Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Люсин, Д. В.
Эмоциональная окраска имен существительных: база данных ENRUN / Д. В. Люсин, Т. А. Сысоева
// Психологический журнал. — 2017. — № 2. - С. 122 - 131. — Приложение. Фрагмент бланка, использовавшегося для сбора оценок участников исследования. — Библиогр.: с. 127 - 129.
Подробнее
Авторы: Люсин Д. В., Сысоева Т. А.
Аннотация: Описывается разработка базы данных ENRuN с нормативными оценками эмоциональной окраски существительными русского языка. Для 378 существительных были получены оценки по эмоциональным категориям "радость", "грусть", "злость", "страх" и "отвращение". Показана высокая надежность полученных данных, проанализированы половые различия и связь оценок по различным эмоциональным категориям друг с другом. В созданной базе для каждого слова по каждой из пяти эмоциональных категорий приводятся сведения о средней оценке выраженности данной эмоциональной категории, стандартном отклонении, минимальной и максимальной оценках. Также приводится информация о длине слова, выраженной в количестве букв и слогов, и его частотности. База данных ENRuN может применяться в исследованиях переработки эмоциональных стимулов, для индукции эмоций в лабораторных условиях, для автоматизированного анализа эмоциональной окраски текстов и в ряде других областей экспериментальной психологии эмоций
Отраслевые рубрики: общее языкознание, практическая психология (прикладная психология), психодиагностика, психолингвистика, психология, филологические науки, языкознание
Ключевые слова: ENRuN (база данных), психологические методики, русский язык, существительное, эмоции, эмоциональная информация, эмоциональная окраска
Индексы ББК: 88.91, 81.006
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Журавлев, А. Л.
Тенденции развития организационной психологии / А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский
// Психологический журнал. — 2017. — № 2. - С. 77 - 88 : рис. — Библиогр.: с. 86 - 88.
Подробнее
Авторы: Журавлев А. Л., Занковский А. Н.
Аннотация: Рассмотрены современное состояние и перспективы развития организационной психологии. Показано, что, даже развиваясь во многом самостоятельно, организационная психология в проблематике, методах и подходах неразрывно связана с психологией труда. Представлены и обобщены актуальные проблемы исследования этого научного направления, проанализированы наиболее важные факторы, предопределяющие его дальнейшее развитие. Показано, что основные тенденции развития организационной психологии будут определяться влиянием глобализации и технологических изменений. Влияние указанных факторов выразится в большей ориентации на реальные потребности организаций и результаты деятельности организационных психологов, повысится интерес к индивиду и "управлению талантами". Особое внимание будут привлекать проблемы организационной этики, повышения жизнеспособности организации, изменяется роль и базовые навыки организационных психологов. Сделан вывод о том, что изменения разумны и позитивны только в том случае, если они не отрицают полностью свою противоположность - стабильность, т.е. опыт и знания, накопленные человечеством в конкретногй сфере жизнедеятельности
Отраслевые рубрики: организационная психология, психология, социальная психология
Ключевые слова: жизнеспособность организации, история психологии, организационная этика, психология труда, развитие психологии, субъект труда
Индексы ББК: 88.56
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Журавлева, Н. А.
Социально-психологические факторы толерантного отношения к вглядам и мнениям дргуих людей / Н. А. Журавлева
// Психологический журнал. — 2017. — № 2. - С. 32 - 43 : табл. — Библиогр.: с. 39 - 42.
Подробнее
Авторы: Журавлева Н. А.
Аннотация: Представлены результаты исследования социально-психологических факторов толерантной позиции личности. Выборку исследования составили 745 человек - жителей Московского региона. Для изучения ценностных ориентаций личности использовался адаптированный вариант методики М. Рокича "Ценностные ориентации". Диагностика психологических свойств личности проводилась при помощи шкал 16-ти факторного опросника Р. Кеттелла (форма С). Согласно полученным реузльтатам, значимая роль в формировании толерантного отношения к взглядам и мнениям других людей принадлежит особенностям ценностной сферы личности и выраженности некоторых социально-психологических свойств. Было выявлено, что респонденты, склонные к толерантности, характеризуются большей ориентацией на социальную ответственность и альтруистические ценности, они мало стремятся к соревнованию с другими людьми, для них более значимы такие качества, как уравновешенность, настойчивость в достижении целей (шкала "подтверженность чувствам - высокая нормативность поведения"), и менее значимы эмоциональная сдержанность и деликатность (шкала "робость - смелость")
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: инструментальные ценности, интолерантность, межличностные отношения, социально-психологические свойства, терминальные ценности, толерантность, ценностные ориентации
Индексы ББК: 88.53
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Сергиенко, Е. А.
Реализация принципа развития в исследованиях психологии субъекта / Е. А. Сергиенко
// Психологический журнал. — 2017. — № 2. - С. 5 - 18. — Библиогр.: с. 14 - 17.
Подробнее
Авторы: Сергиенко Е. А.
Аннотация: Подводятся итоги научной лаборатории психологии развития Института психологии РАН за 2012 - 2016 гг. Анализируются теоретические разработки лаборатории: в том числе системно-субъектный и субъектно-аналитический подходы, отражающие развитие психологии субъекта в психологии. Данные подходы реализуют принцип развития в современном обогащенном и расширенном варианте через принципы субъектности, системности, непрерывности, неопределенности. Раскрывается возможность создания интегративной психологии развития субъекта. В представленных результатах экспериментальных исследований проводится верификация теоретических гипотез, а также обощение и уточнение основных теоретических подходов
Отраслевые рубрики: история психологии, психология, психология личности
Ключевые слова: XX век, XXI век, Институт психологии РАН, контроль поведения, модель психического ("Theory of Mind"), поведение, принцип развития, психическое развитие, психология развития, психология субъекта, Россия, системно-субъектный подход, СССР, субъектно-аналитический подход, субъектность, эмоциональный интеллект
Индексы ББК: 88.1(2)6, 88.3
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Митина, О. В.
Разработка русскоязычной версии методики "Тест имплицитного позитивного и негативного аффекта" / О. В. Митина, М. А. Падун, А. Н. Зелянина
// Психологический журнал. — 2017. — № 2. - С. 104 - 121 : табл., рис. — Приложение. Бланк методики ИПАНАТ. — Библиогр.: с. 118 - 119.
Подробнее
Авторы: Митина О. В., Падун М. А., Зелянина А. Н.
Аннотация: В статье представлены результаты разработки и валидизации русскоязычной методики "Тест Имплицитного Позитивного и Негативного Аффекта" (авторского название - ИПАНАТ), позволяющего оценивать эмоциональное состояние индивида недирективным способом, т.е. минуя влияние установок и мотивационных тенденций. Методика предполагает фиксацию автоматической активации репрезентации эмоциональных состояний при оценивании бессмысленных слов с помощью прилагательных, отражающих позитивные и негативные эмоциональные состояния, которые рассматриваются как два независимых измерения. Показано, что русскоязычная версия методики ИПАНАТ представляет собой валидный, надежный, легкий в применении психометрический инструмент для изучения имплицитного позитивного/негативного эффекта
Отраслевые рубрики: общая психология, практическая психология (прикладная психология), психические процессы, психодиагностика, психология
Ключевые слова: "Тест имплицитного позитивного и негативного аффекта", аффект имплицитный, аффект негативный, аффект позитивный, аффекты, оценка эмоционального состояния, психологические методики, эмоции, эмоциональное состояние
Индексы ББК: 88.91, 88.252.1в686
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Психическое развитие недоношенных детей, воспитывающихся в домах ребенка разного типа / Д. И. Чернего, М. Ю. Васильева, М. Ю. Солодунова [и др.]
// Психологический журнал. — 2017. — № 2. - С. 55 - 65 : диагр., табл. — Библиогр.: с. 62 - 64.
Подробнее
Авторы: Чернего Д. И., Васильева М. Ю., Солодунова М. Ю., Никифорова Н. В., Пальмов О. И., МакКолл Р. Б., Гроарк К., Мухамедрахимов Р. Ж.
Аннотация: Исследования детей, воспитывающихся в домах ребенка, свидетельсвуют о нарушениях в различных областях их психического развития. Значительную часть детей данной популяции составляют преждевременно родившиеся дети, однако психическое развитие недоношенных детей в домах ребенка редко являлось предметом специального рассмотрения. Сравнивалось психическое развитие недоношенных детей - в возрасте 3 и 9 месяцев после рождения, воспитывающихся в условиях дома ребенка обычного и семейного типа, последний из которых характеризиуется стабильностью, чувствительностью и отзывчивастью ближайшего социально-эмоционального окружения. Оценка психического развития детей проводилась при использовании методики BDI. Не было найдено различий в уровне развития недоношенных детей, воспитывающихся в разных условиях домов ребенка, в возрасте 3 месяцев, в то время как в 9 месяцев (при проживании в сиротском учреждении от 4 до 8,5 месяцев) дети в доме ребенка семейного типа имеют более высокий уровень личностно-социального, коммуникативного, адаптивного, моторного, познавательного и общего психического развития, по сравнению с недоношенными сверстниками из дома обычного типа. Результаты обсуждаются с точки зрения влияния качества социально-эмоционального окружения на психическое развитие детей младенческого возраста, относящихся к группе биологического риска
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, психология
Ключевые слова: дети-сироты, детские дома, детский дом семейного типа, Дом ребенка, недоношенные дети, психическое развитие, психология развития
Индексы ББК: 88.41
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Белолуцкая, А. К.
Подходы к исследованию диалектического мышления / А. К. Белолуцкая
// Психологический журнал. — 2017. — № 2. - С. 44 - 54. — Библиогр.: с. 51 - 54.
Подробнее
Авторы: Белолуцкая А. К.
Аннотация: Представлен аналитический обзор ключевых зарубежных подходов к изучению диалектического мышления, а также произведено сопоставление с результатами работ российских исследователей, выполненных в рамках структурно-диалектического подхода. Целью данного анализа было охарактеризовать актуальное состояние проблематики и очертить перспективные направления дальнейших научных изысканий, связанных с развитием диалектичекого мышления. Основные содержательные линии анализа: диалектическое мышление как характеристика пост-формальной стадии развития интеллекта; культурные факторы, влияющие на структуру диалектического мышления; связи диалектического мышления с творчеством и с различными свойствами личности. С учетом проведенного анализа сформулированы перспективные линии дальнейших экспериментальных изысканий. Несмотря на разницу в исследовательской методологии в России и за рубежом, возможно сформулировать общие линии дальнейших как теоретических, так и экспериментальных исследований, касающихся, в частности, анализа культурных и образовательных факторов, влияющих на структуру диалектического мышления, описания уровней его развития, а также специфики применения механизмов преобразования противоречивых ситуаций разной сложности в процессе интеллектуального творчества
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: диалектическое мышление, интеллект, интеллектуальное развитие, когнитивная психология, когнитивное развитие, мышление, структурно-диалектический подход
Индексы ББК: 88.251.311
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Воловикова, М. И.
Итоги исследований психологического здоровья в лаборатории психологии личности / М. И. Воловикова, И. А. Джидарьян
// Психологический журнал. — 2017. — № 2. - С. 19 - 31. — Библиогр.: с. 26 - 30.
Подробнее
Авторы: Воловикова М. И., Джидарьян И. А.
Аннотация: Статья посвящена изложению результатов исследований, проведенных в лаборатории психологии личности Института психологии РАН по теме "Детерминанты психологического здоровья современной личности: динамика ценностей, духовно-нравственные проблемы, экономическое сознание" в период 2013 - 2016 гг. Данная тема продолжает традиционную для научной школы С.Л. Рубинштейна направленность на исследование позитивных проявлений и качеств личности: нравственности, духовности, ценностей, идеалов и совести. Показано, что "психологическое здоровье" - это актуальное направление исследований современной психологии, связанное с такими сторонами бытия личности, которые не охватываются понятием "психическое здоровье". Отмечается, что психологическое здоровье тесно связано с нравственным состоянием личности и таким интегральным образованием личности, как совесть. В статье преведены результаты исследования современных социальных представлений о совести, показавшие их относительную сохранность в российском менталитете. Также изложены основные результаты эмпирического исследования динамики ценностных ориентаций предпринимателей в период кризиса 90-х годов и в условиях экономического роста 2003 - 2006 гг.
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: гуманистическая психология, духовность, менталитет, нравственные ценности, психическое здоровье, психологическое здоровье, совесть, социальные представления, субъективное благополучие, экономическое поведение
Индексы ББК: 88.53
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Исследовательский потенциал студента: содержание конструкта и методика его оценки / Н. В. Бордовская, С. Н. Костромина, С. И. Розум, Н. Л. Москвичева
// Психологический журнал. — 2017. — № 2. - С. 89 - 103. — Приложение. Таблица 1. Результаты интеркорреляционного анализа связей между пунктами опросника, общим баллом ИП и показателями по его компонентам. Таблица 2. Результаты факторного анализа данных опросника. Таблица 3. Факторные нагрузки суждений опросника. Опросник "Методика оценки исследовательского потенциала". — Библиогр.: с. 96 - 97.
Подробнее
Авторы: Бордовская Н. В., Костромина С. Н., Розум С. И., Москвичева Н. Л.
Аннотация: Раскрыто содержание конструкта "исследовательский потенциал" как многомерной разноуровневой системы индивидуально-психологических качеств субъекта исследовательской деятельности, уточнен его статус и место в системе психологических понятий. Дается краткое описание структурно-функциональной модели исследовательского потенциала как теоретической основы для создания методики его оценки у студентов. Описана процедура создания опросника и проверка его психометрических свойств. Представлена его итоговая версия с ключами. Методика позволяет оценить общий уровень исследовательского потенциала студента - качественную характеристику психологического ресурса человека в контексте его научной деятельности, а также в отдельности мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты исследовательской деятельности
Отраслевые рубрики: педагогическая психология, практическая психология (прикладная психология), психодиагностика, психология
Ключевые слова: "Методика оценки исследовательского потенциала" (опросник), исследовательский потенциал, методика оценки, научная деятельность, оценка исследовательского потенциала, психология обучения, студенты
Индексы ББК: 88.62, 88.91
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
bookCover
Инкогерентность оценок себя, других людей и событий в норме и патологии / Е. И. Рассказова, А. Ш. Тхостов, С. Н. Ениколопов [и др.]
// Психологический журнал. — 2017. — № 2. - С. 66 - 76 : рис., табл. — Библиогр.: с. 75.
Подробнее
Авторы: Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш., Ениколопов С. Н., Ковров Г. В., Палатов С. Ю., Лебедев М. А., Изотова Е. А.
Аннотация: На выборке апробации MMPI-2 проведено эмпирическое исследование противоречивости (инкогерентности) оценок людьми событий, себя и других людей в норме и при психических заболеваниях. Анализировались связи личностных особенностей людей со стилевой (согласие с противоположными утверждениями) и вариативной (случайной) инткогерентностью в их оценках. Показано, что эти два вида инкогерентности являются относительно независимыми, и их наличие у здоровых людей связано с общим психологическим неблагополучием, проявляющимся в форме утомляемости, апатии, ощущения чрезмерного напряжения, непонимания со стороны других и несправедливости, а у людей с аффективными расстройствами и нарушениями адаптации - с большей вероятностью инвалидности по психическому заболеванию. Стилевая инкогерентность дополнительно связана с возбуждением, трудностями контроля эмоций и импульсов, отношением к миру как угрожающему и более выражена при аффективных расстройствах. Вариативная инкогерентность связана с соматическими жалобами, тревогой и напряжением в межличностном общении, подавленностью, вероятно, снижением концентрации и возможностей запоминания; и более выражена у людей с шизофренией и шизотипическим расстройством (на уровне тенденции более выражена при аффективных расстройствах)
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), патопсихология, психология
Ключевые слова: инкогерентность вариативная, инкогерентность оценки, инкогерентность самооценки, инкогерентность стилевая, личностные особенности, противоречивое самоотношение, психические заболевания, самооценка
Индексы ББК: 88.7
Представления: Формат MARC21