Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Толочек, В. А.
Типовые стили спортивной деятельности как психологический феномен: ресурсы эффективности / В. А. Толочек
// Психологический журнал. — 2016. — № 6. - С. 70 - 82 : табл. — Библиогр.: с. 81.
Подробнее
Авторы: Толочек В. А.
Аннотация: Изучена структурная организация типовых стилей деятельности, степень их интеграции, мера согласованности стилей с актуальными условиями среды, в связи с эффективностью профессиональной деятельности. Рассматриваются данные опроса молодых спортсменов, добившихся высоких спортивных достижений, полученных по авторской методике "Стиль борьбы". Анализируются связи структур стилей деятельности и их трех подсистем (субъективно удобных условий деятельности, операциональных структур, идеальных регуляторов / типа организации) с эффективностью деятельности субъектов (их актуальными результатами, достижениями в следующей возрастной группе, а также в будущем как тренеров). Выделено 6 типовых стилей деятельности, выступающих "матрицами" для формирования индивидуальных стилей деятельности. Показано, что стили деятельности выступают ментальными средствами доступа к разным типам ресурсов субъекта. Определено, что от типа стиля, особенности его структурной организации и его взаимосвязи со средой зависит то качество, в котором условия среды вовлекаются в деятельность субъекта как "условия", "факторы" или "детерминанты" (по Б.Ф. Ломову). Неадекватный характер взаимодействия стиля деятельности с окружением ограничивает как эффективность данной деятельности, так и успешность субъекта в близких профессиональных видах деятельности. Умеренно тесные взаимосвязи структурных составляющих стиля деятельности сопряжены с большей эффективностью стиля и большей успешностью субъектов; чрезмерно тесные и слабые связи напротив, снижают эффективность стилей деятельности
Отраслевые рубрики: психология, психология профессий, психология труда
Ключевые слова: дзюдо, дзюдоисты, психология спорта, спорт, спортивная деятельность, спортсмены, стиль деятельности, эффективность деятельности
Индексы ББК: 88.845
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Ребеко, Т. А.
Структура телесной репрезентации и когнитивные стили / Т. А. Ребеко
// Психологический журнал. — 2016. — № 6. - С. 26 - 36. — Библиогр.: с. 35 - 36.
Подробнее
Авторы: Ребеко Т. А.
Аннотация: Рассматривается проблема алиментарного (пищевого) поведения в контексте способности к дифференциации / интеграции телесного Я. Цель исследования состояла в выявлении связей между модулями телесного Я., компонентами когнитивного стиля, адекватностью оценки собственного тела и склонностью к перееданию. Проверялась гипотеза о связи когнитивно-стилевых особенностей (фиксирующих способность к дифференции / интеграции) с модулями телесного Я алиментарным поведением. Проведено исследование на выборке женщин, посещающих фитнес-центр. Использовалась компьютерная методика "Я-телесное", позволяющая фиксировать репрезентацию модулей Телесного Я, методика "Мысли и паттерны поведения" для оценки алиментарного поведения и тест Кагана "Сравнение похожих рисунков" для оценки рефлективности / импульсивности. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что компоненты когнитивного стиля сопряжены с разными модулями телесного Я, адекватностью оценки собственного тела и особенностями алиментарного поведения. Показано, что с переменной "переедание" связаны прежде всего скоростные компоненты когнитивных стилей. Интепретация полученных результатов позволяет предположить, что люди с "медленными" стилями реализуют на телесном уровне тенденцию к избеганию, а с "быстрыми" - к слиянию
Отраслевые рубрики: аддиктология, клиническая психология (медицинская психология), общая психология, патопсихология, психология, психология поведения
Ключевые слова: когнитивные стили, нарушение пищевого поведения, нарушения поведения, переедание, пищевое поведение, пищевые аддикции, реальное "я", телесное восприятие, Я-идеал
Индексы ББК: 88.26, 88.742.1
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Кожухова, Ю. А.
Роль эмоциональных черт наблюдателя при восприятии экспрессии лиц на раннем этапе переработки информации / Ю. А. Кожухова, Д. В. Люсин
// Психологический журнал. — 2016. — № 6. - С. 37 - 46 : табл., рис. — Библиогр.: с. 45 - 46.
Подробнее
Авторы: Кожухова Ю. А., Люсин Д. В.
Аннотация: Исследовалась роль эмоциональных черт наблюдателя при распознавании им эмоций по выражению лица. Согласно модели инфузии аффекта Дж. Форгаса степень влияния эмоциональных черт должна быть различной в зависимости от типа задания, которое дается испытуемому. Выполнение заданий, требующих большей продуктивной активности, будет в большей степени подвержено влиянию эмоциональных черт. Эта гипотеза проверялась в эксперименте, в котором испытуемые распознавали эмоции радости, грусти, страха, злости по выражениям лица, самостоятельно называя эмоции, что соответствовало большей активности испытуемого, или выбирая один из двух вариантов ответа. Точность распознавания эмоций и сензитивность к определенным типам эмоций оказались более тесно связаны с личностными чертами испытуемых при выполнении заданий, требовавших большей продуктивной активности. Тип связей свидетельствует о том, что для эмоций радости и злости проявлялся эффект эмоциональной конгруэнтности. Все результаты были получены при длительной экспозиции стимулов 200 мс, что соответствует раннему этапу переработки информации
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: восприятие изображений, восприятие лица, восприятие эмоций, когнитивная психология, наблюдатели, распознавание эмоций, эмоции, эмоциональные изображения
Индексы ББК: 88.251.131
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Прохоров, А. О.
Рефлексия и психические состояния при разных формах учебной деятельности студентов / А. О. Прохоров, А. В. Чернов
// Психологический журнал. — 2016. — № 6. - С. 47 - 55 : табл., диагр. — Библиогр.: с. 54 - 55.
Подробнее
Авторы: Прохоров А. О., Чернов А. В.
Аннотация: В контексте изучения рефлексивной регуляции состояний представлены результаты исследования взаимосвязи между рефлексией и психическими состояниями в деятельности студентов. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты 2 - 3 курсов гуманитарной и естественно-научной специальностей, средний возраст 19 лет. Использовался комплекс методик, направленных на диагностику когнитивной и регулятивной составляющих рефлексии, измерения психических состояний, а также оригинальная методика диагностики рефлексивных процессов. Установлено, что прямые и обратные связи рефлексии и состояний характеризиуются нелинейностью отношений. Показано, что взаимосвязи рефлексии и состояний опосредуются спецификой учебной деятельности студентов: направленностью и формами обучения
Отраслевые рубрики: общая психология, педагогическая психология, психические состояния, психология
Ключевые слова: когнитивная психология, психическая саморегуляция, психология обучения, регуляторные способности, рефлексия, студенты, учебная деятельность
Индексы ББК: 88.62-5-8, 88.25-8
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Журавлев, А. Л.
Психологические факторы негативного отношения к новым технологиям / А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик
// Психологический журнал. — 2016. — № 6. - С. 5 - 14. — Библиогр.: с. 11 - 13.
Подробнее
Авторы: Журавлев А. Л., Нестик Т. А.
Аннотация: Анализируются подходы к исследованию феномена технофобии (клинический, маркетинговый, инженерно-психологический, конструкционистский, интеракционистский). Рассматриваются факторы отношения личности и группы к новым технологиям (нанотехнологиям, биологическим, информационным и социальным технологиям). Выделяется социокультурный контекст технофобии, когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Показана роль межличностного и межгруппового взаимодействия в конструировании отношения к новым технологиям. Различия в отношении россиян к нано- и биотехнологиям интерпретируются с точки зрения включенности этих технологии в процессы групповой идентификации и социального сравнения. Намечаются перспективные направления социально-психологических исследований отношения личности и группы к новым технологиям: отношение человека к возникающей "умной среде" (телеприсутствие, большие данные, Интернет вещей, нейронет), отношение с "умными вещами" как субъектами, групповые и межгрупповые факторы технофобии, а также участие пользователей в создании новых продуктов и услуг
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология
Ключевые слова: биотехнологии, генетически модифицированная пища, генетически модифицированные организмы (ГМО), информационные технологии, межгрупповое взаимодействие, межгрупповые отношения, межличностное взаимодействие, нанотехнологии, новые технологии, отношение к новым технологиям, психологические технологии, социальная идентичность, социально-психологические феномены, социальные фобии, технофилия, технофобия
Индексы ББК: 88.5
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Посттравматический стресс и картина травматических событий в разные периоды взрослости / Н. В. Тарабрина, Е. Н. Дымова, Ю. В. Быховец [и др.]
// Психологический журнал. — 2016. — № 6. - С. 94 - 108 : табл. — Библиогр.: с. 105 - 107.
Подробнее
Авторы: Тарабрина Н. В., Дымова Е. Н., Быховец Ю. В., Мустафина Л. Ш., Казымова Н. Н., Шаталова Н. Е., Ворона О. А., Харламенкова Н. Е.
Аннотация: Рассматривается проблема дифференциации влияния различных травматических событий на человека по интенсивности посстравматического стресса (ПТС) в разные периоды взрослости. Эмпирически подтверждена гипотеза о том, что в периоды средней и поздней взрослости посттравматический стресс возникает в ответ на разные типы травматических событий. Показано, что в старшем возрасте, т.е. в период поздней взрослости, уровень психической травматизации значимо выше, если индивиды пережили: утрату близких людей, угрожающие жизни заболевания, серьезные проблемы у собственных детей, а также в случаях, когда они были очевидцами смерти другого человека. Определено, что в период средней взрослости наиболее травмирующим событием является эмоциональное оскорбление и унижение, в период поздней взрослости - потери близки, прежде всего супруга / супруги или ребенка (часто взрослого). Установлено, что высокий уровень психотравматизации как одно из психологичексих последствий влияния на человека стрессоров высокой интенсивности наиболее вероятно выявляется у людей, переживших события, угрожающие жизни, причем в среднем возрасте - случайного характера, а в пожилом возрасте - целенаправленного
Отраслевые рубрики: общая психология, психология, общая психология
Ключевые слова: возраст, возрастные периоды, индекс травматизации, поздняя взрослость, посттравматические стрессовые расстройства, посттравматический стресс, средняя взрослость, травмирующие события
Индексы ББК: 88.283, 88.283
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Чернышев, А. С.
Параметрическая теория малых групп и коллективов: исходные положения и тенденции развития / А. С. Чернышев
// Психологический журнал. — 2016. — № 6. - С. 15 - 25 : схем., рис. — Библиогр.: с. 23 - 24.
Подробнее
Авторы: Чернышев А. С.
Аннотация: Обсуждаются основные положения параметрической теории малых групп Л.И. Уманского и его учеников. Методологической и теоретической базой параметрической теории явились ведущие в отечественной психологии принципы деятельностного и личностного, комплексного и системного подходов. Описывается разработанная на основе параметрической теории модель развития группы. Представлены основные положения многолетних теоретико-экспериментальных исследований в рамках параметрической теории: субъектной концепции малой группы; модели мультиэтнической студенческой группы как субъекта психологической помощи ее членам; изучения психологических механизмов надежности группы в напряженных и экстремальных условиях совместной деятельности; форм мотивационно-ценностной включенности группы в социальные организации разного уровня и др. Данные исследования, с одной стороны, подтвердили эвристические возможности параметрической теории по раскрытию социальной психологии групп, а с другой - позволили внести новое в понятийный аппарат и модернизировать методический блок. Делается вывод о том, что в современном варианте параметрическая теория описывает социальный статус группы как субъекта совместной активности в системе социальных организаций и субъекта психологической помощи своим участникам, что способствует сближению социально значимых ценностей индивидов, группы и общества
Отраслевые рубрики: психология, психология групп, социальная психология
Ключевые слова: XX век, двухуровневая модель, история психологии, малые группы, параметрическая теория групп, психологические теории, Россия, социальный статус, СССР, студенческие группы
Индексы ББК: 88.54
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Акимова, А. Ю.
Доверие и недоверие человека технике / А. Ю. Акимова, А. А. Обознов
// Психологический журнал. — 2016. — № 6. - С. 56 - 69. — Приложение. Анкета для изучения представлений машинистов локомотива о доверии и недоверии технике . — Библиогр.: с. 66 - 67.
Подробнее
Авторы: Акимова А. Ю., Обознов А. А.
Аннотация: Описан авторский подход к изучению психологических аспектов доверия и недоверия человека технике. Проведено сравнительное исследование проявления доверия и недоверия технике у работников и пользователей в различных профессиональных сферах деятельности. Изучены представления субъектов деятельности о характеристиках техники, к которой они испытывают доверие или недоверие, вызываемых взаимодействием с этой техникой, а также переживаниях, и особенностях своего поведения в ходе взаимодействия с ней. К исследованию привлекались представители нескольких групп людей, взаимодействующих с техникой (машинисты локомотивов, автолюбители, пассажиры железнодорожного транспорта, а также пассажиры легковых автомобилей), общий объем выборки составил 790 человек. Определено, что у участников исследования имеются различия в критериях, эмоциональных переживаниях и поведенческих проявлениях доверия и недоверия человека к технике. Доказано, что доверие и недоверие технике являются взаимосвязанными, но относительно автономными психологическими феноменами. Выявлены различия в используемых субъективных критериях доверия и недоверия технике при различных формах отношения с ней
Отраслевые рубрики: инженерная психология, психология, психология профессий, психология труда
Ключевые слова: взаимодействие с техникой, доверие к технике, машинисты, методика психологического исследования, недоверие к технике, психологические исследования
Индексы ББК: 88.81
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Солдатова, Г. У.
"Цифровой разрыв" и межпоколенческие отношения родителей и детей / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова
// Психологический журнал. — 2016. — № 6. - С. 83 - 93 : табл., диагр. — Библиогр.: с. 92.
Подробнее
Авторы: Солдатова Г. У., Рассказова Е. И.
Аннотация: Широко используемое понятие "цифрового разрыва" между поколениями актуализирует вопросы как о психологическом содержании этого "разрыва" и возможностях его преодоления, так и о вкладе межпоколенческих взаимодействий в пользовательскую активность, уверенность в себе как пользователях и цифровую компетентность. В работе представлены данные всероссийского исследования цифровой компетентности, выполненного на выборке 1209 родителей подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Показано, что частота пользования родителями Интернетом, так и их цифровая компетентность зависят не только от их поколения, но и от поколения их детей, что подтверждает важность рассмотрения межпоколенческих взаимодействий в освоении Интернета. Показано, что дети младшего возраста "стимулируют" родителей к освоению Интернета, причем в отношении младших родителей этот эффект проявляется в частоте пользования, а в отношении старших родителей (особенно поколения беби-бумеров - 1943-1963 года рождения) - в самостоятельности освоения Интернета и большей цифровой компетентности (особенно навыков и ответственности в техносфере). Особенности освоения Интернета (самостоятельно / при помощи своих детей) являются медиатором, объясняющим связь поколений родителей и детей и цифровой компетентности родителей
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология
Ключевые слова: дети, детско-родительские отношения, Интернет, интернет-активность, интернет-пользователи, использование Интернета, концепция М. Мид, межпоколенные взаимодействия, межпоколенческий разрыв, подростки, подростковый возраст, психология общения, родители, цифровая компетентность
Индексы ББК: 88.50
Представления: Формат MARC21