Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Этнонациональные установки и ценности современной молодежи (на материале исследования студенчества нескольких регионов России) / О. Е. Хухлаев, А. А. Бучек, Р. И. Зинурова [и др.]
// Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. - С. 97- 106 : табл., диагр. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Хухлаев О. Е., Бучек А. А., Зинурова Р. И., Радина Н. К., Тудупова Т. Ц., Хакимов Э. Р.
Аннотация: Изучается взаимосвязь между ценностными мотивационными типами, по Ш. Шварцу, и этнонациональными установками. Исследования проводились в Бурятии, на Камчатке, в Татарстане, Удмуртии в 2009 - 2010. В исследовании принимали участие студенты вузов. Обнаружено, что наибольшее влияние на этнонациональные установки оказывают ценности власти (стремление к социальному доминированию), универсализма (желание всеобщего благополучия) и традиции (уважение обычаев и символов групповой солидарности), а также гедонизма (стремление к удовольствиям). У молодежи с различиями в этнонациональных установках наблюдаются разные ценностные приоритеты. Показано, что выбор между значимостью/незначимостью национального связан с разрешением ценностного конфликта между потребностью доминирования (власть) и желанием всеобщего благополучия (универсализм). На уровне личных ценностей значимость национального, детерминируемая ценностью власти, будет отражаться в склонности к аутгрупповой дискриминации.
Отраслевые рубрики: психология, психология групп, социальная психология, этническая психология (этнопсихология)
Ключевые слова: аутгрупповая дискриминация, Бурятия, гедонизм, групповая солидарность, ингрупповой фаворитизм, Камчатка, конфликт ценностей, культурно-историческая психология, молодежь, национализм, национальные особенности, патриотизм, Поволжье, подростки, психика, психическое развитие, регионы России, Россия, социальная ситуация развития, социальное доминирование, студенчество, Татарстан, традиции, Удмуртия, универсализм, ценностные установки, ценность власти, этнонациональные установки
Индексы ББК: 88.542.5
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Смирнова, Е. О.
Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников / Е. О. Смирнова
// Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. - С. 2 - 8 : диагр. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Смирнова Е. О.
Аннотация: Представлено экспериментальное исследование, направленное на выявление связи игровой деятельности и межличностных отношений дошкольников. Задача состояла в сравнительном анализе играющих и неиграющих дошкольников. Для выявления характера общения и межличностных отношений детей использовались метод наблюдения и три проективные методики. В исследовании участвовали дети 5 - 6 лет. Сравнительный анализ результатов показал преимущество играющих детей по всем показателям отношения к сверстникам. Автор делает вывод, что наиболее очевидным и естественным методом формирования коммуникативных способностей и эмоциональной отзывчивости является создание благоприятных условий для свободной совместной сюжетной игры дошкольников.
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, возрастная психология, психология поведения
Ключевые слова: восприятие сверстников, дошкольники, игра, интеллект, коммуникативные способности, межличностные отношения, мышление, общение, познавательные потребности, психическое развитие, психология деятельности, психология развития, психофизиология, развитие способностей, социальные установки, сюжетная игра, творчество, эмоциональная отзывчивость
Индексы ББК: 88.413-38
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Жуланова, И. В.
Становление субъектного действия / И. В. Жуланова, А. М. Медведев
// Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. - С. 47 - 54. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Жуланова И. В., Медведев А. М.
Аннотация: Рассматриваются такие стадии, как спонтанная активность, совокупное действие; совместно-распределенное действие; индивидуальное субъектное действие. Обсуждаются результаты развития, определяемого как самостоятельное произвольное действие. Предлагается рассматривать результат в контексте возможностей дальнейшего развития. Возможность такого рассмотрения связывается с понятием функционально-смыслового поля.
Отраслевые рубрики: психология, психология деятельности
Ключевые слова: идеальная форма, интериоризация, интерформа, реальная форма, самостоятельное произвольное действие, совместно-распределенное действие, совокупное действие, спонтанная активность, субъектное действие, функционально-смысловое поле, культурно-историческая психология
Индексы ББК: 88.56
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Узикова, А. Ю.
Связь досуговой активности и развития субъектности у футбольных фанатов / А. Ю. Узикова
// Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. - С. 55 - 63 : 4 табл. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Узикова А. Ю.
Аннотация: Анализируется связь субъектных характеристик и досуговой активности на примере футбольных фанатов. Изучено влияние досуговой активности на развитие некоторых личностных качеств. Футбольные фанаты более четко осознают цели, более активны, независимы от мнения окружающих, самодостаточны...
Отраслевые рубрики: общая психология, психология, социальная психология, психология личности, психокоррекция
Ключевые слова: досуг, досуговая активность, личностные качества, развитие личности, самоопределение, самооценка, самореализация, саморегуляция, субкультура, субъектность, футбольные фанаты, эмпирические исследования
Индексы ББК: 88.3-8, 88.53-8
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Марцинковская, Т. Д.
Проблема красоты в трудах П. Флоренского - междисциплинарный и полипарадигмальный подход / Т. Д. Марцинковская
// Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. - С. 77 - 83. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Марцинковская Т. Д.
Аннотация: Концепция прекрасного в трудах П. Флоренского анализируется как с точки зрения ее уникальности, так и с точки зрения продолжения традиции В. Соловьева, потому что красота Флоренским понимается как всеединство, постигаемое рациональной интуицией. Уникальность Флоренского - в стремлении соединить математические, биологические, психологические и философские подходы, синтезировав на их основе концепцию красоты. Обобщенный характер данной концепции и в том, что в ней соединяются природное и искусственное, естественное и рукотворное как разные аспекты образа прекрасного в сознании человека.
Отраслевые рубрики: история философии, психология, психология искусства, психология творчества, философия
Ключевые слова: XIX век, XX век, духовность, звукосимволизм, знание, идеал красоты, концепция прекрасного, культура, личностное пространство, междисциплинарность, нравственность, поэзия, развитие личности, разум, Россия, самореализация, самосознание, Серебряный век, символизм, философия всеединства, эстетические переживания
Персоналии: Соловьев Владимир Сергеевич, Флоренский Павел Александрович
Индексы ББК: 88.854, 87.3(2)5
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Якимова, Т. В.
Особенности общения сиблингов в условиях детского дома / Т. В. Якимова
// Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. - С. 23 - 28 : рис. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Якимова Т. В.
Аннотация: Ставится проблема изучения, поддержания и сохранения сиблинговых связей (связи между родными братьями и сестрами, но не близнецами) в условиях институализации (детского дома). Рассматриваются предположения о том, что утрата или изменение отношений братьев и сестер вне семьи является травмирующим фактором для ребенка, что их сохранение становится фактором, способным снизить риск воспроизводства социального сиротства. Приводятся результаты исследования сиблинговых связей в условиях жизни детей в детском доме. В результатах отражены особенности общения сиблингов при институализации, их представлений о своей ситуации развития, а также опыт работы с братьями и сестрами персонала детского дома.
Отраслевые рубрики: детская психология, психология, возрастная психология
Ключевые слова: возрастные особенности, дети-сироты, детские дома, интернаты, культурно-историческая психология, общение, подростки, психология развития, родственные связи, сиблинги, социальная ситуация развития, социальная среда, социальное сиротство, социограмма, социометрия
Индексы ББК: 88.41-99
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Сидоров, Н. Р.
О психологической категории рассудка / Н. Р. Сидоров
// Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. - С. 40 - 46. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Сидоров Н. Р.
Аннотация: Понятие рассудка, будучи "в ходу" у философов и этологов, остается мало наполненным научным содержанием от той общей психологии, которая ориентирована на исследование различных аспектов человеческой деятельности, человеческого сознания и личности. Делается попытка критического анализа с позиций психологической науки обосновать взгляд на оречевленную рассудочность как на результат культурно-исторического развития "природного" человека.
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология, психология личности
Ключевые слова: деятельность, культурно-историческая психология, онтогенез сознания, оречевленная рассудочность, психика, психическая регуляция, психические процессы, психическое развитие, рассудок, рассудочная деятельность, сознание
Индексы ББК: 88.53-223
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Башмакова, С. Е.
Исследования зоны ближайшего развития ребенка в отечественной и зарубежной психологии / С. Е. Башмакова
// Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. - С. 17 - 22. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Башмакова С. Е.
Аннотация: Представлен аналитический обзор исследований зоны ближайшего развития (ЗБР). Выделены основные направления отечественных и зарубежных исследований, проведен анализ концепции скаффолдинга - американского воплощения идеи ЗБР. Показано, что эти понятия нельзя считать идентичными. Скаффолдинг - зона инициативы взрослого, его обучающего воздействия, подстроенного под индивидуальные возможности ребенка. ЗБР - пространство сотрудничества ребенка и взрослого, созданное инициативой ребенка с помощью взрослого. Делается вывод, что проблема взаимосвязи индивидуальных стратегий деятельности ребенка в ЗБР с развитие его интеллектуальных способностей остается малоизученной.
Отраслевые рубрики: детская психология, возрастная психология, история психологии, педагогическая психология, психология
Ключевые слова: ведущая деятельность, зона ближайшего развития, индивидуальное развитие (онтогенез), интеллектуальное развитие, культурно-историческая психология, периодизация развития, психическое развитие, психология деятельности, психология обучения, психология развития, Россия, скаффолдинг, социальная ситуация развития, США
Персоналии: Выготский Лев Семенович, Божович Лидия Ильинична, Леонтьев Алексей Николаевич, Эльконин Даниил Борисович, Давыдов Василий Васильевич, Рубинштейн Сергей Леонидович
Индексы ББК: 88.41, 88.62, 88.1(0)-730-741
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Бородачева, О. В.
Исследование речевой компетентности по рассказам студентов-психологов о себе / О. В. Бородачева
// Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. - С. 64 - 76 : табл., диагр. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Бородачева О. В.
Аннотация: Представлена авторская гипотеза структурных и содержательных характеристик речевой компетентности в рассказах студентов-психологов о себе, понимаемая как набор знаний, умений и навыков использования языковых и речевых приемов. Описана методика диагностики активной и пассивной речевой компетентности. Проанализированы данные, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне развития речевой компетентности...
Отраслевые рубрики: психология, психология личности, познавательные процессы
Ключевые слова: активная компетентность, выразительные средства языка, личностное содержание, пассивная компетентность, психолингвистика, рассказ о себе, речевая компетенция, речевое поведение, речевые навыки, речевые приемы, речевые средства, речевые умения, субъект речи, эмпирические исследования, Я-высказывания
Индексы ББК: 88.3-513
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
bookCover
Бартош, Т. П.
Возрастные особенности нейродинамических показателей мальчиков-подростков аборигенной популяции Магаданской области / Т. П. Бартош, О. П. Бартош, М. В. Мычко
// Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. - С. 91 - 96 : табл. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Бартош Т. П., Бартош О. П., Мычко М. В.
Аннотация: Исследование нейродинамических свойств и функциональных состояний центральной нервной системы (ЦНС) по параметрам времени сенсомоторных реакций у мальчиков-подростков аборигенных популяций Севера. Определялось время простой и сложной сенсомоторных реакций. Анапизировались количественные критерии, отражающие разные стороны функционального состояния ЦНС: функциональный уровень нервной системы, устойчивость реакции... В каждой возрастной группе мальчиков-аборигенов были обнаружены лица с низким текущим функциональным уровнем ЦНС.
Отраслевые рубрики: детская психология, возрастная психология, психология, социальная психология, этническая психология (этнопсихология), психология групп, психофизиология
Ключевые слова: аборигенные популяции, ведущая деятельность, возрастные особенности, зона ближайшего развития, коряки, Магаданская область, мальчики, нейродинамика, нейродинамические показатели, индивидуальное развитие (онтогенез), подростки, психическое развитие, регионы России, Россия, Север России, сенсомоторика, сенсомоторные реакции, социальная ситуация развития, функциональное состояние, центральная нервная система, эвенки, культурно-историческая психология
Индексы ББК: 88.542.5, 88.415-33
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
bookCover
Vikkunen, J.
Finding a Concept that Integrates Specialists' Know-How - The Case of Special School for Handicapped and Neurologically ill Children / J. Vikkunen
// Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. - С. 29 - 39. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 39.
URL биб.описания: https://lib.uni-dubna.ru/MegaPRO/UserEntry?Action=FindDocs&ids=143448&idb=ec_110
// Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. - С. 29 - 39. — На английском языке. — Аннотация на русском языке: с. 39.' data-curtain data-shape='round' data-url='https://lib.uni-dubna.ru/MegaPRO/UserEntry?Action=FindDocs&ids=143448&idb=ec_110'>
Подробнее
Авторы: Vikkunen J.
Аннотация: Одна из сфер деятельности, где особенно требуется интеграция знаний и умений из различных областей, это воспитание детей-инвалидов с неврологическими заболеваниями. В статье описывается исследование с помощью интервенции, в ходе которого был разработан новый способ совместной работы учителей, психологов и медсестер. Представители этих профессий решили совместно разрабатывать и выстраивать ежедневные занятия учеников таким образом, чтобы они обрели реабилитирующий характер.
Отраслевые рубрики: детская психология, возрастная психология, педагогическая психология, психология, клиническая психология (медицинская психология)
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды, интеграция знаний, интернаты, культурно-историческая психология, медико-психологическая поддержка, метод психологической интервенции, неврологические заболевания, психология воспитания, психология обучения, психолого-педагогическое сопровождение, реабилитация инвалидов, специализированные школы
Индексы ББК: 88.41, 88.6, 88.7
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
bookCover
Веракса, А. Н.
"Теория сознания" и символизация в дошкольном возрасте / А. Н. Веракса
// Культурно-историческая психология. — 2011. — № 4. - С. 9 - 15 : рис. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Веракса А. Н.
Аннотация: Анализируются проблемы символизации в дошкольном детстве в исследованиях, проведенных в рамках теории сознания. Опираясь на схему развития репрезентации, автор показывает отсутствие различения знаковых и символических средств в развитии ребенка. Приводятся доводы в пользу выделения символического опосредования, основанные на исследованиях представителей теории сознания.
Отраслевые рубрики: детская психология, возрастная психология, психология
Ключевые слова: детские игры, дошкольники, знак, знаковое опосредование, педагогическая психология, познавательная деятельность, психология развития, развитие сознания, символ, символическое опосредование, сознание, теория сознания
Индексы ББК: 88.413
Представления: Формат MARC21