Найдено документов - 1 | Найти похожие: "Заглавие" = 'Дифференциальная диагностика когнитивного и психомоторного развития детей четырех лет' | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Дифференциальная диагностика когнитивного и психомоторного развития детей четырех лет / А. Д. Наследов, С. А. Мирошников, О. В. Защиринская, Л. О. Ткачева
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 59 - 75 : табл., рис. — Приложение. Тестовые нормы шкал развития для выборки 4-летних детей выборки Норма (N=575) и проценты для стенов в выборках "Норма" и и ЗПР (N=53) . — Библиогр. в конце статьи.
// Психологический журнал. — 2018. — № 6. - С. 59 - 75 : табл., рис. — Приложение. Тестовые нормы шкал развития для выборки 4-летних детей выборки Норма (N=575) и проценты для стенов в выборках "Норма" и и ЗПР (N=53) . — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Наследов А. Д., Мирошников С. А., Защиринская О. В., Ткачева Л. О.
Аннотация: Исследование посвящено определению критериев когнитивного и психомоторного развития 4-летних детей для выявления потенциальной зоны риска возможной задержки психического развития (ЗПР). Для сбора данных использовались тестовые задания (123 дихотомических пункта) из методики “Многофакторное исследование развития” в составе компьютерного программного комплекса “Лонгитюд”, по направлениям: моторика, когнитивные способности, социальное развитие. На основе результатов исследования разработана структурная математическая модель, позволяющая оценивать вероятность принадлежности ребенка к группе с нормативным развитием или к группе детей с задержкой психического развития. Определено, что наибольший вклад в дифференциальную диагностику нормативного развития от задержки психического развития вносят (в порядке убывания значимости) четыре фактора (шкалы): психомоторная координация, вербально-понятийное мышление, общая осведомленность и кратковременная память. Продемонстрирована высокая точность прогноза особенностей развития ребенка с помощью представленной методики, как для всей выборки 4-леток, так и для младшей и старшей их подгрупп (не ниже 95%). Показано, что основным предиктором принадлежности ребенка к группе нормативно-развивающихся детей или к группе детей с ЗПР является фактор общих способностей G, индикаторами которого выступают выделенные четыре шкалы. Подтверждено предположение о косвенном влиянии возраста на предсказание диагноза: возраст непосредственно влияет на выделенные способности, которые, в свою очередь, являются индикаторами фактора общих способностей. При этом влияние возраста выявлено только в отношении группы нормативно-развивающихся детей, и в большей степени – в отношении ее младшей подгрупппы. Разработаны тестовые нормы развития для общей (суммарной) шкалы развития и для четырех выделенных шкал, адекватные во всем возрастном диапазоне 4-летних детей, обоснованы валидность и надежность этих шкал.
Отраслевые рубрики: психология, возрастная психология, детская психология, познавательные процессы
Ключевые слова: вербально-понятийное мышление, дети, детское развитие, задержка психического развития (ЗПР), когнитивное развитие, кратковременная память, психическое развитие, психомоторная координация, психомоторное развитие, ранний возраст, способности
Индексы ББК: 88.412-51
Представления: Формат MARC21