Сортировать по:
1. Статья из журнала
Ковтун, Н. Н.
Формирование государственного обвинения как самостоятельная стадия уголовного судопроизводства России / Н. Н. Ковтун
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 123 - 137. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.10.
Формирование государственного обвинения как самостоятельная стадия уголовного судопроизводства России / Н. Н. Ковтун
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 123 - 137. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.10.
Подробнее
Авторы: Ковтун Н. Н.
Аннотация: В качестве непосредственного предмета исследования в работе определены правовая природа, суть и значение такого этапа уголовного судопроизводства России, как действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (гл. 31 УПК РФ). Актуальность исследования обусловлена тем, что этот этап внутренней структуры уголовного процесса фактически оказался вне внимания современной доктрины российского уголовно-процессуального права. Отсутствуют определенность и методологическая точность понимания сути этого этапа, его телеологического назначения, круга задач, подлежащих разрешению, взаимосвязи этапа с иными производствами и стадиями уголовного судопроизводства России. Целью исследования является обоснование вывода о том, что и нормативно, и по факту данный этап является самостоятельной, неотъемлемой стадией внутренней структуры уголовного процесса России, выполняющей одну из его важнейших задач. Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи: 1) подвергнут критическому анализу и нивелирован тезис о том, что данный этап есть «самостоятельная часть» уголовного процесса России; 2) доказано, что нормативное и фактическое содержание этого этапа достоверно объективирует все признаки стадии процесса со своими целями, задачами, средствами их разрешения, структурой; 3) обосновано, что суть этой стадии заключается в формировании государственного обвинения-иска, адресованного суду для целей разрешения основного вопроса уголовного дела, а материально-центричное назначение — в акте привлечения преследуемого лица к уголовной ответственности. Для верификации указанных тезисов применялись общенаучные методы анализа и синтеза, системный подход, метод юридической интерпретации и логико-юридический метод. Методологической базой исследования послужил диалектический метод. Вывод: внутренняя структура уголовного судопроизводства России, доктрина и практика обязаны пересмотреть подходы к этому этапу уголовно-процессуальной деятельности, воспринимая его назначение и суть как значимую, неотъемлемую стадию уголовного процесса России
Отраслевые рубрики: право, процессуальное право, уголовное процессуальное право
Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, государственное обвинение в суде, обвинительное заключение, обвиняемый, привлечение к уголовной ответственности, прокурор, Россия, стадии уголовного процесса, уголовное судопроизводство, Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Индексы ББК: 67.410.21(2Рос)
Представления: Формат MARC21
2. Статья из журнала
Нуртдинова, А. Ф.
Процедурные нормы в механизме правового регулирования трудовых отношений / А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 80 - 99. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.7.
Процедурные нормы в механизме правового регулирования трудовых отношений / А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 80 - 99. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.7.
Подробнее
Авторы: Нуртдинова А. Ф., Чиканова Л. А.
Аннотация: Статья посвящена анализу процедурных норм и выявлению их роли в механизме правового регулирования трудовых отношений. Процедурные нормы и необходимость их соблюдения сопровождают стороны трудового правоотношения с момента заключения трудового договора до момента его прекращения. Характер процедурных норм в трудовом праве обусловлен спецификой регулируемых данной отраслью права отношений. Прежде всего это длящийся характер трудовых отношений, предполагающий возникновение различных ситуаций, связанных как с осуществлением трудовой деятельности, так и с реализацией предоставленных сторонам трудового договора прав, а также наличие у работодателя властных полномочий, обусловливающих подчиненное положение работника в процессе трудовой деятельности. Несоблюдение процедурных требований, в том числе нарушение установленных законом сроков, может повлечь невозможность реализации сторонами трудового отношения субъективного права или предоставления предусмотренной законом гарантии. Вместе с тем, несмотря на всю важность определения правил осуществления юридически значимых действий в трудовом праве, законодатель не всегда уделяет этому должное внимание. Не все предусмотренные законодательством процедурные правила отличаются четкостью, что создает условия для произвольного их понимания и нарушения прав и интересов работников в процессе правоприменительной деятельности. Иногда они отсутствуют вообще, что осложняет реализацию работниками или работодателем соответствующих прав и обязанностей. В статье рассматриваются процедурные нормы, регламентирующие установление условий труда путем принятия локальных нормативных актов и реализацию прав работодателя и работника при заключении, изменении и прекращении трудового договора. На основе анализа законодательства и практики его применения высказаны предложения по совершенствованию правового регулирования, отношений, связанных с процедурой реализации работниками и работодателем предоставленных им прав
Отраслевые рубрики: право, трудовое право
Ключевые слова: нормативные акты, перевод на другую работу, правовое регулирование, прекращение трудового договора, профсоюзная деятельность, профсоюзные организации, процедурные нормы, Россия, соглашение сторон, трудовой договор, Трудовой кодекс РФ, трудовые отношения, условия договора
Индексы ББК: 67.405.112(2Рос)
Представления: Формат MARC21
3. Статья из журнала
Башлаков-Николаев, И. В.
Проблемы правового обеспечения конкуренции в Российской Федерации (на примере развития рынка судостроения) / И. В. Башлаков-Николаев
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 73 - 79. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.6.
Проблемы правового обеспечения конкуренции в Российской Федерации (на примере развития рынка судостроения) / И. В. Башлаков-Николаев
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 73 - 79. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.6.
Подробнее
Авторы: Башлаков-Николаев И. В.
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, вызванные отсутствием в российском законодательстве как регламентации порядка принятия решений федеральным законодателем, Президентом и Правительством Российской Федерации, ограничивающих конкуренцию, так и системы оценки ущерба и определения размера его компенсации при принятии правомерных решений, ограничивающих конкуренцию. За принятием таких решений, действиями указанных субъектов не осуществляется антимонопольный контроль. Указанные проблемы рассмотрены на примере рынка судостроения. Конкуренция в сфере судостроения может быть ограничена при принятии правомерных решений о строительстве судов на конкретных верфях и ограничении возможности самостоятельного выбора заказчиками иных судостроительных организаций. Принятие таких решений обусловливается в том числе необходимостью создания в России судостроительных мощностей с учетом того, что рынки производства определенных типов судов являются мировыми. В случае принятия решений о строительстве судов на российских верфях создаются риски увеличения стоимости создаваемой продукции, увеличения сроков строительства и невозможности завершения строительства судов, что может привести к нарушению обязательств со стороны российских грузоотправителей. Вывод: в антимонопольном законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие вопросы компенсации ущерба, возникающего у хозяйствующих субъектов при принятии органами власти правомерных решений об ограничении конкуренции. Предлагаются способы устранения данных недостатков
Отраслевые рубрики: право, гражданское право
Ключевые слова: государственная преференция, гражданские права, Гражданский кодекс РФ, защита гражданских прав, защита конкуренции, компенсация ущерба, конкуренция, ограничение конкуренции, правовое обеспечение, правовое регулирование, Россия, рынок судостроения, судостроение
Индексы ББК: 67.404.06(2Рос)
Представления: Формат MARC21
4. Статья из журнала
Хайдаров, А. А.
Проблемы получения следователем (дознавателем) разрешения на производство обыска и выемки в ломбарде / А. А. Хайдаров
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 138 - 144. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.11.
Проблемы получения следователем (дознавателем) разрешения на производство обыска и выемки в ломбарде / А. А. Хайдаров
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 138 - 144. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.11.
Подробнее
Авторы: Хайдаров А. А.
Аннотация: В статье 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации указано, что судьей может быть дано следователю (дознавателю) разрешение только на производство выемки в ломбарде. При этом обыск в ломбарде не указан в перечне следственных действий, которые производятся по судебному решению. Это приводит к противоречивой практике получения следователем (дознавателем) судебного разрешения на производство выемки и обыска в ломбарде. Проблема заключается в том, что уголовно-процессуальный закон предусматривает различную процедуру для получения подобного разрешения. Зачастую следователи (дознаватели), не обращаясь в суд для получения разрешения на производство выемки в ломбарде, производят обыск в ломбарде по своему постановлению. Органы следствия и оперативные подразделения используют данный пробел уголовно-процессуального закона в своих ведомственных интересах, подменяя одно следственное действие другим. Цель и задачи исследования: изучить следственно-судебную практику производства обыска и выемки в ломбарде; исходя из теории уголовного процесса и положений УПК РФ, дать оценку законности практики производства обыска в ломбарде без судебного решения. Методологическую основу исследования составили материалистическая диалектика и частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и др. Выводы: вопрос о защите конституционных прав участников уголовного судопроизводства не должен зависеть от произвольного выбора следователем следственного действия. До внесения изменений в ст. 29 УПК РФ ее п. 51 ч. 2 следует толковать расширительно; обыск в ломбарде производить исключительно по судебному решению. Нарушение органами расследования при производстве обыска в ломбарде положений УПК РФ об изъятии вещей в ломбарде по судебному решению должно приводить к признанию протокола обыска и изъятых предметов (ценностей) недопустимыми доказательствами. Предлагается внести изменения в ст. 29 УПК РФ, включив в полномочия суда дачу разрешения на производство обыска в ломбарде
Отраслевые рубрики: право, процессуальное право, уголовное процессуальное право
Ключевые слова: выемка, защита прав предпринимателей, ломбарды, недопустимые доказательства, обыск, полномочия Суда, предварительное следствие, производство следственных действий, Россия, следственные действия, судебные решения, судебный контроль, уголовное судопроизводство, Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Индексы ББК: 67.410.212.2(2Рос)
Представления: Формат MARC21
5. Статья из журнала
Малько, А. В.
Приоритеты российской правовой политики и изменения права в условиях цифровизации / А. В. Малько, О. Л. Солдаткина
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 5 - 19. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.1.
Приоритеты российской правовой политики и изменения права в условиях цифровизации / А. В. Малько, О. Л. Солдаткина
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 5 - 19. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.1.
Подробнее
Авторы: Малько А. В., Солдаткина О. Л.
Аннотация: Построение цифровой экономики часто озвучивается в качестве приоритетной задачи российской государственной власти, но в то же время это вносит сумбур в теоретические разработки по данной тематике. Технологии развиваются быстро, а значит, право должно стать гибче. Однако при этом принятие решений должно быть научно обоснованным, системным, иначе усилия государства по внедрению цифрового инструментария будут неэффективными. Основная цель исследования — обоснование отнесения цифровизации права к приоритетам правовой политики. При этом решаются следующие задачи: установление структурных элементов понятия «цифровизация права» и его природы; разработка проекта содержания концепции цифрового направления правовой политики в выбранной области. Выделяются и рассматриваются основные подцели намеченного приоритета: переосмысление элементов права в условиях цифровой эпохи (на примере прав человека); изучение некоторых направлений автоматизации правовой отрасли (на примере технологий больших данных и блокчейна); анализ практики работы судебных органов с информационными системами и обоснование необходимости правовой трансформации в этой области. Методы: общенаучные (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, функциональный). Обосновывается тезис о том, что включение цифровизации права в число приоритетов правовой политики соответствует общественным интересам и позволяет упорядочить теоретические разработки рассматриваемого явления, совместить их с практикой. Отмечается двойственность понятия «цифровизация права». Составляется проект содержания научной концепции правовой политики в выбранной области. Исследуются цифровые права. Рассматриваются проблемы цифровой трансформации судебной системы, а также даются некоторые практические рекомендации
Отраслевые рубрики: право, конституционное право (государственное право), теория права
Ключевые слова: блокчейн, государственная власть, государственное правление, правовая политика, правовое регулирование, Россия, цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровизация государства, цифровизация права, цифровое право, цифровые права
Индексы ББК: 67.022.1, 67.400.531(2Рос)
Представления: Формат MARC21
6. Статья из журнала
Дементьев, В. А.
Предварительное голосование как средство легитимации муниципального избирательного процесса / В. А. Дементьев
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 48 - 59. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.4.
Предварительное голосование как средство легитимации муниципального избирательного процесса / В. А. Дементьев
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 48 - 59. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.4.
Подробнее
Авторы: Дементьев В. А.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы проведения политическими партиями предварительного голосования в контексте его влияния на легитимацию избирательного процесса главным образом на местном уровне. Целью исследования является определение основных характеристик предварительного голосования, анализ особенностей его проведения политическими силами в Российской Федерации, выявление возникающих в результате проведения предварительного голосования преимуществ, рисков, а также факторов, препятствующих его широкому внедрению в политическую практику, формулирование предложений по законодательному закреплению основ проведения предварительного голосования. На основе анализа опыта проведения предварительного голосования партией «Единая Россия» и рядом иных российских политических партий автором формулируется вывод, что основным преимуществом, возникающим в результате проведения предварительного голосования, фактически является раннее начало избирательной кампании в период, когда на потенциальных кандидатов и избирательные объединения не распространяются ограничения, установленные законодательством о выборах. Несмотря на то что предварительное голосование предусматривает все стадии полноценной избирательной кампании, оно находится вне рамок правового регулирования, что приводит к созданию неравных условий для участников выборов в части информационного воздействия на избирателей и финансирования избирательной кампании. По мнению автора, широкое применение института предварительного голосования политическим силами в Российской Федерации находится в зависимости от их финансовых возможностей и востребованности предварительного голосования как со стороны руководства партий, так и потенциальных кандидатов. В условиях невысокого уровня политической активности избирателей, когда проведение либо непроведение партиями предварительного голосования не оказывает влияния на легитимацию в общественном сознании выдвижения определенных кандидатов и не дает никакого электорального эффекта, кроме раннего начала избирательной кампании, которое могут позволить себе далеко не все политические силы, не стоит ожидать роста интереса партий к данным процедурам. Предлагается ряд мер, направленных на закрепление в законодательстве основ проведения предварительного голосования в целях минимизации возможностей по его использованию для создания недопустимых преимуществ перед иными участниками избирательного процесса
Отраслевые рубрики: право, конституционное право (государственное право), избирательное право
Ключевые слова: голосование, избирательная система, избирательный процесс, муниципальное избирательное право, муниципальные выборы, политические партии, предварительное голосование, Россия
Индексы ББК: 67.400.8(2Рос)
Представления: Формат MARC21
7. Статья из журнала
Пономарев, М. В.
Правовой режим отходов медицинской деятельности / М. В. Пономарев, Ф. В. Цомартова
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 145 - 158. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.12.
Правовой режим отходов медицинской деятельности / М. В. Пономарев, Ф. В. Цомартова
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 145 - 158. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.12.
Подробнее
Авторы: Пономарев М. В., Цомартова Ф. В.
Аннотация: В ходе медицинской деятельности образуются побочные продукты, несущие риски для здоровья человека и окружающей среды. При этом медицинские отходы выведены из-под сферы действия законодательства об отходах производства и потребления с целью специализации режимов их обращения в направлении ужесточения. Однако в связи с недостатками действующего правового регулирования сложилась парадоксальная ситуация, когда правовой режим медицинских отходов значительно мягче правил, установленных в отношении обычных коммунальных отходов. С целью научной разработки института медицинских отходов авторами исследованы проблемы, связанные с определением понятия и юридической классификацией медицинских отходов, соотношением медицинских отходов со смежными категориями, такими как отходы здравоохранения, производства и потребления, биологические отходы, отраслевой принадлежностью норм о медицинских отходах, административной и иных видов ответственности за нарушения в этой сфере. Эмпирическую основу исследования составили законодательные нормы, регулирующие отношения в области обращения с медицинскими отходами, разъяснения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, формирующие правоприменительную практику в данной сфере, судебная практика, а также международный и зарубежный опыт управления деятельностью по обращению с медицинскими отходами. Результатом работы явилось научное обоснование самостоятельного комплексного института медицинских отходов. Авторами предложено разграничить правовые режимы неопасных медицинских отходов, сопоставимых с обычными твердыми коммунальными отходами, и опасных медицинских отходов. Во избежание множественности систем классификации медицинских отходов и их несогласованности с учетом лучших международных и зарубежных практик сформулирована специальная классификация опасных медицинских отходов, точнее отражающая специфику рисков, связанных с ними, и, соответственно, правовых средств, направленных на их нейтрализацию. В качестве обязательных элементов правового режима медицинских отходов определены нормирование их образования, учет, лицензирование, получение разрешений, представление отчетности, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду и меры юридической ответственности за нарушения при обращении с ними
Отраслевые рубрики: право, природоохранительное право, экологическое право
Ключевые слова: биологические отходы, лечебно-профилактические учреждения, медицинская деятельность, медицинские отходы, отходы, отходы потребления, отходы производства, правовое регулирование, правовой режим, Россия, санитарно-эпидемиологические требования, твердые коммунальные отходы (ТКО), фармацевтическая промышленность, фармацевтические отходы, экологическая политика, экологические требования, экологическое законодательство
Индексы ББК: 67.407.03(2Рос)
Представления: Формат MARC21
8. Статья из журнала
Беляева, О. А.
Правовое регулирование государственного оборонного заказа: цивилистический и административно-правовой аспекты / О. А. Беляева, П. П. Кабытов, В. И. Кузнецов
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 60 - 72. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.5.
Правовое регулирование государственного оборонного заказа: цивилистический и административно-правовой аспекты / О. А. Беляева, П. П. Кабытов, В. И. Кузнецов
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 60 - 72. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.5.
Подробнее
Авторы: Беляева О. А., Кабытов П. П., Кузнецов В. И.
Аннотация: В сфере государственного оборонного заказа наблюдаются негативные тенденции, которые выражаются в формировании малоэффективных и отчасти деструктивных правовых механизмов, административных барьеров, что является следствием отсутствия концептуального теоретического осмысления данных правовых отношений, дефицита сбалансированного применения разноотраслевых правовых средств. Цели и задачи исследования состоят в нахождении оптимального сочетания методов и средств частного и публичного права в правовом регулировании государственного оборонного заказа, оценке действующего законодательства с точки зрения наличия в нем избыточных требований. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания, в частности системно-структурный, формально-юридический, формально-логический методы, а также метод толкования права. Авторы предпринимают попытку взвешенного определения правового режима отношений в сфере государственного оборонного заказа. Основная идея статьи состоит в аргументации цивилистической составляющей анализируемых правоотношений. Вместе с тем на основе современных доктринальных взглядов на оценку целеполагания договорных конструкций отмечается специфика данных отношений, необходимость и неизбежность административно-правового воздействия на них, но в строго лимитированных пределах. Следует не противопоставлять, а сочетать частноправовое и публично-правовое воздействие, сохраняя специфическую модерацию общественных отношений в области государственного оборонного заказа. Для иллюстрации избыточного воздействия, непрогнозируемых последствий, негативных сценариев поведения субъектов критически оценивается отображение данных отношений в системе мер административной ответственности. Констатируются наличие дестимулирующего эффекта ряда норм и необходимость использования альтернативных механизмов защиты прав и законных интересов участников отношений по государственному оборонному заказу
Отраслевые рубрики: право, административное право
Ключевые слова: административная ответственность, административные барьеры, взаимосвязанные договоры, государственные закупки, государственный оборонный заказ, конкуренция, контрактная система, оборонный заказ, правовая экономика, правовое регулирование, Россия, сделки, управление в области обороны, частноправовые отношения
Индексы ББК: 67.401.131(2Рос)
Представления: Формат MARC21
9. Статья из журнала
Войников, В. В.
Перспектива развития в рамках Евразийского экономического союза сотрудничества в области трансграничного передвижения лиц и борьбы с преступностью / В. В. Войников
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 159 - 171. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.13.
Перспектива развития в рамках Евразийского экономического союза сотрудничества в области трансграничного передвижения лиц и борьбы с преступностью / В. В. Войников
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 159 - 171. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.13.
Подробнее
Авторы: Войников В. В.
Аннотация: Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — ключевой компонент интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Сегодня ЕАЭС обладает компетенцией преимущественно в экономической сфере, однако дальнейшая интеграция потребует развития сотрудничества в других областях, в частности в сфере трансграничного передвижения лиц и борьбы с преступностью. Кроме того, в настоящее время на постсоветском пространстве вне рамок ЕАЭС накоплен определенный опыт межгосударственного сотрудничества в области свободы передвижения лиц и противодействия преступной деятельности. Основная идея настоящей работы — исследовать имеющиеся в рамках евразийской интеграции механизмы, связанные с обеспечением трансграничного передвижения лиц и борьбой с преступностью, и на основе их анализа рассмотреть перспективы дальнейшего развития данных механизмов, а также целесообразность интеграции в правовую систему ЕАЭС. Методологическую основу исследования составили традиционные методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, логический, рефлексивный и сравнительно-правовой методы, метод юридической интерпретации. Вывод: развитие в рамках ЕАЭС сотрудничества в области трансграничного передвижения лиц и борьбы с преступностью будет являться логическим продолжением формирования внутреннего рынка ЕАЭС. При этом развитие указанных направлений сотрудничества целесообразно осуществить вне правовой системы Союза, в рамках международного права с последующей интеграцией в правовую систему ЕАЭС
Отраслевые рубрики: право, международное право, международное публичное право
Ключевые слова: Белоруссия, борьба с преступностью, государственная безопасность, Евразийский Экономический Союз, Европейский союз (ЕС), интеграционное право, интеграционные процессы, международное уголовное право, правовое регулирование, правосудие, пространство свободы, противодействие преступности, Россия, Союзное государство, трансграничная миграция, трансграничное сотрудничество
Индексы ББК: 67.910.621(051), 67.911.15
Представления: Формат MARC21
10. Статья из журнала
Залоило, М. В.
Опережающий характер правотворчества и проблема синхронизации правового регулирования / М. В. Залоило
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 20 - 29. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.2.
Опережающий характер правотворчества и проблема синхронизации правового регулирования / М. В. Залоило
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 20 - 29. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.2.
Подробнее
Авторы: Залоило М. В.
Аннотация: Опережающее правотворчество рассмотрено в статье как условие эффективности социально-экономического и технологического развития государства. Определено, что исследуемое понятие является многогранным, охватывает различные виды и уровни правотворчества: это может быть опережающее региональное правотворчество по предметам совместного ведения в отсутствие федерального закона, а также опережающее подзаконное правотворчество, когда в отсутствие вышестоящего (как правило, законодательного) акта, предметом регулирования которого являются определенные общественные отношения, принимается акт более низкой юридической силы, регулирующий указанные отношения. Кроме того, речь может идти и о более высокой степени опережающего отражения — предугадывании развития общественных процессов и моделировании юридических норм, способных регулировать те отношения, которые возникнут в будущем. Особое значение опережающее правотворчество имеет в условиях цифровизации общественной жизни. С использованием формально-юридического и системного методов, а также метода моделирования выявлены положительные и отрицательные черты опережающего правотворчества. Отмечены такие потенциальные риски опережающего правотворчества, как чрезмерность и «агрессивность» правового регулирования, неоправданный охват им сферы действия иных регуляторов (религии, морали, саморегулирования), «тиражирование» законов, вторжение подзаконных актов в сферу законодательного регулирования. Целям преодоления и недопущения указанных рисков служит инструмент правового мониторинга, осуществляемого во всем «жизненном цикле» юридической нормы широким кругом субъектов
Отраслевые рубрики: право, теория права
Ключевые слова: нормативные правовые акты, опережающее правотворчество, правовое моделирование, правовое регулирование, правовой мониторинг, правовой эксперимент, правотворчество, прогнозирование, синхронизация, цифровизация права
Индексы ББК: 67.022.14
Представления: Формат MARC21
11. Статья из журнала
Барциц, И. Н.
Конституционный обычай: признаки и значение / И. Н. Барциц
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 30 - 47. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.3.
Конституционный обычай: признаки и значение / И. Н. Барциц
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 30 - 47. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.3.
Подробнее
Авторы: Барциц И. Н.
Аннотация: Статья посвящена раскрытию смысла и содержания понятия «конституционные обычаи» в теории и практике государственного управления. На основе изучения конкретных примеров конституционных обычаев в ряде государств проанализирована их роль и предназначение в развитии общества, права и культуры. Цель исследования — сформировать представление о конституционных обычаях и конституционных традициях, их содержании и роли в теории государственного строительства и конституционного процесса на основе анализа научных источников, практики конституционного проектирования и моделирования, текстов конституции и других конституционно-пра- вовых норм. Использованы методы сравнительного правоведения, классифицированы и интерпретированы исторические данные, правоприменительная практика и благодаря системному подходу синтезированы выводы о значении и роли конституционных обычаев и конституционных традиций в государственном управлении. Выделены и систематизированы семь признаков конституционного обычая (давность, стабильность конституционного строя и субъектов конституционных отношений, отсутствие судебной защиты, нравственность и моральность конституционного обычая, общепризнанность обязательности, конституционная значимость, вспомогательный (дополняющий) характер), позволяющих рассмотреть данный феномен в контексте, применимом не только в британской правовой модели, но и к конституционным системам других государств, а также отграничить его от таких терминов, как «конституционное соглашение», «конвенционная норма», «конституционное обыкновение», «конституционная привычка». Выводы: сравнительный анализ конституционных обычаев различных стран, практики их использования позволяет говорить о рассматриваемом термине как о значимой части политической культуры и конституционной традиции, направленной на обеспечение сбалансированного и стабильного функционирования системы государственной власти посредством инструментов морального и политического свойства воздействия (давления) на субъекты конституционно-правовых отношений
Отраслевые рубрики: право, теория права, конституционное право (государственное право)
Ключевые слова: Германия, государственное управление, конституционное проектирование, конституционно-правовые нормы, конституционные обычаи, конституционные процессы, конституционные традиции, Конституция РФ, правовое регулирование, правопорядок (правовой порядок), Россия, система государственной власти, сравнительное правоведение, США, Франция, Чешская Республика, Швейцария
Индексы ББК: 67.021, 67.400.2
Представления: Формат MARC21
12. Статья из журнала
Андриевский, К. В.
Классификация налоговых режимов в зависимости от характера нормативного предписания / К. В. Андриевский
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 111 - 122. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.9.
Классификация налоговых режимов в зависимости от характера нормативного предписания / К. В. Андриевский
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 111 - 122. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.9.
Подробнее
Авторы: Андриевский К. В.
Аннотация: В статье проанализирован характер нормативного предписания как основание классификации налоговых режимов. Цель статьи — исследование природы и классификация налоговых режимов как разновидности финансово-правовых. Для ее достижения необходимо, учитывая уровни нормативного обеспечения налогового режима, оценить дифференциацию правовых норм как непосредственно лежащих в основе налогово-режимного регулирования, так и опосредованно касающихся налоговых отношений. Принципиальное значение имеет анализ юридических конструкций Налогового кодекса Российской Федерации. Также необходимо учитывать ориентированность предписания налогового законодательства на конкретного участника налоговых правоотношений и наличие соответствующего объекта налогообложения. Методологическую основу исследования составили общие и специальные методы научного познания. Нормативное обеспечение налогового режима гарантируют следующие законодательные уровни: нормы Конституции России; кодифицированный закон; акты, регулирующие исполнение налоговой обязанности по региональным и местным налогам и сборам. В основе налогового режима лежат принципиальные требования: определение возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора, исполнение этой обязанности; закрепление понятия платежей, по которым возникает налоговая обязанность; определение закрытого перечня платежей, составляющих налоговую систему и с которыми связано возникновение налоговой обязанности; закрепление закрытого перечня элементов налогового механизма; детализация основных и факультативных элементов каждого налога или сбора. Режимное обеспечение исполнения налоговой обязанности основывается на детализации учета критерия резидентства и территориальности. Налоговая юрисдикция государства связывается не только с определенной территорией, опосредующей возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, но и с ориентированностью на субъектов этой обязанности. Применение налоговых режимов на стыке национального законодательства и норм международных налоговых договоров учитывает определенные акценты в приоритете норм международного договора. Налоговые режимы, формирующиеся с учетом и за счет норм международных договоров, создают своеобразный общий знаменатель под национальные налоговые законодательства на стыке резидентства и нерезиденства одного и того же обязанного лица — плательщика
Отраслевые рубрики: право, финансовое право, налоговое право, международное право, международное публичное право
Ключевые слова: двойное налогообложение, классификация налогов, международное налоговое право, международные налоговые соглашения, налоговая система, налоговая юрисдикция, налоговое законодательство, Налоговый кодекс РФ, налоговый режим, нормативное обеспечение, нормативные предписания, правовое регулирование, Россия, территориальность
Индексы ББК: 67.402.23(2Рос), 67.911.225
Представления: Формат MARC21
13. Статья из журнала
Зырянов, С. М.
Административно-правовой статус сотрудника контрольно-надзорного органа / С. М. Зырянов
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 100 - 110. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.8.
Административно-правовой статус сотрудника контрольно-надзорного органа / С. М. Зырянов
// Журнал российского права. — 2019. — № 9. - С. 100 - 110. — DOI: 10.12737/jrl.2019.9.8.
Подробнее
Авторы: Зырянов С. М.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым положением государственного инспектора в структуре контрольно-надзорного органа с точки зрения соответствия правовому положению в отношениях с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. Внутриорганизационная составляющая административно-правового статуса государственного инспектора определяет его самостоятельность и в то же время подконтрольность, нацеленность на достижение конкретных показателей, способность решать поставленные задачи. Методология исследования обусловлена спецификой избранного предмета и включает набор общенаучных методов научного познания (анализ, синтез, сравнение). Рассмотрены несколько существенных элементов статуса должностного лица контрольно-надзорного органа, негативно влияющих на эффективность и результативность государственного контроля (надзора) и достижение целей контрольно-надзорной деятельности. В статусе должностного лица контрольно-надзорного органа переплетаются разрешительные, контрольно-надзорные и административно-юрисдикционные полномочия, кроме того, данное должностное лицо участвует в разработке обязательных требований, соблюдение которых оно впоследствии проверяет. В результате у должностного лица возникает личная заинтересованность в установлении заведомо невыполнимых, необоснованно затратных, избыточных требований. Действующая система оценки эффективности и результативности деятельности должностного лица контрольно-надзорного органа основана на «палочной системе», искажающей мотивацию должностного лица, ориентирующей его на поиск признаков формальных нарушений обязательных требований, не влияющих на безопасность деятельности проверяемого объекта. Обоснована необходимость гармонизации законодательства о государственном контроле (надзоре), законодательства об административных правонарушениях и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, в частности содержащих сведения о нарушениях обязательных требований
Отраслевые рубрики: право, административное право
Ключевые слова: административная ответственность, административно-правовой статус, административные правонарушения, государственные инспекторы, государственный контроль, должностное лицо, индивидуальные предприниматели, контрольно-надзорная деятельность, контрольно-надзорные органы, обязательные требования, Россия, юридическое лицо
Индексы ББК: 67.401.061.1(2Рос), 67.401.041(2Рос)
Представления: Формат MARC21