Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Гончаров, О. А.
Языковые и возрастные аспекты категориального восприятия цвета / О. А. Гончаров, Н. Н. Князев
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 3. - С. 40 - 48 : табл., граф. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Гончаров О. А., Князев Н. Н.
Аннотация: Основное внимание уделено возрастным изменениям межкатегориального и внутрикатегориального различения цветов. Подтверждается предположение о влиянии родного языка на особенности цветоразличения, что является одним из аспектов гипотезы лингвистической относительности. Влияние лингвистических механизмов на особенности восприятия и различения цветов в онтогенезе усиливается.
Отраслевые рубрики: психология, возрастная психология, познавательные процессы
Ключевые слова: асимметрия мозга, возраст, возрастные изменения, восприятие цвета, дети, детская психология, зрительный поиск, коми, культурно-историческая теория, мышление, различение цветов, речь, родной язык, русские, теория лингвистической относительности, цвет
Индексы ББК: 88.4-511-513-213
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Кричевец, А. Н.
Томаселло, Витгенштейн, Выготский: проблема интерпсихического / А. Н. Кричевец
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 3. - С. 95 - 104. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Кричевец А. Н.
Аннотация: Тема статьи - раннее психическое развитие ребенка. Выготский утверждал, что высшие психические функции, прежде чем усваиваются ребенком, пребывают в распределенном между ребенком и взрослым состоянии "как категория интерпсихическая". Интерпсихическое было конкретизировано им как выраженное в языке. Витгенштейн показал, что овладение языком невозможно вне практического "показа" значений слов в рамках "языковых игр". Он утверждал, что теории этого процесса быть не может. Томаселло показал, что "языковые игры" осваиваются ребенком задолго до овладения звучащим языком, базируясь на жестах, которые опираются на совместное внимание, т.е. на интерпсихическое. В статье разъясняется трудность разработки темы интерпсихического. Распределенная между ребенком и взрослым функция не может быть объективирована. Всякая психическая функция остается интерпсихической на всем протяжении своей жизни.
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, возрастная психология, познавательные процессы
Ключевые слова: индивидуальное развитие (онтогенез), интериоризация, интерпсихические функции, коммуникация, культурно-историческая психология, мышление, овладение языком, познание, психические функции, психическое развитие, развитие ребенка, ранний возраст, речь, язык
Персоналии: Выготский Лев Семенович, Томаселло Майкл, Витгенштейн Людвиг
Индексы ББК: 88.412-51
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Орлова, М. М.
Социально-психологический контекст изучения соматического здоровья и болезни / М. М. Орлова
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 3. - С. 12 - 18. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Орлова М. М.
Аннотация: Излагаются основные подходы к феноменам здоровья и болезни в контексте социальной психологии. Здоровье и болезнь понимаются как реализация субъектности человека, как форма социальной реальности. Суть здоровья рассматривается как жизненная ситуация для реализации профессиональных возможностей личности... Болезнь - уменьшение возможностей сохранения мотивации больного и способов реализации этой сферы в условиях телесной болезни и социальных ограничений...
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: болезнь, внутренняя картина болезни, внутренняя картина здоровья, восприятие здоровья, здоровье, идентичность больного, качество жизни, мотивация к выздоровлению, ситуация болезни, ситуация здоровья, соматическое здоровье, социальная ситуация, феномен здоровья
Индексы ББК: 88.532
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Рубцов, В. В.
Психологический институт Российской академии образования: история и современность (к 100-летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной) / В. В. Рубцов
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 3. - С. 110 - 117 : табл. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Рубцов В. В.
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: XIX век, XX век, история науки, культурно-историческая психология, метафизика, методология психологии, психологическая традиция, психологические школы, Психологический институт им. Л. Г. Щукиной, психологический эксперимент, Российская академия образования (РАО), Россия, СССР
Персоналии: Челпанов Георгий Иванович
Индексы ББК: 88.1(2Рос)
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Фаликман, М. В.
Перцептивные единицы и языковое опосредование зрительного внимания / М. В. Фаликман
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 3. - С. 3 - 11. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Фаликман М. В.
Аннотация: Представлен анализ современных исследований зрительного внимания как высшей психической функции в когнитивной психологии. Делается акцент на проблеме опосредствованности перцептивного внимания. Рассматривается использование зрительного контекста и представления об общей структуре слова в качестве средства, повышающего эффективность опознания буквенного стимула в перцептивных задачах, предъявляющих особые требования к вниманию. Проводится сопоставительный анализ форм внешнего и внутреннего опосредствования в задачах на внимание, связанных с опознанием буквенного стимула при его предъявлении в составе слова как целостной языковой единицы в условиях побуквенного и симультанного предъявления слова. Обсуждается предположение об укрупнении перцептивных единиц, различающихся по механизму формирования.
Отраслевые рубрики: познавательные процессы, психология, психология личности
Ключевые слова: внимание, высшие психические функции, деятельность, зрительное внимание, зрительные стимулы, когнитивная психология, культурно-историческая теория, перцептивная задача, познавательная деятельность
Индексы ББК: 88.3-51-515
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Рычкова, О. В.
Концепция "социального мозга" как основы социального познания и его нарушений при психической патологии. Часть I : Концепция "Социальный мозг" - продукт современной нейронауки / О. В. Рычкова, А. Б. Холмогорова
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 3. - С. 86 - 94. — Начало. Продолжение в № 4, 2012. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Рычкова О. В., Холмогорова А. Б.
Аннотация: Рассматривается концепт "социальный мозг", дискутируемый в зарубежной психологии. Этот концепт определяется как особая система мозга, которая специализируется на восприятии социальных объектов... Приведены аргументы сторонников концепта, основанные на данных мозгового сканирования и изучения патологических состояний. В качестве одного из таких мозговых механизмов, обеспечивающих представления о переживаниях другого человека, описана "система зеркальных нейронов мозга". Приводятся аргументы противников, указывающих на социальный генез когнитивных процессов и высокую пластичность головного мозга.
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), нейропсихология, патопсихология, психология
Ключевые слова: височные отделы мозга, высшие психические функции, головной мозг, когнитивная психология, концепт "социальный мозг", кора головного мозга, модель психического ("Theory of Mind"), префронтальная кора, психические расстройства, система "зеркальных нейронов", социальная перцепция, социальное поведение, социальное познание, социальный мозг (social brain), чувства, шизофрения, эмоциональный интеллект, культурно-историческая психология
Индексы ББК: 88.74, 88.75
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Казанская, К. О.
Концептуальные изменения в представлениях о здоровье и болезни у младших школьников / К. О. Казанская, Б. Г. Мещеряков
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 3. - С. 19 - 29 : табл., диагр. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Казанская К. О., Мещеряков Б. Г.
Аннотация: Представлены результаты лонгитюдного исследования развития представлений младших школьников о явлениях болезни и здоровья. Изменения представлений детей о здоровье и болезни оказались структурно и содержательно различными для понятий "Болезнь" и "Здоровье". Мышление детей о явлениях болезни в первом классе находится на более высоком уровне, чем о здоровье, а в третьем классе эти различия снижаются. Результаты обсуждаются в контексте прошлых и современных зарубежных исследований концептуального развития.
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, возрастная психология
Ключевые слова: болезнь, здоровье, лонгитюдные исследования, младшие школьники, представления о болезни, представления о здоровье
Индексы ББК: 88.41
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Клементьева, М. В.
Исследование рефлексии жизненного пути на материале создания автобиографического нарратива / М. В. Клементьева
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 3. - С. 30 - 39 : табл. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Клементьева М. В.
Аннотация: Рассмотрено понятие рефлексии жизненного пути. Основным результатом работы являются эвристические возможности авторской методики в изучении механизмов использования субъектом знаково-символических структур (нарративов) и рефлексии. Применение новой психодиагностической методики предполагает оценку показателей нормативности и значимости событий, на основании которых описываются типы рефлексии жизненного пути.
Отраслевые рубрики: психология, практическая психология (прикладная психология), психодиагностика
Ключевые слова: автобиографический метод, автобиография, жизненный путь, знаково-символические системы, знаковые системы, контент-анализ, культурно-историческая парадигма, нарратив, психология личности, рефлексия, эмпирические исследования
Индексы ББК: 88.91
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Белосточкая, Д. И.
Восприятие художественного текста пожилыми людьми и дошкольниками: согласование смыслов / Д. И. Белосточкая, В. П. Зинченко
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 3. - С. 49 - 59 : табл. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Белосточкая Д. И., Зинченко В. П.
Аннотация: Представлена попытка установить сходства и развличия восприятия художественного текста у пожилых людей и дошкольников. Результаты исследования показали высокое сходство понимания, эмоциональных реакций и общность извлекаемых экзистенциальных смыслов дошкольниками и пожилыми людьми. Дети выделяют и порождают смыслы на основе непосредственого живого восприятия и переживания. Пожилых людей характеризует постопосредованная непосредственность. У контрольной группы доминирует опосредованное восприятие, даже отчужденное от смысла произведения.
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, психические свойства личности, познавательные процессы, возрастная психология, детская психология
Ключевые слова: "Старый повар", восприятие текста, вчувствование, детство, дошкольники, непосредственность, одиночество, переживание, пожилые люди, психология развития, сироты, смерть, смысл, старость, художественный текст, центрация, чувства, эмоции
Индексы ББК: 88.33-51, 88.413-51, 88.44-51
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
bookCover
Сяовей, С.
Анализ проблем учебной деятельности русскоязычных школьников при обучении китайскому языку с точки зрения теории развивающего образования В. В. Давыдова / С. Сяовей
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 3. - С. 105 - 109. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Сяовей С.
Аннотация: Трудности в изучении китайского языка связаны с решением следующих задач: познание внутренних и внешних структурных отношений иероглифов, познание ядровой системы китайского языка. Эти трудности также обнаруживаются в практике использования иероглифов и всеобщих отношений, или ядровой системы китайского языка. Практическое изучение китайского языка должно представлять собой скоростной период развития теоретического мышления на китайском языке и оформление навыков или умений коммуникации на изучаемом языке у ребенка.
Отраслевые рубрики: педагогическая психология, психология, познавательные процессы, возрастная психология, детская психология
Ключевые слова: иероглиф, изучение иностранных языков, китайский язык, коммуникация, культурно-историческая психология, мышление, овладение языком, познание, психология обучения, развивающее образование, речь, структура иероглифа, ядровая система языка, язык
Индексы ББК: 88.62, 88.41-51
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
bookCover
Prestes, Z.
Works of Vygotsky and his translations: discussing some concepts / Z. Prestes, E. Tunes
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 3. - С. 80 - 85. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 85.
Подробнее
Авторы: Prestes Z., Tunes E.
Аннотация: Работы Выготского много раз искажались при издании по всему миру. Прослеживается история издания в СССР, России и Бразилии трех книг: "Психология искусства", "Педагогическая психология" и "Мышление и речь". Были рассмотрены различные варианты переводов этих книг и выявлены различия... Были сопоставлены разные издания с оригинальными книгами и установлено, какие важные фрагменты текста были опущены, а какие, наоборот, добавлены, какие понятия оказались переведены с русского не совсем точно. Понятие "зона ближайшего развития" получило в бразильских изданиях Выготского сразу два варианта перевода. Учитывая основополагающее место этого понятия в культурно-исторической концепции, в статье показывается, как трудночти перевода привели к искажению понимания сущности зоны ближайшего развития, и предлагается новый вариант перевода, максимально учитывающий все, что было сказано Выготским.
Отраслевые рубрики: детская психология, возрастная психология, психология, история психологии
Ключевые слова: "Мышление и речь", "Педагогическая психология", "Психология искусства", зона ближайшего развития, культурно-историческая психология, педагогическая психология, психология воспитания, психология обучения, психология развития, развитие ребенка
Персоналии: Выготский Лев Семенович
Индексы ББК: 88.41, 88.1(2)61-730-741
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
bookCover
Oesterdiekhoff, G. W.
Ontogeny and history: The leading theories reconsidered / G. W. Oesterdiekhoff
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 3. - С. 60 - 69. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 69.
Подробнее
Авторы: Oesterdiekhoff G. W.
Отраслевые рубрики: история психологии, психология, философия, философская антропология (философия человека)
Ключевые слова: антропология, деятельностный подход, индивидуальное развитие (онтогенез), историческая психология, история, культурно-историческая психология, ментальность, психология развития, развитие личности, теория Пиаже, умственный возраст
Индексы ББК: 88.1(0)-730-741, 87.52
Представления: Формат MARC21
13. Статья из журнала
bookCover
Daniels, H.
Dialectic and Dialogic: The essence of a Vygotskian Pedagogy / H. Daniels
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 3. - С. 70 - 79. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 79.
Подробнее
Авторы: Daniels H.
Аннотация: Рассматривается использование понятий "диалогическое" и "диалектическое" с точки зрения развития направления в педагогике. Русское слово "обучение" часто переводится на английский как "instruction"; действительно, культурная нагрузка педагогики, построенной на передаче знаний, напоминает тот смысл обучения, который заключен в английском "instruction". Однако переводчик Давыдов полагает, что "teaching" или даже "teaching-learning" - более уместный вариант перевода для слова "обучение", поскольку охватывает всю полноту деятельности педагога, нацеленную на умственное развитие и рост ребенка. В основе этого очень "русского" понятия обучения лежит представление о диалектических процессах, олицетворяющих внутренние и межличностные диалоги. В статье предпринята попытка дыть педагогическое обоснование подобного представления.
Отраслевые рубрики: детская психология, возрастная психология, педагогическая психология, психология
Ключевые слова: деятельностный подход, диалектика, диалог, концепт "обучение", культурно-историческая психология, педагогика, психология воспитания, психология обучения, психология развития, развитие ребенка, терминология, умственное развитие, школа Л.С.Выготского
Персоналии: Выготский Лев Семенович
Индексы ББК: 88.41-730-741, 88.62
Представления: Формат MARC21