Библиотечная система. Международный университет природы, общества и человека "Дубна"
  Главная     Поиск       Новости     Консультация     Часы работы     О нас     О сайте     Блог Мишки Б.     Напишите нам  
Информация

Время работы
Наши координаты

История развития
Наши публикации
Гимн библиотеки

Положение о библиотечной системе

Читателю

Обязанности библиотеки
Обязанности читателя
Права читателя
Правила пользования абонементом
Правила пользования читальным залом
Структура

Зав. библиотекой
Абонемент
Естественно-научный читальный зал
Гуманитарный читальный зал
Научно-библиографический отдел
Отдел научной обработки и комплектования литературы

Филиалы

Besucherzahler dating
счетчик посещений

Административные реалии в эпоху перемен

Черепанова В.Г.

Библиотека Международного университета природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия

Valentina G. Cherepanova

International University of Nature, Society and Human Being, Dubna, Russia

Рассматривается конфликтная ситуация между законодательной базой и реальными вопросами управления библиотекой.

They consider a conflict situation between the law basis and real matters of library management.

Учебная библиотека - старейший тип библиотечного учреждения. Реформа высшего образования, экономическая ситуация в стране, автоматизация библиотек, развитие Интернет нарушили годами сложившуюся систему обслуживания. Библиотеки в целом, а особенно библиотеки вузов, оказались перед лицом перемен, быть может, самых значительных со времени изобретения книгопечатания. В то же время стоимость учебной и научной литературы, особенно журналов, растет быстрее всех других компонент жизни образованных людей.

Университет "Дубна" - молодое, динамично развивающееся высшее учебное заведение, где в сочетании с традиционными академическими формами обучения активно внедряются современные технологии предоставления информации и знаний. Наличие обширной локальной среды, связывающей каждую единицу на территории университета, доступ в Интернет с любой станции, создание и эксплуатация высокоскоростного канала "Дубна - Москва" с пропускной способностью до 30 MB/s делают наш вуз уникальной базой для внедрения новых форм обучения, а также обмена, доступа, передачи и хранения любого вида информации.

Наша библиотека - предмет гордости вуза, одна из его "визитных карточек". И действительно мы добились определенных успехов. Возникает вопрос - какие проблемы могут быть в такой ситуации? Однако, как это ни печально, развитие библиотеки университета как информационного образовательного центра закончилось два года назад. Развивается только автоматизация традиционных библиотечных процессов, замкнутая на АБИС МАРК SQL.

Это процесс достаточно сложный, требующий определенных усилий и времени, но понятный для нас, а главное - для руководства университета. Мы находимся на завершающей стадии автоматизации. Осталось принципиально отработать два блока: книгообеспеченность (параллельно запустить автоматизированный АРМ заказа литературы при условии, если Информ-Система обеспечит его функциональность) и ведение всех финансовых форм учета и отчетности (инвентарная книга, книга суммарного учета, списание фонда, передача фонда из отдела в отдел по внутренним актам и т.д.), начиная с самого первого поступления в фонд.

Библиотека университета приступила к созданию собственных полнотекстовых баз. Была разработана методика оцифровки, хранения, описания и доступа к ним. Научно-библиографическим отделам ведется он-лайновый проблемно-ориентированный путеводитель по ресурсам Интернет, отвечающий содержанию образовательного процесса университета. Организован доступ к 5 подписным полнотекстовым ресурсам: европейское издательство "Institute of Physics" (с июля), "Dialog-Corporation" - 4 БД (июль), "Blackwell Publisher" (сентябрь), "Blackwell Science" (сентябрь-октябрь). До августа месяца был возможен доступ БД EBSCO в он-лайновом режиме, сейчас мы пользуемся CD-ROM.

Необходимость предоставлять одновременно как современные, так и традиционные услуги ставит перед библиотекой ряд принципиально новых технологических и, что особенно важно подчеркнуть, организационных (управленческих) проблем, решение которых позволит создать виртуальнную (цифровую) библиотеку, представляющую совокупность собственных, отечественных и зарубежных информационных ресурсов. В последнее время в библиотечную практику введен термин гибридная библиотека, как естественный синтез традиционной и электронной библиотеки со всеми вытекающими из этого проблемами. Термин гибридная библиотека впервые был озвучен в ряде докладов на 66-й Генеральной конференции ИФЛА (Иерусалим, Израиль, 13 - 18 авг. 2000 г.).

В принципе функционирование реальной и виртуальной библиотеки однотипно - одинаковые входные данные (запрос) дают на выходе одинаковый результат (информацию). Единственное отличие виртуальной библиотеки будет определяться содержимым информационного доступного ресурса и не будет зависеть ни от физического места расположения информационного ресурса, ни от способов доступа к нему. Далее автор доклада будет пользоваться определением гибридная библиотека, которую можно создавать из "кубиков": собственных, отечественных, мировых информационных продуктов; современных технических средств и способов передачи данных. Гибридная библиотека может быть определена следующим образом: это управляемая среда (система), обеспечивающая интегрированный доступ к расширенному набору информационных услуг независимо от местонахождения исходного материала, его формата и характера хранилища, в котором находится материал. Доступ не должен определяться традиционными границами подчиненности - неважно, библиотека это, музей, архив, орган НТИ (научно-технической информации) и т.д. Гибридная библиотека должна объединять на базе открытых стандартов отдельные элементы в сетевую, многоотраслевую среду (систему). Безусловным условием является существование такой библиотеки в четких правовых рамках.

Два года как мы "больны" этой идеей. Хорошо проанализировав ситуацию, сделав необходимые расчеты, мы написали проект по созданию единой информационной среды города, основанной именно на реализации гибридной библиотеки, ключевым моментом которого является интеграция соответствующих стандартов в модель внутрибиблиотечных технологий.

В содержательном плане реализация проекта позволит:

  • обеспечить доступность получения и обмена знаниями и информацией, предоставление качественных образовательных услуг;
  • организовать комплексную информационную поддержку научных исследований, инновационной деятельности в рамках центров коллективного и индивидуального пользования информационными ресурсами, постоянного мониторинга качества поставляемой информации, необходимых мероприятий по защите информации;
  • создать распределенную базу данных, включая реализацию мультимедийных и дистанционных технологий обучения, как городского, так и одного из региональных центров;
  • реализация проекта соответствует самым передовым технологиям;
  • возможность построить на отработанных технологиях учебно-информационный центр региона.

Этот проект был заявлен в комплекте документов на получение университетом статуса "Губернаторский университет", аналогично - в комплект документов на получение г. Дубной статуса наукограда России.

Однако, как один из заявителей проекта, мыслящих реальными категориями, смею предположить, что навряд ли данный проект получит в полном объеме поддержку на любом уровне. И, как это не парадоксально, главным камнем преткновения будет являться не отсутствие необходимых материальных ресурсов, а проблемы управления. Причины, порождающие их, заключены в нашем законодательстве, нормативной базе.

Основой деятельности любой библиотеки является Федеральный закон "О библиотечном деле" (1994), который сыграл и продолжает играть положительную роль в отстаивании прав библиотек и их пользователей. Прошло уже достаточно времени, чтобы внести в него коррективы, а лучше основательно пересмотреть. И в конце 1998 г. в Госдуму был представлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О библиотечном деле".

В профессиональной прессе достаточно много публикаций, анализирующих жизнеспособность Закона. Я полностью согласна, например, с такой его оценкой: "Самое слабое место как действующего Закона, так и новой редакции - концептуальное, т.е. относящееся к его целям, сфере применения, используемым в нем понятиям. А поскольку каждая конкретная библиотека в своей деятельности руководствуется всем комплексом действующего законодательства, то разная трактовка концептуальных положений, определений и понятий делает Закон уязвимым для критики, снижает его юридическую силу, а решение конкретной проблемы для библиотеки делает неимоверно трудным" [1].

Непосредственная деятельность библиотек высших учебных заведений регламентируется пакетом документов Министерства образования, который опубликован частично в 10-ом выпуске журнала-справочника "Библиотека и закон", а полностью представлен на сайте Министерства общего и профессионального образования.

При внимательном их изучении, сравнительном анализе приходишь к печальному выводу - их писали разные "творческие коллективы", члены которых ни только друг с другом не знакомы, но и не изучают профильной нормативной базы родного министерства, не говоря об уже упоминавшемся выше Законе, а вместе с ним и ряде других: "Об информации, информатизации и защите информации", "Об информационном обмене" и т.д. Поэтому руководители вузовских библиотек вынуждены от отчаяния биться головой о стену и постепенно тихо сходить с ума.

"Примерная структура библиотек высших учебных заведений" и "Примерные штаты библиотек высших учебных заведений" на практике для чиновников являются не примерными, а строго законными. В соответствии с ними наша библиотека четвертой категории должна быть почти сельской.

Административно мы сохранили традиционно рекомендуемую структуру отделов. Однако штатное расписание внутри них не соответствует типовым нормам, за что мы благодарны администрации университета. С другой стороны, и содержание труда, его сложность также не соответствуют типовым должностным инструкциям. Труд каждого библиотекаря реально, а не на словах, наполнился новым содержанием. Ряд технологических процессов в продвижении документа объединены, отдел обслуживания взял на себя выполнение простых справок. Поэтому 80% успеха в нашей достаточно быстрой и полной автоматизации обеспечены именно нашим "джентльменским соглашением." Однако, как говорилось выше, библиотека готова реализовать новый проект, а администрация университета пока не научилась серьезно относиться к нашим планам и не готова пересмотреть наше "соглашение".

Анализ противоречий действующего законодательства - тема отдельного аналитического обзора, провести который может только группа разнопрофильных специалистов. Была бы колоссальная практическая польза, если бы Правительство поручило провести такую работу группе независимых экспертов, результатом которой явился пакет хотя бы рекомендательных документов, в которых необходимо особое внимание уделить следующей проблеме.

В чем же все-таки состоит качество нашей работы? Как мы можем убедить пользователей-читателей, администрацию и, прежде всего себя, что обеспечиваем отличное обслуживание, что нам нужны деньги на развитие и мы не потратим их понапрасну? Для сравнения библиотек между собой, определения их ранга (категории), а, в конечном итоге, качества их работы используется вполне механический (формальный) подход, основанный на следующих показателях:

  • суммарный расход на содержание библиотеки;
  • штаты (общая численность персонала);
  • общее количество наименований выписываемых журналов;
  • количество книг, получаемых в год;
  • общее число книг в фонде;
  • количество читателей, посещаемость, книговыдача.

Связь между высокими расходами и высоким уровнем общепризнанна, но никогда не доказывалась, как и качество обслуживания далеко не всегда зависит от количества фонда. Точно также библиотекари-практики неоднозначно трактуют методику расчета посещаемости и книговыдачи.

Невозможно при таком бурном развитии современных технологий увязать нагрузки на конкретного сотрудника с существующими нормативами [2]. Путь прохождения книги от заказа до читателя может быть сокращен за счет внутренней организации труда. У нас, например, по сравнению с "Межотраслевыми нормами:" [2] каждый сотрудник, создающий запись в ЭК, работает с нагрузкой в 6,9 раза в сторону увеличения, при этом каждая запись кроме стандартного библиографического описания сопровождается тематическим описанием содержания в среднем 70 лингвистическими терминами.

Другой пример, достаточно понятный всем, кто занимается каталогизацией в автоматизированном режиме. Труд каталогизатора в университетской библиотеке с универсальным комплектованием фонда и библиотекой узкопрофильного вуза принципиально разный. При одинаковом количестве обрабатываемых документов требования к труду, его содержание принципиально разные. Как правило, в случае универсального фонда каталогизатору необходимо владеть классификацией, терминологией науки во многих ее областях, реально представлять структуру научного знания в целом. По опыту нашей библиотеки можно утверждать, что полностью оправдывает себя подход, когда каталогизация, предметизация и систематизация производятся одним сотрудником, специализирующемся на той или иной области науки. Такая технология обусловлена самой моделью электронного каталога, где все виды СБА представлены воедино.

Очень многие толковые начинания в нашей деятельности реализуются излишне медленно, в определенной степени извращенно, не идут дальше зачаточного состояния по одной банальной причине - стереотип мышления и поведения. Неприятно раздражает, порой в опосредованно-оскорбительной форме затрагивает нас отношение к библиотекам в целом, и библиотекарям в частности государства. По своему социальному положению библиотекари традиционно находятся за чертой бедности. Общество в целом также до сих пор представляет работу библиотекарей как весьма необременительный труд. Поэтому в библиотеках на сегодняшний осложнилась кадровая ситуация: нарушились нормальные пропорции возрастных групп, выпускники вузов не стремятся работать по специальности, в библиотеках все больше становится случайных людей, из которых далеко не каждый превратится в процессе работы в хорошего библиотекаря. Инженеры-системщики, программист должны работать в штате библиотеки и под руководством библиотекарей-профессионалов, а не привлекаться со стороны.

Какие возможности у руководителя библиотеки бюджетной организации, ограниченного в свободе деятельности огромным количеством нормативных документов, остаются для того, чтобы работа не требовала излишних, непомерных усилий, а коллектив был заинтересован во внедрении новых технологий, в чувстве сопричастности, соавторства?

Безусловно, моральный аспект, признание заслуг библиотеки руководством вуза играет свою положительную роль. Но необходима и материальная заинтересованность. Практика доплаты за совмещение, расширение зоны обслуживания не всегда оправдывает себя, поскольку для части сотрудников по объему выполняемых работ она ничтожна, скорее носит психологический характер; попытка подключить других к решению сложных проблем полностью провалилась, поскольку они справедливо считают свою зарплату не соответствующей трудозатратам и либо увольняются, либо относятся к работе весьма формально; третья категория сотрудников - очень надежно и ровно работающих библиотекарей доплат не получала по той причине, что вакансий на всех не хватает и лучше для сохранения комфортного психологического климата никого не выделять.

У нас пока нет достаточного практического опыта работы с новыми технологиями: какие-то виды деятельности могут развиться и привести к созданию новых структур, какие-то будут носить временный характер. Наш небольшой опыт по созданию временных рабочих групп для выполнения конкретных задач оказался достаточно эффективен.

Достаточно большой резерв в кадровом подходе руководителя предоставляет возможность сыграть на разности характеристики (паспорта) рабочего места и должностной инструкции конкретного работника [3] Чтобы поддержать высокий уровень университетской науки и системы высшего образования, ЦБИК Министерства высшего и профессионального образования России должна проанализировать возможность получения библиотеками вузов статуса факультетов, как это практикуется в США [4].

Если в обозримом будущем мы не получим новой нормативной базы, дающей право администрации библиотек проявлять гибкость, принимать неординарные решения, процесс развития библиотек существенно затормозится.

Литература

  1. Столяров Ю.Н. Дума о библиотечном законе// Научные и технические библиотеки. - 2001. - №5.
  2. Сукиасян Э.Р. Некоторые особенности работы с кадрами в библиотеке Конгресса США// Научные и технические библиотеки. - 2000. - №8.
  3. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках// Библиотека и закон: Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день: Справочник. Вып. 3. - М.: Либерия, 1997.
  4. Варганова Г.В. Организация научно-исследовательской работы в библиотеках высших учебных заведений США// Научные и технические библиотеки. - 2001. - №4.