Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Красавцева, Ю. В.
Эмоциональный и академический интеллект как предикторы стратегии в игровой задаче Айова (IGT) / Ю. В. Красавцева, Т. В. Корнилова
// Психологический журнал. — 2018. — № 3. - С. 29 - 43 : табл. — Библиогр.: с. 39 - 41.
Подробнее
Авторы: Красавцева Ю. В., Корнилова Т. В.
Аннотация: Рассмотрены вопросы о соотношении академического и эмоционального интеллекта в качестве предикторов стратегий многоэтапных решений в ситуации неопределенности, моделируемой в Игровой задаче Айова. Верифицированы гипотезы о вкладах переменных интеллекта, в том числе эмоционального, в регуляцию стратегий, предполагающих прогностическую активность. Сравнивалось две группы респондентов: 1) студенты и 2) руководители - гражданские "управленцы"; всего 142 человека. Группы различались по возрасту, но не различались по академическому интеллекту; установлены отличия по некоторым шкалам эмоционального интеллекта. Использовались методики: 1) Компьютеризованный вариант Игровой задачи Айова. 2) Тесты интеллекта: два субтеста, измеряющие флюидный интеллект из батареи ICAR и два, измеряющие кристаллизованный (вербальный) интеллект из батареи ROADS. 3) Опросник ЭмИн Д. Люсина. Пр обработке данных применялся корреляционнный и регрессионный анализ. Вербальный интеллект у руководителей выступил значимым положительным предиктором успешности стратегий в большем числе показателей, чем у студентов, но не на первом этапе игры. Впервые установлена позитивная роль флюидного интеллекта - после стабилизации ориентиров в середине игры. Шкалы эмоционапьного интеллекта также выступили предикторами, но в большей степени у участников-руководителей. В целом на основании анализа предикторов эффективности решений на разных этапах стратегий можно говорить о большей интегрированности когнитивных и эмоциональных процессов в динамических регулятивных системах выборов у руководителей
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология, психология личности
Ключевые слова: академический интеллект, игровая задача Айова, игровые задачи, когнитивная психология, руководители, стратегия решения задач, студенты, условие неопределенности, эмоциональный интеллект
Индексы ББК: 88.251.31-70, 88.3
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Экстремальный образ жизни как фактор ее индивидуальной продолжительности / Т. Н. Березина, В. И. Екимова, Е. А. Орлова, А. В. Кокурин
// Психологический журнал. — 2018. — № 3. - С. 70 - 78 : табл. — Библиогр.: с. 75 - 76.
Подробнее
Авторы: Березина Т. Н., Екимова В. И., Орлова Е. А., Кокурин А. В.
Аннотация: Исследуется связь факторов "экстремальный образ поведения" и "уровень профессиональных достижений" с индивидуальной продолжительностью жизни близнецовым методом. Обследовано 100 пар монозиготных и 72 пары дизиготных однополых близнецов, живших на территории России в XX - XXI веках. Показано,что изучаемые факторы являются независимыми несмотря на то, что экстремальный образ поведения включал в себя в том числе и профессиональные особенности (выбор профессий особого риска). Эти факторы частично объясняются наследственностью и значительно сильнее - общей и близкой средой. В аспекте вклада в индивидуальную продолжительность жизни действие этих факторов является противоположно направленным. Экстремальный образ поведения на уровне тенденции ведет к ее уменьшению, а профессиональный успех и уровень карьеры - к достоверному увеличению. При этом действие фактора "уровень профессиональных достижений" является более выраженным и объясняет больший процент дисперсии индивидуальной продолжительности жизни в парах монозиготных близнецов
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, социальная психология
Ключевые слова: близнецовый метод, близнецы, индивидуальная продолжительность жизни, образ жизни, продолжительность жизни, профессии экстремальные, профессиональные достижения, психология индивидуальных различий, экстремальное поведение, экстремальность, экстремальный образ жизни
Индексы ББК: 88.53
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Гаврилова, Т. А.
Пять установок по отношению к смерти: половозрасные различия и кросскультурные сопоставления / Т. А. Гаврилова
// Психологический журнал. — 2018. — № 3. - С. 15 - 28 : табл. — Библиогр.: с. 25 - 26.
Подробнее
Авторы: Гаврилова Т. А.
Аннотация: Излагаются результаты исследования половозрастных особенностей отношения россиян к смерти. Отношение к смерти оценивалось на основе измерения пяти различных установок (Страх смерти, Избегание темы смерти, Нейтральное принятие смерти, Приближающее принятие смерти, Избавляющее принятие смерти), выделенных канадским психологом P.T. Wong с коллегами, с помощью опросника "Профиль установок по отношению к смерти". Исследование проведено с участием 352 человек. Обнаружены половозрастные различия в предпочтении различных установок по отношению к смерти. Показано, что независимо от возраста установка на приближающее принятие смерти более выражена у женщин, чем у мужчин. Для подростков наиболее характерна установка на избавляющее принятие смерти, а у взрослых людей по мере увеличения их возраста начинает все больше преобладать нейтральное принятие смерти. Во всех возрастных группах, кроме пожилой, также обнаружено смешанное отношение к смерти, которое проявилось в виде связей негативных и позитивных установок. Сопоставление данных, полученных на российской выборке, с результатами зарубежных исследований, проведенных в Канаде и Гонконге, продемонстрировало специфические черты российской культуры в установках по отношению к смерти. Полученные данные указывают на необходимость более широких и систематических исследований установок по отношению к смерти в подростковом возрасте для изучения причин подростковых самоубийств
Отраслевые рубрики: психология, психология личности
Ключевые слова: возрастные различия, гендерные различия, женщины, мужчины, отношение к смерти, подростки, подростковый возраст, смерть, страх смерти, тревожность
Индексы ББК: 88.3
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Воронин, А. Н.
Психология дискурсивных способностей: векторы развития / А. Н. Воронин
// Психологический журнал. — 2018. — № 3. - С. 113 - 123 : рис., схем. — Библиогр.: с. 121 - 122.
Подробнее
Авторы: Воронин А. Н.
Аннотация: Статья посвящена исследованиям в области дискурсивных способностей и перспективам, открывающимся в этом направлении. Введение понятия "дикурсивные способности" базируется на понимании общения как самостоятельной и специфической формы активности субъекта, результатом которой являются отношения с другим человеком или с другими людьми. Дискурсивные способности во многом определяют эффективность той составляющей деятельности общения, которая ситуативно и событийно обусловлена и связана с языковыми средствами, находящимися в распоряжении общающихся людей. Дискурсивные способности позволяют человеку эффективно инициировать, поддерживать, развертывать и завершать процесс общения, используя при этом языковые средства, соответствующие конкретной ситуации. В статье приведены такие перспективные направления исследований дискурсивных способностей, как: определение места дискурсивных способностей в структуре психики человека; разработка методик диагностики эффективности коммуникаций и общения на основе тестовых данных при решении коммуникативных задач; исследование дискурсивных способностей как специфического фактора; исследование влияния дискурсивных способностей на различные виды совместной деятельности; исследование обусловленности межличностного общения уровнем развития дискурсивных способностей и мощностью когнитивного ресурса
Отраслевые рубрики: познавательные процессы, психолингвистика, психология, психология личности
Ключевые слова: дискурс, дискурсивные способности, интеллект, когнитивный ресурс, коммуникативные способности, межличностное общение, общение, психодиагностика, развитие психологии, совместная деятельность, способности
Индексы ББК: 88.334.1, 81.006
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Марцинковская, Т. Д.
Проблема позитивной социализации в современном мультикультурном мире / Т. Д. Марцинковская, Е. А. Киселева
// Психологический журнал. — 2018. — № 3. - С. 79 - 89 : диагр., схем. — Библиогр.: с. 88.
Подробнее
Авторы: Марцинковская Т. Д., Киселева Е. А.
Аннотация: Раскрываются понятия потребности в языке как мотивации не только к овладению иностранным языком, но и к использованию родного языка в иноязычной среде, и связи этого понятия с лингвистической идентичностью. Показывается связь между лингвистической, этнической и социокультурной идентичностью. Дается анализ роли потребности в языке и лингвистической идентичности в процессе социализации малых и больших народов в мультикультурном пространстве. Приводятся результаты эмпирического исследования отношения к языку и культуре молодежи, проживающей в Москве и республике Коми, а также этнической группы "русских немцев". Доказывается, что специфичная социальная ситуация привела к изменению статуса языка и отношения к нему. При этом язык, даже не являющийся приоритетным, эмоционально остается феноменом этнической принадлежности. В многонациональных городах различия между этнической и социокультурной идентичностью невелики, при этом культура как позитивная составляющая социокультурной идентичности доминирует в большом городе, а ее влияние на этническую идентичность в данном случае носит амбивалентный характер
Отраслевые рубрики: психолингвистика, психология, социальная психология, филологические науки, этническая психология (этнопсихология), языкознание
Ключевые слова: кросс-культурная психология, культура, лингвистическая идентичность, молодежь, мультикультурное общество, отношение к языку, потребность в языке, родной язык, социализация личности, социокультурная идентичность, этническая идентичность
Индексы ББК: 88.542.5, 81.006
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Балева, М. В.
Когнитивные механизмы стереотипизации другого / М. В. Балева, В. А. Гасимова, Г. В. Ковалева
// Психологический журнал. — 2018. — № 3. - С. 57 - 69 : граф., табл. — Библиогр.: с. 66 - 67.
Подробнее
Авторы: Балева М. В., Гасимова В. А., Ковалева Г. В.
Аннотация: Ставится задача выявления универсальных когнитивных механизмов формирования стереотипизирующих суждений о представителей аутгрупп. В качестве объекта восприятия рассматриваются искусственно сконструированные социальные группы, что позволяет исключить влияние ранее сформированных установок и эмоциональной окрашенности "готовых" стереотипов на их актуальное восприятие. Проверяется и находит поддержку гипотеза об эффектах когнитивных стилей и дивергентного мышления на стереотипизацию Другого. Стереотипизация операционализируется через описание образа Другого в терминах обобщающих черт, а не конкретного поведения. На выборке из 103 студентов установлен статистически значимый вклад в стереотипизацию отдельных показателей: поленезависимости, ригидности, импульсивности, когнитивной простоты и низкой оригинальности. Полученные результаты представляют интерес с точки зрения понимания когнитивной природы стереотипизированных, в том числе предвзятых суждений о представителях аутгрупп и могут иметь прикладное значение при разработке обучающих программ в области психологии межкультурных взаимодействий
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология
Ключевые слова: восприятие (перцепция), дивергентное мышление, когнитивная психология, когнитивные стили, образ Другого, социальная перцепция, социальная стереотипизация, социальное восприятие, социальные стереотипы, стереотипизация Другого
Индексы ББК: 88.50-511
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Греченко, Т. Н.
Инвариантные частоты биоритмов живых организмов разного эволюционного возраста / Т. Н. Греченко, А. Н. Харитонов, А. В. Жегалло
// Психологический журнал. — 2018. — № 3. - С. 90 - 101 : граф. — Библиогр.: с. 98 - 99.
Подробнее
Авторы: Греченко Т. Н., Харитонов А. Н., Жегалло А. В.
Аннотация: Проверялось предположение о сходстве частотных характеристик ритмов электрической активности клеток у живых существ разного таксономического положения и эволюционного возраста. В результате исследования обнаружены осцилляции в диапазоне одних и тех же частот у цианобактерий, у одноклеточных эукариот - дрожжей, амебы обыкновенной, инфузории; у многоклеточных малоподвижных эукариот - молочного гриба и плодового тела миксомицет; у подвижных многоклеточных эукариот - пиявки и улитки, а также у плодов моркови и яблони. Частотные спектры ритмической активности имеют локализацию пиков в областях, соответствующих известным ритмам, идентифицированным в ЭЭГ: дельта, альфа и бета-диапазонам. Полученные результаты объясняются происходящей синхронизацией биоритмов гелиогеофизическими колебательными процессами. Предполагается, что осцилляторов исходно происходила в виде подстройки к ионосферным резонаторам Земли. Электрофизиологические данные подтверждают идею о взаимодействии и взаимозависимости планеты и населяющих ее живых организмов. Естественные электромагнитные поля явились необходимым условием зарождения жизни на Земле
Отраслевые рубрики: общая психология, психология, развитие психики (филогенез психики), сравнительная психология
Ключевые слова: биологические ритмы, биосфера, многоклеточные эукариоты, одноклеточные организмы, осцилляторы, прокариоты, резонаторы, эволюция, экспериментальная психология, электрическая активность, электрофизиологические исследования, электрофизиология, электроэнцефалограмма (ЭЭГ), эукариоты
Индексы ББК: 88.212.3в686
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Леонтьев, Д. А.
Илья Пригожин и психология XXI века / Д. А. Леонтьев
// Психологический журнал. — 2018. — № 3. - С. 5 - 14. — Библиогр.: с. 11 - 12.
Подробнее
Авторы: Леонтьев Д. А.
Аннотация: Излагаются ключевые идеи и открытия выдающегося ученого, лауреата Нобелевской премии Ильи Пригожина (1917 - 2003), открывшие новые методологические перспективы не только для естественных наук, но и для наук об обществе и человеке. Статья сфокусирована на значении его идей для сегодняшней психологии. Развитие представлений о бифуркациях в неравновесных системах приводит к пониманию ограниченности принципа детерминизма и невозможности предсказания динамики сложных систем, к пониманию законов природы как формулирующих не столько необходимое, сколько возможное, и к научному обоснованию личной причинности и таких ее аспектов, как свобода и ответственность. Развитие представлений о роли флуктаций в динамике неравновесных систем приводит к пересмотру роли индивидуального действия в динамике макросоциальных систем. Идеи Пригожина чрезвычайно важны для понимания перспектив трансформации психологической науки в XXI веке от изучения предсказуемости и самотождественности индивидов к пониманию личности как самодетерминируемой и самоорганизующейся системы, создающей порядок высшего уровня из неопределенности и хаоса
Отраслевые рубрики: естествознание, психология
Ключевые слова: XX век, Бельгия, бифуркации, естественные науки, история естествознания, методология естествознания, методология психологии, неравновесность, общество, психология личности, самоорганизация, саморегуляция, флуктуации
Персоналии: Пригожин Илья Романович
Индексы ББК: 20в, 88в
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Филиппова, М. Г.
Динамика узнавания незамеченных значений двойственных изображений и изображений-перевертышей / М. Г. Филиппова, Д. И. Костина, М. П. Мезенцева
// Психологический журнал. — 2018. — № 3. - С. 44 - 56 : табл., диагр., рис. — Библиогр.: с. 53 - 55.
Подробнее
Авторы: Филиппова М. Г., Костина Д. И., Мезенцева М. П.
Аннотация: Статья посвящена проблеме отбора и осознания значения поступающей многозначной информации и последующего влияния значений, оставшихся неосознанными, на процессы узнавания. С целью экспериментальной проверки идеи о существовании динамики узнавания неосознанных значений многозначных изображений, реализуются два эксперимента с использованием в качестве стимулов для запоминания двойственных изображений и изображений-перевертышей, которые подлежат узнаванию непосредственно сразу после предъявления, на следующий день, через неделю и через месяц. Проверяется гипотеза, согласно которой ранее неосознанные значения многозначных изображений имеют тенденцию с течением времени проникать в сознание в виде ошибок узнавания. Результаты экспериментов подтверждают проверяемую гиппотезу: число ошибок узнавания интвертированных персонажей изображений-перевертышей через месяц достигает 71,2%, а число ошибок ложного узнавания явных значений двойственных изображений с элементами альтернативных достигает 67,8% (что в обоих случаях значимо отличается от используемых контрольных условий). Сравнение нескольких теоретических подходов к восприятию многозначности позволяет прийти к выводу о том, что наилучшим образом полученные результаты объясняются с точки зрения концепции негативного выбора, постулирующей двоякое проявление незамеченных интерпретаций многозначности: их повторное неосознание в том же контексте и проникновение в сознание в виде ошибок при смене контекста
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: восприятие (перцепция), восприятие многозначности, изображения-перевертыши, изображения двойственные, когнитивная психология, негативный выбор, неосознаваемые значения, ошибки узнавания, узнавание
Индексы ББК: 88.251.13-2
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
bookCover
Резазадех, З.
Адаптация теста "Отношение к соблюдению нравственных норм" на выборке российских студентов / З. Резазадех, Л. Ф. Баянова, Э. Н. Гилемханова
// Психологический журнал. — 2018. — № 3. - С. 102 - 112. — Приложение 1. Тест "Отношение к соблюдению нравственных норм" для изучения нравственной сферы личности современных российских студентов. Приложение 2. "Ключ" для обработки индивидуальных данных. — Библиогр.: с. 108.
Подробнее
Авторы: Резазадех З., Баянова Л. Ф., Гилемханова Э. Н.
Аннотация: Представлены результаты адаптации теста "Отношение к соблюдению нравственных норм" (авторы А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко) для категории студентов. Формулировки ряда вопросов переработаны для содержательного соответствия студенческой среде с сохранением общего смыслового ядра морально-нравственных суждений. Предложен принцип суммарного подсчета полученных баллов по каждому пункту, что позволяет работать с количественной, а не номинальной шкалой. Приводятся психометрические характеристики адаптированной версии теста: надежность, валидность, дискриминативность. Выявлены статистические границы норм. Установлены различия в отношении к соблюдению конкретных нравственных норм у современных российских студентов. Оценена возможность использования представленной версии теста в дальнейших исследованиях
Отраслевые рубрики: практическая психология (прикладная психология), психодиагностика, психология, психология личности
Ключевые слова: "Отношение к соблюдению нравственных норм" (тест), валидность теста, дискриминативность, методика психологического исследования, надежность теста, нравственность, нравственные нормы, психологические исследования, психологические тесты, Россия, студенты
Индексы ББК: 88.91, 88.53в686
Представления: Формат MARC21