Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Беляевский, И. К.
Три направления в исследовании потребительского рынка на основе статистики торговли / И. К. Беляевский
// Вопросы статистики. — 2015. — № 3. - С. 27 - 36 : табл., рис.
Подробнее
Авторы: Беляевский И. К.
Аннотация: Статья посвящена современным проблемам статистики торговли и анализу статистических данных о торговой деятельности. В ней выделены три наиболее важных для развития экономики и социальной жизни направления статистики торговли. Во-первых, на основе предложенной системы показателей описаны скорость и тенденции развития товарной массы, охарактеризованы организационные структуры торговли, приведены оценки товарных ресурсов с позиции продовольственной и товарной безопасности, а также возможностей импортозамещения. Рассмотрены сдвиги в структуре розничного товарооборота, что косвенно указывает на определенные изменения в благосостоянии населения. Выявлены некоторые тенденции изменений в соотношении крупных и малых торговых предприятий, которые, на взгляд автора, носят негативный характер. Во-вторых, дается статистическая оценка роли и места торговли в российской экономике. Рассматриваются четыре статистических показателя, оценивающих долю торговли в макроэкономике, - по валовой добавленной стоимости (ВДС); общему объему основного капитала торговли; численности торговых работников; финансово-экономическим результатам торговой деятельности. Показатели ВДС и рентабельности продаж свидетельствуют о сокращении доли торговли. Поэтому есть основания считать, что наметилась тенденция некоторого уменьшения роли торговли в российской экономике. Однако имеется определенное противоречие: по показателям основных фондов и производительности труда такое снижение не обнаружено. Это может быть связано как с инерционностью в торговой деятельности, так и с инфляционными явлениями. В-третьих, посредством статистических методов выявлены и проанализированы главные закономерности формирования уровня жизни населения с учетом социального расслоения потребителей, которые находят отражение в данных о результатах торговой деятельности. В статье показаны тенденции развития товарооборота на душу населения, которые рассматриваются в контексте подходов к рыночной оценке уровня жизни, прежде всего посредством показателей, исчисленных в фактических и постоянных (сопоставимых) ценах. Определены территориальные различия по объему товарооборота на душу населения, измерено влияние факторов, обусловивших эти различия. Особое внимание уделено проблеме оценки социального расслоения населения, основанной на социально-экономической статистике с широким использованием в расчетах данных статистики торговли. Исследование базируется на расчетах автора, выполненных на основе данных, содержащихся в статистических сборниках и справочниках Росстата, и некоторых материалах, размещенных в Интернете
Отраслевые рубрики: экономика, экономическая статистика
Ключевые слова: валовая добавленная стоимость, валовой внутренний продукт (ВВП), денежный доход населения, население, оплата труда, основной капитал, покупательский спрос, потребительский рынок, потребительский спрос, предпринимательство, розничная торговля, рыночная экономика, социальное расслоение, статистика торговли, товарные ресурсы, товарооборот, торговля, торговый оборот, уровень жизни, численность населения, эффективность торговой системы
Индексы ББК: 65.051.5(2Рос), 65.051.542(2Рос)
Представления: Формат MARC21