Выбор БД
Тип поиска
Вернуться на старый сайт
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Беспалов, Б. И.
Развитие представлений П. Я. Гальперина о средствах, орудиях и орудийных операциях человека и животного / Б. И. Беспалов
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 55 - 66. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Беспалов Б. И.
Аннотация: Показано, что сформированных Гальпериным понятий не достаточно для непротиворечивого теоретического описания перехода от квазиорудий животных к орудиям человека. Предложен новый подход к решению проблемы с помощью биполярных теоретических конструктов деятельностной психологии: "орудие - знак", "предмет - средство", "инструментальный смысл - назначение вещей", производных от них понятий: "инструментальный акт", "орудийная операция", "орудийное средство" и др. Предложенный Гальприным критерий различения орудий человека и квазиорудий животных дополнен критерием, связанным со способом и смыслом общественного производства орудий людьми (в их совместной деятельности и преимущественно для других) и индивидуальным изготовлением квазиорудий животных (в его индивидуальной деятельности и преимущественно для себя).
Отраслевые рубрики: общая психология, познавательные процессы, психология, психология деятельности
Ключевые слова: деятельностный подход, животное, знаковая операция, инструментальный акт, инструментальный смысл, квазиорудие, назначение вещей, ориентировочная деятельность, орудие, орудийная операция, предметное действие, психика животных, сознание, средство, теория П. Гальперина, человек
Персоналии: Гальперин Петр Яковлевич
Индексы ББК: 88.26-51
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
bookCover
Лидерс, А. Г.
Развитие представлений об ориентировке и ориентировочной деятельности в концепции П. Я. Гальперина / А. Г. Лидерс, Ю. И. Фролов
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 13 - 27. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Лидерс А. Г., Фролов Ю. И.
Аннотация: Проводится исторический анализ развертывания внутри концепции планомерного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина представлений об ориентировке и ориентировочной деятельности. Акцент сделан на предыстории этих представлений и на современных взглядах учеников Гальперина на строение ориентировки. Выделяются этапы развертывания представлений об ориентировке.
Отраслевые рубрики: история психологии, общая психология, познавательные процессы, психология
Ключевые слова: когнитивное научение, комбинаторное мышление, ориентировочная деятельность, ориентировочно-исследовательская деятельность, ориентировочный рефлекс, позитивная психология, предметное действие, психология действия, психология развития, теория П. Гальперина, теория поэтапного формирования умственных действий
Персоналии: Гальперин Петр Яковлевич, Леонтьев Алексей Николаевич
Индексы ББК: 88.2-51, 88.1(2)63
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
bookCover
Захарова, Е. И.
Представление о характере социальной роли, как средство ориентировки в ее исполнении / Е. И. Захарова
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 38 - 41. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Захарова Е. И.
Аннотация: Анализируется содержание социальных ролей СУПРУГ и РОДИТЕЛЬ с позиций учения П. Я. Гальперина об ориентировочной деятельности. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют о том, что, приступая к выполнению новой сферы деятельности, человек опирается на имеющиеся у него представления о характере ее существования. Представления эти складываются задолго до того, как он начинает осваивать роли. Обладая устойчивостью, они становятся ориентировочной основой осваиваемой деятельности.
Отраслевые рубрики: психология, социальная психология, психология семьи
Ключевые слова: деятельностный подход, культурно-историческая психология, материнские представления, ориентировочная деятельность, предметное действие, психология действия, психология развития, семейные роли, социальные роли, социальный опыт, теория научения, теория П. Гальперина, теория поэтапного формирования умственных действий
Персоналии: Гальперин Петр Яковлевич
Индексы ББК: 88.576.1
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
bookCover
Бурменская, Г. В.
Понятие "ориентировочная деятельность" как средство анализа феноменов психического развития в онтогенезе / Г. В. Бурменская
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 7 - 12. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Бурменская Г. В.
Аннотация: Показана роль ориентировочной деятельности в процедуре "когнитивного научения", разработанного в рамках Женевской психологической школы и воспроизводящего "автономный процесс конструкции новых операциональных структур". Роль понятия "ориентировочная деятельность" как средства анализа психического развития иллюстрируется на примере изучения становления комбинаторного мышления у младших школьников и подростков в ходе обучающего эксперимента, построенного на основе метода поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.
Отраслевые рубрики: познавательные процессы, психология, возрастная психология, детская психология, история психологии
Ключевые слова: деятельностный подход, Женевская психологическая школа, зона ближайшего развития, индивидуальное развитие (онтогенез), когнитивная психология, когнитивное научение, комбинаторное мышление, культурно-историческая психология, младшие школьники, ориентировочная деятельность, подростки, предметное действие, психическое развитие, психология действия, психология развития, теория П. Гальперина, теория Пиаже, теория поэтапного формирования умственных действий, типы обучения
Персоналии: Гальперин Петр Яковлевич, Пиаже Жан
Индексы ББК: 88.41-51, 88.1(0)-741-745
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
bookCover
Обухова, Л. Ф.
П. Я. Гальперин - равный среди равных / Л. Ф. Обухова
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 2 - 6 : 6 фот.
Подробнее
Авторы: Обухова Л. Ф.
Аннотация: Статья посвящена 110-летию П. Я. Гальперина. Подчеркивается равноправное место теории П. Я. Гальперина среди других признанных в мировой психологии научных концепций, имеющих отношение к психологии развития и признающих, что у истоков психического развития лежит действие субъекта. Рассматриваются представления классиков психологии о структуре, функции и динамике предметного действия в развитии ребенка. Использована классификация творческих инноваций в исследовательской деятельности, предложенная французским социологом Л. Тевено.
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: XX век, бихевиоризм, культурно-историческая психология, научная школа, научное наследие, научное сообщество, ориентировочная деятельность, предметное действие, психоанализ, психология действия, психология развития, Россия, творческие инновации, теория Пиаже
Персоналии: Гальперин Петр Яковлевич, Эльконин Даниил Борисович, Тевено Лоран
Индексы ББК: 88.1(2)63-730-741
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
bookCover
Габай, Т. В.
Научные идеи П. Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения / Т. В. Габай
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 28 - 37. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Габай Т. В.
Аннотация: Говорится о значимости теории поэтапного (планомерного) формирования умственных действий П. Я. Гальперина для развития деятельностной теории учения. Обсуждаются варианты понятия "ориентировочная основа действия". Выявляется двойственность содержания понятия "ориентировочная часть действия". Специальное внимание уделяется выяснению характера деятельности учащегося на начальном, ознакомительном этапе усвоения: детализированный анализ его процесса позволяет сформулировать измененное понимание ее сущности на этом этапе и соотнести его с позицией самого П. Я. Гальперина.
Отраслевые рубрики: психология, история психологии
Ключевые слова: XX век, деятельностный подход, зона ближайшего развития, когнитивное научение, комбинаторное мышление, культурно-историческая психология, младшие школьники, ориентировочная деятельность, педагогическая психология, предметное действие, психология действия, психология обучения, психология развития, Россия, структура деятельности, теория научения, теория П. Гальперина, теория поэтапного формирования умственных действий, умения
Персоналии: Гальперин Петр Яковлевич
Индексы ББК: 88.1(2)63-730-741
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
bookCover
Дафермос, М.
Культурно-историческая психология и марксизм / М. Дафермос
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 114 - 121.
Подробнее
Авторы: Дафермос М.
Аннотация: Делается попытка рассмотреть отношения культурно-исторической психологии и трех составных частей марксизма.
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: "Капитал", XX век, концепция Л.С. Выготского, марксизм, материализм, материалистическое понимание истории, научная школа, научное наследие, социализм, человек социальный, культурно-историческая психология
Индексы ББК: 88.1(2)6
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
bookCover
Рычкова, О. В.
Концепция "социального мозга" как основы социального познания и его нарушений при психической патологии. Часть II : Концепция "социальный мозг": структурные компоненты и связь с психопатологией / О. В. Рычкова, А. Б. Холмогорова
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 86 - 95. — Продолжение Начало в № 3, 2012. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Рычкова О. В., Холмогорова А. Б.
Аннотация: Приводится обзор исследований, описывающих структурные компоненты социального мозга, а также их связь с психической патологией. Отмечается тенденция западной науки к мозговому "локализационизму" - стремлению локализовать причины психической патологии в дисфункциях социального мозга. Проведлен анализ этой тенденции с позиций культурно-исторической психологии и современных биопсихосоциальных моделей.
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), патопсихология, психология
Ключевые слова: височные отделы мозга, высшие психические функции, головной мозг, когнитивная психология, концепт "социальный мозг", концепция Л. С. Выготского, кора головного мозга, культурно-историческая психология, методика А. Р. Лурии, модель психического ("Theory of Mind"), префронтальная кора, психические расстройства, ранний детский аутизм (РДА), социальная перцепция, социальное поведение, социальное познание, социальный мозг (social brain), спинномозговые нарушения, чувства, шизофрения
Индексы ББК: 88.74
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
bookCover
Мачинская, Р. И.
Зачем психологу "социальный мозг"? / Р. И. Мачинская
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 103 - 109 : табл., схем. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Мачинская Р. И.
Аннотация: Комментируется работа О. В. Рычковой и А. Б. Холмогоровой "Концепция "социального мозга" как основы социального познания и его нарушений при психической патологии".
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), нейропсихология, патопсихология, психология
Ключевые слова: высшие психические функции, головной мозг, когнитивная психология, концепт "социальный мозг", модель психического ("Theory of Mind"), нейрофизиологический подход, психические расстройства, развитие ребенка, социальная перцепция, социальное поведение, социальное познание, социальный мозг (social brain), эмоциональное развитие
Индексы ББК: 88.74, 88.75
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
bookCover
Зарецкий, В. К.
Думая о Петре Яковлевиче Гальперине / В. К. Зарецкий
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 73 - 85 : рис. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Зарецкий В. К.
Аннотация: По мнению автора, потенциал теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина неисчерпана и недооценена. В статье личные воспоминания переплетены с анализом теоретических положений и практических приложений теории Гальперина.
Отраслевые рубрики: история психологии, психология
Ключевые слова: XX век, деятельностный подход, зона ближайшего развития, культурно-историческая психология, научная школа, научное наследие, научное сообщество, психология действия, психология развития, рефлексия, Россия, творческие инновации, творческое мышление, теория П. Гальперина, теория поэтапного формирования умственных действий, умственное действие
Персоналии: Гальперин Петр Яковлевич
Индексы ББК: 88.1(2)63-730-741
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
bookCover
Высоцкая, Е. В.
Два подхода к построению учебного предмета по третьему типу ориентировки и выбор "основных единиц" (на материале химии) / Е. В. Высоцкая, И. В. Рехтман
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 42 - 54 : рис. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Высоцкая Е. В., Рехтман И. В.
Аннотация: Сравниваются два сложившихся в научной школе П. Я. Гальперина подхода к построению предмета по третьему типу ориентировки на материале химии. Критическим для их различения является вопрос основных единиц материала. Показана важнейшая роль реконструкции условий происхождения понятия "химический элемент" для перестройки предмета "по третьему типу". Результаты построенного на этой основе экспериментального обучения по ряду важных показателей значительно превосходят результаты, полученные при "системном" подходе к изучению предметного "инварианта" химии - атомно-молекулярных моделей веществ.
Отраслевые рубрики: детская психология, возрастная психология, педагогическая психология, познавательные процессы, психология
Ключевые слова: деятельностный подход, изучение химии, ориентировочная деятельность, предметное действие, психология действия, психология обучения, теория научения, теория П. Я. Гальперина, теория поэтапного формирования умственных действий, экспериментальное обучение
Персоналии: Гальперин Петр Яковлевич
Индексы ББК: 88.41-51, 88.62-51
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
bookCover
Николаева, В. В.
Взгляд на психосоматическое развитие ребенка сквозь призму концепции П. Я. Гальперина / В. В. Николаева, Г. А. Арина, В. М. Леонова
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 67 - 72. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Николаева В. В., Арина Г. А., Леонова В. М.
Аннотация: Обсуждается возможность применения теории П. Я. Гальперина как методологического основания для анализа психосоматического развития ребенка. Психосоматический онтогенез предстает как процесс овладения телесными функциями, проходящими через стадии воспитания и обучения, в результате чего телесный феномен обретает свойства высшей психической функции. Социальная регламентация анализируется как механизм включения сторон телесного функционирования. Рассматривается развитие способностей к регуляции телесных функций, развитие категориальной структуры внутренних ощущений, становление образа здоровья и болезни, симптоматического поведения и т.д. Исследуется как нормальный, так и отклоняющийся пути психосоматического развития.
Отраслевые рубрики: детская психология, возрастная психология, психология, клиническая психология (медицинская психология)
Ключевые слова: деятельностный подход, индивидуальное развитие (онтогенез), интериоризация, ориентировочная деятельность, предметное действие, представления о болезни, представления о здоровье, психология действия, психосоматический феномен, психосоматическое развитие, развитие ребенка, соматическая психология (соматопсихология), социализация, телесность, теория П. Гальперина, теория поэтапного формирования умственных действий
Персоналии: Гальперин Петр Яковлевич
Индексы ББК: 88.71-2, 88.41
Представления: Формат MARC21
13. Статья из журнала
bookCover
Ахутина, Т. В.
"Социальный мозг" с точки зрения представлений о психологических системах Л. С. Выготского / Т. В. Ахутина
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 100 - 102. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Ахутина Т. В.
Аннотация: Комментируется работа О. В. Рычковой и А. Б. Холмогоровой "Концепция "социального мозга" как основы социального познания и его нарушений при психической патологии".
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), нейропсихология, патопсихология, психология
Ключевые слова: высшие психические функции, головной мозг, когнитивная психология, концепт "социальный мозг", концепция Л.С. Выготского, модель психического ("Theory of Mind"), психические расстройства, социальная перцепция, социальное поведение, социальное познание, социальный мозг (social brain)
Индексы ББК: 88.74, 88.75
Представления: Формат MARC21
14. Статья из журнала
bookCover
Шкурко, А. В.
"Социальный мозг" - неопределенный и необязательный концепт социальной нейронауки? : комментарий к статье О. В. Рычковой и А. Б. Холмогоровой / А. В. Шкурко
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 96 - 99. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Шкурко А. В.
Аннотация: Комментируется работа О. В. Рычковой и А. Б. Холмогоровой "Концепция "социального мозга" как основы социального познания и его нарушений при психической патологии".
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), нейропсихология, патопсихология, психология
Ключевые слова: высшие психические функции, головной мозг, когнитивная психология, концепт "социальный мозг", модель психического ("Theory of Mind"), психические расстройства, социальная перцепция, социальное поведение, социальное познание, социальный мозг (social brain)
Индексы ББК: 88.74, 88.75
Представления: Формат MARC21
15. Статья из журнала
bookCover
Печенкова, Е. В.
"Социальный модуль" или все же "социальный мозг"? / Е. В. Печенкова
// Культурно-историческая психология. — 2012. — № 4. - С. 110 - 113. — Лит. в конце статьи.
Подробнее
Авторы: Печенкова Е. В.
Аннотация: Комментируется работа О. В. Рычковой и А. Б. Холмогоровой "Концепция "социального мозга" как основы социального познания и его нарушений при психической патологии".
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), нейропсихология, патопсихология, психология
Ключевые слова: высшие психические функции, головной мозг, когнитивная психология, концепт "социальный мозг", магнитно-резонансная томография (МРТ), метод функционального картирования мозга, модель психического ("Theory of Mind"), психические расстройства, социальная перцепция, социальное поведение, социальное познание, социальный мозг (social brain)
Индексы ББК: 88.74, 88.75
Представления: Формат MARC21