Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Греченко, Т. Н.
Эволюционные пути электрических осцилляторов / Т. Н. Греченко, А. В. Жегалло, А. Н. Харитонов
// Экспериментальная психология. — 2015. — № 2. - С. 105 - 118 : рис. — Библиогр.: с. 115 - 116.
Подробнее
Авторы: Греченко Т. Н., Жегалло А. В., Харитонов А. Н.
Аннотация: В информационных процессах, происходящих в организмах живых существ, существенную роль играют эндогенные электрические сигналы: они обнаружены у живых существ разного эволюционного уровня - от прокрариот до многоклеточных эукариот. Авторы предположили, что наличие эндогенных осцилляторов у индивидуальных организмов определяет способ их выживания - полностью зависимый от сообщества или частично независимым от него. Для проверки гипотезы в экспериментах регистрировали электрическую активность от индивидуальных клеток и от их сообществ у эволюционно древнейших существ: прокариот - циннобактерий, одноклеточных эукариот - дрожжей и инфузорий, а также моллюсков. Результаты опытов показывают, что ключом для понимания образа жизни живых существ и организации их в сообщества может быть многообразие осцилляторов у индивидуума, их свойства и функции, которые они выполняют
Отраслевые рубрики: зоопсихология, общая психология, психология
Ключевые слова: многоклеточные, одноклеточные организмы, осцилляторы, пейсмекеры, прокариоты, социальность, эволюционная психология, экспериментальная психология, электрическая активность, эукариоты
Индексы ББК: 88.212.2с51в686
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Хватов, И. А.
Схема собственного тела у змей LAMPROPELTIS TRIANGULUM CAMPBELLI / И. А. Хватов, А. Ю. Соколов, А. Н. Харитонов
// Экспериментальная психология. — 2015. — № 2. - С. 119 - 138 : рис., фот., табл., граф., диагр. — Библиогр.: с. 135 - 136.
Подробнее
Авторы: Хватов И. А., Соколов А. Ю., Харитонов А. Н.
Аннотация: Схема собственного тела у змей LAMPROPELTIS TRIANGULUM CAMPBELLI изучалась с помощью методики, в которой животным было необходимо учитывать увеличенные границы собственного тела при нахождении пути движения через отверстия различных диаметров в экпериментальной установке. Границы тела змей увеличивались путем скармливания им кормовых объектов - мышей. В результате эксперимента было установлено, что при увеличении границ тела таким образом, что это мешало змеям двигаться по ранее выученному пути, животные способны формировать новое научение, адекватное изменившейся ситуации. Однако животные не смогли перенести данный опыт в новую ситуацию при последующем изменении расположения отверстий в экспериментальной установке
Отраслевые рубрики: зоопсихология, общая психология, психология
Ключевые слова: змеи, пресмыкающиеся (рептилии), психологические исследования, самоотражение, схема тела, развитие психики (филогенез психики), экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.212.2в686
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Резникова, Ж. И.
Сравнительно-психологические аспекты онтогенетического развития поведения: экспериментальные исследования / Ж. И. Резникова
// Экспериментальная психология. — 2015. — № 2. - С. 77 - 104 : рис., фот. — Библиогр.: с. 97 - 100.
Подробнее
Авторы: Резникова Ж. И.
Аннотация: Одна из самых интересных нерешенных проблем когнитивной этологии связана с исследованием взаимодействия наследственно обусловленных стереотипов поведения с навыками, основанными на индивидуальном и социальном опыте, и со способностями применять результаты этого взаимодействия в новых ситуациях. Интеллект человека обладает чертами универсальности. Животные разных видов демонстрируют чрезвычайно сложные формы когнитивной деятельности, но в пределах весьма узких доменов. Когнитивное поведение формируется на основе набора возможностей, к которым относятся: видоспецифическая фильтрация стимулов, врожденные склонности к образованию одних ассоциативных связей и запрет на образование других, набор генетически обусловленных стереотипов, ранний опыт. Видотипические ограничения формируют специализированное развитие когнитивных способностей у разных видов, включая человека
Отраслевые рубрики: общая психология, психология, психология поведения, сравнительная психология
Ключевые слова: зоопсихология, импринтинг (запечатление), интеллект, когнитивная этология, когнитивные способности, обучение, онтогенез поведения, стереотипы поведения, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.212.3в686, 88.26в686
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Содержание профессиональной деятельности как фактор успешности применения технологий виртуальной реальности / А. И. Ковалев, В. В. Барабанщикова, О. А. Климова, Г. Я. Меньшикова
// Экспериментальная психология. — 2015. — № 2. - С. 45 - 59 : диагр., табл., рис. — Библиогр.: с. 56 - 57.
Подробнее
Авторы: Ковалев А. И., Барабанщикова В. В., Климова О. А., Меньшикова Г. Я.
Аннотация: Исследования психофизиологического состояния человека-оператора и его адаптивных возможностей с помощью технологий виртуальной реальности получают все большее распространение в мировой когнитивной психологии и физиологии. Полимодальное воздействие на человека различного рода стимулов, продуцируемое виртуальной средой, требует от человека формирования систем интеграции сенсорной и когнитивной информации. Одной из таких систем является вестибулярная функция, нарушение работы которой приводит к возникновению симуляторного расстройства. Цель данного исследования состояла в оценке влияния профессиональной деятельности индивидов со схожей степенью развития вестибулярной функции на успешность противодействия возникновению вестибулярного расстройства. В качестве объективного показателя были выбраны показатели глазодвигательной активности. В эксперименте приняли участие спортсмены-профессионалы (фигуристы, ушуисты, футболисты), а также студенты (контрольная группа). Было показано, что показатели фиксаций, саккады и морганий, амплитуды саккад у фигуристов значимо отличаются от аналогичных показателей остальных спортсменов и студентов, а кроме того, именно фигуристы обнаруживают наименьшую склонность к развитию выраженного симуляторного расстройства
Отраслевые рубрики: психология, психология профессий
Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальные технологии, глазодвигательная активность, движение глаз, профессиональная деятельность, психологические исследования, саккадические движения, симуляторное расстройство, спортсмены, студенты, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.84в686
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Боголюбова, О. Н.
Постравматический стресс и принятие решений: перспективы исследований в парадигме нейроэкономики / О. Н. Боголюбова, А. Н. Шестакова
// Экспериментальная психология. — 2015. — № 2. - С. 60 - 76. — Библиогр.: с. 72 - 74.
Подробнее
Авторы: Боголюбова О. Н., Шестакова А. Н.
Аннотация: В задачу данной статьи входит рассмотрение последствий психологической травмы с позиций современной нейробиологиии, а также обсуждение возможностей применения нейроэкономической парадигмы к исследованиям последствий психологической травматизации. В статье представлен достаточно подробный обзор исследований нейробиологии посттравматическиого стрессового расстройства, анализ нейробиологичесих коррелятов хронической травматизации в детском возрасте, а также рассматриваются перспективные направления исследований посттравматического стрессового расстройства с применением инструментов нейроэкономики
Отраслевые рубрики: общая психология, психология, психофизиология
Ключевые слова: гипоталамо-гипофизарная система, насилие, насилие над детьми, нейробиологический подход, нейробиология, нейроэкономика, нейроэкономический подход, посттравматические стрессовые расстройства, принятие решений, психические расстройства, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.23, 88.283-3в686
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Исследование краудинг-эффекта для стимулов низкого контраста и большого размера в центре поля зрения / В. М. Бондарко, В. Н. Чихман, С. Д. Солнушкин, М. В. Данилова
// Экспериментальная психология. — 2015. — № 2. - С. 5 - 20 : рис. — Библиогр.: с. 17 - 18.
Подробнее
Авторы: Бондарко В. М., Чихман В. Н., Солнушкин С. Д., Данилова М. В.
Аннотация: Представлены результаты психофизических исследований по изучению влияния дополнительных изображений (дистракторов) на опознание тестовых стимулов, предъявляемых в центре поля зрения. В качестве тестов использовали низкоконтрастные кольца Ландольта с размером 1,1:1,5 или 2,2 угл. град. В качестве дистракторов - кольца Ландольта или кольца без разрывов того же размера. Дистрактор мог появляться справа или слева от теста на расстоянии от 1 до 2 диаметров теста между центрами изображений. Задача наблюдателя заключалась в различении ориентации тестового кольца Ландольта. Показано, что предъявление аналогичного по форме дистрактора ухудшает распознавание теста на расстоянии до 1,8 диаметра тестового кольца Ландольта, что превышает ранее опредленные зоны взаимодействия при исследовании краудинг-эффекта. Дистрактор в виде кольца без разрыва ухудшал распознавание только на минимальном расстоянии, при соприкосновении с тестом. Ошибки различения ориентации разрыва тестового кольца Ландольта не были случайными: наблюдатели часто указывали ориентацию дистрактора. Обсуждается возможное влияние на результат экспериментов факторов интеграции признаков изображений и внимания
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: зрение, зрительное восприятие, кольца Ландольта, компьютерная техника, опознание, поле зрения, психологические исследования, психология восприятия, психофизические исследования, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.251.131с51
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Афиногенова, В. А.
Интенциональные паттерны в репликах собеседников / В. А. Афиногенова, Н. Д. Павлова
// Экспериментальная психология. — 2015. — № 2. - С. 36 - 44 : диагр. — Библиогр.: с. 42.
Подробнее
Авторы: Афиногенова В. А., Павлова Н. Д.
Аннотация: На материале студенческого рекреационного дискурса с использованием метода интент-анализа характеризуются интенциональные паттерны в репликах собеседников. Моделируются варианты интенциональной координации высказываний, предусматривающие непосредственное, отсроченное и совмещенное отреагирование речевых интенций собеседника и обсулавливающие их факторы
Отраслевые рубрики: психология, психология общения, социальная психология
Ключевые слова: аудиозапись, диалог, дискурс, интент-анализ, интенции, механизм согласования реплик, психолингвистика, психологические исследования, студенты, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.50в686
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Дмитриева, Е. С.
Динамика изменений взаимосвязи эмоционального интеллекта с результатами ЕГЭ в ходе адаптации школьной системы к его введению / Е. С. Дмитриева, В. Я. Гельман
// Экспериментальная психология. — 2015. — № 2. - С. 139 - 150 : граф., табл. — Библиогр.: с. 146 - 148.
Подробнее
Авторы: Дмитриева Е. С., Гельман В. Я.
Аннотация: Исследование посвящено изучению взаимосвязи эмоционального интеллекта (ЭИ) учащихся с результатами ЕГЭ в ходе адаптации к нему системы школьного образования на протяжении 5 лет с момента введения. Выборка состояла из 156 студентов-первокурсников. Оценка составляющих ЭИ измерялась методом самоотчета (опросник ЭмИн). Была выявлена корреляционная связь разной степени выраженности между показателями эмоционального интеллекта у учащихся и результатами сдачи ЕГЭ по трем школьным дисциплинам: русский язык, математика, обществознание. Показано, что с момента введения с 2009 г. обязательного ЕГЭ происходит изменение уровня связи между показателями ЭИ и результатами экзамена. Обнаружено, что адаптационные процессы к введению ЕГЭ приводят к изменению контингента успешных учащихся: если в момент введения ЕГЭ более успешными были школьники с более высоким ЭИ, то в процессе адаптации таковыми становятся учащиеся с более низким ЭИ. В работе было показано, что составляющие ЭИ, имеющие с результатами ЕГЭ наиболее значимые взаимосвязи, различаются для рассмотренных дисциплин, а также выявлена динамики этих взаимосвязей
Отраслевые рубрики: педагогическая психология, психология
Ключевые слова: адаптация к ЕГЭ, выпускники школы, единый государственный экзамен (ЕГЭ), психологические исследования, школа, школьники, школьное образование, экзамены, экспериментальная психология, эмоции, эмоциональный интеллект
Индексы ББК: 88.62-5в686
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Величковский, Б. Б.
Влияние нагрузки на вербальную рабочую память при глазодвигательной активности в условиях выполнения задания зрительного поиска / Б. Б. Величковский, А. И. Измалкова
// Экспериментальная психология. — 2015. — № 2. - С. 21 - 35 : диагр., рис. — Библиогр.: с. 32 - 33.
Подробнее
Авторы: Величковский Б. Б., Измалкова А. И.
Аннотация: В структуре рабочей памяти исследователями выделяются компоненты, отвечающие за хранение вербальной и зрительно-пространственной информации; несмотря на достаточно подробную изученность функций и механизмов их работы, вопрос об их взаимном влиянии остается открытым. В ходе исследования влияния нагрузки на вербальную рабочую память на особенности выполнения зрительного поиска - задания, требующего использования ресурсов зрительно-пространственной рабочей памяти - было обнаружено, что нагрузка на вербальную память приводит к повышению эффективности обнаружения целей. Результаты анализа глазодвигательной активности в условиях выполнения задания зрительного поиска также указывают на то, что выполнение такого рода задания в условиях нагрузки на вербальную рабочую память сопровождается увеличением когнитивной напряженности и повышением степени автоматизации поиска. Полученные результаты могут свидетельствовать о взаимодействии вербального и зрительно-пространственного компонентов рабочей памяти, связанного с разделением неспецифических когнитивных ресурсов между ними
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психические процессы, психология
Ключевые слова: вербальная память, глазодвигательная активность, зрение, зрительный поиск, когнитивная психология, когнитивные процессы, компьютерная техника, память, психологические исследования, рабочая память, экспериментальная психология
Индексы ББК: 88.251.2с51
Представления: Формат MARC21