антропологического принципа в педагогике явился его проект педагогической антропологии, направленный на изучение объективных законов развития в использовании этих знаний для природосообразного воспитания личности
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: XX век, антропологическая психология, антропологический подход, биопсихосоциальный подход, индивид, личность, методология психологии, педагогическая антропология, педагогическая психология, психология личности, Россия, СССР, субъект
Персоналии: Ананьев Борис Герасимович
Индексы ББК: 88в, 88.1(2)6
Представления: Формат MARC21