Сортировать по:
1. Статья из журнала
Петровский, В. А.
Я: конфигурации артефакта / В. А. Петровский
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 63 - 78 : рис., фот.
Я: конфигурации артефакта / В. А. Петровский
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 63 - 78 : рис., фот.
Подробнее
Авторы: Петровский В. А.
Аннотация: Впервые обсуждается вопрос о Я как искусственно-естественном образовании (артефакте), имеющем проблемный семиотический статус. Охарактеризованы два способа семиотической трактовки Я. В первом случае Я обнаруживает в себе черты "знаковых аномалий". Рассмотрены некоторые формы дезадаптаций личности как следствие знаковых аномалий в осмыслении собственного Я. Во втором случае - Я конфигурировано реальными знаками, образующими архитектонику Я в динамике его становления. Вводится представление о "знаке себя", ближайшим примером которого является "ощущение". Описаны четыре преемственных формы Я: Номенальное Я ("Я-имя"), Феноменальное Я ("Мое"), Когитальное Я ("Я ам"), Трансгрессивное Я ("Свое другое Я"), в целом образующие круг Ноуменального (истинно сущего, совершенного) Я...
Отраслевые рубрики: методология науки, психология
Ключевые слова: артефакт, знаковые аномалии, Когитальное Я, Номинальное Я, Ноуменальное Я, ощущение, психическое развитие, психофизика Я, самопричинность, семиотика Я, соощущение, Трансгрессивное Я, Феноменальное Я, Я
Индексы ББК: 88в
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
Хухлаев, О. Е.
Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов в образовательной среде / О. Е. Хухлаев, М. Ю. Чибисова, И. М. Кузнецов
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 95 - 103.
Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов в образовательной среде / О. Е. Хухлаев, М. Ю. Чибисова, И. М. Кузнецов
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 95 - 103.
Подробнее
Авторы: Хухлаев О. Е., Чибисова М. Ю., Кузнецов И. М.
Аннотация: Подняты вопросы обеспечения трансляции культуры принимающего общества как основного механизма содействия интеграции инокультурных учеников. Рассматривается "трансляция культуры" как социально-психологический феномен. Особенности процессов освоения культуры ребенком, приехавшим из другой страны (или культурно-отличающегося региона), проанализированы с помощью модели видов понимания, предложенных В.П. Зинченко. Показано, что важнейшей функцией системы образования является "культурная трансмиссия", т.е. передача культурных ценностей. Описан анализ культурных различий в образовательной среде с помощью модели "айсберга культуры". Показано, что технология SWOT-анализа может быть использована для инвентаризации рисков и ресурсов интеграции мигрантов в образовательном учреждении...
Отраслевые рубрики: воспитание, педагогика, психология
Ключевые слова: аккультурация, дети-мигранты, интеграция детей, интеграция мигрантов, культурно-историческая психология, межкультурное образование, межличностное общение, образовательная среда, образовательные учреждения, общеобразовательная школа, социальная среда, социокультурные факторы, трансляция культуры
Индексы ББК: 88.5, 74.200
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
Рассказова, Е. И.
Функции соматических симптомов в межличностном общении: культурно-исторический подход в психосоматике / Е. И. Рассказова, Ю. М. Мигунова
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 79 - 87.
Функции соматических симптомов в межличностном общении: культурно-исторический подход в психосоматике / Е. И. Рассказова, Ю. М. Мигунова
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 79 - 87.
Подробнее
Авторы: Рассказова Е. И., Мигунова Ю. М.
Аннотация: С позиций культурно-исторического подхода в психосоматике тедесный феномен рассматривается как формирующийся в социальной ситуации развития человека, в том числе социальной ситуации болезни. Целью данной работы является применение этого подхода к анализу функций соматических симптомов в межличностном общении. Предполагается, что соматические симптомы приобретают в процессе межличностного общения специфические функции, которые затем, интериоризируясь, могут участвовать не только в оформлении и предъявлении, но и возникновении телесных ощущений.
Отраслевые рубрики: клиническая психология (медицинская психология), психология
Ключевые слова: болезнь, культурно-историческая психология, межличностное общение, поведение, психические процессы, психическое развитие, психосоматика, семейная коммуникация, сознание, соматические симптомы, социальная ситуация, социальная ситуация развития, социальные ожидания, социокультурные факторы
Индексы ББК: 88.7, 88.5
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
Чудинова, Е. В.
Учебное моделирование и понимание текста / Е. В. Чудинова, В. Е. Зайцева
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 44 - 53 : рис., граф., диагр.
Учебное моделирование и понимание текста / Е. В. Чудинова, В. Е. Зайцева
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 44 - 53 : рис., граф., диагр.
Подробнее
Авторы: Чудинова Е. В., Зайцева В. Е.
Аннотация: Рассматривается вопрос о роли опосредования в обучении подростков на примере становления у них способности понимать научные / научно-популярные тексты. Проверяется гипотеза, что понимание естественнонаучного текста требует развитого понятийного мышления и не может быть полноценно сформулировано лишь в процессе "обучения чтению". Данные обследования четырех групп учеников позволяют обнаружить существенные различия в понимании научно-популярных текстов учениками экспериментальных классов, в которых проводился формирующий эксперимент, и контрольных классов, где изучение теории эволюции осуществлялось по традиционной методике.
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, педагогическая психология, психология
Ключевые слова: грамотность чтения, знаковое опосредование, метапредметные навыки, мышление, обучение, письменная речь, подростки, понимание текста, психическое развитие, старшеклассники, текст, устная речь, учебная деятельность, учебная коммуникация, учебное моделирование, чтение
Персоналии: Эльконин Даниил Борисович
Индексы ББК: 88.41, 88.621.46
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
Эльконин, Б. Д.
Событие действия (заметки о развитии предметных действий II) / Б. Д. Эльконин
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 11 - 19.
Событие действия (заметки о развитии предметных действий II) / Б. Д. Эльконин
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 11 - 19.
Подробнее
Авторы: Эльконин Б. Д.
Аннотация: Критически переосмыслено и заново воссоздано представление о предметном действии. В опоре на работы Д.Б. Эльконина введено понятие События действия. Суть понятия - в переходе к новой форме активности. Новая форма активности - действие, опосредована образом, задаваемым ребенком взрослому, как его вызов испытанием-опробованием образца. В Событии действия само действие выступает как феномен, а действующие - как обретающие место в ситуации. В Событии действия строятся и связываются три перехода: переход в новую ситуацию активности, переход к чувству собственной активности и переход к означиванию своего поведения. Событие действия - ключевой момент повседневной жизни детей и взрослых. В опоре на наблюдения гипотетически задано описание развертывания События действия в раннем детстве.
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, педагогическая психология, психология
Ключевые слова: культурно-историческая психология, личностные особенности, образ-граница, опора действия, опосредование, поле действия, предметные действия, психология действия, событие действия, совокупное действие, социальные взаимоотношения, феномен действия, чувство собственной активности
Персоналии: Эльконин Даниил Борисович
Индексы ББК: 88.41, 88.6
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
Цукерман, Г. А.
Развитие письменной речи младших школьников средствами обучения / Г. А. Цукерман, О. Л. Обухова
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 34 - 43 : табл., рис., граф.
Развитие письменной речи младших школьников средствами обучения / Г. А. Цукерман, О. Л. Обухова
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 34 - 43 : табл., рис., граф.
Подробнее
Авторы: Цукерман Г. А., Обухова О. Л.
Аннотация: Мысль Д.В. Эльконина, что мышление гораздо более тесно связано с письменной речью, чем с устной, легла в основу эксперимента в начальной школе. Небольшая часть учебной работы проводиласть в форме письменного обмена мнениями между учениками и учителем. Итоговая диагностика четвероклассников показала, что организация письменных форм учебной коммуникации в начальной школе способствует формированию метапредметных умений младших школьников. В первую очередь это относится к читательской грамотности, связанной с пониманием избыточного или недоопределенного, противоречивого понятийного содержания вербальных и графических текстов.
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, педагогическая психология, психология
Ключевые слова: коммуникации, межличностные отношения, метапредметные навыки, младшие школьники, мышление, начальная школа, обучение, обучение письму, письменный язык, психическое развитие, развитие речи, речь, учебная деятельность, учебная коммуникации, чтение, язык
Персоналии: Эльконин Даниил Борисович, Выготский Лев Семенович
Индексы ББК: 88.41, 88.621.4
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
Венгер, А. Л.
Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития / А. Л. Венгер
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 20 - 25.
Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития / А. Л. Венгер
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 20 - 25.
Подробнее
Авторы: Венгер А. Л.
Аннотация: Приведено описание устойчивых неблагоприятных психологических синдромов. Указываются причины их возникновения, факторы, обусловливающие их устойчивость, направления психолого-педагогической коррекции. На примере трех психологических синдромов - "авторитарного самоутверждения", "эмоционального отчуждения" и "интеллектуализма" - демонстрируется общий принцип синдромного анализа: выявление "порочного круга", обеспечивающего устойчивость синдрома. Показано, что общее направление коррекции - это разрушение такого "порочного круга". Для выявления психологических синдромов использовался клинический метод: анализировались жалобы родителей и анамнестические данные, полученные в ходе психолого-педагогического консультирования, результаты психологического обследования детей, катамнестические сведения.
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, клиническая психология (медицинская психология), психокоррекция, психология
Ключевые слова: авторитарность, диагностика развития, интеллектуализм, культурно-историческая психология, личностные особенности, межличностные отношения, отклоняющееся развитие, психическое развитие, психологическая диагностика, психологические синдромы, психология развития, психолого-педагогическое консультирование, самоутверждение, самоутверждение, социальное окружение, эмоциональное отчуждение
Персоналии: Эльконин Даниил Борисович, Выготский Лев Семенович
Индексы ББК: 88.41-8, 88.7-8
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
Божович, Е. Д.
Проблематика развития речи ребенка и обучения чтению в трудах Д. Б. Эльконина / Е. Д. Божович
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 26 - 33.
Проблематика развития речи ребенка и обучения чтению в трудах Д. Б. Эльконина / Е. Д. Божович
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 26 - 33.
Подробнее
Авторы: Божович Е. Д.
Аннотация: Рассматриваются идеи Д.В. Эльконина о процессах, условиях и факторах развития речи детей. Увлечение проблематикой развития речи привели психолога к работе над практическим вопросом: как научить ребенка читать?
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, педагогическая психология, психология
Ключевые слова: культурно-историческая психология, личностные особенности, межличностные отношения, обучение чтению, психическое развитие, психология развития, развитие речи, рефлексия, речь, слово, фонема, фраза, чтение, язык
Персоналии: Эльконин Даниил Борисович, Выготский Лев Семенович
Индексы ББК: 88.41, 88.621.4
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
Эльконинова, Л. И.
Полнота развития сюжетно-ролевой игры / Л. И. Эльконинова
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 54 - 62.
Полнота развития сюжетно-ролевой игры / Л. И. Эльконинова
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 54 - 62.
Подробнее
Авторы: Эльконинова Л. И.
Аннотация: Дополнено представление о развити сюжетно-ролевой игры. Основой для анализа является данное Д.Б. Элькониным более 30 лет назад определение игры и ее единицы. Описаны ключевые моменты развития формы игрового действия. Акцент сделан на прочувствовании ребенком игрового действия, двуплановости и конфликтности перехода к новой форме действия. Осью описания онтогенеза сюжетно-ролевой игры является процесс возникновения новых форм действия: действие "как будто" в раннем возрасте; двухконтактное игровое действие, в котором сопряжены вызов и ответ на вызов (дошкольный возраст); внутренний план действия (школьный возраст). Показана не только основанная на экспериментальных данных научная картина развития игры, но и место игры в жизни детей.
Отраслевые рубрики: возрастная психология, детская психология, психология
Ключевые слова: дошкольный возраст, игра, игровое действие, предметная деятельность, пространство игры, психическое развитие, ранний возраст, сюжетно-ролевые игры, чувствование, школьный возраст
Персоналии: Эльконин Даниил Борисович
Индексы ББК: 88.412-38, 88.413-38
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
Тарханова, П. М.
Исследование влияния макро- и миркросоциальных факторов на уровень физического перфекционизма и эмоционального благополучия у молодежи / П. М. Тарханова
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 88 - 94 : табл., диагр.
Исследование влияния макро- и миркросоциальных факторов на уровень физического перфекционизма и эмоционального благополучия у молодежи / П. М. Тарханова
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 88 - 94 : табл., диагр.
Подробнее
Авторы: Тарханова П. М.
Аннотация: Показано, что среда проживания и особенности семейной коммуникации оказывают существенное влияние на уровень физического перфекционизма и эмоционального благополучия в юношеском возрасте. Продемонстрировано, что физический перфекционизм выражен значительно интенсивнее у юношей и девушек, проживающих в мегаполисах, по сравнению с их ровесниками из провинциальных городов России. Уровень эмоционального неблагополучия в виде симптомов депрессии и тревоги значительно выше у юношей из мегаполисов. Показано, что в родительских семьях молодых людей с высокими показателями по физическому перфекционизму выше общий уровень семейных дисфункций, а также уровень критики, ориентации на внешнее благополучие. Обнаружена тесная связь между выраженностью физического перфекционизма и уровнем эмоционального неблагополучия у девушек.
Отраслевые рубрики: возрастная психология, психология, психология личности
Ключевые слова: девушки, депрессивные состояния, молодежь, перфекционизм, поведение, психические процессы, семейная коммуникация, семейные дисфункции, социальная ситуация, среда проживания, тревожность, физический перфекционизм, эмоциональная дезадаптация, эмоциональное благополучие, юношеский возраст, юноши
Индексы ББК: 88.42-52-72-99
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
Vuorinen, M.-L. (Вуоринен Марья-Лина).
Preservice teaching practice in narrative environment / M.-. Vuorinen, P. Hakkarainen
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 107 - 112. — На английском языке. — Аннотации на русском и английском языках.
Preservice teaching practice in narrative environment / M.-. Vuorinen, P. Hakkarainen
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 107 - 112. — На английском языке. — Аннотации на русском и английском языках.
Подробнее
Авторы: Vuorinen M.-L., Hakkarainen P.
Аннотация: Традиционно будущих учителей в Финляндии учат "правильным" методам преподавания и ступенчатой дидактической модели обучения детей. В статье представлена альтернативная система, в рамках которой обучение происходит в совместных игровых мирах студентов-педагогов и детей. Главной задачей студентов в этом случае становится разработка нарративного сюжета, организация конкретных игровых сред, выдумывание героев и способов встраивания учебных заданий в сюжетную линию истории. Отмечается, что студенты, принимавшие участие в реализации данной нарративной модели обучения на практике, смогли увидеть преимущества нарративной обучающей среды в начальной школе.
Отраслевые рубрики: методы обучения, образование, общее образование (школьное образование), психология
Ключевые слова: дидактические игры, игровое обучение, коммуникации, межличностные отношения, мышление, нарративное обучение, начальная школа, нелинейная дидактическая модель, обучающие модели, педагогическая практика, поведение, практика студентов, рефлексия, студенты-педагоги, Финляндия
Индексы ББК: 74.202.56, 74.202.67
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
Selau, B. (Селау Бенто).
On the concept of will in L.S. Vygotsy's work = К проблеме воли в трудах Л. С. Выготского / B. Selau, C. Boessio
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 107 - 112. — На английском языке. — Аннотации на русском и английском языках.
On the concept of will in L.S. Vygotsy's work = К проблеме воли в трудах Л. С. Выготского / B. Selau, C. Boessio
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 107 - 112. — На английском языке. — Аннотации на русском и английском языках.
URL биб.описания: https://lib.uni-dubna.ru/MegaPRO/UserEntry?Action=FindDocs&ids=152821&idb=ec_110
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 107 - 112. — На английском языке. — Аннотации на русском и английском языках.' data-curtain data-shape='round' data-url='https://lib.uni-dubna.ru/MegaPRO/UserEntry?Action=FindDocs&ids=152821&idb=ec_110'>
Подробнее
Авторы: Selau B., Boessio C.
Аннотация: Представлены результаты исследования, ставившего целью проследить теоретические понятия, разработанные Выготским применительно к проблеме воли, рассмотреть их в контексте других работ, выполненных в рамках культурно-исторического подхода. Установлено, что Выготский уделял особое внимание способности к произвольной регуляции высших психических функций. Между людьми возникают отношения, опосредованные языком. Речь, согласно Выготскому, является мощным средством воздействия на людей и средством организации собственного поведения. Речь человека опосредует его волю. Воля предполагает наличие свободы как осознанной необходимости выбора между различными возможностями. Вспомогательные мотивы, формирующиеся под воздействием культуры, помогают человеку совершать выбор. В основе воли лежат воображение, способность к творчеству, влияние социальной среды.
Отраслевые рубрики: общая психология, психические процессы, психология
Ключевые слова: воля, воображение, выбор, высшие психические функции, коммуникации, межличностные отношения, мотивы поведения, мышление, поведение, психическое развитие, развитие речи, регуляция психических процессов, речь, свобода, сознание, социальная среда, творческие способности, эмоциональные процессы, язык, культурно-историческая психология
Персоналии: Выготский Лев Семенович
Индексы ББК: 88.5, 88.252.2-8
Представления: Формат MARC21
13. Статья из журнала
Nascimento, C. P. (Нассименто Каролина Пичетти).
Educational research based on the cultural-historical theory: reflections on physical education subject matter analysis = Содержательный анализ физического воспитания: педагогическое исследование в культурно-исторической традиции / C. P. Nascimento
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 113 - 117. — На английском языке. — Аннотации на русском и английском языках.
Educational research based on the cultural-historical theory: reflections on physical education subject matter analysis = Содержательный анализ физического воспитания: педагогическое исследование в культурно-исторической традиции / C. P. Nascimento
// Культурно-историческая психология. — 2014. — № 1. - С. 113 - 117. — На английском языке. — Аннотации на русском и английском языках.
Подробнее
Авторы: Nascimento C. P.
Аннотация: Содержательный анализ обсуждается в связи с культурно-исторической традицией и развивающим обучением. Разрабатываются два положения: 1) принятие культурно-исторической концепции во всей целостности, с системой понятий; 2) содержательный анализ как исторический анализ, позволяющий вскрыть процесс становления той деятельности, которая породила это содержание. Эти положения воплотились в педагогическом исследовании культурно-исторической традиции. Проведен содержательный анализ физического воспитания как учебной дисциплины. Главным итогом рассмотрение содержательного анализа является разработка конкретных учебных задач, нацеленных на развитие теоретического мышления у учеников.
Отраслевые рубрики: психология
Ключевые слова: исторический анализ, педагогическая психология, педагогическое исследование, развивающее обучение, содержательный анализ, теоретические понятия, теоретическое мышление, учебные дисциплины, физическое воспитание, язык, культурно-историческая психология
Индексы ББК: 88.5
Представления: Формат MARC21