Информационные технологии и библиотека вуза на примере библиотеки международного университета "Дубна"
Шарова Т.С., Черепанова В.Г., Крюков Ю.А.
Библиотека Международного университета природы, общества и человека "Дубна",
г. Дубна, Россия
Sharova T.S., Cherepanova V.G., Krukov Yu.A.
International University of Nature, Society and Man, Dubna, Russia
В докладе рассматривается возможность реализации современных информационных Технологий на примере некрупного вуза.
Some of the ways of using modern information technologies in a middle size university are being under discussion in this report.
Международный университет "Дубна" открыт в 1994 г. Библиотека университета начала работу за год до его официального открытия - с ноября 1993 г. В том же году был написан совершенно залихватский проект развития библиотеки, задачей которого являлось создание на нашей базе Центральной публичной учебной библиотеки не только города, но и региона в целом как научного, учебно-вспомогательного учреждения открытого типа. Были определены этапы развития этой библиотеки, механизмы доступа к ней, разработана организация локальной информационной сети с последующим выходом в INTERNET.
Попытка создать такую библиотеку, естественно, была обречена на провал, поскольку не встретила понимания даже на городском уровне. Массовые городские библиотеки отказались от участия в создании единого информационного пространства, центра корпоративной каталогизации, сводного электронного каталога и до сих пор используют компьютеры в качестве пишущих машинок. Мы считаем, что решение этого вопроса по-прежнему актуально и надеемся, что сможем убедить своих коллег преодолеть чисто психологические препятствия. После отчета библиотеки на Ученом совете в апреле 2000 г., сопровождавшегося демонстрацией итогов пятилетнего труда, мэр города поручил нам разработать проект автоматизации муниципальных библиотек с определением этапов его реализации. Проект разработан, его реализация зависит от настойчивости мэра.
С 1995 г. библиотека начала создавать электронный каталог на основе АИБС МЕКА, разработанной фирмой "ЛАБиС ЛТД" (РГБ). Это однопользовательский вариант с автоматизацией только одного библиотечного процесса - каталожного поиска. Программа определяла свои условия индексирования произведения печати. В ней не было поля для занесения предметных рубрик. Предлагалось поле индекса ББК и поле дополнительного ключевого слова, но не предусматривалось формирование словарей для поиска по этим полям. Составляя поисковое выражение, пользователи могли только предполагать, какие из слов-индексов используются, и вынуждены были перебирать все возможные слова наугад. Кроме того, программа не предусматривала автоматизацию всех библиотечных процессов, поэтому библиотека вынуждена была в 1998 г. перейти на сетевую версию АИБС МАРК (Marc_net). К тому времени ЭК библиотеки насчитывал более 25 тыс. записей. Требовалась программа-конвертор, которая бы преобразовала данные в новый формат с минимальной потерей информации. Из-за существенной разницы в полях описания документов систем МЕКА и МАРК конвертация вызвала массу проблем и каждый документ пришлось корректировать, т.е. подстраивать введенную ранее информацию под новое значение полей.
Следующий этап внедрения АИБС МАРК - создание общей конфигурации библиотечной системы. Одним из главных преимуществ сетевой версии МАРК является ее гибкость в создании любой конфигурации иерархических связей, требуемых той или иной библиотекой, о которой, кстати говоря, из-за некорректного технологического описания, прилагаемого к программному продукту, приходилось только догадываться и додумывать в процессе создания системы.
Любая библиотека представляет собой сложную организационную систему обработки и продвижения документов от их заказа до непосредственно пользователя: читателя или сотрудника кафедры выдачи. Наша библиотека имеет следующую структуру:
- отдел комплектования и научной обработки литературы;
- научно-библиографический отдел;
- абонемент;
- читальный зал по естественным наукам;
- читальный зал по гуманитарным наукам;
- электронный читальный зал.
Первыми двумя отделами ведутся: электронный каталог книжных изданий, картотека периодических изданий и картотека статей из периодических изданий, проблемно-ориентированная БД научно-библиографического отдела. Каждая из этих БД имеет свою рабочую область (так называемый рабочий каталог) со строго определенным доступом и основной (главный) каталог, доступный пользователю с любой станции локальной сети.
Абонементом и двумя читальными залами производится электронная регистрация читателей и, таким образом, происходит формирование единой читательской базы. Но каждая из кафедр выдачи, работая с единым номером читательского билета, имеет индивидуальные базы данных посещаемости, книговыдачи, статистики и отказов. Читатель, в свою очередь, оформляя заказ-требование на отобранные им издания, формирует так называемую базу требований, которая также обрабатывается в электронном виде сотрудником библиотеки при подборе и выдаче литературы.
На сегодняшний день все основные технологические библиотечные процессы автоматизированы: от заказа литературы до процессов обслуживания читателей с использованием идентификационного штрихового кода издания и штрихового кода читательского билета, что позволяет фиксировать посещаемость, учитывать книговыдачу, создавать отчетную документацию, проверять издания на занятость, контролировать перемещение издания и т.д. Наиболее простым решением в данном случае явилась замена символов управления приложением АИБС МАРК вводом аналогичных символов посредством считывания штрих-кодов. При этом выбран вариант чтения штрих-кодов с подключением в разрыв клавиатуры. В таком случае при считывании кода устройство эмулирует ввод символов с клавиатуры. Становится возможным автоматизированный переход к нужному пункту меню программы (например, при переходе от возврата издания к выдаче новой литературы) также с помощью штрих-кодов, закрепленных на рабочем месте библиотекаря.
Применение информационных технологий позволяет не только максимально моделировать традиционные процессы, но и требует нового системного подхода к проблеме организации и управления труда. Существенно возрастают требования к квалификации сотрудников, возникает потребность в знаниях современных информационных технологий. При формировании библиографических описаний мы отказались от традиционного деления штата сотрудников на предметизаторов, систематизаторов, каталогизаторов. Разделение труда происходит по принципу отрасли знаний. После этапа комплектования, где формируются учетные формы изданий в электронном виде, описание документа по всем параметрам производиться одним человеком, специалистом в том или ином направлении науки. Именно такая организация труда позволяет сотрудникам быстро, полно и достоверно указать все аспекты библиографического описания, создавать паспортизацию ведения отраслевых БД.
В случае автоматизированной библиотеки все виды каталогов слиты в единый электронный каталог. Поэтому традиционная функция курирования совокупности библиотечных каталогов и картотек как взаимодополняющих частей СБА, возлагаемая обычно на справочно-библиографические отделы, заменяется необходимостью курировать ЭК, и эта задача уже выходит за рамки компетенции единственно библиографов, становится задачей администратора БД и решается всеми участниками создания ЭК. Библиографическая функция аналитической росписи произведений печати распространяется на отдел комплектования и научной обработки литературы, а задача ведения вспомогательного аппарата трансформируется в проблемы словесного индексирования содержания произведений печати.
Качество поиска по ЭК определяется двумя важными моментами. Прежде всего - способом раскрытия содержания произведений печати в нем. Как правило, читатели предпочитают задавать поисковое выражение с помощью слов. При этом пользуются известной им лексикой как научной (например, специалисты, работая с ЭК в рамках своей области знаний), так и общеупотребительной (тот же специалист, но исследующий проблему, далекую от круга его научной компетенции).
Известно, что в настоящее время проблема лексики, употребляемой в качестве словесных индексов для раскрытия содержания произведения печати, недостаточно разработана. Каждая библиотека и информационный центр решают ее по-своему, в зависимости от своего регионального уровня и отраслевой принадлежности. Существующие отраслевые тезаурусы, рубрикаторы, взятые в полном объеме, навряд ли применимы в универсальной библиотеке некрупного вуза, каковой является наша. Для использования уже готовых лексикографических баз нам потребовалось бы прежде каким-то образом их сокращать, компилировать, чтобы составить и вести свой собственный словник. И хотя МАРК позволяет использовать внешние тезаурусы и словари, это уже отдельное направление работы, к которому нам не представляется возможным приступить сейчас из-за небольшого штата сотрудников и отсутствия нужного количества компьютеров.
Как мы представляем, в большинстве библиотек, подобных нашей, в качестве словесных индексов применяют предметные рубрики своих давно сложившихся каталогов либо рубрики алфавитно-предметных указателей к систематическим каталогам. На сегодня подобные рубрики - это наиболее широко распространенное и унифицированное средство индексирования в универсальных по содержанию фондов библиотеках. Это обусловлено тем, что методика предметизации, ведения алфавитно-предметного указателя - традиционная, а, следовательно, хорошо разработанная и выверенная практикой область библиографирования. Немаловажную роль играет и то, что формулировки предметных рубрик знакомы многим читателям.
Однако, как показала практика, поиск и отбор записей в ЭК с использованием только предметных рубрик позволяет уточнять запрос лишь до определенного предела. Результаты поиска по узким темам или темам с нетрадиционной постановкой вопроса в этом случае характеризуются значительным информационным шумом и требуется просмотр большого количества изданий de visu.
Для того, чтобы предоставить читателю более или менее удобный поиск по ЭК, мы приняли решение индексировать содержание произведений печати подробно как с помощью индексов ББК, так и словесно. В результате у нас сложилась своеобразная методика индексирования, когда в качестве словесных индексов используются и отдельные ключевые слова, и дескрипторы, часть этих словосочетаний сформулированы как предметные рубрики. Лексика во многом повторяет лексику алфавитно-предметного указателя к ББК и энциклопедических изданий словарного типа. Несмотря на пестроту используемых словесных индексов, в наших каталогах возможен поиск по любому из признаков библиографического описания, их взаимосвязей, включая такой мощный аппарат как ключевые слова (в нашем ЭК имеется свыше 90 тыс. ключей) и персоналии. Наличие ключей позволяет отбирать записи как по обобщающим, так и по достаточно узким понятиям и темам. Каждый специалист, участвующий в создании ЭК, имеет наработанную терминологию по описанию своей отрасли знаний. Следует отметить, что очевидная полезность углубленного описания источника ключевыми словами, заключается не только в тематическом поиске любого уровня сложности. Наши читатели пользуются ими как своеобразной аннотацией к изданию, что позволяет более точно отобрать источники по заданной теме. В конечном итоге появляется возможность создать из словаря ключевых слов нормализованный словарь в пределах нашей компетенции.
Чтобы овладеть всеми подробностями и тонкостями работы с каталогом, необходимо ознакомиться с его устройством, много практиковаться в поиске, обладать информационной культурой, т.е. воспитать грамотного пользователя. И это - второе условие качественного поиска по каталогу.
В университете организованы занятия по обучению студентов основам информационной культуры. Но практика показала, что их недостаточно. Поэтому пришлось издать методическое пособие "Работа читателя с АИБС МАРК". Поскольку расширение штата - отдельное поле битвы с администрацией, на обслуживании у нас нет дежурных библиографов. Всю консультационную помощь пользователям оказывают работники отдела обслуживания. В конечном итоге такая организация консультационной помощи имеет несомненный положительный результат - библиотекари отдела обслуживания вынуждены основательно ознакомиться с возможностями программы, методикой поиска, что позволяет им стать полноценными участниками процессов автоматизации библиотеки в целом.
Возможность доступа к мировым информационным ресурсам заставила нас обратить самое серьезное внимание на новый вид информации - электронные издания и возможности предоставления их пользователям. В освоении возможностей INTERNET мы шли по пути: от простого к сложному.
Вначале мы отобрали и систематизировали список бесплатных ресурсов INTERNET для использования их как части курса библиотечно-библиографической грамотности с возможностью дальнейшего использования как нового вида справочно-библиографического обслуживания. Составлен был путеводитель по энциклопедиям, справочникам, каталогам национальных и зарубежных библиотек, издательствам, ретроспективной и текущей библиографии и т.п.
Мы пришли к выводу, что, к сожалению, электронные каталоги не всех библиотек достоверно выдают информацию даже по такому простому запросу как автор. Например, чтобы найти издание по автору в ЭК библиотеки МГУ, пользователь должен путем проб уяснить для себя, что нужно оформлять запрос следующим образом: фамилия автора, затем запятая, затем без пробела имя, затем с пробелом отчество. Но даже, если он оформит требование необходимым образом, не факт, что получит полную информацию. Можно это проиллюстрировать конкретным примером. Если мы зададим поиск по автору Зинченко,Владимир Петрович, результатом будет 1 запись. Если мы будем искать просто по фамилии Зинченко - результат гораздо эффективнее, хотя приходится просматривать большое количество записей. Поэтому запланировано, что сотрудники научно-библиографического отдела отработают систему поиска в ЭК различных библиотек и аннотируют ее в печатном руководстве. Там же будут проанализированы и описаны полнотекстовые БД INTERNET, работа с которыми сможет частично компенсировать отсутствие литературы по определенным вопросам дисциплин, преподаваемых в университете.
Наши преподаватели и студенты широко пользуются не только ЭК таких библиотек, как РГБ, ГПНТБ, ВГИБЛ, БЕН РАН, ГПИБ, но и возможностью получения электронных копий. Информация об индивидуальном абонементе на сервере ВГИБЛ позволила части преподавателей и студентов воспользоваться им. ВГИБЛ для нашего университета - родная библиотека, так как на протяжении нескольких лет для студентов-лингвистов организовывается на ее базе практика.
Решая вопрос об использовании всемирных информационных ресурсов, нам пришлось, прежде всего, основательно изучить:
- рынок электронной информационной продукции и перспективы его развития;
- какие электронные издания обладают несомненными преимуществами по сравнению с традиционными;
- качество, надежность предоставляемой информации и электронного доступа к ней;
- экономические затраты.
Это позволило нам получить достаточно ясное представление о соотношении традиционных и электронных источников информации в фонде нашей библиотеки. Мы на практике убедились, что INTERNET перенасыщен информацией, которая к тому же слабо струтуризована. Самый сложный поиск представляется по русскоязычной части INTERNET. Следует отметить ненадежность либо исчезновение сайтов, относительную достоверность информации, коммерческий подход. Все это заставило нас достаточно прагматично отнестись к возможностям мировой информационной сети, осознать, что мы сами можем влиять на перспективу своего развития в университете. Сочетая традиционные и новые информационные возможности, библиотека должна определить свою ведущую роль в вузе, а администрация университета должна поддерживать библиотеку в любых, предлагаемых ею, новшествах.
Поэтому следующим этапом в нашей деятельности было создание проекта виртуальной библиотеки как совокупности собственных, отечественных, мировых информационных ресурсов; современных технических средств и способов передачи данных. На сегодняшний день мы частично реализовали этот проект. Отобраны и систематизированы отечественные и мировые информационные ресурсы, которые представляют для нас интерес. Безусловно, в проведении этой очень трудоемкой работы огромную помощь нам оказали сайты таких библиотек, как РНБ, ВГИБЛ, БЕН РАН, ГПИБ, на которых представлены систематизированные путеводители по INTERNET. Наши читатели, а вместе с ними и мы, безгранично благодарны ГПНТБ за создание информационной системы "Виртуальная библиотека". И, безусловно, мы не могли пропустить проект Института "Открытое общество" "Электронная информация для библиотек", открывающий фантастические возможности для нашего Международного университета.
Наличие библиотеки компакт-дисков и сетевых технологий, которые позволяют получить информацию территориально удаленным пользователям, мы также считаем составляющей частью виртуальной библиотеки.
Сейчас мы приступили к созданию собственных полнотекстовых баз. Встал ряд проблем:
- преобразование документов в цифровой вид и их хранение в различных форматах;
- научно-библиографическая обработка электронных документов;
- создание удобного пользовательского интерфейса для формирования запроса на поиск в электронных коллекциях;
- создание механизма поиска по текстовым документам.
Мы понимаем, что необходимым условием является соответствие создаваемых полнотекстовых баз и программных средств работы с ними мировым открытым стандартам. Поэтому с особым интересом следим за тем, как быстро будет развиваться Межведомственная программа "Электронные библиотеки России". А пока библиотека совместно с отделом информатизации университета разработала собственную концепцию создания полнотекстовых баз и распределенного доступа к ним. Главный принцип - не спешить, не делать из создания электронных документов фетиш.
Создание и организация работы виртуальной библиотеки тесно связаны с ролью библиотеки в развитии дистанционного образования. Вся необходимая электронная информация по нему может располагаться на различных WEB-серверах университета при условии применения программы просмотра информации, использовании гипертекста и каталога описания документа, аналогичного имеющемуся в библиотеке ЭК. Университет только приступает к разработке концепции дистанционного образования, хотя практика проведения занятий на основе телеконференций уже наработана. Мы сами предложили руководству университета обоснованную модель участия библиотеки в дистанционном образовании.
Руководствуясь довольно слаженной программой развития библиотеки, мы столкнулись с ограниченными возможностями АИБС МАРК. Внедренная версия МАРК работает на сервере NetWare 3.11 в среде DOS и практически не адаптируется с другими программными продуктами, а также вызывает конфликтные ситуации в локальной университетской сети. Более 400 компьютеров объединены в единую университетскую сеть, которая через высокоскоростной оптоволоконный канал (2 MB/s) имеет выход в глобальную сеть. Сеть библиотеки строится на основе принципов, обеспечивающих доступ к каталогу с использованием любого из известных сетевых протоколов и операционных систем. Локальная сеть библиотеки объединяет 30 ПК. Поэтому проблемы с МАРК нам приходится решать чуть ли не ежедневно. Наиболее существенным недостатком АИБС МАРК, вследствие ее "конфликтности", является невозможность создания на ее основе удобных для пользователя полнотекстовых баз, хотя разработчики программы утверждают обратное. Возникла настоятельная необходимость в обновлении программного продукта, который позволит библиотеке соответствовать современному уровню информационных технологий. Мы возлагаем определенные надежды на версию Marc_ SQL.
Университет осуществляет тесное взаимодействие с крупным международным научным центром - ОИЯИ; формируется городская общедоступная сеть, объединяющая многочисленных пользователей домашних ПК и большое число организаций. Библиотека университета на сегодняшний день представляет собой неотъемлемую часть реализуемых в университете и городе сетевых проектов. Возникла насущная потребность сделать наши каталоги общедоступными и нам придется ее решать.
За шесть лет существования в библиотеке сложился уникальный коллектив. Стало нормой привлечение и трудоустройство специалистов не только в области библиотечного дела, но и из других областей науки. Это в значительной степени помогло преодолеть психологические проблемы внедрения и освоения новых технологий. Естественно, библиотека IV категории со штатом 22 сотрудника не может претендовать на особое место в российском библиотечном сообществе, но может, как нам кажется, определить для себя достаточно достойное существование. Для этого нужно совсем немного - желание постоянно учиться новому и работать в полную силу.
|