Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Кольцова, В. А.
Сущностные характеристики и факторы формирования российского менталитета / В. А. Кольцова, А. Л. Журавлев
// Психологический журнал. — 2017. — № 3. - С. 5 - 15. — Библиогр.: с. 15 - 17.
Подробнее
Авторы: Кольцова В. А., Журавлев А. Л.
Аннотация: Представлены результаты теоретического анализа проблемы менталитета. Рассмотрена структура данного феномена, раскрыты его сущностные характеристики, функции в развитии личности и общества, соотношения с культурой. Обоснована необходимость использования системного подхода как условия выявдления своеобразия менталитета. На основе анализа работ таких исследователей русского народа, как Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, К.Д. Кавелин, И.В. Киреевский и др., выделены его психологические черты (религиозность, соборность, терпеливость, способность стойко переносить лишения, патриотизм, приоритет духовных ценностей над материальными, "жажда справедливости", стремление к поиску правды и др.). Рассмотрены факторы формирования российского менталитета (природно-географический; особенности исторического развития, образа жизни и бытовой культуры народа; роль православия как духовной основы языка и др.) Проанализировано соотношение традиционности и инновационности в развитии менталитета
Отраслевые рубрики: психология, психология групп, социальная психология, этническая психология (этнопсихология)
Ключевые слова: бессознательное, менталитет, национальный характер, российский менталитет, Россия, русский менталитет, самобытность, самоидентификация
Индексы ББК: 88.542.5
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Кашапов, М. М.
Роль метапознания в профессиональном педагогическом мышлении / М. М. Кашапов, Ю. В. Пошехонова
// Психологический журнал. — 2017. — № 3. - С. 57 - 65 : табл. — Библиогр.: с. 63 - 65.
Подробнее
Авторы: Кашапов М. М., Пошехонова Ю. В.
Аннотация: Приведены данные эмпирического исследования роли в профессиональном педагогическом мышлении метапознания как способности субъекта анализировать свои мыслительные стратегии и управлять совими когнитивными процессами. Метапознание определдяется через два его ключевых компонента: самооценку познания (метакогнитивные знания) и самоуправление познанием (метакогнитивную активность). Изучено взаимодействие компонентов метапознания, выделенных авторами, и уровней профессионального педагогического мышления у 59 преподавателей вузов. Проведен психолого-педагогический эксперимент, направленный на совершенствование профессионального педагогического мышления преподавателей вуза. По итогам исследования установлена закономерность, в соответствии с которой уровень профессионального педагогического мышления преподавателя умеренно и прямо влияет на их метакогнитивную активность. Показано, что не все компоненты метапознания взаимосвязаны с профессиональным педагогическим мышлением. Уровень профессионального педагогического мышления связан с развитыми и активно используемыми навыками управления собственным когнитивными процессами, и практически не зависит от имеющихся у субъекта метакогнитивных знаний
Отраслевые рубрики: педагогическая психология, психология, психология профессий, психология труда
Ключевые слова: метакогнитивные знания, метапознание, меткогнитивная активность, педагоги, педагогическое мышление, преподаватели вузов, профессиональная деятельность, профессиональное мышление
Индексы ББК: 88.8, 88.69
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Журавлев, А. Л.
Развитие социальной психологии в трудах Е. С. Кузьмина : (К 95-летию со дня рождения) / А. Л. Журавлев, Л. Г. Почебут
// Психологический журнал. — 2017. — № 3. - С. 81 - 91. — Библиогр.: с. 90 - 91.
Подробнее
Авторы: Журавлев А. Л., Почебут Л. Г.
Аннотация: Рассматриваются общенаучные, философские и психологические взгляды, теоретические разработки и методологические подходы Е.С. Кузьмина, а также организационные усилия, предпринятые им в 1960-х годах XX столетия для создания новой для того времени отрасли науки - социальной психологии. Всесторонний анализ происхождения индивидуального и общественного сознания позволил Кузьмину определить предмет социальной психологии - общение людей на разных уровнях: межличностном, групповом, общественном. Огромное внимание Кузьмин уделял разработке методологии социальной психологии. Применение экспериментального метода и методов наблюдения, анкетирования, тестирования позволило социальным психологам обнаруживать новые закономерности, оказывать реальную психологическую помощь людям в процессе трудовой деятельности. Центральное место в социальной психологии занимает исследование групп и производственных коллективов. Кузьмин предложил авторскую концепцию развития группы, представил личность как единство селекции и проекции и выделил три основных типа личности: стратеги, тактик и операционалист
Отраслевые рубрики: история психологии, психология, социальная психология
Ключевые слова: XX век, индивидуальное сознание, методология социальное психологии, методы социально-психологических исследований, общественное сознание, промышленная социальная психология, психология групп, психология личности, Россия, СССР
Персоналии: Кузьмин Евгений Сергеевич
Индексы ББК: 88.5, 88.1(2)6
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Барабанщикова, В. В.
Предикторы прокрастинации в трудовой деятелньости современного профессионала / В. В. Барабанщикова, С. А. Иванова
// Психологический журнал. — 2017. — № 3. - С. 44 - 56 : диагр., табл. — Приложение. Шкалы методики OPQ 32. — Библиогр.: с. 53 - 54.
Подробнее
Авторы: Барабанщикова В. В., Иванова С. А.
Аннотация: Изучались предикторы проявления прокрастинации у сотрудников современной российской организации. В исследовании приняло 120 человек российского производственного предприятия (50 мужчин и 70 женщин), средний стаж работы на предприятиии - 4 годы 3 месяца. Исследование проводилось с использованием четырех опросников, позволяющих охарактеризивать профессионально значимые индивидуально-личностные особенности сотрудников, специфику их трудовой деятельности и организационной культуры предприятия, а также особенности синдрома профессиональногог стресса. Обработка результатов проводилась с применением процедур корреляционного, факторного и регрессионного анализа (предикторы: восприятие специфики профессиональных задач; социальные аспекты восприятия рабочей ситуации; особенности переживания профессионального стресса). Полученные результаты позволили выявить значимые корреляты прокрастинации в личностной сфере и характеристиках трудовой деятельности профессионала. Полученные переменные были сгруппированы в три блока и пошагово включены в регрессионную модель. В результате была получена значимая статистическая модель, позволяющая объяснить за счет включенных в нее блоков переменных более 33% дисперсии проявления прокрастинации у сотрудников изучаемой организации
Отраслевые рубрики: психология, психология труда, общая психология
Ключевые слова: методы психологических исследований, прокрастинация, профессиональная деятельность, профессиональный стресс, психологические исследования, трудовая деятельность
Индексы ББК: 88.8в686, 88.283
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Колбенева, М. Г.
Особенности ментальной реактивации тактильно опосредованного опыта у людей с хронической головной болью напряжения / М. Г. Колбенева, М. А. Мягченкова, Ю. И. Александров
// Психологический журнал. — 2017. — № 3. - С. 66 - 80 : табл., диагр. — Библиогр.: с. 76 - 79.
Подробнее
Авторы: Колбенева М. Г., Мягченкова М. А., Александров Ю. И.
Аннотация: В рамках актуальной проблемы изучения изменений структуры индивидуального опыта, возникающих при адаптации человека к хроническому заболеванию, изучались различия в скорости ментальной реактивации поведения, связанного с различными ощущениями, у людей, страдающих и не страдающих хронической головной болью напряжения. В результате исследования было обнаружено, что люди, страдающие головной болью, тратят достоверно больше времени на ментальную реактивацию тактильных ощущений и их оценку как неприятных и нейтральных, чем люди, не страдающие хронической болью. При этом время, затрачиваемое на оценку любых ощущений как приятных, у людей, страдающих и не страдающих головной болью, не различалось. Это соответствует выдвинутой гипотезе и указывает на то, что в процессе формирования хронической головной боли в структуре индивидуального оптыа людей возникает множество моделей поведения, связанных с неприятными тактильными (в том числе болевыми) ощущениями. Обсуждаются методики реабилитации, с помощью которых может адаптивно модифицирована структура индивиудального опыта людей, страдающих хронической головной болью
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), психология
Ключевые слова: адаптация к заболеванию, вкус, головная боль, головная боль напряжения, зрение, индивидуальный опыт, ментальная реактивация, обоняние, слух, тактильные ощущения, хронические заболевания
Индексы ББК: 88.7
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Ахметова, О. А.
Личностные особенности в опосредовании связей психического здоровья с чувствительностью к вознаграждению и наказанию / О. А. Ахметова, Е. Р. Слободская
// Психологический журнал. — 2017. — № 3. - С. 32 - 43 : табл. — Библиогр.: с. 41 - 42.
Подробнее
Авторы: Ахметова О. А., Слободская Е. Р.
Аннотация: Известно, что особенности функционирования двух основных мотивационных систем мозга, чувствительных к подкреплению, связаны с личностными чертами и с психопатологией. Однако, механизмы, обеспечивающие эти связи, практически не изучены. Цель настоящего исследования состояла в проверке преположения о том, являются ли личностные особенности опосредующим звеном, связывающим чувствительность к вознаграждению и к наказанию с проблемами экстернализации и интернализации. Для оценки личностных особенностей ребенка и возможных проблем в его поведении использовались методики "Список индивидуальных особенностей ребенка" и опросник "Сильные стороны и и трудности" соответственно. Чувствительность к подкреплению оценивали с помощью Опросника чувствительности к наказанию и вознаграждению для подростков. Гипотеза о медиации была проверена в выборке подростков с помощью регрессионного анализа. Результаты указывают на то, что чувствительность к вознаграждению и наказанию предрасполагает к определенным личностным особенностя, которые, в совю очередь, вносят вклад в психическое здоровье
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, психология
Ключевые слова: вознаграждение, личностные особенности, наказание, подростки, подростковый возраст, психическое здоровье, психология личности, чувствительность к награждению, чувствительность к наказанию
Индексы ББК: 88.415
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Гребенщикова, Т. А.
Дискурс и его психологическое воздействие: подходы к исследованию / Т. А. Гребенщикова, Н. Д. Павлова
// Психологический журнал. — 2017. — № 3. - С. 18 - 31 : диагр., табл. — Библиогр.: с. 28 - 29.
Подробнее
Авторы: Гребенщикова Т. А., Павлова Н. Д.
Аннотация: Рассматриваются современные направления исследования дискурса, связанные с различными аспектами его организации и функционированием в социуме, анализируются тенденции в изучении дискурсивного воздействия, обсуждаются возможности и перспективы интенционального подхода к его исследованию. Представлены оригинальные методические подходы к изучению дискурса и дискурсивного воздействия, развиваемые в лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН, и полученные на их основе новые данные об интенциональной организации повседневного семейного и массмедийного дискурса: предвыборных теледебатов, телебесед и ток-шоу. Наряду с общими вопросами организации дискурса и механизмам его психологического воздействия рассматриваются формирующиеся в процессе взаимодействия тактики ведения разговора, приемы дискурсивного воздействия в различных контекстах и интанциональные основания их выбора коммуникантами
Отраслевые рубрики: общее языкознание, психолингвистика, психология, филологические науки, языкознание
Ключевые слова: дискурс, дискурс массмедиа, дискурс семьи, дискурс СМИ, интент-анализ, массмедиа, психология речи, речевое воздействие, тактика ведения разговора, ток-шоу
Индексы ББК: 81.006
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
[Психологические методы и методики] : [подборка статей] / Т. В. Корнилова, А. Ю. Разваляева, Е. А. Дорошева, А. М. Голубев
// Психологический журнал. — 2017. — № 3. - С. 92 - 118 : табл., схем. — Приложение. Бланк опросника С. Эпстайна "Рациональный - Опытный". — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Корнилова Т. В., Разваляева А. Ю., Дорошева Е. А., Голубев А. М.
Отраслевые рубрики: практическая психология (прикладная психология), психодиагностика, психология
Ключевые слова: вербальный интеллект, готовность к риску, интолерантность к неопределенности, Оксфордский опросник счастья, опросник "Большая пятерка", опросник "Рациональный-опытный" С. Эпстайна, опросники, психологические исследования, психометрические методы, психометрические характеристики, психометрия, рациональность, субъективное благополучие, толерантность к неопределенности
Форматированное содержание:
Апробация русскоязычного варианта полного опросника С. Эпстайна "Рациональный - опытный" (RATIONAL - EXPERIENTIAL INVENTORY)/ Корнилова Т. В., Разваляева А. Ю.
Апробация "Оксфордского опросника счастья" на российской выборке/ Голубев А. М., Дорошева Е. А.
Индексы ББК: 88.91
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
[Дискуссия о будущем психологической науки] : [подборка статей] / И. А. Мироненко, А. С. Сергеева, С. Ф. Сергеев [и др.]
// Психологический журнал. — 2017. — № 3. - С. 119 - 136. — Библиогр. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Мироненко И. А., Сергеева А. С., Сергеев С. Ф., Фёдоров А. А., Двойнин А. М.
Аннотация: Статья напечатана в рамках дискуссии по проблемам развития психологической науки, поднятым в статье "Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 г. " А. Л. Журавлева, Т. А. Нестика, А. В. Юревича в Психологическом журнале, 2016, № 5
Отраслевые рубрики: психология
Ключевые слова: интеграция психологии, кризис идентичности, кризис науки, мировая наука, развитие психологии, Россия, техногенная среда
Форматированное содержание:
От прогноза - к форсайту будущего российской психологии/ Мироненко И. А.
Психологическая наука на границе с технологической сингулярностью/ Сергеева А. С., Сергеев С. Ф.
Привычка к кризису/ Фёдоров А. А.
От вредной привычки психологов к кризису - к здоровому образу жизни (комментарий к статье А.А. Фёдорова "Привычка к кризису")/ Двойменный И. А.
Индексы ББК: 88.1
Представления: Формат MARC21