Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Корнилова, Т. В.
Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера / Т. В. Корнилова, М. А. Чумакова
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. - С. 92 - 110 : табл., рис. — Приложение 1. Текст опросника и ключ. Приложение 2. Нормы и стандартные баллы для шкал опросника (для испытуемых младше 30 лет). — Библиогр.: с. 104 - 105.
Подробнее
Авторы: Корнилова Т. В., Чумакова М. А.
Аннотация: Представлены результаты апробации опросника Стэнли Баднера на русскоязычных выборках (n=1082). Установлена двухфакторная структура опросника, продемонстрированы его удовлетворительная надежность и валидность. Выявлены связи с академическим интеллектом, межличностным эмоциональным интеллектом, самоэффективностью и успеваемостью студентов. В статье также приводятся текст опросника с ключом и нормативными показателями по российской выборке
Отраслевые рубрики: практическая психология (прикладная психология), психология
Ключевые слова: интеллект, интолерантность к неопределенности, методика психологического исследования, опросник С. Баднера, опросники, принятие решений, принятие решений в условиях неопределенности, психологическая диагностика, психологические исследования, самоэффективность, студенты, толерантность к неопределенности, успеваемость, успешность обучения, экспериментальная психология, эмоциональный интеллект
Индексы ББК: 88.91-231
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Жежелевская, А. А.
Точность распознавания эмоциональной экспрессии в устном иноязычном сообщении и ее взаимосвязь с профессиональной деятельностью / А. А. Жежелевская, В. В. Подпругина, А. В. Жегалло
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. - С. 28 - 43 : диагр., табл. — Библиогр.: с. 41 - 42.
Подробнее
Авторы: Жежелевская А. А., Подпругина В. В., Жегалло А. В.
Аннотация: В статье обсуждаются результаты экспериментальных исследований, направленных на определение точности распознавания эмоциональной экспрессии в устном иноязычном сообщении с учетом особенностей профессиональной деятельности субъектов восприятия: педагогов, инженеров, актеров и будущих специалистов студентов-психологов, студентов-лингвистов, изучающих немецкий, испанский и французский языки. Результаты исследований позволили установить взаимосвязь характеристик профессиональной деятельности с точностью распознавания эмоциональной экспрессии, выявить и проанализировать типы ошибок, допускаемых при распознавании эмоций, определить модальность эмоций, распознавание которых характеризуется наибольшим количеством ошибок, а также обнаружить межгрупповые различия в ошибках разных типов
Отраслевые рубрики: общая психология, психические процессы, психология
Ключевые слова: восприятие (перцепция), восприятие эмоций, иноязычное общение, когнитивная психология, профессиональная деятельность, психологические исследования, распознавание эмоций, слуховое восприятие, устное иноязычное общение, экспериментальная психология, эмоции, эмоциональная экспрессия
Индексы ББК: 88.252.1, 88.251.132
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Хрисанфова, Л. А.
Оценка индивидуально-психологических характеристик человека в зависимости от структуры лица оцениваемого и индивидуальных особенностей оценщиков / Л. А. Хрисанфова
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. - С. 5 - 17 : табл., фот. — Библиогр.: с. 16.
Подробнее
Авторы: Хрисанфова Л. А.
Аннотация: Исследование посвящено изучению взаимосвязи между спецификой оценки индивидуально-психологических качеств (активности, напряженности и социабельности) людей по фотоизображениям их лиц и двумя существующими факторами - особенностями структуры воспринимаемого лица и уровнем интровертированности-экстравертированности и нейротизма субъекта восприятия. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что: а) интроверты чаще воспринимают спокойное лицо напряженным и непривлекательным; б) экстраверты чаще оценивают спокойное лицо как лицо активного, доброжелательного и привлекательного человека; в) уровень нейротизма субъекта восприятия не влияет на оценку качеств активности и напряженности изображенного на фотографии человека, однако испытуемые, характеризующиеся низким уровнем нейротизма, чаще оценивают лица как непривлекательные. Что касается строения лица, то лица, сбалансированные по горизонтальным зонам и лицевому индексу узости / ширины лица (нормальные), в большей степени воспринимаются как активные и социабельные; узкие и широкие лица воспринимаются как напряженные, а широкие лиуа оцениваются еще и как более привлекательные
Отраслевые рубрики: общая психология, психические процессы, психология, психология личности
Ключевые слова: восприятие (перцепция), восприятие лица, восприятие личности, зрительное восприятие, индивидуально-психологические особенности, лицо, методика психологического исследования, психологические изобретение, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.251.131, 88.3
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Модель мультимедийной сенсорной среды "INFAN.MAVS" для изучения психофизиологического состояния детей первого года жизни / Е. Е. Ляксо, Э. И. Столярова, В. М. Ситдиков [и др.]
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. - С. 111 - 122 : табл., диагр. — Библиогр.: с. 119 - 120.
Подробнее
Авторы: Ляксо Е. Е., Столярова Э. И., Ситдиков В. М., Огородникова Е. А., Куражова А. В., Григорьев А. С., Бедная Е. Д.
Аннотация: В статье представлена авторская модель мультимедийной сенсорной среды "INFANT.MAVS", включающая две базы стимулов разной перцептивной сложности - простых (визуальных, звуковых, тактильных и графических) и комплексных, синтезированных на основе сочетания простых. Модель содержит динамическую систему сенсорной стимуляции, соответствующую меняющимся в зависимости от возраста компетенциям ребенка, и дополнительный раздел для взрослых пользователей, предназначенный для релаксации, снятия усталости и формирования положительного настроя у взрослого персонала, работающего с детьми. Результаты тестирования показали, что у детей предъявляемые стимулы вызывают ответные реакции типа сосредоточения внимания, ответной вокализации, имитационной активности; у взрослых - ощущение отдыха, релаксации, развитие положительных эмоций. Прогнозируемый отсроченный эффект практического использования модели состоит в создании условий для нормального созревания мозговых структур, обеспечивающих становление сенсорно-моторных координаций, необходимых для формирования ранних речевых и двигательных навыков ребенка, возможности в его когнитивном развитии
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, психология
Ключевые слова: дети, звуковая имитация, компьютерные технологии, методика психологического исследования, мимическая имитация, младенцы, младенчество, модель "INFANT.MAVS", модель мультимедийной сенсорной среды, мультимедийная сенсорная среда, познавательные процессы, психологическая диагностика, психологические исследования, психофизиологическое состояние, развитие ребенка, сенсорное развитие, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.411-3с51
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Жегалло, А. В.
Методы регистрации движений глаз в психологии: основы учебно-методического комплекса / А. В. Жегалло, В. А. Барабанщиков
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. - С. 132 - 137. — Программа учебного курса.
Подробнее
Авторы: Жегалло А. В., Барабанщиков В. А.
Аннотация: Основы учебного курса "Методы регистрации движений глаз в психологии", предлагаемые читателю, ориентированы на профессиональную подготовку магистрантов и аспирантов психологических кафедр вузов, специализирующихся по направлениям "Экспериментальная психология", "Когнитивная психология", "Психофизиология", "Клиническая писхология" и др. Курс призван сформировать научные представления об окуломоторной активности человека, ее роли в процессах познания, деятельности и общения и привить навыки работы с современным исследовательским оборудованием и технологиями. В статье: Программа курса, содержание, темы, тематический план занятий, материально-техническое обеспечение учебной программы, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительный), требования к экзамену (вопросы: теоретическая и практическая часть)
Отраслевые рубрики: высшее образование, образование, профессиональное образование, психология
Ключевые слова: "Методы регистрации движений глаз в психологии" (учебный курс), восприятие, движения глаз, зрительное восприятие, компьютерные технологии, окулография, учебно-методический комплекс, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88р3, 74.48
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Демидов, А. А.
Восприятие психологических особенностей человека по выражению его лица и голосу / А. А. Демидов, Н. А. Выскочил, К. И. Ананьева
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. - С. 56 - 70 : табл., фот. — Библиогр.: с. 66 - 67.
Подробнее
Авторы: Демидов А. А., Выскочил Н. А., Ананьева К. И.
Аннотация: Статья посвящена результатам исследования роли комплексного взаимодействия различных источников информации о человеке в формировании целостного, "полимодального" представления о его психологических особенностях, а именно роли выражения лица человека и его голоса. Показано разнообразие междисциплинарных направлений исследований восприятия лица и голоса человека и вместе с тем подчеркивается актуальность изучения проблемы взаимосвязи восприятия голоса человека и выражения его лица в процессе формирования первого впечатления о нем. Для реализации эмпирического исследования был разработан авторский стимульный материал, представляющий собой набор фотоизображений лиц и аудиозаписей голосов мужчин и женщин. Потверждена гипотеза, что простое суммирование источников информации (визуальной и аудиальной) о другом человеке не может обеспечить повышение адекватности межличностного восприятия. Более того, адекватность восприятия ряда психологических особенностей напрямую связана с видом предъявления и конкретным источником информации (выражение лица / голос)
Отраслевые рубрики: общая психология, психические процессы, психология
Ключевые слова: адекватное восприятие, визуальное восприятие, восприятие (перцепция), восприятие лица, выражение лица, голос, индивидуально-психологические особенности, коэффициент адеквантности, лицо, математические методы, межличностное восприятие, методика психологического тренинга, психологические исследования, слуховое восприятие, фотографии (фотоснимки), экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.251.13
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Маланов, С. В.
Влияние отрицательных частиц в синтаксической структуре условных высказываний на эффективность актуализации семантического содержания / С. В. Маланов
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. - С. 71 - 81 : диагр., табл. — Библиогр.: с. 80.
Подробнее
Авторы: Маланов С. В.
Аннотация: В основу исследований положена общая теоретическая гипотеза: эффективность умственных операций и действий, обеспечивающих актуализацию и преобразование семантического содержания, зависит от синтаксической организации языковых средств в составе речевых высказываний. Выявляются закономерности влияния грамматической организации условных (импликативных) высказываний на эффективность актуализации в образе мира субъекта семантического содержания в зависимости от: а) позиции частицы "НЕ" в составе условных высказываний; б) порядка следования простых предложений, образующих условную связь; в) исходной истинности или ложности содержания посылки-условия (антецедента)
Отраслевые рубрики: психолингвистика, психология, филологические науки, языкознание
Ключевые слова: истинность суждения, ложность суждения, психосемантика, речевые действия, семантическое содержание, умственные действия, умственные операции, условные высказывания, частицы, экспериментальная психология, языковые средства
Индексы ББК: 81.006, 88.251.32
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Лупенко, Е. А.
Влияние окклюзии на восприятие и опознание личности человека, изображенного на портрете / Е. А. Лупенко
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. - С. 44 - 55 : диагр., рис., граф. — Библиогр.: с. 54.
Подробнее
Авторы: Лупенко Е. А.
Аннотация: В статье рассматривается проблема влияния окклюзии (загораживания) той или иной части лица на восприятие индивидуально-психологических характеристик человека и его возраста. Данные проведенного эксперимента согласуются с результатами проведенных ранее исследований специфики восприятия выражения лица, представленного фрагментарно (Артёмцева, 2003; Барабанщиков, Болдырев, 2007; Барабанщиков, Жегалло, 2013), полученными на другом перцептивном материале - фотографичексих снимках. Рассматривается специфика восприятия лица человека, изображенного на портрете, обсуждается вопрос о сходстве и различии полученных на разном стимульном материале экспериментальных данных
Отраслевые рубрики: общая психология, психические процессы, психология
Ключевые слова: визуальное восприятие, восприятие (перцепция), восприятие лица, выражение лица, индивидуально-психологические свойства, лицо, окклюзия, опознание, портрет, психологические исследования, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.251.131
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Фомин, А. Е.
Влияние количества правильных ответов в пункте теста знаний на метакогнитивный мониторинг решения тестовых заданий / А. Е. Фомин, Е. А. Добржанская
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. - С. 82 - 91 : граф., табл. — Библиогр.: с. 90.
Подробнее
Авторы: Фомин А. Е., Добржанская Е. А.
Аннотация: В статье изложены результаты эмпирического исследования влияния количества правильных ответов в пунктах теста знаний на уверенность в решении. Результаты исследования, проведенного на материале решения студентами филологического факультета КГУ им. К.Э. Циолковского профильных тестовых заданий, свидетельствует о том, что уверенность в решении является наиболее высокой для тестовых заданий с тремя вариантами правильного ответа в том случае, если в вопросе к ним указывается количество правильных ответов, которые необходимо выбрать учащемуся. Обнаружено взаимодействие внешних (тип тестового задания) и внутренних (уверенность в себе) факторов в их влиянии на метакогнитинвый мониторинг решения теста знаний. В связи с полученными в исследовании результатами обсуждается вопрос о разработке в использовании тестов знаний в практике образования
Отраслевые рубрики: педагогическая психология, педагогическая психология взрослых, психология
Ключевые слова: высшее образование, метакогнитивный мониторинг, оценка знаний, психология обучения, тестирование, тестовые задания, тесты, уверенность в решении, филологическое образование, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.623-2
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
bookCover
Четвериков, А. А.
Асимметрия выбора ментальных репрезентаций при выполнении сенсомоторных задач правой и левой рукой / А. А. Четвериков, В. А. Ляховецкий
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. - С. 18 - 27 : рис. — Библиогр.: с. 25 - 26.
Подробнее
Авторы: Четвериков А. А., Ляховецкий В. А.
Аннотация: В статье рассматривается роль межполушарной асимметрии при решении простой сенсомоторной задачи - воспроизведения последовательности движений на сенсорном экране левой или правой рукой. Предполагалось, что данная задача может решаться с использованием векторной либо позиционной систем репрезентации, которые в разной степени активны при работе левого и правого полушария, и как следствие, левой и правой руки. Была проанализирована точность воспроизведения и направления ошибок в зависимости от инструкции (точное воспроизведение последовательности или упрощенное воспроизведение последовательности) и типа стимульного материала (последовательность прямолинейных движений или последовательность криволинейных движений) при последовательном выполнении данной задачи левой и правой рукой. Воспроизведение последовательности правой рукой оказалось более эффективным только для последовательности прямолинейных движений. Кроме того, обнаружен негативный перенос при последовательном выполнении заданий сначала правой, затем левой рукой и позитивный перенос при обратном порядке выполнения задач. При решении задачи правой рукой испытуемые более склонны совершать ошибки, связанные с искажением последовательности движений в сторону упрощенной (прямолинейной) репрезентации. Полученные данные обсуждаются с точки зрения межполушарной асимметрии и связанными с ней различиями в используемых системах репрезентаций.
Отраслевые рубрики: общая психология, психические процессы, психология
Ключевые слова: воспроизведение движений, когнитивная психология, кодирование векторное, кодирование позиционное, межполушарная асимметрия, познавательные процессы, психологические исследования, сенсорные задачи, физиология движения, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.251.2-3
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
bookCover
Жердев, И. Ю.
Аппаратно-программный комплекс для исследования зрительного восприятия сложных изображений во время саккадических движений глаз человека / И. Ю. Жердев, В. А. Барабанщиков
// Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. - С. 123 - 131 : схем., граф. — Библиогр.: с. 129 - 130.
Подробнее
Авторы: Жердев И. Ю., Барабанщиков В. А.
Аннотация: Приводится описание аппаратно-программного комплекса для неинвазивных окулографических исследований механизмов зрительного восприятия и организации движения глаз, обосновываются его технические возможности. Рассматриваются условия создания компьютерной программы на языке программирования ActionScript 3 для проведения аппаратурных экспериментов, в которых требуется быстрое обновление изображения на экране в ответ на заданное событие. Намечаются перспективы исследований зрительного восприяти сложных изображений во время движений глаз
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: айтрекинг, аппаратно-программные комплексы, восприятие, движения глаз, зрительное восприятие, компьютерные технологии, методика психологического исследования, психологическая диагностика, психологические исследования, саккадические движения, саккадическое подавление, тахистоскопия, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.251.131с51
Представления: Формат MARC21