Сортировать по:
1. Статья из журнала
Старовойтенко, Е. Б.
Я-Неизвестное в достижении самотождества и самопреобразовании личности / Е. Б. Старовойтенко, С. А. Щебетенко
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 755 - 778. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-757-778.
Я-Неизвестное в достижении самотождества и самопреобразовании личности / Е. Б. Старовойтенко, С. А. Щебетенко
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 755 - 778. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-757-778.
Подробнее
Авторы: Старовойтенко Е. Б., Щебетенко С. А.
Аннотация: Рассмотрены выраженность Я-Неизвестного в контексте отношений личности; ипостаси Я-Неизвестного; содержания Я-Неизвестного; Я-Неизвестное в измерении возможностей и потенциала личности; Я-Неизвестное в возрастной динамике индивидуальной жизни; Я-Неизвестное во взаимодействии со значимым Другим; Я-Неизвестное в расширенном интериндивидуальном пространстве; Я-Неизвестное в структуре Я-концепции; Я-Неизвестное как признак тождества и разотождествления Я с собой; мотивация поиска и раскрытия Я-Неизвестного; Я-Неизвестное как условие самопреобразования личности; культурные и индивидуальные источники "знания о незнании себя".
Отраслевые рубрики: психология, психология личности
Ключевые слова: герменевтика, герменевтическая модель, значимый другой, индивидуум, коммуникации, культура, личностная идентичность, межличностное пространство, разотождествление, самопознание, самопреобразование, самосознание, самотождество, становление личности, Я, Я-Известное, Я-концепция (образ Я), Я-Неизвестное
Индексы ББК: 88.351.2
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
Уланова, А. Ю.
Характеристики нарративов детей с разным уровнем понимания психических состояний / А. Ю. Уланова
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 779 - 790. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-779-790.
Характеристики нарративов детей с разным уровнем понимания психических состояний / А. Ю. Уланова
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 779 - 790. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-779-790.
Подробнее
Авторы: Уланова А. Ю.
Аннотация: Описаны результаты исследования различных компонентов нарративной компетенции детей 4 и 6 лет в контексте развития модели психического - системы репрезентации знаний о психических феноменах других людей. Истории, рассказанные одним ребенком другому рассматриваются не только как важный коммуникативный инструмент и интегративная языковая способность, но и как метод, позволяющий подойти к анализу понимания ментальных состояний и событий...
Отраслевые рубрики: психология, возрастная психология, детская психология, познавательные процессы
Ключевые слова: дети, дошкольники, когнитивные способности, коммуникации, модель психического, нарратив, понимание психического, психические состояния, психические феномены, развитие личности, развитие речи, репрезентация знаний, социализация, социальная интеграция, становление личности
Индексы ББК: 88.413-5-51
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
Ушаков, Д. В.
Творчество и жизнь: к столетию Я. А. Пономарева / Д. В. Ушаков, Н. А. Пастернак
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 613 - 616. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-613-616. - Специальная тема выпуска: Психология творчества (Памяти Я. А. Пономарева).
Творчество и жизнь: к столетию Я. А. Пономарева / Д. В. Ушаков, Н. А. Пастернак
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 613 - 616. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-613-616. - Специальная тема выпуска: Психология творчества (Памяти Я. А. Пономарева).
Подробнее
Авторы: Ушаков Д. В., Пастернак Н. А.
Аннотация: Я. А. Пономарев предложил программу построения психологической теории, позволяющей синтезировать отдельные модели психических явлений в целостную конструкцию. Основу такого синтеза составляет структурно-уровневый подход, опирающийся на эволюционную теорию. Возникновение интегративной психологической теории на месте разрозненных фасеток будет означать выход психологии на новый уровень в решении практических задач и в мировоззренческом значении - формировании образа человека и его места в мире.
Отраслевые рубрики: психология, история психологии, психология творчества
Ключевые слова: XX век, XXI век, возрастная психология, воплощенное познание, концепция "этапы - уровни - ступени", креативность, методология психологии, научное творчество, научный метод, одаренность, психологическое знание, развитие способностей, Россия, структурно-эволюционная психология, творческая деятельность, творческое мышление, умственное развитие
Персоналии: Пономарев Яков Александрович
Индексы ББК: 88.1, 88.85
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
Нестик, Т. А.
Связь отношения личности к глобальным рискам со страхом смерти и проактивным копингом: эмпирическое исследование / Т. А. Нестик, Е. Л. Николаев
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 812 - 821 : табл. - DOI10.17323/1813-8918-2020-4-812-821.
Связь отношения личности к глобальным рискам со страхом смерти и проактивным копингом: эмпирическое исследование / Т. А. Нестик, Е. Л. Николаев
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 812 - 821 : табл. - DOI10.17323/1813-8918-2020-4-812-821.
Подробнее
Авторы: Нестик Т. А. , Николаев Е. Л.
Аннотация: Рассматриваются феномены страха личной смерти и отношения к глобальным рискам. Изучается связь между страхом смерти, отношением к глобальным рискам и стратегиям проактивного копинга. В соответствии с теорией управления страхом смерти показано, что характеристики отношения к смерти повышают ориентацию на возврат к традиционным религиозным ценностям и ответственность граждан за предотвращение глобальной катастрофы. Показано, что напоминание о смерти в новостях по поводу глобальных рисков может снижать готовность к поиску решений для предотвращения глобальных катастроф.
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, общая психология, психические процессы
Ключевые слова: глобальные катастрофы, глобальные риски, жизнестойкость, копинг, личность, молодежь, отношение к риску, предотвращение катастроф, религиозные ценности, страх, страх смерти, студенты, теория управления страхом, управление страхом, эмоции
Индексы ББК: 88.252.112, 88.3-52
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
Курицын, А. А.
Роль моторного компонента в процессе решения инсайтных задач / А. А. Курицын, А. В. Чистопольская
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 645 - 657. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-645-657. - Специальная тема выпуска: Психология творчества (Памяти Я. А. Пономарева).
Роль моторного компонента в процессе решения инсайтных задач / А. А. Курицын, А. В. Чистопольская
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 645 - 657. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-645-657. - Специальная тема выпуска: Психология творчества (Памяти Я. А. Пономарева).
Подробнее
Авторы: Курицын А. А., Чистопольская А. В.
Аннотация: Освещены современные исследования в области "воплощенного познания", т.е. влияние тела и моторики на психические процессы. Рассматриваются принципы решения инсайтных задач в зависимости от моторной активности: принцип декомпозиции чанка и принцип симметрии. Предполагается, что наличие в моторной активности принципов решения задачи имплицитно запускает механизмы смены репрезентации...
Отраслевые рубрики: психология, история психологии, психология творчества
Ключевые слова: XX век, XXI век, воплощенное познание, декомпозиция чанка, инсайт, когнитивная психология, креативность, методология психологии, моторная активность, научное творчество, научный метод, развитие способностей, решение задач, Россия, творческие задачи, творческое мышление, творчество, умственное развитие, эволюционизм
Персоналии: Пономарев Яков Александрович
Индексы ББК: 88.1(2)63-715-745, 88.85
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
Сычев, О. А.
Противоречивость толерантности в контексте этики автономии и этики сообщества / О. А. Сычев, И. Н. Протасова
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 822 - 8321 : табл., схем. - DOI10.17323/1813-8918-2020-4-822-832.
Противоречивость толерантности в контексте этики автономии и этики сообщества / О. А. Сычев, И. Н. Протасова
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 822 - 8321 : табл., схем. - DOI10.17323/1813-8918-2020-4-822-832.
Подробнее
Авторы: Сычев О. А. , Протасова И. Н.
Аннотация: Проверялась гипотеза о противоречивых отношениях толерантности с этикой автономии и этикой сообщества. Была построена модель, в которой этика автономии была прямо связана с толерантным отношением к уязвимым и опасным группам, а этика сообщества связана с интолерантностью в отношении опасных групп. Делается вывод о том, что этика автономии поддерживает толерантность к любым группам, а этика сообщества противоречит толерантному отношению к опасным группам. Разнонаправленные связи толерантности с моральными основаниями раскрывают противоречивость толерантности в контексте этики автономии и этики сообщества.
Отраслевые рубрики: философия, этика, философия морали, социальная этика, психология, социальная психология
Ключевые слова: интолерантность, маргинальные группы, мораль, психология групп, социальная уязвимость, социальные группы, студенты, теория моральных оснований, толерантность, этика автономии, этика сообщества
Индексы ББК: 87.703.5, 88.5
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
Ушаков, Д. В.
На пути к целостному видению человека / Д. В. Ушаков
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 617 - 629 : рис., схем. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-617-629. - Специальная тема выпуска: Психология творчества (Памяти Я. А. Пономарева).
На пути к целостному видению человека / Д. В. Ушаков
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 617 - 629 : рис., схем. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-617-629. - Специальная тема выпуска: Психология творчества (Памяти Я. А. Пономарева).
Подробнее
Авторы: Ушаков Д. В.
Аннотация: Пономарев предложил программу построения психологической теории, позволяющей синтезировать отдельные модели психических явлений в целостную конструкцию. Основу такого синтеза составляет структурно-уровневый подход, опирающийся на эволюционную теорию. Возникновение интегративной психологической теории на месте разрозненных фасеток будет означать выход психологии на новый уровень в решении практических задач и в мировоззренческом значении - формировании образа человека и его места в мире.
Отраслевые рубрики: психология, история психологии, психология творчества
Ключевые слова: Big Вata (большие данные), действенно-преобразующее знание, концепция "этапы - уровни - ступени", креативность, макропсихология, методология психологии, научное творчество, научный метод, одаренность, психологическое знание, развитие способностей, структурно-эволюционная психология, творческая деятельность, творческое мышление, умственное развитие, эволюционизм, эмпирический анализ
Персоналии: Пономарев Яков Александрович
Индексы ББК: 88.1, 88.85
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
Перикова, Е. И.
Инновативность личности: исследование параметров психологической системы деятельности вузовской молодежи / Е. И. Перикова, И. В. Атаманова, С. А. Богомаз
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 719 - 736 : табл. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-719-736.
Инновативность личности: исследование параметров психологической системы деятельности вузовской молодежи / Е. И. Перикова, И. В. Атаманова, С. А. Богомаз
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 719 - 736 : табл. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-719-736.
Подробнее
Авторы: Перикова Е. И., Атаманова И. В., Богомаз С. А.
Аннотация: Исследуется готовность к инновационной деятельности. Показано, что значимыми параметрами для развития инновативных качеств современной вузовской молодежи являются наличие целей, проявление настойчивости в их достижении, способность к системной рефлексии, ориентация на настоящее во временнОй перспективе и межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект.... Фиксация на выполнении какой-либо задачи и склонность к планированию могут оказывать сдерживающий эффект на реализацию личностной готовности к инновационной деятельности.
Отраслевые рубрики: психология, образование, методология науки, методы научного исследования, педагогическая психология, педагогическая психология взрослых, профессиональное образование, высшее образование
Ключевые слова: высшие учебные заведения, инновативность личности, инновационная деятельность, межличностные отношения, молодежь, мотивация, планирование, профессиональное становление, психология деятельности, рефлексия, самоорганизация, становление личности, студенты, университеты, целеполагание, целеустремленность, эмоциональный интеллект
Индексы ББК: 88.623в6, 74.48в6
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
Лаптева, Н. М.
Инкубация в решении творческих задач: гипотезы и перспективы исследований / Н. М. Лаптева
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 630 - 644. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-630-644. - Специальная тема выпуска: Психология творчества (Памяти Я. А. Пономарева).
Инкубация в решении творческих задач: гипотезы и перспективы исследований / Н. М. Лаптева
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 630 - 644. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-630-644. - Специальная тема выпуска: Психология творчества (Памяти Я. А. Пономарева).
Подробнее
Авторы: Лаптева Н. М.
Аннотация: Инкубацией исследователи называют перерыв в решении задачи, который способствует нахождению ответа, несмотря на отсутствие его сознательного поиска. Анализируются основные гипотезы когнитивных механизмов периода инкубации: гипотеза селективного забывания, гипотеза бессознательной работы, гипотеза внешних ключей, гипотеза ухода внимания... Представлен обзор теоретический подходов к объяснению инкубации и экспериментальных работ, освещающих когнитивные механизмы инкубации. Особое внимание уделено описанию современных нейрокогнитивных исследований творческого мышления.
Отраслевые рубрики: психология, история психологии, психология творчества
Ключевые слова: XX век, XXI век, гипотеза бессознательной работы, гипотеза внешних ключей, гипотеза забывания фиксаций, гипотеза селективного забывания, гипотеза сознательной работы, гипотеза ухода внимания, инкубация, когнитивная психология, креативность, методология психологии, научное творчество, научный метод, нейрокогнитивные процессы, нейрофизиологические процессы, развитие способностей, решение задач, творческие задачи, творческое мышление, творчество, умственное развитие
Персоналии: Пономарев Яков Александрович
Индексы ББК: 88.1(0)-715-745, 88.85
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
Горбушина, А. В.
Закономерности изменения мотивации профессиональной деятельности педагогов / А. В. Горбушина, Г. И. Корчагина
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 696 - 718 : табл., схем. - DOI10.17323/1813-8918-2020-4-696-718.
Закономерности изменения мотивации профессиональной деятельности педагогов / А. В. Горбушина, Г. И. Корчагина
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 696 - 718 : табл., схем. - DOI10.17323/1813-8918-2020-4-696-718.
Подробнее
Авторы: Горбушина А. В., Корчагина Г. И.
Аннотация: Раскрыты предикторы формирования и закономерности динамики субсистемного и компонентного уровней в структуре мотивации профессиональной педагогической деятельности... Показана непрерывность развития мотивации в системе профессиональной педагогической деятельности.
Отраслевые рубрики: психология, психология профессий, образование, общее образование (школьное образование), общеобразовательная школа, методология науки, методы научного исследования
Ключевые слова: когнитивная психология, креативность, метасистемагенез, метод моделирования, модели мотивации, мотивация, педагогическая деятельность, принципы метасистемогенеза, профессиональная деятельность, профессиональная мотивация, профессиональное развитие, психологические структуры, системогенетический метод, структурно-уровневая теория, учителя
Индексы ББК: 88.8в6, 74.204.21
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
Andriyanova, N. V. (Андриянова Наталья Владимировна).
Why do we step on the same rake? The occurrence of recurring errors in the learning process = Почему мы наступаем на одни и те же грабли? Возникновение повторяющихся ошибок в процессе научения / N. V. Andriyanova, V. M. Allakhverdov
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 803 - 811 : табл., граф. - На английском языке. - Аннотации на русском и английском языках. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-803-811. - Библиогр. в конце статьи.
Why do we step on the same rake? The occurrence of recurring errors in the learning process = Почему мы наступаем на одни и те же грабли? Возникновение повторяющихся ошибок в процессе научения / N. V. Andriyanova, V. M. Allakhverdov
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 803 - 811 : табл., граф. - На английском языке. - Аннотации на русском и английском языках. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-803-811. - Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Andriyanova N. V., Allakhverdov V. M.
Аннотация: Исследование было направлено на изучение возникновения повторяющихся ошибок в процессе научения. Полученные результаты позволяют прогнозировать повторение ошибок, расширяют понимание феномена повторяющихся ошибок и причин их возникновения.
Отраслевые рубрики: психология, педагогическая психология, общая психология, психология деятельности, психология поведения
Ключевые слова: методы исследования, научение, ошибки, повторяющиеся ошибки, прогнозирование, психология обучения, уверенность, успешность обучения
Индексы ББК: 88.62, 88.26-38
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
Vladimirov, I. Yu. (Владимиров Илья Юрьевич).
From "Hmmm..." To "Aha!": Emotional Monitoring of Representational Change = От "Хммм..." до "Ага!": эмоциональный мониторинг изменения репрезентации / I. Y. Vladimirov, I. N. Makarov
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 658 - 681 : табл., рис. - На английском языке. - Аннотации на русском и английском языках. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-658-681. - Специальная тема выпуска: Психология творчества (Памяти Я. А. Пономарева).
From "Hmmm..." To "Aha!": Emotional Monitoring of Representational Change = От "Хммм..." до "Ага!": эмоциональный мониторинг изменения репрезентации / I. Y. Vladimirov, I. N. Makarov
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 658 - 681 : табл., рис. - На английском языке. - Аннотации на русском и английском языках. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-658-681. - Специальная тема выпуска: Психология творчества (Памяти Я. А. Пономарева).
Подробнее
Авторы: Vladimirov I. Yu., Makarov I. N.
Аннотация: Пономарев описывал взаимодействие логического и интуитивного в решении задач, эмоциональную регуляцию с интуицией. В статье представлены современные исследования на эту тему.
Отраслевые рубрики: психология, история психологии, психология творчества
Ключевые слова: XX век, XXI век, воплощенное познание, инсайт, когнитивная психология, креативность, методология психологии, моторная активность, мультимодальный подход, научное творчество, научный метод, развитие способностей, решение задач, Россия, творческие задачи, творческое мышление, творчество, эволюционизм, эмоциональная регуляция
Персоналии: Пономарев Яков Александрович
Индексы ББК: 88.1(2)63-715-745, 88.85
Представления: Формат MARC21
13. Статья из журнала
Valueva, E. A. (Валуева Екатерина Александровна).
Do we neeв to forget fixations to incubate? A paradox of the forgetting fixation theory = Нужно ли забыть фиксации для успешной инкубации? Парадокс теории забывания фиксаций / E. A. Valueva, N. M. Lapteva
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 682 - 695 : табл., диагр., схем. - На английском языке. - Аннотации на русском и английском языках. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-682-695. - Специальная тема выпуска: Психология творчества (Памяти Я. А. Пономарева).
Do we neeв to forget fixations to incubate? A paradox of the forgetting fixation theory = Нужно ли забыть фиксации для успешной инкубации? Парадокс теории забывания фиксаций / E. A. Valueva, N. M. Lapteva
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 682 - 695 : табл., диагр., схем. - На английском языке. - Аннотации на русском и английском языках. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-682-695. - Специальная тема выпуска: Психология творчества (Памяти Я. А. Пономарева).
Подробнее
Авторы: Valueva E. A., Lapteva N. M.
Аннотация: Изучаются когнитивные механизмы инкубационного периода, который рассматривается как этап в решении творческих задач. Показано, что инкубационный период помогает преодолеть приверженность неверным идеям, но стоящий за этим механизм не является забыванием фиксаций...
Отраслевые рубрики: психология, психология творчества
Ключевые слова: анаграммы, гипотеза забывания фиксаций, задача лексического выбора, инкубация, когнитивная психология, креативность, методология психологии, развитие способностей, решение задач, творческие задачи, творческое мышление, творчество, тестирование, фиксация
Персоналии: Пономарев Яков Александрович
Индексы ББК: 88.1(2)63-715-745, 88.85
Представления: Формат MARC21
14. Статья из журнала
Baumeister, R. F. (Баумайстер Рой Ф.).
Do effeсt sizes in psychology laboratory experiments mean anything in reality? = Размер эффекта в психологических лабораторных экспериментах: означает ли он что-то в реальности? / R. F. Baumeister
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 803 - 811. - На английском языке. - Аннотации на русском и английском языках. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-803-811.
Do effeсt sizes in psychology laboratory experiments mean anything in reality? = Размер эффекта в психологических лабораторных экспериментах: означает ли он что-то в реальности? / R. F. Baumeister
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 803 - 811. - На английском языке. - Аннотации на русском и английском языках. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-803-811.
Подробнее
Авторы: Baumeister R. F.
Аннотация: Искусственная среда лабораторных экспериментов в психологии предлагает отличный способ проверки наличия причинно-следственных связей, но это обычно бесполезно для предсказания размера и мощности таких эффектов в нормальной жизни...
Отраслевые рубрики: психология, практическая психология (прикладная психология), методология науки, методы научного исследования
Ключевые слова: лабораторные условия, лабораторный эффект, методология психологии, психологические лаборатории, статистическая интерпретация, эксперимент
Индексы ББК: 88.9, 88в6
Представления: Формат MARC21