Сортировать по:
1. Статья из журнала
Сидорова, А. В.
Формирование творческой позиции у старших дошкольников / А. В. Сидорова
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 61 - 69. — Лит. в конце статьи.
Формирование творческой позиции у старших дошкольников / А. В. Сидорова
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 61 - 69. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Сидорова А. В.
Аннотация: "Развитие творческой позиции рассматривается при помощи экспериментальной методики по типу креативной подсказки. В основе методики - культурно-историческая теория Л. Выготского. Формирующий эксперимент направлен на выработку творческой позиции и приобщение к культурной норме творчества. Аспектами культурной нормы творчества являются созидательность, содержательность и разработанность образа."
Отраслевые рубрики: детская психология, возрастная психология, педагогическая психология, психология, психология творчества
Ключевые слова: диагностика интеллекта, диагностика креативности, диагностика познавательной потребности, диагностика психического развития, диагностика творческого мышления, дошкольники, культурная норма творчества, культурно-исторический подход, метод креативной подсказки, методика "Несуществующее животное", познавательная потребность, психология развития, развитие способностей, созидание, творческая позиция, творчество, формирующий эксперимент
Индексы ББК: 88.85, 88.413, 88.6
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
Чудинова, Е. В.
Учебная модель как единица обучения и "зерно" развития / Е. В. Чудинова, В. Е. Зайцева
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 83 - 93. — Лит. в конце статьи.
Учебная модель как единица обучения и "зерно" развития / Е. В. Чудинова, В. Е. Зайцева
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 83 - 93. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Чудинова Е. В., Зайцева В. Е.
Аннотация: "Обсуждается проблема выделения "шага" обучения. Формирующий эксперимент позволяет обосновать гипотезу о "зерне" развития, возникающем в ходе преобразования учебной модели. Выявляются свойства учебной модели, необходимые для того, чтобы на полюсе индивидуального субъекта образовалось саморазвивающееся "зерно", преобразующее опыт человека и позволяющее ему расценивать новую ситуацию как ситуацию действия, для осуществления которого у него есть собственный ресурс."
Отраслевые рубрики: педагогическая психология, психология
Ключевые слова: детская психология, методология обучения, модель обучения, образование, психология обучения, развитие школьников, саморазвитие личности, учебная деятельность, формирующий эксперимент, функционально-смысловое поле, школьники
Индексы ББК: 88.62
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
Поливанова, Н. И.
Суждения учителей и учащихся об учебном взаимодействии на уроках в школе / Н. И. Поливанова, И. В. Ривина
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 100 - 104. — Лит. в конце статьи.
Суждения учителей и учащихся об учебном взаимодействии на уроках в школе / Н. И. Поливанова, И. В. Ривина
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 100 - 104. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Поливанова Н. И., Ривина И. В.
Аннотация: "Анализируются особенности учебной коммуникации педагогов с детьми на уроках. Учебная успешность детей связывается с психологической комфортностью, во многом обусловленной поведением педагога, с адекватным содержательным и эмоциональным взаимодействием учителя и детей на уроке. Описываются две анкетные методики диагностики учебного взаимодействия (одна - для учителей, вторая - для учащихся). В основу методик положены принципы, направленные на равенство, партнерство, развитие участников образовательного процесса..."
Отраслевые рубрики: педагогическая психология, психология, познавательные процессы
Ключевые слова: детская психология, коммуникативное поведение, образование, обучение, педагогическая успешность, психологический комфорт, успешность обучения, учебная деятельность, учебная коммуникация, учебное взаимодействие, школьники, эмоциональная устойчивость
Индексы ББК: 88.62-51
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
Арина, Г. А.
Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте / Г. А. Арина, С. Е. Мартынов
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 105 - 114 : табл., диагр. — Лит. в конце статьи.
Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте / Г. А. Арина, С. Е. Мартынов
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 105 - 114 : табл., диагр. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Арина Г. А., Мартынов С. Е.
Аннотация: "Рассматривается макросоциальный аспект социализации телесности, роль СМИ как фактора формирования образа тела и его идеала. Описана мифологизация образа внешней привлекательности в содержании СМИ. Предложена модель для исследования психологических механизмов воздействия СМИ, подверженности человека этому воздействию. Ценностные ориентации некоторых телезрителей отличаются высокой значимостью внешней привлекательности и соответствия современной моде. Самоотношение отличается дефицитом уверенности в себе, удовлетворенности своими способностями и внутренней конфликтностью. Сделан вывод, что образ идеальной внешности, формируемый и/или закрепляемый при просмотре телепередач, становится препятствием на пути построения позитивной и адекватной самооценки внешности."
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, возрастная психология, социальная психология
Ключевые слова: внешность, идеал красоты, культурно-историческая психология, личностные ценности, медиа-образы, поведение, подростки, психология телесности, самоотношение, самооценка, самосознание, социализация, средства массовой информации (СМИ), телевидение, телевизионные предпочтения, телезрители, телесность, удовлетворенность внешностью, ценностные ориентации, юношеский возраст, Я-концепция (образ Я)
Индексы ББК: 88.42-52-72-99, 88.53-52-72-99
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
Александров, Ю. И.
Системно-эволюционный подход: наука и образование / Ю. И. Александров
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 33 - 40. — Лит. в конце статьи.
Системно-эволюционный подход: наука и образование / Ю. И. Александров
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 33 - 40. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Александров Ю. И.
Аннотация: Указывается на значение специального анализа взаимодействия науки и образования. Одним из вызовов как для науки, так и для образования является нарастающее дробление дисциплин. Необходим синтез материала этих дисциплин с целью построения научного описания единой реальности, разные аспекты которой выделяются данными дисциплинами. Оптимальным "языком" подобной интеграции является методология системно-эволюционного подхода.
Отраслевые рубрики: высшее образование, методология науки, образование, профессиональное образование
Ключевые слова: Государственный университет гуманитарных наук (ГУГН), интеграция наук, междисциплинарное взаимодействие, методология образования, методология психологии, наука, нейрофизиология психики, общая психология, психологическое образование, психология, психофизиология, синтез научных знаний, системная психофизиология, системно-эволюционный подход, теория функциональных систем
Индексы ББК: 74.58в
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
Бусыгина, Н. П.
Психические феномены и дискурс: перспектива социального конструкционизма / Н. П. Бусыгина
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 44 - 52. — Лит. в конце статьи.
Психические феномены и дискурс: перспектива социального конструкционизма / Н. П. Бусыгина
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 44 - 52. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Бусыгина Н. П.
Аннотация: "Анализируется социоконструкционистское представление о психике как продукте дискурсов. Показано, что в перспективе социального конструкционизма психологические понятия не являются "жесткими десигнаторами". Делая акцент на дискурсивной природе психики, социальный конструкционизм ориентирует психологию на интерпретивистскую эпистемологию и построение концептуально-методологического каркаса, характерного для гуманитарных наук. В связи с социальным конструкционизмом, радикализирующим языковой характер человеческого опыта, приобретает актуальность рефлексия границ дискурсивного конструирования. Раскрывается необходимость анализа иных - внедискурсивных - аспектов "жизненного мира", феноменологии телесной и эмоциональной связи с миром."
Отраслевые рубрики: методология науки, психология
Ключевые слова: грамматический анализ, дискурс, дискурсивное конструирование, конструирование психики, конструкционизм, методология психологии, психические феномены, реальность, социальный конструкционизм, социокультурная реальность, тело-субъект, язык, языковые игры
Индексы ББК: 88в
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
Лубовский, Д. В.
Понятие ведущей деятельности в работах Л. С. Выготского и его последователей / Д. В. Лубовский
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 2 - 6. — Лит. в конце статьи.
Понятие ведущей деятельности в работах Л. С. Выготского и его последователей / Д. В. Лубовский
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 2 - 6. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Лубовский Д. В.
Аннотация: Рассматривается история возникновения понятия "ведущая деятельность" в работах Л. С. Выготского, прослеживаются пути развития данного понятия в рамках культурно-исторической теории и деятельностного подхода. Показано, что введение Л. С. Выготским данного понятия становится своеобразным логическим завершением созданной им деятельностной концепции развития психического, поскольку вместе с разработанным ранее понятием социальной ситуации развития оно дополняет представления о движущих силах развития психики в онтогенезе.
Отраслевые рубрики: история психологии, психология, возрастная психология, детская психология, психология личности
Ключевые слова: ведущая деятельность, деятельностный подход, зона ближайшего развития, индивидуальное развитие (онтогенез), культурно-историческая психология, периодизация развития, психическое развитие, психологическая теория деятельности, психология деятельности, социальная ситуация развития, творческая самодеятельность
Персоналии: Выготский Лев Семенович, Божович Лидия Ильинична, Леонтьев Алексей Николаевич, Эльконин Даниил Борисович, Давыдов Василий Васильевич, Рубинштейн Сергей Леонидович
Индексы ББК: 88.1(2)-730-741, 88.40, 88.41-7
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
Абраменкова, В. В.
Поименование как культурный феномен - в истории и современности / В. В. Абраменкова
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 23 - 32. — Лит. в конце статьи.
Поименование как культурный феномен - в истории и современности / В. В. Абраменкова
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 23 - 32. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Абраменкова В. В.
Аннотация: В контексте культурно-исторической теории Л. С. Выготского предлагается новое понятие "поименование". Это социальное средство формирования образа Я. Важнейшей сакральной и личностно-образующей формой поименования является личное имя. Излагается отношение к формам имени в истории культуры. Предполагается социальный характер выбора некоторых форм поименования. Обосновывается возможность определения таких социально-психологических параметров группы, как уровень ее развития и направленности межличностных отношений по характеру прозвищ, кличек, никнеймов.
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, социальная психология, психология поведения
Ключевые слова: имянаречение, история культуры, культурно-историческая психология, личное имя, никнейм, Я-концепция (образ Я), общество, поведение, подростковая субкультура, поименование, прозвище, психология развития, самоназывание, формы личного имени
Индексы ББК: 88.532.2
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
Чернокова, Т. Е.
О возможностях развития метакогнитивных функций у детей дошкольного возраста с точки зрения культурно-исторической психологии / Т. Е. Чернокова
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 70 - 75. — Лит. в конце статьи.
О возможностях развития метакогнитивных функций у детей дошкольного возраста с точки зрения культурно-исторической психологии / Т. Е. Чернокова
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 70 - 75. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Чернокова Т. Е.
Аннотация: "Анализируется литература по проблеме метакогнитивного развития дошкольников. Изложены представления о метапознании в работах Дж. Флейвелла, в современной психологической литературе, сформулировано авторское определение метапознания. Дано теоретическое обоснование возможностей метакогнитивного развития детей дошкольного возраста в рамках культурно-исторической теории. Сформулирована гипотеза о целенаправленном формировании метакогнитивных функций у дошкольников посредством освоения детьми диалектических средств и умственных действий."
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, возрастная психология
Ключевые слова: дошкольники, культурная норма творчества, культурно-историческая психология, культурно-исторический подход, метакогнитивное развитие, метапознание, обучение, педагогическая психология, познавательная потребность, познавательные процессы, психические процессы, психические функции, психология развития, развитие способностей, саморегуляция познания, умственное развитие
Персоналии: Флейвелл Дж., Выготский Лев Семенович
Индексы ББК: 88.413-51
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
Карягина, Т. Д.
Некоторые проблемы изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии / Т. Д. Карягина
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 115 - 124 : табл. — Лит. в конце статьи.
Некоторые проблемы изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии / Т. Д. Карягина
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 115 - 124 : табл. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Карягина Т. Д.
Аннотация: "Анализируются вопросы роли эмпатии в консультативном / психотерапевтическом процессе; механизмов эмпатического процесса; условий успешной эмпатии консультанта / психотерапевта. Рассматриваются представления об эмпатии К. Роджерса и Х. Кохута. Выявляется связь эмпатии как личностной черты и эмпатии как процесса в консультировании / психотерапии. Рассмотрение проблемы развития эмпатии с точки зрения нужд образования, обучения консультантов / психотерапевтов позволяет сделать вывод о необходимости подхода к изучению эмпатии как высшей психической функции."
Отраслевые рубрики: практическая психология (прикладная психология), психология, психотерапия, психологическое консультирование, психодиагностика
Ключевые слова: высшие психические функции, коммуникативность, методы диагностики, психотерапевтические методы, психотехника, эмпатия
Индексы ББК: 88.915, 88.92, 88.94
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
Казаченко, Б. Н.
Культурно-исторические аспекты отечественного человекомерия / Б. Н. Казаченко
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 53 - 52. — Лит. в конце статьи.
Культурно-исторические аспекты отечественного человекомерия / Б. Н. Казаченко
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 53 - 52. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Казаченко Б. Н.
Аннотация: "Работа посвящена истории науки вообще и истории российской антропологии в частности. Целью статьи явилось рассмотрение старорусской системы "человечьих" мер в культурно-историческом аспекте. Для фиксации этого феномена был введен новый термин - "человекомерие"."
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология, психология групп, историческая психология
Ключевые слова: антропология, антропометрия, восточные славяне, Древняя Русь, жизненное пространство, меры длины, Россия, среда обитания, человек, человекомерие, культурно-историческая психология
Индексы ББК: 88.542.1
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
Холмогорова, А. Б.
Комплексная модель интерперсональных отношений как теоретическая основа для их изучения у подростков с нарушениями поведения / А. Б. Холмогорова, Н. С. Смирнова
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 94 - 99 : табл., рис. — Лит. в конце статьи.
Комплексная модель интерперсональных отношений как теоретическая основа для их изучения у подростков с нарушениями поведения / А. Б. Холмогорова, Н. С. Смирнова
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 94 - 99 : табл., рис. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Холмогорова А. Б., Смирнова Н. С.
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, психология
Ключевые слова: девиантное поведение, значимый другой, интерперсональные отношения, межличностные отношения, мотивация общения, неблагополучные семьи, образ других, образ родителей, образ себя, объектные репрезентации, подростки, психокоррекция, родители, семья, социальная поддержка, социально-психологическое развитие, социальные связи
Индексы ББК: 88.415-99
Представления: Формат MARC21
13. Статья из журнала
Патяева, Е. Ю.
К истокам культурно-исторического понимания человеческой мотивации: французская социологическая школа / Е. Ю. Патяева
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 10 - 22. — Лит. в конце статьи.
К истокам культурно-исторического понимания человеческой мотивации: французская социологическая школа / Е. Ю. Патяева
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 10 - 22. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Патяева Е. Ю.
Аннотация: Анализируется мотивация человеческого поведения в одном из подходов культурно-исторической психологии - во французской социологической школе. Ее представители разработали представления об обществе как источнике человеческого побуждения, способном создавать "священное" путем обожествления объектов, вождей, государства, а также идей-символов, увлекающих людей на подвиги и преступления. Идеи представителей школы - например, о "коллективных представлениях", о тотемах как репрезентациях социальных групп, о "сопричастных индивидах", о социальных рамках - все еще представляют собой "зону ближайшего развития" современной психологии мотивации.
Отраслевые рубрики: история психологии, история социологии, психология, социология
Ключевые слова: действие, зона ближайшего развития, коллективные представления, культурно-историческая психология, мотивация поведения, общество, побуждение к действию, поведение, психология деятельности, психология личности, психология мотивации, психология поведения, психология развития, создание "священного", социальная среда, тотем, французская социологическая школа
Персоналии: Дюркгейм Эмиль, Леви-Брюль Люсьен, Хальбвакс Морис, Мосс Марсель
Индексы ББК: 88.1(4Фр)-730, 60.51(4Фр)
Представления: Формат MARC21
14. Статья из журнала
Веракса, А. Н.
Вопросы применения знакового и символического отражения в спорте / А. Н. Веракса
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 76 - 82. — Лит. в конце статьи.
Вопросы применения знакового и символического отражения в спорте / А. Н. Веракса
// Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. - С. 76 - 82. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Веракса А. Н.
Аннотация: "Анализируется процесс символизации в спорте. В своей профессиональной деятельности спортсмены сталкиваются с ситуацией неопределенности. Особенность употребления символа связана с проявлением такой ситуации. Сделан вывод, что символизация в спорте реализует две функции: познавательную и эмоциональную. Символический образ в ситуации неопределенности позволяет зафиксировать связанное с ней напряжение за счет его переноса в символический план. Поскольку символический образ не имеет однозначной интерпретации, одним из его свойств является эмоциональная напряженность, поэтому его применение может способствовать усилению мотивации у спортсменов."
Отраслевые рубрики: познавательные процессы, психология личности, психология, психология деятельности
Ключевые слова: знак, знаковое опосредование, подготовка спортсменов, познавательная деятельность, познавательная функция, психология спорта, символ, символическое опосредование, символическое отражение, ситуация неопределенности, спорт, эмоции, эмоциональная функция
Индексы ББК: 88.3-51-52, 88.84
Представления: Формат MARC21