Найдено документов - 12 | Статьи из номера журнала: Психологический журнал. №1/2018. Т. 39 / учредители: РАН, Ин-т психологии РАН; гл. ред. А. Л. Журавлев. — М. : Наука, 2018. — 144 с. — Журнал. — ISSN 0205-9592. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Котов, А. А.
Эффект интерферирующей задачи на отдельных этапах категориального научения / А. А. Котов, Т. Н. Котова
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 57 - 69 : табл., граф., табл. — Приложение. Примеры изображений двух категорий и двух правил (простое и комплексное). — Библиогр.: с. 67 - 68.
Эффект интерферирующей задачи на отдельных этапах категориального научения / А. А. Котов, Т. Н. Котова
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 57 - 69 : табл., граф., табл. — Приложение. Примеры изображений двух категорий и двух правил (простое и комплексное). — Библиогр.: с. 67 - 68.
Подробнее
Авторы: Котов А. А., Котова Т. Н.
Аннотация: Современные теории категориального научения разделяют научение простым правилам категоризации (на основе одного признака) и научение комплексным правилам (по совокупности признаков). В многочисленных экспериментах при использовании во время научения интерферирующих задач с разным содержанием было выявлено, что вербальная интерференция мешает научению простым правилам категоризации, а невербальная интерференция затрудняет научение комплексным правилам категоризации. Однако в этих исследованиях интерференция сопровождала все этапы научения, что не позволяло обнаружить ее влияние на различные составляющие процесса научения. В двух проведенных авторами экспериментах перед участниками исследования ставилась задача категоризовать искуственно созданные изображения насекомых на основе простого или комплексного правила. При этом интерферирующие задания предъявлялись в начале или в середине процесса научения. Было обнаружено, что научение комплексным правилам замедлялось во время интерференции и продолжалось с прежней скоростью после ее окончания. Научение простым правилам также замедлялось во время интерференции, но после ее окончания продолжалось с более высокой скоростью. Результаты экспериментов обсуждаются в рамках модели множественных систем научения
Отраслевые рубрики: общая психология, психология, психология деятельности
Ключевые слова: интерференция, интерференция вербальная, категоризация, когнитивная психология, когнитивные процессы, научение, научение категориальное, память
Индексы ББК: 88.26-38
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
Шкала для изучения произвольной регуляции у подростков / Т. О. Риппинен, Е. Р. Слободская, Н. Б. Семенова [и др.]
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 81 - 93 : табл. — Приложение. Шкала произвольной регуляции по данным самоотчетов. — Библиогр.: с. 90 - 91.
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 81 - 93 : табл. — Приложение. Шкала произвольной регуляции по данным самоотчетов. — Библиогр.: с. 90 - 91.
Подробнее
Авторы: Риппинен Т. О., Слободская Е. Р., Семенова Н. Б., Лаптева Л. В., Корниенко О. С., Федорова Н. А.
Аннотация: Проведена валидизация русскоязычной версии Шкалы для изучения произвольной регуляции в подростком возрасте по данным 1764 самоотечетов подростков и 187 отчетов их родителей. В результате тестирования структурных моделей произвольной регуляции выявлены подшкалы "Регуляция активности" и "Тормозный контроль/Внимание"; установлена их внутренняя согласованность и тест-ретестовая надежность. Показано, что русская версия Шкалы произвольной регуляции в подростковом возрасте по структуре, надежности и обоснованности сопоставима с широко используемыми в других странах аналогичными инструментами
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, практическая психология (прикладная психология), психодиагностика, психология
Ключевые слова: валидность теста, личностные особенности, методика психологического исследования, поведение, поведенческие проблемы, подростки, подростковый возраст, произвольная регуляция, психологические исследования, темперамент, эмоции, эмоциональные проблемы
Индексы ББК: 88.91, 88.415-8в686
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
Золотарева, А. А.
Тест самообладания: психометрические характеристики и перспективы применения / А. А. Золотарева
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 103 - 114. — Приложение. Тест самообладания. — Библиогр.: с. 110 - 111.
Тест самообладания: психометрические характеристики и перспективы применения / А. А. Золотарева
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 103 - 114. — Приложение. Тест самообладания. — Библиогр.: с. 110 - 111.
Подробнее
Авторы: Золотарева А. А.
Аннотация: Представлены результаты разработки и валидизации нового психодиагностического инструмента - Теста самообладания. В трех сериях исследований, направленных на распознавание факторной структуры теста и проверку его психометрических свойств, приняли участие 678 респондентов. С помощью процедур кластерного, эксплораторного и конфирматорного факторного анализа подтверждена трехшкальная структура Теста самообладания: 1) шкала личностного самообладания диагностирует способность к выдержке и хладнокровию в повседневынх жизненных обстоятельствах; 2) шкала событийного самообладания измеряет способность к сохранению стойкости духа в сложных или непредскахуемых жизненных ситуациях; 3) шкала экзистенциального самообладания оценивает способность к достижению гармонии между самим собой и окружающим миром при любых обстоятельствах. Обнаружено, что Тест самообладанипя имеет хорошие показатели дискриминативности, внутренней согласованности и ретестовой надежности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что Тест самообладания - валидный и надежный психодиагностический инструмент для измерения самообладания, который может применяться в научных и практических целях, в т.ч. в ситуациях с высокой социальной желательностью
Отраслевые рубрики: практическая психология (прикладная психология), психодиагностика, психология, психология личности
Ключевые слова: методика психологического исследования, надежность теста, психометрические характеристики, самоконтроль, самообладание, самообладание личностное, самообладание событийное, самообладание экзистенциальное, саморегуляция, саморегуляция личности, тест самообладания
Индексы ББК: 88.91, 88.3в686
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
Гришина, Н. В.
Структура проблемного поля современной психологии личности / Н. В. Гришина, И. А. Мироненко, С. Н. Костромина
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 26 - 35 : рис. — Библиогр.: с. 33 - 34.
Структура проблемного поля современной психологии личности / Н. В. Гришина, И. А. Мироненко, С. Н. Костромина
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 26 - 35 : рис. — Библиогр.: с. 33 - 34.
Подробнее
Авторы: Гришина Н. В., Мироненко И. А., Костромина С. Н.
Аннотация: Ставятся вопросы определения проблемного поля психологии личности и ее внутренней структуры. Обсуждается значение и соотношение различных направлений, активно развивающихся сегодня. Особое внимание авторов обращено к экзистенциальному подходу, идеи которого созвучны вызовам современности и проблемам современного человека, а также психологии повседневности, позволяющей изучать реального человека в реальном мире. Рассматривается специфика российской традиции психологических исследований личности и перспективы ее развития. Предлагается понимание предметного содержания психологии личности как пересечения структурно-функционального (черты и свойства личности), контекстуального (психология повседневности: жизненные сценарии, стратегии жизни, жизненный стиль и др.) и экзистенциального (экзистенциальная идентичность, экзистенциальный опыт, смыслы существования и др.) полей
Отраслевые рубрики: психология, психология личности
Ключевые слова: контекстуальный подход, психология повседневности, структурно-функциональный подход, экзистенциальный подход
Индексы ББК: 88.3
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
Журавлев, А. Л.
Социальная психология и экономические реформы в России / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 15 - 25. — Библиогр.: с. 23 - 24.
Социальная психология и экономические реформы в России / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 15 - 25. — Библиогр.: с. 23 - 24.
Подробнее
Авторы: Журавлев А. Л., Позняков В. П.
Аннотация: В статье представлены результаты серии эмпирических исследований, посвященных анализу социально-психологических проблем и последствий экономической реформы, начатой в России в 1992 году, которые позволили не только выявить ряд закономерностей взаимосвязи и взаимного влияния экономических и социально-психологических явлений, но и послужили мощным импульсом развития нового научного направления в российской науке - экономическая психология
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология, экономическая психология
Ключевые слова: XX век, история психологии, Россия, рыночные реформы, собственность, ценностные ориентации, экономические реформы
Индексы ББК: 88.571
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
Шадриков, В. Д.
Совесть: психолого-философский анализ / В. Д. Шадриков
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 5 - 14. — Библиогр.: с. 12 - 13.
Совесть: психолого-философский анализ / В. Д. Шадриков
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 5 - 14. — Библиогр.: с. 12 - 13.
Подробнее
Авторы: Шадриков В. Д.
Аннотация: Проведен теоретический анализ представлений зарубежных и отечественных философов и психологов, источников христианской литературы с целью раскрыть понятие "совесть". Показано, что при тысячелетней истории активного использования данного понятия в философской, научной и художественной литературе, с содержательной стороны оно остается мало изученным. Представлена авторская трактовка проблем соотношения знания нравственных норм и совести; морального поведения и "поведения по совести". Выделяются нравственные качества как базовые нравственные диспозиции личности, а также абсолютные нравственные ценности, определяющшие совестный акт и интраиндивидуальную структуру совести
Отраслевые рубрики: психические процессы, психология, философия морали, философские науки, этика
Ключевые слова: нравственные качества, совесть
Индексы ББК: 88.252.113, 87.701.3
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
Кибрик, А. А.
Русский мультиканальный дискурс. Часть 1 : Постановка проблемы / А. А. Кибрик
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 70 - 80 : фот., табл., рис. — Библиогр.: с. 77 - 78.
Русский мультиканальный дискурс. Часть 1 : Постановка проблемы / А. А. Кибрик
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 70 - 80 : фот., табл., рис. — Библиогр.: с. 77 - 78.
Подробнее
Авторы: Кибрик А. А.
Аннотация: Человеческая коммуникация представляет собой мультиканальный процесс. Множество коммуникативных каналов, относящихся к вокальной и кинетической модальностям, используются одновременно и в связке между собой. Хотя обыденная устная коммуникация составляет важнейшую часть повседневной человеческой деятельности, она изучена недостаточно, поскольку обычно не оставляет материальных следов, а различные каналы традиционно исследуются разными академическими дисциплинами. В первой части статьи рассмотрены основные явления вербального, просодического, жестового и окуломоторного коммуникативных каналов, а также принципы аннотации соответствующих явлений. Подход, представленный в статье, предлагается со стороны лингвистики, но при этом является междисциплинарным и ориентирован на психологическую аудиторию
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: движение глаз, дискурс, дискурс мультиканальный, жестикуляция, жесты, коммуникативные каналы, мультиканальность, мультимодальный подход, просодия, психология речи, русский язык, устная речь, язык, языковая коммуникация
Индексы ББК: 88.251.32
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
Жилинская, А. В.
Подходы к изучению построения подростками траектории жизненного пути / А. В. Жилинская, А. А. Бочавер
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 36 - 45. — Библиогр.: с. 42 - 43.
Подходы к изучению построения подростками траектории жизненного пути / А. В. Жилинская, А. А. Бочавер
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 36 - 45. — Библиогр.: с. 42 - 43.
Подробнее
Авторы: Жилинская А. В., Бочавер А. А.
Аннотация: Приведен анализ экзистенциального, социального и инструментального подходов к пониманию построения подростками траектории своего жизненного пути, сопоставлены их ключевые тезисы, изучены возможности и ограничения с точки зрения понимания смысла и задач развития подросткового возраста. Показано, что в разных подходах подчеркиваются разные аспекты жизнетворчества, позволяя сосредоточиться на бытийной, смысловой стороне жизни (экзистенциальный подход), на социальных представлениях о последовательности этапов, образе успеха, системе отношений вокруг проектирования жизни подростком (социальный подход), а также непосредственно на средовых и внутриличностных ресурсах для решения конкретных задач и тактиках их выполнения (инструментальный подход). Выводы о сильных и слабых сторонах каждого из рассмотренных подходов позволяют уточнить программы психолого-педагогического сопровождения подростков в их планировании и осуществлении жизненных выборов. Приведены рекомендации, обозначены перспективы исследований в данной области психологических исследований
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, психология, психология личности
Ключевые слова: инструментальный подход, подростки, подростковый возраст, развитие личности, социальный подход, траектория жизненного пути, траектория индивидуальная, траектория развития, экзистенциальный подход
Индексы ББК: 88.415-72
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
Нестик, Т. А.
Отношение к глобальным рискам: социально-психологический анализ / Т. А. Нестик, А. Л. Журавлев
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 127 - 138. — Библиогр.: с. 135 - 136.
Отношение к глобальным рискам: социально-психологический анализ / Т. А. Нестик, А. Л. Журавлев
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 127 - 138. — Библиогр.: с. 135 - 136.
Подробнее
Авторы: Нестик Т. А., Журавлев А. Л.
Аннотация: Рассматривается отношение к глобальным рискам как характерные для личности или группы особенности их антиципации, переживания и осмысления, с одной стороны, а с другой - совместная деятельность представителей своей или чужих групп, направленная либо на создание и использование глобальных угроз, либо на их предотвращение. Выделяются психологические особенности данных феноменов и следующие присущие им характеристики. Такие как: неподтвержденность повседневному опыту; субъективная отдаленность во времени; сопряженность с коллективными тревожными состояниями; необходимость ряда социально-психологических условий для их предвидения и предотвращения, которые не могут быть быстро обеспечены (а именно: доверие, глобальная идентификация, групповая рефлексивность); разрушительность для веры человека в свою способность влиять на будущее; психологическая амбивалентность способов предотвращения, которые сами по себе могут рассматриваться как новые источники глобальной угрозы; включенность представлений о глобальных рисках в межгрупповые отношения, их подверженность манипуляциям. Выделяются ценностно-мотивационные, когнитивные, аффективно-оценочные и предповеденческие компоненты глобальных рисков, предлагается структура отношения личности и группы к ним. Определяются также содержательные и структурно-динамические характеристики данного отношения. Исследуются социально-психологические предпосылки предотвращения глобальных рисков. Показывается, что привлечение внимания к ним позитивный образ будущего и четкое описание ближайших действий более эффективны,чем нагнетание тревоги. Анализируется роль глобальньой идентификакции и сетевых сообществ в рефлексии данных феноменов. Намечены перспективные направления их психологических исследований
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология
Ключевые слова: временная перспектива, глобальная идентичность, глобальные риски, групповая рефликсивность, катастрофы, когнитивные искажения, образ будущего, сетевые сообщества, социально-психологические феномены
Индексы ББК: 88.5
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
Стрижицкая, О. Ю.
Лойольская шкала генеративности: русскоязычная адаптация / О. Ю. Стрижицкая, М. К. Полякова
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 94 - 102 : табл. — Приложение. Лойольская шкала генеративности. — Библиогр.: с. 99.
Лойольская шкала генеративности: русскоязычная адаптация / О. Ю. Стрижицкая, М. К. Полякова
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 94 - 102 : табл. — Приложение. Лойольская шкала генеративности. — Библиогр.: с. 99.
Подробнее
Авторы: Стрижицкая О. Ю., Полякова М. К.
Аннотация: Предложена русскоязычная адаптация Лойольской шкалы генеративности. Шкала разработана для изучения направленности взрослого человека на взаимодействие с более молодыми поколениями и передачу своего жизненного и профессионального опыта (генеративность). Генеративность является одной из характеристик, раскрывающекй особенности личностного развития взрослого человека. Методика позволяет расширить представления о сущности межпоколенных связей и может быть использована для изучения специфики самоактуализации и самореализации личности. Методика состоит из 20 утверждений и образует единую шкалу. Результаты стандартизации методики (N=336) подтвердили психометрическую надежность и валидность адаптированного варианта. Сравнительный анализ показал чувствительность методики к специфике профессиональной деятельности
Отраслевые рубрики: возрастная психология, практическая психология (прикладная психология), психодиагностика, психология
Ключевые слова: валидность теста, генеративность, Лойольская шкала генеративности, межпоколенные взаимодействия, методика психологического исследования, надежность теста, репрезентативность
Индексы ББК: 88.91, 88.4в686
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
Барабанщиков, В. А.
Динамика зрительного процесса и сккадические движения глаз / В. А. Барабанщиков
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 46 - 56 : диагр., рис., фот. — Библиогр.: с. 54 - 55.
Динамика зрительного процесса и сккадические движения глаз / В. А. Барабанщиков
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 46 - 56 : диагр., рис., фот. — Библиогр.: с. 54 - 55.
Подробнее
Авторы: Барабанщиков В. А.
Аннотация: Рассматривается логика перцептивного процесса, организация и функции его моторных компонентов. В данном контексте обсуждаются представления о механизме регуляции элементарных движений глаз и его влияния на динамику восприятия. Опираясь на современную технологическую базу и схемы эксперимента автор исследует регуляторные возможности восприятия экологически значимых объектов во время саккад. Показано, что вероятность распознавания эмоциональных выражений лица в подобных условиях выше случайной и зависит от модальности эмоций. Эффективность восприятия экспрессий во время саккад по сравнению с исходным уровнем не только не снижается, но и становится более высокой. Полученные данные подтверждают представление о непрерывности зрительного процесса и возожность его непосредственного включения в регуляцию быстрых движений глаз
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: восприятие (перцепция), выражение лица, движение глаз, зрительное восприятие, когнитивная психология, когнитивные процессы, саккадическое подавление, саккады, экологически значимые объекты
Персоналии: Ломов Борис Федорович
Индексы ББК: 88.251.13
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
Алфимова, М. В.
Адаптация шкалы времени переживания удовольствия: кросскультурные и кросс-ситуационные различия / М. В. Алфимова, Т. В. Лежейко, В. Е. Голимбет
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 115 - 126 : табл. — Приложение. Шкала времени переживания удовольствия. — Библиогр.: с. 123 - 124.
Адаптация шкалы времени переживания удовольствия: кросскультурные и кросс-ситуационные различия / М. В. Алфимова, Т. В. Лежейко, В. Е. Голимбет
// Психологический журнал. — 2018. — № 1. - С. 115 - 126 : табл. — Приложение. Шкала времени переживания удовольствия. — Библиогр.: с. 123 - 124.
Подробнее
Авторы: Алфимова М. В., Лежейко Т. В., Голимбет В. Е.
Аннотация: Проведена адаптация на русскоязычной выборке методики "Шкала времени переживания удовольствия" (TEPS), предназначенной для оценки способности испытывать удовольствие в различные моменты времени - при ожидании будущей награды (антиципирующее удовольствие) и при ее "потреблении" (консуматорное удовольствие). Приведены результаты адаптации TEPS для русскоязычной популяции и сравнение ее психометрических характеристик с таковыми в западной и восточной культурах. Изучено распределение средних значений основных показателей шкалы, ее внутренняя согласованность и ретестовая надежность; проведен конфирматорный и эксплораторный факторный анализ, оценка конвергентной и дивергентной валидности исследуемых показателей. Показано, что русскоязычная версия TEPS имеет психометрические характеристики и двухфакторную структуру, сооответствующие исходному английскому варианту шкалы, и чувствительная к ситуационному контексту, влияющему на доступ к вознаграждению
Отраслевые рубрики: практическая психология (прикладная психология), психодиагностика, психология
Ключевые слова: методика психологического исследования, надежность теста, психические процессы, психометрические характеристики, удовольствие, шкала времени переживания удовольствия, эмоции
Индексы ББК: 88.91, 88.252.112в686
Представления: Формат MARC21