Сортировать по:
1. Статья из журнала
Болотова, А. К.
Человек и время в ситуациях выбора совладающего поведения / А. К. Болотова, М. Р. Хачатурова
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 69 - 76 : табл., диагр. — Лит. в конце статьи.
Человек и время в ситуациях выбора совладающего поведения / А. К. Болотова, М. Р. Хачатурова
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 69 - 76 : табл., диагр. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Болотова А. К., Хачатурова М. Р.
Аннотация: Рассматриваются особенности связи временнОй перспективы личности с выбором копинг-стратегий совладающего поведения в ситуации межличностного конфликта. Изучается выбор типов копинг-стратегий - когнитивных, эмоциональных и поведенческих. В исследовании были использованы методика Ф. Зимбаро, определяющая направленность временной перспективы личности, а также методика, направленная на выявление стратегий совладания Э. Хайма. Было показано, что ориентация временной перспективы на будущее в ситуациях межличностного конфликта приводит к выбору когнитивных и поведенческих копинг-стратегий, а ориентация на негативное прошлое - к выбору эмоциональных стратегий совладания. Направленность временной перспективы на фаталистическое настоящее приводит к выбору неадаптивных поведенческих стратегий, отступлению и избеганию разрешения конфликтных ситаций, а также к отсутствию инвариантов стратегий совладания.
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: временная перспектива, время, когнитивизм, конфликты, копинг-стратегии, межличностный конфликты, поведение, поведенческие стратегии, разрешение конфликтов, совладающее поведение, стратегии совладания, эмоции
Индексы ББК: 88.532.2-8
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
Зинченко, В. П.
О методологической кульутре психологов (от монизма к плюрализму) / В. П. Зинченко
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 59 - 68. — Лит. в конце статьи.
О методологической кульутре психологов (от монизма к плюрализму) / В. П. Зинченко
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 59 - 68. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Зинченко В. П.
Аннотация: Рассматривается современное состояние методологии как науки применительно к психологии. Показано, что методология настолько развилась и разветвилась, что настала пора разрабатывать ее специальных вид - методологию выбора и применения методологии к частным наукам. Выделена роль искусства как рода методологии: искусство питает интуицию, а методология дискуссию. Представлена пропедевтика методологической культуры и дана критика или проблематизация однозначности целого ряда методологических принципов. Обсуждается проблема совместимости / несовместимости полярностей.
Отраслевые рубрики: методология науки, психология
Ключевые слова: детерминизм, дискурс, интуиция, искусство, методологическая культура, методология психологии, психологические исследования, теория психологии, эксперимент
Индексы ББК: 88в
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
Шачин, С. В.
Коммуникативная теория разума Юргена Хабермаса и ее применение к некоторым психологическим темам / С. В. Шачин
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 34 - 46. — Лит. в конце статьи.
Коммуникативная теория разума Юргена Хабермаса и ее применение к некоторым психологическим темам / С. В. Шачин
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 34 - 46. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Шачин С. В.
Аннотация: В статье изложена коммуникативная теория разума Хабермаса, разобран смысл ведущих понятий его концепции и описаны некоторые важные психологические проблемы, обсуждаемые Хабермасом, исходя из их места в общей структуре данной теории: формирование в личности децентрированного мировоззрения, формирование личности как социального существа, индивидуализация.
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология, психология личности, философия, история философии
Ключевые слова: XX век, взаимопонимание, Германия, индивидуализм, интерсубъективность, коммуникативная теория, коммуникативное действие, коммуникативный разум, культурно-историческая психология, личностное формирование, мировоззрение, символ, символический интеракционизм, социальная философия, социальное поведение, феноменология, франкфуртская школа
Персоналии: Хабермас Юрген, Мид Джордж Герберт
Индексы ББК: 88.53, 87.3(4Гем)6-754
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
Лебедева, А. А.
Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному / А. А. Лебедева
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 83 - 91. — Лит. в конце статьи.
Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному / А. А. Лебедева
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 83 - 91. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Лебедева А. А.
Аннотация: Статья посвящена анализу теоретических подходов к изучению качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. Приведенный анализ научно-практического опыта, полученного отечественными и западными исследователями, показывает, что ведущую роль в продвижении к реализованному качеству жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья играют психологические ресурсы личности, а также жизненная позиция по отношению к собственной инвалидности.
Отраслевые рубрики: психология, клиническая психология (медицинская психология), психология личности
Ключевые слова: здоровье населения, инвалидность, инвалиды, качество жизни, личностные усилия, личностные установки, люди с ограниченными возможностями, позитивная психология, психологическая практика, психологические ресурсы, самоизменение, саморазвитие, соматическая психология (соматопсихология), социальная поддержка, субъективное благополучие
Индексы ББК: 88.71-7
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
Рубцов, В. В.
К 150-летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова / В. В. Рубцов, О. Е. Серова, Е. П. Гусева
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 92 - 109. — Лит. в конце статьи.
К 150-летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова / В. В. Рубцов, О. Е. Серова, Е. П. Гусева
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 92 - 109. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Рубцов В. В., Серова О. Е., Гусева Е. П.
Аннотация: Статья посвящена жизни и научной деятельности выдающегося отечественного философа, логика, психолога и педагога Г. И. Челпанова. Наряду с публиковавшимися ранее в статью включены малоизвестные факты творческой биографии ученого, восстановленные на основе документальных материалов Научного архива Психологического института РАО. Историко-психологическое исследование, результаты которого составляют содержание статьи, решает задачу восполнения научных заний о генезисе отечественной психологической мысли, историко-культурных основаниях и преемственности духовно-нравственных традиций русской науки в челпановской психологической школе.
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: XIX век, XX век, культурно-историческая психология, метафизика, психологическая традиция, психологические школы, психологический эксперимент, Россия, экспериментальная (физиологическая) психология
Персоналии: Челпанов Георгий Иванович
Индексы ББК: 88.1(2Рос)5-714
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
Рахматуллина, Е. А.
Возрастная динамика деятельностно-ориентированных переживаний в подростковом возрасте / Е. А. Рахматуллина
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 8 - 16 : табл., граф. — Лит. в конце статьи.
Возрастная динамика деятельностно-ориентированных переживаний в подростковом возрасте / Е. А. Рахматуллина
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 8 - 16 : табл., граф. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Рахматуллина Е. А.
Аннотация: Представлены результаты исследования деятельностно-ориентированных переживаний подростков, их возрастной динамики и межиндивидуальной вариативности. Исследование базируется на представлениях о связи между потребностями и переживаниями в критические периоды развития личности. Применялся опросник деятельностно-ориентированных переживаний (ОДОП), апробированный на выборке подростков г. Дубна... Результаты позволили описать возрастные изменения иерархии потребностей, связанных с типами деятельности подростков. Сделан вывод, что ОДОП, основанный на принципе целостного анализа переживаний, открывает возможность для операционализации проблем возрастной динамики мотивационной сферы и ведущей деятельности в подростковом возрасте.
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, возрастная психология, познавательные процессы
Ключевые слова: внутренние конфликты, возрастные кризисы, деятельностно-ориентированный подход, культурно-историческая психология, личностный конфликт, мотивационная сфера, педагогическая психология, переживание, поведение, подростки, потребности, психология воспитания, психология деятельности, психология обучения, психология развития, социализация подростков, эмоции
Индексы ББК: 88.415-51-52
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
Obuhova, L. F.
Vygotsky and Developmental Psychology in His and Our Time / L. F. Obuhova
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 51 - 58. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 58.
Vygotsky and Developmental Psychology in His and Our Time / L. F. Obuhova
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 51 - 58. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 58.
Подробнее
Авторы: Obuhova L. F.
Аннотация: Представлено содержание лекции, прочитанной для магистров, аспирантов и молодых ученых... Показано различие классической и неклассической парадигмы в исследовании психического развития ребенка. Проведен сравнительный анализ ответов на ключевые вопросы детской психологии о пути, условиях, источнике, форме, причинах развития в культурно-исторической теории. Перечислены актуальные проблемы психологии развития. Показано, что разработка культурно-исторической теории осуществлялась в тесной связи с решением практических задач обучения и развития детей на разных этапах онтогенеза.
Отраслевые рубрики: детская психология, возрастная психология, психология, история психологии
Ключевые слова: XX век, действие, деятельность, естественнонаучная парадигма, индивидуальное развитие (онтогенез), классическая психология, культурно-историческая психология, московская психологическая школа, психическое развитие, психология обучения, психология развития, Россия
Персоналии: Выготский Лев Семенович, Запорожец Александр Владимирович, Леонтьев Алексей Николаевич, Гальперин Петр Яковлевич, Венгер Леонид Абрамович, Эльконин Даниил Борисович, Давыдов Василий Васильевич
Индексы ББК: 88.1(2)61-730-741, 88.41
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
Ligorio, M. B.
The Subjective Development through Unfolding Learning Activities / M. B. Ligorio, F. F. Loperfido
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 17 - 25 : табл., граф. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 25.
The Subjective Development through Unfolding Learning Activities / M. B. Ligorio, F. F. Loperfido
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 17 - 25 : табл., граф. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 25.
Подробнее
Авторы: Ligorio M. B., Loperfido F. F.
Аннотация: Рассматриваются аспекты, связанные с личностным развитием студентов, обучающихся по комбинированным программам (blendedlearning). Проанализированы два исследования. В первом - изучались изменения Я-позиции у студентов в ходе групповых дискуссий. Установлено, что изменения в процессе обучения связаны с вовлечением в разные виды деятельности, предусмотренные комбинированными программами. Выявляется взаимосвязь разных видов деятельности и развития мышления. Второе исследование описывает поток мыслей студентов в процессе решения задач. Показана многомерность структуры мышления, меняющейся в ходе решения задачи, и характер деятельности, оказывающий влияние на конечный результат.
Отраслевые рубрики: возрастная психология, педагогическая психология, психология, психология поведения, познавательные процессы
Ключевые слова: вовлеченность в дело, вовлеченность в обучение, комбинированное обучение, культурно-историческая психология, мышление, психология деятельности, психология личности, психология обучения, психология развития, развитие личности, развитие мышления, социальная идентичность, студенчество, учебная деятельность, Я-идентичность, Я-позиция
Индексы ББК: 88.42-38-52, 88.6
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
Balestra, F.
Negotiating Selves and Identities in Interaction: between Theory and Methodology / F. Balestra
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 47 - 50. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 50.
Negotiating Selves and Identities in Interaction: between Theory and Methodology / F. Balestra
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 47 - 50. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 50.
Подробнее
Авторы: Balestra F.
Аннотация: Рассматриваются способы, с помощью которых участники взаимодействия примиряют, видоизменяют и проявляют различные "Я". Опираясь на диалогический подход, автор исследует как осуществляется примирение идентичностей в ходе беседы, особо подчеркивая методологические и теоретические задачи. Обосновывается представление о "Я" как о локальном, интерсубъективном, многогранном и полифоническом образовании. Автор предлагает ввести понятие позиции. Обсуждается, каким образом позиция может послужить теоретической и методологической основой, объединяющей обе линии исследования и позволяющей изучать "Я" в процессе общения.
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: "Я" во взаимодействии, диалог, дискурс, общение, позиционирование себя, теория диалога, Я-идентичность
Индексы ББК: 88.53
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
Joosa, E.
Drama and dreams: Looking through a Cultural-Historical and Semiotic Lens at the Graphic-Dramatic Interplay of a Young Adult With Down Syndrome / E. Joosa
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 26 - 33 : ил. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 33.
Drama and dreams: Looking through a Cultural-Historical and Semiotic Lens at the Graphic-Dramatic Interplay of a Young Adult With Down Syndrome / E. Joosa
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 26 - 33 : ил. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 33.
Подробнее
Авторы: Joosa E.
Аннотация: Предпринята попытка выдвинуть культурно-историческую теорию и семиотический анализ при изучении художественной деятельности и смыслопорождения на примере молодого человека с синдромом Дауна. Сделана попытка проследить источники визуального смыслопорождения, проанализирована социальная знаковая природа и разворачивающиеся процессы смыслообразования. Важным итогом является привлечение внимания к тому факту, что работа с маргинализированными группами людей может быть пересмотрена на основании лучшего понимания, как социальная и знаковая природа искусства направляет целостный акт творчества и придает конкретную форму жизненного опыта человека.
Отраслевые рубрики: детская психология, возрастная психология, педагогическая психология, психология, психология деятельности
Ключевые слова: визуальная коммуникация, знак, коррекционное обучение, культурно-историческая психология, поведение, психология воспитания, психология обучения, психология развития, семиотический анализ, синдром Дауна, смыслопорождение, социализация детей, социальный опыт, творческая деятельность, художественная деятельность
Индексы ББК: 88.41, 88.621.9, 88.85
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
Campbell, M.
Constructs of Self within the Emerging Professional Identify of Beginning Police Officers / M. Campbell
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 77 - 82. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 82.
Constructs of Self within the Emerging Professional Identify of Beginning Police Officers / M. Campbell
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 77 - 82. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 82.
Подробнее
Авторы: Campbell M.
Аннотация: Профессиональная идентичность рождается в результате сложного взаимодействия между личностью и социоисторическими и социокультурными факторами той среды, в которой происходит ее становление. Представлены результаты лонгитюдного качественного исследования, в центре которого находились шестеро начинающих полицейских, завершающих обучение в колледже полиции и приступающих к профессиональной деятельности, одновременно определяясь со специализацией. В трехлетнем исследовании становления молодых специалистов были использованы интервью и наблюдения в рамках метода конкретных ситуаций (casestudy). Рассматриваются три случая из шести и делается вывод о сложной взаимозависимости между личным и социальным в процессе формирования профессиональной деятельности и идентичности.
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, психология профессий
Ключевые слова: действие, деятельность, личное, профессиональная деятельность, профессиональная идентичность, профессиональное обучение, профессия полицейского, социальная идентичность, социокультурная идентичность, Я-концепция (образ Я)
Индексы ББК: 88.8-7
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
Rubtsova, O.
Adolescent Crisis and the Problem of Role Identity / O. Rubtsova ; supervisor I. Vachkov
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 2 - 7 : диагр. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 7.
Adolescent Crisis and the Problem of Role Identity / O. Rubtsova ; supervisor I. Vachkov
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. - С. 2 - 7 : диагр. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 7.
Подробнее
Авторы: Rubtsova O.
Аннотация: Рассматривается проблема ролевой идентичности в подростковом возрасте. Ролевая идентичность выступает как социально-личностное и социально-когнитивное образование. Исследование ролевой идентичности позволяет проследить связь между личностными трансформациями и изменениями, которые происходят в социальной ситуации развития подростка. Выдвигается предположение, что ролевая идентичность характеризуется наличием внутреннего ролевого конфликта, возникающего из-за противоречия между воображаемым и действительным ролевым поведением подростка. Утверждается, что ролевой конфликт лежит в основе подросткового кризиса и что разрешение этого конфликта может способствовать преодолению кризиса. Это утверждение подкрепляется данными пилотного исследования.
Отраслевые рубрики: детская психология, возрастная психология, педагогическая психология, психология, познавательные процессы
Ключевые слова: внутренние конфликты, возрастные кризисы, культурно-историческая психология, личностный конфликт, образование, поведение, подростки, психология воспитания, психология обучения, психология развития, ролевая идентичность, ролевые конфликты, социализация подростков, социальная идентичность, социальная ситуация развития
Индексы ББК: 88.415-51, 88.6
Представления: Формат MARC21