Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Куренной, В. А.
Философия либерального образования: принципы / В. А. Куренной
// Вопросы образования. — 2020. — № 1. - С. 8 - 39. — Аннотации на русском и английском языках. — DOI 10.17323/1814-9545-2020-1-8-39. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Куренной В. А.
Аннотация: Изложены принципы современной либеральной философии европейской модели свободного образования. Эти положения, сформулированные более двухсот лет назад, в русской литературе по педагогике и философии образования никогда не излагались в полном и связанном виде. В статье выделены 10 принципов этой модели: 1) образование на протяжении всей жизни; 2) академическая свобода; 3) значение опыта и практики; 4) критическое мышление и гражданские компетенции; 5) развитие компетенций, а не накапливание знаний; 6) приоритет общего образования перед специальным; 7) "научиться учиться"; 8) принцип самостоятельного деятельностного усилия; 9) политическая нейтральность; 10) интерактивность и сократический диалог.
Отраслевые рубрики: образование, философия науки, история педагогических учений, дидактика
Ключевые слова: "гумбольдтовский" университет, XIX век, XVIII век, XX век, XXI век, академическая свобода, академические системы, гражданские компетенции, деятельностный подход, диалогический подход, Европа, интерактивная коммуникация, интерактивное обучение, история образования, конкурентоспособность, критическое мышление, либерализация образования, мобильность рабочей силы, модели образования, немецкая классическая философия, непрерывное образование, общее образование (школьное образование), познавательный опыт, политическая нейтральность, практика, принципы образования, развитие компетенций, Россия, самообразование, свободное образование, специальное образование, умение учиться, университеты, философия образования, философия университета, эффективность образование
Персоналии: Кант Иммануил, Фихте Иоганн Готлиб, Гумбольдт Вильгельм, Шлейермахер Фридрих, Савиньи Фридрих Карл
Индексы ББК: 74в, 74.02, 74.03(4)
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Губа, К. С.
Фиктивная эффективность: что на самом деле оценивал Мониторинг эффективности образовательных организаций / К. С. Губа, М. М. Соколов, А. О. Цивинская
// Вопросы образования. — 2020. — № 1. - С. 97 - 125. — Аннотации на русском и английском языках. — DOI 10.17323/1814-9545-2020-1-97-125. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Губа К. С., Соколов М. М., Цивинская А. О.
Аннотация: Мониторинг эффективности образовательных организций 2012 года стал инструментом "оптимизации вузовской сети", которая привела к сокращению числа вузов более чем в 1,5 раза. Анализируются показатели мониторинга и результаты их использования. По мнению авторов, произошло смешение двух разных пониманий эффективности - как способности достигать социально значимых целей (результативность) и как способность достигать эффекта с минимальными затратами (оптимальность). По результатам мониторинга эффективность понимается как отпимальность (слияния, смена руководства). Шансы вуза занять предпочтительную позицию определяются особенностями региона и группой вузов. Такое оценивание - дискриминация вузов, которым не повезло обладать желательными "врожденными" свойствами.
Отраслевые рубрики: образование, профессиональное образование, высшее образование
Ключевые слова: академическое образование, государственные вузы, качество образования, модель пропорционального риска, мониторинг вузов, Мониторинг эффективности образовательных организаций, научная деятельность, оптимальность, оптимизация вузов, организация образования, оценка качества, преподавательская деятельность, регионы России, результативность, реформа образования, Россия, слияние вузов, смена руководства, структурные характеристики, университеты, филиалы вузов, частные вузы, эффективность вузов, эффективность образования
Индексы ББК: 74.484.4
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Устойчивое развитие в учебных программах средних школ = Sustainable development in secondary schools curricula. Polish context / А. Мруз, И. Оцеткевич, Л. Томчик [и др.] ; перевод с английского Л. Дянковой
// Вопросы образования. — 2020. — № 1. - С. 182 - 204 : табл., диагр. — Перевод по изданию: Mroz A., Ocetkiewicz I., Tomczyk L., Walotek-Scianska K., Rott D. Sustainable development in secondary schools curricula. Polish context. — DOI 10.17323/1814-9545-2020-1-182-204. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Мруз А., Оцеткевич И., Томчик Л., Валотек-Щчаньска К., Ротт Д.
Аннотация: Представлены результаты внедрения ключевых компетенций устойчивого развития в школьные программы. В соответствии с рекомендациями Европейской комиссии и в рамках инициативы ЮНЕСКО "Десятилетие образования в интересах устойчивого развития" все преподаватели на каждом этапе образования должны включать в свои учебные программы материалы, которые будут поддерживать усилия по обеспечению устойчивого развития.
Отраслевые рубрики: методика преподавания, образование, общее образование (школьное образование), общеобразовательная школа
Ключевые слова: дидактика, качество образования, квалификация преподавателей, компетентностный подход, образовательная политика, подготовка преподавателей, Польша, профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, учебные программы, учителя
Индексы ББК: 74.26-231
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Пушкарева, Н. Л.
Преподавательницы Бестужевских женских курсов как феномен российской эмансипации второй половины XIX - начала XX в. / Н. Л. Пушкарева, О. И. Секенова
// Вопросы образования. — 2020. — № 1. - С. 302 - 316. — DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-302-316. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Пушкарева Н. Л., Секенова О. И.
Аннотация: Рассмотрен феномен женского "вторжения" в научно-преподавательскую сферу и особенности социально-правового статуса первых российских женщин-историков, ставших преподавательницами вузов во второй половине XIX - начале XX в.
Отраслевые рубрики: образование, история образования, профессиональное образование, высшее образование
Ключевые слова: XIX век, XX век, Бестужевские женские курсы, высшее учебное заведение, Высшие женские курсы, гендерная история, гендерные особенности, женщины-историки, историко-филологическое отделение, квалификация, научная деятельность, правовой статус, правоприменительная практика, преподавательницы, преподавательская деятельность, профессиональная деятельность, Российская империя, Россия, самореализация, Санкт-Петербург, социальный статус, трудоустройство, эмансипация
Персоналии: Дабижа Мария Михайловна, Щепкина Екатерина Николаевна, Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна
Индексы ББК: 74.483
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Филоненко, В. И.
Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе : По материалам межрегиональных социологических исследований 2006 - 2016 гг. / В. И. Филоненко, О. С. Мосиенко, А. С. Магранов
// Вопросы образования. — 2020. — № 1. - С. 283 - 301. — DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-283-301. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Филоненко В. И., Мосиенко О. С., Магранов А. С.
Аннотация: Установлено, что профессиональной мотивацией студенческой молодежи является ориентация на профессию как средство саморазвития. Такая мотивация способствует эффективности образования. Однако студенты плохо представляют себе ситуацию на рынке труда, спрос на специалистов и проблемы с трудоустройством...
Отраслевые рубрики: высшее образование, образование, профессиональное образование, социология, социология образования
Ключевые слова: выбор профессии, занятость, качество образования, молодежь, мотивация образования, образовательная политика, представления о профессии, преподаватели, профессиональная мотивация, профессиональный выбор, профессиональный интерес, профессиональный успех, регионы России, реформа образования, Россия, рынок труда, саморазвитие, социализация молодежи, спрос на специалистов, студенчество, трудоустройство выпускников
Индексы ББК: 74.480.44, 60.561.9
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Чередниченко, Г. А.
Положение на рынке труда выпускников системы высшего и среднего профессионального образования / Г. А. Чередниченко
// Вопросы образования. — 2020. — № 1. - С. 256 - 282. — DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-256-282. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Чередниченко Г. А.
Аннотация: Показано, что участие в трудовой деятельности еще в процессе обучения обеспечивает преимущества при трудоустройстве. Уровень безработицы наименьший у выпускников вузов.
Отраслевые рубрики: высшее образование, образование, профессиональное образование, среднее профессиональное образование, социология, социология образования
Ключевые слова: безработица, выбор профессии, занятость, качество обучения, молодежь, мотивация образования, образовательная политика, подготовка рабочих, предложение труда, работа по специальности, работающие студенты, рабочие, реформа образования, Россия, рынок труда, спрос на труд, студенчество, трудовая деятельность, трудоустройство выпускников, уровень квалификации
Индексы ББК: 74.47, 74.480.44, 60.561.9
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Марголис, А. А.
Особенности "российского Хирша": предикторы цитируемости научных статей в РИНЦ / А. А. Марголис, В. В. Пономарева
// Вопросы образования. — 2020. — № 1. - С. 230 - 255. — DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-230-255. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Марголис А. А., Пономарева В. В.
Аннотация: Подтверждена связь ряда изучаемых параметров с цитируемостью в РИНЦ. Выявлены показатели, наиболее существенные для прогнозирования цитируемости. Показано, что самыми информативными для прогнозирования цитируемости являются параметры видимости (доступности для читателя) статьи, менее важными - атрибуты статьи, а самыми слабыми - атрибуты типа научного цитирования...
Отраслевые рубрики: наука, научно-исследовательская деятельность, организация науки
Ключевые слова: Scopus (база данных), Web of Science (WoS) (база данных), авторитетность журнала, высшее учебное заведение (вуз), доступность публикаций, журналы по психологии, индекс Хирша (h-индекс), количественные методы оценки, культура цитирования, метод однофакторного анализа, наукометрия, научные публикации, оценка, оценка эффективности, публикации по психологии, публикационная активность, рейтинг высших учебных заведений, репутация автора, Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), Россия, статистические исследования, суммарное цитирование, цитирование, экспертные оценки, эффективность вузов, эффективность науки
Индексы ББК: 72.5, 72.471.3
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Кичерова, М. Н.
Неформальное образование: международный опыт признания компетенций / М. Н. Кичерова, Е. В. Зюбан, Е. О. Муслимова
// Вопросы образования. — 2020. — № 1. - С. 126 - 158. — Аннотации на русском и английском языках. — DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-126-158. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Кичерова М. Н., Зюбан Е. В., Муслимова Е. О.
Аннотация: Раскрывается специфика неформального образования в контексте глобальных процессов. Представлен межстрановой анализ вовлеченности населения в неформальное обучение, рассмотрены основные модели признания компетенций, полученных в неформальном обучении. Выделены несколько уровней признания компетенций: международный, национальный и локальный.
Отраслевые рубрики: образование, организация образования, образование взрослых
Ключевые слова: "Сбербанк России", "Северсталь" (компания), General Electric (компания), Google (компания), Siemens (концерн), Австралия, Азия, виды образования, вовлеченность в обучение, глобализация общества, Европа, Канада, квалификационные стандарты, компетенции, корпоративные университеты, неформальное образование, неформальные компетенции, правовой аспект, профессиональные квалификации, развитие экономики, реформа образования, Россия, социальное признание, Средний Восток, США, университеты
Индексы ББК: 74.047, 74.324.78
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Асонова, Е. А.
Литературное образование: мнения участников образовательных отношений / Е. А. Асонова, Л. Ф. Борусяк, Е. С. Романичева
// Вопросы образования. — 2020. — № 1. - С. 159 - 181. — Аннотации на русском и английском языках. — DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-159-181. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Асонова Е. А., Борусяк Л. Ф., Романичева Е. С.
Аннотация: Определяется структура литературного образования, т. е. потребности участников образования в чтении художественной литературы. Анализируется термин "литературное образование". Интервью с учителями, библиотекарями, родителями, студентами и старшеклассниками дали крайне низкую оценку уроков литературы и роли библиотек в литературном образовании. Школа определяется как институт литературного образования.
Отраслевые рубрики: образование, общее образование (школьное образование), дидактика, средства обучения
Ключевые слова: библиотека, библиотекари, глубинное интервью, литературное образование, образовательные отношения, подростки, получение знаний, потребности, потребности в чтении, рефлексия, родители, Россия, семья, социологические исследование, старшеклассники, студенты, уроки литературы, учителя, фокус-группы, художественная литература, читательский опыт, чтение, школа, школьные библиотеки
Индексы ББК: 74.202.69
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
bookCover
Ларина, Г. С.
Когнитивные процессы в преподавании: связь с достижениями учащихся в метематике / Г. С. Ларина, А. В. Капуза
// Вопросы образования. — 2020. — № 1. - С. 70 - 96 : табл. — Аннотации на русском и английском языках. — DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-70-96. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Ларина Г. С., Капуза А. В.
Аннотация: Школьное образование должно обеспечивать развитие умения решать незнакомые задачи, быстро ориентироваться в больших объемах информации, принимать решения в ситуации неопределенности. Экспериментально установлено, что такие умения можно сформировать, если чаще использовать на уроках математики задания, в решение которых вовлечены когнитивные процессы...
Отраслевые рубрики: образование, общее образование (школьное образование), методика преподавания
Ключевые слова: достижения учащихся, интерес, когнитивные процессы, личность учителя, математика, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), Международные исследования оценки качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS), общеобразовательная школа, практика преподавания, предметные знания, преподавание математики, результаты обучения, решение задач, Россия, структурное моделирование, школьники
Индексы ББК: 74.26-24-26
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
bookCover
Терентьев, Е. А.
Зачем сегодня идут в аспирантуру : Типологизация мотивов российских аспирантов / Е. А. Терентьев, Н. В. Рыбаков, В. И. Бедный
// Вопросы образования. — 2020. — № 1. - С. 40 - 69. — Аннотации на русском и английском языках. — DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-40-69. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Терентьев Е. А., Рыбаков Н. В., Бедный В. И.
Аннотация: Рассматриваются мотивы поступления в аспирантуру и обучения в ней. Выделены три основных типа мотивации: внутренняя мотивация, внешняя мотивация и амотивация. Показано, что значительная доля аспирантов руководствуется внешними "неакадемическими" мотивами, такими как получение социальных льгот, намерение построить карьеру вне академической сферы, рассматривая ученую степень как подспорье для продвижения.
Отраслевые рубрики: образование, философия науки, наука, научные кадры
Ключевые слова: академическая свобода, академический труд, академическое образование, амотивация, аспирантура, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, детерминация, интерес, исследовательская деятельность, карьера, мотивация образование, научная деятельность, преподавательская деятельность, престиж образования, Россия, самодетерминация, теория мотивации, типы мотивации, университеты, философия образования
Индексы ББК: 74в, 72.641
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
bookCover
Косова, Е. А.
Доступность массовых открытых онлайн-курсов [МООК] по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Косова, М. Ю. Изетова
// Вопросы образования. — 2020. — № 1. - С. 205 - 229 : табл., диагр. — DOI 10.17323/1814-9545-2020-1-205-229.
Подробнее
Авторы: Косова Е. А., Изетова М. Ю.
Аннотация: Методом экспертного анализа по 70 признакам получены оценки доступности МООК с русскоязычным контентом по математическим дисциплинам бакалавриата для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Отраслевые рубрики: высшее образование, дидактика, образование, организация обучения, профессиональное образование
Ключевые слова: "Лекториум" (образовательная платформа), "Открытое образование" (образовательная платформа), "Универсариум" (образовательная платформа), Coursera (образовательная платформа), Stepik (образовательная платформа), XXI век, бакалавриат, веб-доступность, высшее учебное заведение (вуз), глобализация образования, дистанционное обучение, доступность образования, знание, изучение математики, интерактивное обучение, интернет, информационные технологии, качество образования, люди с ограниченными возможностями, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), математическое образование, медиа-контент, мобильная связь, образовательная политика, образовательные платформы, образовательные стратегии, ограниченные возможности здоровья, онлайн-образование, организация обучения, пиринговые задания, сетевое общество, университеты, управление образованием, успешность обучения, учебные программы, электронное обучение
Индексы ББК: 74.48, 74.027.9, 74.530.276
Представления: Формат MARC21