Сортировать по:
1. Статья из журнала
Мещеряков, Б. Г.
Фейс-символы как психологические орудия / Б. Г. Мещеряков
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 11 - 16. — Лит. в конце статьи.
Фейс-символы как психологические орудия / Б. Г. Мещеряков
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 11 - 16. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Мещеряков Б. Г.
Аннотация: Анализируется вопрос о возможности рассматривать человеческое лицо как предмет исследования в культурно-исторической психологии. Делается вывод о правомерности изучения лица с точки зрения культурно-исторической психологии, поскольку доказывается, что лицо представляет собой многофункциональное психологическое орудие (в терминах Л. С. Выготского). Выдвигается гипотеза о наиболее высоком вкладе в оценку физической аттрактивности (айс-гипотеза) области глаз. Рассматриваются отечественные и зарубежные исследования физической аттрактивности.
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология, психология общения
Ключевые слова: айс-гипотеза, история культуры, культурно-историческая психология, перцептивное взаимодействие, фейс-символы, физическая аттрактивность, части тела, человеческое лицо
Индексы ББК: 88.502
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
Андреева, Г. М.
Ученый и Школа : [рецензия] / Г. М. Андреева
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 107 - 109. — Рецензия на книгу: Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность.
Ученый и Школа : [рецензия] / Г. М. Андреева
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 107 - 109. — Рецензия на книгу: Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность.
Подробнее
Авторы: Андреева Г. М.
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: XX век, деятельность, культурно-историческая психология, личность, научная школа, позитивная психология, психологическая школа, Россия, сознание
Персоналии: Леонтьев Алексей Николаевич
Индексы ББК: 88.1(2)63
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
Кулагина, Н. В.
Символ и символическое сознание / Н. В. Кулагина
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 3 - 9. — Лит. в конце статьи.
Символ и символическое сознание / Н. В. Кулагина
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 3 - 9. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Кулагина Н. В.
Аннотация: Особое внимание уделяется различению знака и символа. Утверждается, что символ позволяет обнаруживать и актуализировать смыслы целостного бытия. Формируется гипотеза о том, что в структуре сознания следует выделять символическое сознание.
Отраслевые рубрики: гносеология (эпистемология), философия, психология, общая психология, познавательные процессы
Ключевые слова: аналогия, ассоциации, бытие, восприятие (перцепция), гносеология, знак, интерпретация, метафизика, мировосприятие, онтология, опыт, символ, символическое сознание, смысл, сознание, ценности
Индексы ББК: 88.2-51, 87.22
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
Божович, Л. И.
Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование). Глава первая / Л. И. Божович ; вступ. слово И. А. Корепановой
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 65 - 75 : табл., граф. — Начало. Продолжение следует. — Примеч.
Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование). Глава первая / Л. И. Божович ; вступ. слово И. А. Корепановой
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 65 - 75 : табл., граф. — Начало. Продолжение следует. — Примеч.
Подробнее
Авторы: Божович Л. И.
Аннотация: "Публикуется первая часть ранее не издававшейся работы автора, в которой проверяется гипотеза о связи речи и мышления в онтогенезе. Эти исследования проводились в 1929 - 1931 гг. под руководством Л. С. Выготского. Задача исследования - рассмотреть психологическую структуру процессов, лежащих в основе практических интеллектуальных операций, отношение их к речи в ходе развития и распада. Использовался экспериментально-генетический метод..."
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, возрастная психология, познавательные процессы
Ключевые слова: интеллектуальное развитие, культурно-историческая психология, мышление, индивидуальное развитие (онтогенез), опосредованная речь, практический интеллект, психические процессы, речь, эгоцентрическая речь, экспериментально-генетический метод
Индексы ББК: 88.41-51
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
Поливанова, К. Н.
Психологический анализ возрастной периодизации / К. Н. Поливанова
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 26 - 31. — Лит. в конце статьи.
Психологический анализ возрастной периодизации / К. Н. Поливанова
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 26 - 31. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Поливанова К. Н.
Аннотация: "Представлено авторское прочтение классической периодизации психического развития, созданной Д. Б. Элькониным. Рассмотрены два типа возрастной периодизации... Обосновывается идея воссоздания (моделирования) человеческой культуры в различных действиях, которыми ребенок овладевает в разные возрастные периоды. Предполагается, что инструментом сопоставления двух возрастов могут быть формы моделирования..."
Отраслевые рубрики: психология, возрастная психология
Ключевые слова: геронтология, детская психология, дошкольники, знаковое опосредование, младенчество, периодизация психического возраста, подростки, психический возраст, психическое развитие, психология личности, символическое опосредование, художественное моделирование
Индексы ББК: 88.4-211
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
Трифонова, Е. В.
Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А. В. Запорожца : [К 100-летию со дня рождения] / Е. В. Трифонова
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 77 - 82. — Лит. в конце статьи.
Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А. В. Запорожца : [К 100-летию со дня рождения] / Е. В. Трифонова
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 77 - 82. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Трифонова Е. В.
Аннотация: "Анализируется работа А. В. Запорожца по проблеме игровой деятельности. Определяется связь игры с умственным развитием ребенка. Отмечается, что для современной ситуации развития дошкольников характерна акселерация развития. Дается характеристика методики оценки познавательного развития, основанная на решении игровой задачи в рамках режиссерской игры с рисунком."
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, возрастная психология, психология поведения
Ключевые слова: акселерация, дошкольники, игра, игра с рисунком, игровая деятельность, игровые задачи, интеллектуальное развитие, культурно-историческая психология, индивидуальное развитие (онтогенез), познавательные процессы, психические процессы, психология игры, режиссерские игры, самодеятельная игра, умственное развитие, формирование личности ребенка
Персоналии: Запорожец Александр Владимирович
Индексы ББК: 88.413-38
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
Кравцов, Г. Г.
Проблема личности в культурно-исторической психологии / Г. Г. Кравцов
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 18 - 25. — Лит. в конце статьи.
Проблема личности в культурно-исторической психологии / Г. Г. Кравцов
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 18 - 25. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Кравцов Г. Г.
Аннотация: "Анализируются философские и методологические основания культурно-исторической психологии, рассматривающей процессы развития как движения... Теорию психического развития в детском возрасте Л. С. Выготского можно рассматривать как теорию личности: развитие есть способ личностного бытия человека. Дан анализ основных концептов, описывающих психическое развитие... Развие личности понимается как овладение собственной психикой... Проблема личности может быть решена посредством изучения волевых процессов."
Отраслевые рубрики: психология, психология личности
Ключевые слова: волевые процессы, воля, детская психология, культурно-историческая психология, личность, неклассическая психология, психические процессы, психическое развитие, психологические новообразования, развитие личности, социальная ситуация развития
Индексы ББК: 88.3-213-726
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
Гуружапов, В. А.
Общепсихологическое введение в культурно-историческую психологию, психологическую теорию деятельности и проблемы образования. Размышления о лекциях по общей психологии В. В. Давыдова : [рецензия] / В. А. Гуружапов
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 111 - 113. — Рецензия на книгу: Давыдов В. В. Лекции по общей психологии ( М.: Академия, 2005. - 176 с. - В серии "Высшее профессиональное образование").
Общепсихологическое введение в культурно-историческую психологию, психологическую теорию деятельности и проблемы образования. Размышления о лекциях по общей психологии В. В. Давыдова : [рецензия] / В. А. Гуружапов
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 111 - 113. — Рецензия на книгу: Давыдов В. В. Лекции по общей психологии ( М.: Академия, 2005. - 176 с. - В серии "Высшее профессиональное образование").
Подробнее
Авторы: Гуружапов В. А.
Аннотация: "Важное место в содержании лекций занимают темы творческого воображения, личности, свободы, нравственности. В центре исследования учебной деятельности рассматривается проблема субъекта деятельности. Дан анализ проблемы проектирования развивающего обучения..."
Отраслевые рубрики: общая психология, психология, педагогическая психология, психология деятельности
Ключевые слова: XX век, восприятие (перцепция), деятельность, культурно-историческая психология, личность, нравственность, ощущения, психология обучения, развивающее обучение, Россия, свобода, совместная деятельность, сознание, субъект деятельности, творческое воображение, учебная деятельность
Персоналии: Давыдов Василий Васильевич
Индексы ББК: 88.26, 88.62-2
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
Венгер, А. Л.
Культурный подход в психотерапии / А. Л. Венгер
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 32 - 38. — Лит. в конце статьи. - Примеч.
Культурный подход в психотерапии / А. Л. Венгер
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 32 - 38. — Лит. в конце статьи. - Примеч.
Подробнее
Авторы: Венгер А. Л.
Аннотация: "Полагается, что если культурно-историческая психология есть общепсихологическая теория, то с ее позиций возможно объяснение разного рода психологических практик... Рассмотрена практика психоанализа. Показано, что специфическим психологическим средством, используемым в психоанализе, является построение индивидуального мифа. Примером психотерапевтической методики является техника работы с талисманом. Талисман понимается как психологическое орудие, способное вызывать положительные ассоциации и тем самым снижать уровень тревоги..."
Отраслевые рубрики: практическая психология (прикладная психология), психология, психотерапия
Ключевые слова: арт-терапия, интериоризация, конструирование индивидуальных мифов, культурно-историческая психология, методы психодиагностики, методы психокоррекции, психоанализ, психокоррекция, психологическое воздействие, психотерапевтические методы, талисманы
Индексы ББК: 88.94
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
Рубцов, В. В.
Краткий отчет о Первом международном конгрессе по теории деятельности и культурно-исторической психологии "Представления в изменяющихся обществах: обучение, взаимодействие и мышление в межкультурной деятельности" (20-24.09.2005, Испания, Севилья) / В. В. Рубцов, И. А. Корепанова
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 99 - 105.
Краткий отчет о Первом международном конгрессе по теории деятельности и культурно-исторической психологии "Представления в изменяющихся обществах: обучение, взаимодействие и мышление в межкультурной деятельности" (20-24.09.2005, Испания, Севилья) / В. В. Рубцов, И. А. Корепанова
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 99 - 105.
Подробнее
Авторы: Рубцов В. В., Корепанова И. А.
Аннотация: "В отчете о конгрессе дана информация об истории организации, проводившей конгресс. Основные темы конгресса: теоретические и методологические исследования, действие в изменяющемся мире. На секциях конгресса обсуждались современное состояние и перспективы культурно-исторической парадигмы в психологии..."
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: XX век, культурно-историческая психология, Международное общество культурно-деятельностных исследований (ISCAR), международные конгрессы, международные организации, теория деятельности
Индексы ББК: 88.1(0)6
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
Гаврилушкина, О. П.
Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект / О. П. Гаврилушкина
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 41 - 46. — Лит. в конце статьи.
Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект / О. П. Гаврилушкина
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 41 - 46. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Гаврилушкина О. П.
Аннотация: "Рассматривается вопрос использования знаково-символических средств детьми с проблемами интеллекта. Указано на необходимость использования коррекционно-развивающего комплекса, обеспечивающего овладение знаково-символическими средствами. Выдвигается положение о синкретизме знака и его автономизации у детей дошкольного возраста. Показано, что ранняя специализация знака приводит к отрицательным последствиям, одним из которых является школьная неуспеваемость и социальная дезадаптация."
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, клиническая психология (медицинская психология), практическая психология (прикладная психология), психокоррекция, психология
Ключевые слова: дошкольники, задержка психического развития (ЗПР), знаково-символические средства, интеллектуальная недостаточность, интеллектуальное развитие, психическое развитие, психоанализ, психотерапия, синкретизм, специализация знака, умственная отсталость
Индексы ББК: 88.413, 88.93, 88.7
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
Мещеряков, Б. Г.
Глаза как предикторы воспринимаемой физической аттрактивности женских лиц / Б. Г. Мещеряков, Д. В. Ющенкова
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 48 - 55 : табл. — Лит. в конце статьи.
Глаза как предикторы воспринимаемой физической аттрактивности женских лиц / Б. Г. Мещеряков, Д. В. Ющенкова
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 48 - 55 : табл. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Мещеряков Б. Г., Ющенкова Д. В.
Аннотация: "Проведено исследование по изучению оценки внешней привлекательности (физической аттрактивности) женских лиц. В исследовании использовалась специальная компьютерная программа. Проверялись три гипотезы. Во-первых: наибольшей привлекательностью обладают глаза (айс-гипотеза). Во-вторых: привлекательность женских лиц может изменяться на протяжении короткого времени в связи с беременностью и родами. В-третьих: привлекательность лиц влияет на оценку личностных качеств человека: чем выше привлекательность, тем позитивнее оцениваются личностные качества."
Отраслевые рубрики: познавательные процессы, психические свойства личности, психология, психология личности
Ключевые слова: айс-гипотеза, внешность, внешняя привлекательность, восприятие (перцепция), глаза, женское лицо, индивидуальные качества, культурно-историческая психология, линейный регрессионный анализ, личностные качества, оценка привлекательности, физиогномика, физическая аттрактивность, характер, части тела, человеческое лицо, эффект ореола
Индексы ББК: 88.33-51
Представления: Формат MARC21
13. Статья из журнала
Зинченко, В. П.
Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) : [к 100-летию со дня рождения] / В. П. Зинченко
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 84 - 93. — Лит. в конце статьи.
Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) : [к 100-летию со дня рождения] / В. П. Зинченко
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 84 - 93. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Зинченко В. П.
Аннотация: "А. В. Запорожец занимался психологией восприятия и перцептивными действиями, провел цикл исследований развития детского мышления, изучал произвольные движения. Интерес, приведший Запорожца в психологию, внутренний эмоциональный мир, смысловая сторона жизни человека - был реализован им в конце жизни, когда он перешел к изучению эмоций в дошкольном возрасте."
Отраслевые рубрики: детская психология, возрастная психология, психология, история психологии, познавательные процессы
Ключевые слова: восприятие (перцепция), действие, дошкольники, культурно-историческая психология, личность, мышление, индивидуальное развитие (онтогенез), ощущения, произвольное действие, психические процессы, свободное действие, умственное развитие, эмоции, эмоциональные процессы
Персоналии: Запорожец Александр Владимирович
Индексы ББК: 88.1(2)63, 88.41-511
Представления: Формат MARC21
14. Статья из журнала
Сапогова, Е. Е.
"Хронотоп Бахтина": соблазн проникновения : [К 110-летию со дня рождения М. М. Бахтина] / Е. Е. Сапогова
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 94 - 97. — Лит. в конце статьи.
"Хронотоп Бахтина": соблазн проникновения : [К 110-летию со дня рождения М. М. Бахтина] / Е. Е. Сапогова
// Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. - С. 94 - 97. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Сапогова Е. Е.
Аннотация: "М. М. Бахтин выдвинул авторское понимание личности, обладающей уникальным невоспроизводимым и неуничтожимым внутренним пространством (внутренним хронотопом, "агностическим ядром самобытности"). Сущность личности может быть понята лишь настолько, насколько она сама готова раскрыться навстречу познающему. Это происходит в знаковой сфере культуры при встрече с другими смыслами, в диалогическом общении..."
Отраслевые рубрики: история психологии, история философии, психология, социальная психология, психология личности, философия
Ключевые слова: XX век, внутреннее пространство, гуманитарное мышление, диалог, культура, культурно-историческая психология, личностный поступок, личность, общение, понимание, Россия, символ, смысл, творчество, хронотоп
Персоналии: Бахтин Михаил Михайлович
Индексы ББК: 88.53, 88.1(2)6-2, 87.3(2Рос)6
Представления: Формат MARC21